.Жизнь и Разум
.
. Пред.тема (90 ОС)
 
"Религия может быть отличным лекарством
 от многих душевных недугов, горя и трусости"
                                                      Грэхем Грин 
"Религия - всякая и всяческая - злейший враг человека,
 ибо она притупляет мозг, одурманивает его догмами,
вынуждает все принимать на веру, парализует самостоятельную мысль" Джек Лондон
"Если у вас религиозный склад ума, вы поверите во что , угодно, а если нет, то какую бы веру вам ни внушали, вы от нее все равно отречетесь" Сомерсет Моэм

Религия


Математ. анализ факторов религиозности

 
(Подробности) Индуизм Митраизм Монотеизм
 
Подробности: Диаграмма "Первые века человечества"
"От Авраама и Сарры до Иисуса Христа"
Буддизм Постулаты Сведения о личности Будды
 
Христианство Страницы биографии Иисуса
О зачатии от Духа Святого
Иисус и его окружение 12 Апостолов
О пророчествах рождения Иисуса
  Заповеди Иисуса Христа Мария Магдалена
Начальный этап христианства
  Православие и католицизм И многое другое
Ислам   Краткий обзор Корана Сунна и хадисы
  
Каббала Масонство Иллюминаты   Сатанизм
Какая же религия правильная? Значение религий в истории
Религия в современной жизни Церковь Вера Атеизм

.Причины появления, суть и место религий в обществе

Осознанный страх смерти и появление попыток каким-то образом ей противостоять приводят к возникновению тех или иных религиозных представлений.

Религия - установившаяся система взглядов той или иной части человеческого общества
на проблемы происхождения, существования и развития мира, а также любой отдельно взятой личности в этом мире,
ставящая во главу угла духовное начало - дух, бога или группу богов

Главными причинами возникновения и существования любой религии являются:

1. Первобытный человеческий страх перед грозными природными явлениями и стихийными бедствиями, например, громом, молнией, землетрясениями, цунами, извержениями вулканов, солнечными затмениями и т.п.

Этот пункт поставлен самым первым, потому что он присущ не только людям, но и любым другим животным. Хотя они и не в состоянии анализировать эти явления.

Потребность человека в хоть каких-то толкованиях этих процессов и стала первопричиной зарождения религиозных взглядов.

По мере многовекового накопления опыта, у людей возникла также необходимость в объяснении происхождения окружающего мира и осознании своего места в нем. Это привело к еще большему усилению религиозных запросов (см.далее).

На ранних этапах развития цивилизации, в период отсутствия каких-либо иных, научных объяснений, религиозные толкования представлялись единственно возможными и правильными.
Отрицательные последствия природных явлений всегда трактовались (и трактуются) каждой религией в качестве гнева богов или наказаний людей за их грехи.

2. Страх перед неотвратимой смертью

С определенного момента развития человек понял и осознал конечность своего существования. На примерах всех своих предков и современников, на бесчисленных примерах животного мира, предоставляемых всей окружающей природой. И постепенно пришел в неописуемый ужас.

В связи с этим большинство религий дают людям надежду на новую, иную жизнь (каждая - по-своему).

Испытывают страх смерти не только взрослые и старики, но даже и дети, болеющими тяжелыми и неизлечимыми болезнями и уже осознающими это. С ужасом воспринимают такие ситуации их родители и другие близкие родственники.

В случае потери близких родственников (от болезней, несчастных случаев, в результате стихийных бедствий, военных или криминальных действий, и даже вследствие смерти по старости) оставшиеся родственники от сожаления и ужаса могут, в отдельных случаях, даже сойти с ума. А то и раньше времени умереть.

Реально опасаются трагических последствий и некоторые из лиц, имеющих пагубное пристрастие к алкоголю и наркотикам (в перерывах между приемами этих средств).

Всем этим категориям страдающих или уже пострадавших лиц РЕЛИГИЯ действительно МОЖЕТ оказать реальную помощь. Если у них не хватает моральных сил превозмочь свои беды усилием воли.

Наблюдения за некоторыми развитыми животными дают повод предположить, что у некоторых из них тоже есть осознание смерти, как таковой. Только внешне, из-за отсутствия речи, оно выражаются в более простых формах, чем у человека. И вряд-ли они понимают и ее неизбежность. Например, слоны имеют свои кладбища, на которые отводят старых, умирающих особей. Наблюдают за их кончиной и даже производят примитивные ритуалы с костями сородичей, умерших ранее. По имеющимся сведения, некоторые из них даже плачут при этом.

Страх перед неминуемой смертью разным индивидуумам присущ в разной степени, но уровень этого страха парадоксальным образом совершенно не зависит от уровня интеллекта того или иного человека. Это две абсолютно разные, самостоятельные характеристики мозга. Даже самые выдающиеся ученые могут по-настоящему бояться смерти, на подсознательном уровне, или даже отдавая себе полный отчет в этом. И просто в связи с присущим каждому живому существу инстинктом самосохранения.
И, наоборот, некоторые лица с весьма ограниченным уровнем интеллекта и кругозором имеют весьма невысокий уровень страха перед смертью, не выше уровня упомянутого инстинкта.

Совпадение высокого уровня интеллекта и низкого уровня страха носит характер крайне редких исключений. А вот одновременное наличие высокого уровня страха и ограниченного уровня интеллекта, к сожалению, является очень частым. Весьма характерным является наличие каких-то средних значений обеих рассматриваемых характеристик. Более подробно об этом - см. в следующей подтеме ("Математический анализ...").

3. Страх наказаний за нарушения моральных (и иных) родовых или племенных установлений с момента их выработки данным обществом (по сути дела - его религией). Они могли быть (и бывали) крайне жесткими.

До появления права (как юридического понятия) мораль была единственным регулятором правил общественного поведения. Она же устанавливала и степень ответственности за их соблюдение, вплоть до лишения жизни. Например, жену, изменившую мужу, насмерть забивали камнями.

Еще больше верующие боятся наказаний за свои прегрешения уже "на том свете", перед лицом бога, во время т.н. Страшного суда.

Таким образом,

Главной причиной возникновения всякой религии является страх,
самым большим из которых является
страх перед неминуемой смертью

Известны многие случаи, когда доведенные до крайности в проявлениях своей слабости (любого рода) люди ударялись в особую религиозность и находили в этом свое успокоение. Например, путем удаления в монастыри или вступления в религиозные секты.

Принимая на себя, на свое божество (или божества) защиту от свойственных человеку с самого рождения страхов, религия (обычно - через церковь) практически всегда выступает в качестве доброй силы, противостоящей этим ужасам, поэтому обычно утверждает, что она основывается на любви.

Вместе с тем, довольно странным с точки зрения обычной логики (но очень понятным по политическим и, особенно, экономическим причинам) является неприятие практически каждой религией не только любых иных религиозных верований, но даже и самых незначительных ответвлений от своей базовой.

У любого человека, хотя бы смутно знающего о существовании других религий (пусть даже и совершенно не знакомого с их содержанием), это должно вызывать очевидные сомнения и вполне законный вопрос: почему миллионы людей верят во что-то иное?

Другими причинами появления и широкого распространения религий являются:

4. Возникающее стремление человека понять устройство мира и его происхождение (в сочетании с недостаточностью исходных сведений, с одной стороны, и интеллектуального уровня для их осмысления и правильного толкования, с другой). И, вместе с тем, относительная продвинутость человеческого разума по сравнению с интеллектом других животных, проживающих на Земле, достаточная для постепенной выработки религиозных представлений.

Ни у каких других обитателей Земли никакой религии, конечно, нет и быть не может. Их ум слабоват для этого.

Человек научился говорить и абстрактно мыслить (см. Абстрактное мышление). Он не только боится грома, но и пытается разобраться в причинах его возникновения. Он способен оценить и страхи сиюминутные, и невеселую перспективу, связанную с бесчисленными и повсеместными примерами смертности всего живого, без каких-либо исключений. И это приводит его, разумного, в состояние страха значительно большего. В его сознание начинают закрадываться мысли о поиске способа избежать смерти. И в форме религий такие пути как бы находятся.

5. Относительная простота религиозных учений (в сравнении с естественно-научным познанием и мировоззрением), их понятность и доступность каждому. Поэтому как раз люди с меньшим уровнем интеллекта и составляют главный контингент верующих.

Простота и общедоступность содержания религий являются фундаментальной основой любой из них
Тем не менее, практически любая религия всегда, в той или иной форме, подает себя как проявление высшего разума (человеческого или сверхчеловеческого). Для внушения мысли о своей "сверхнаучности" она использует осложняющую ее восприятие методологию: применение древних или просто иностранных языков, использование нестандартных календарей (юлианского, лунного), цитирование древних документов или высказываний по памяти, изучение и целенаправленное толкование выгодных для нее истин или моментов истории. Логические же нелепости тех или иных религиозных утверждений выдаются в качестве каких-то сверхидей, недоступных простому человеческому разуму ("Сие тайна великая есть", "Пути Господни неисповедимы" и т.п.).

Современные переводы и редакции Библии (ближайший автору пример - ее перевод на современный украинский язык) "облагораживают" ее содержание, сглаживают все острые углы первоначальных текстов, допускающих не всегда выгодные для церкви первоначальные формулировки.

При этом переводчики утверждают, что перевод сделан ими с арамейского (древнееврейского) и латинского языков. Но кто из них ими реально владеет? И где бы они взяли оригинальные тексты (особенно, арамейские)? Похоже, это прямой обман! На самом деле перевод с очередным "редактированием" сделан, скорее всего, с русского издания.

Повсеместной практикой стали упрощенный и искаженный (но всегда направленный на "улучшение") пересказ первоисточников многими проповедниками (в частности, на многочисленных религиозных телевизионных каналах), с последующим комментированием уже этих "цитат".

Остальные причины устойчивости религии в обществе являются, большей частью, вспомогательными, но, будучи тактически правильно и вовремя применяемыми, укрепляют ее. К ним относятся следующие.

6. Подавление (или даже физическое уничтожение) своих противников и носителей потенциально опасных для нее идей сформировавшейся церковью, а имено, ее специальными органами (особенно, т.н. "святой инквизицией") и отдельными проповедниками. Из-за этого общественное и, особенно, научное развитие сознательно тормозилось (и в меру сил продолжает тормозиться) религией на протяжении многих веков.

7. Подавление психики слабых духом людей атрибутами внешнего великолепия церкви и религиозных служителей (храмы, одежды, обряды, музыка, живопись, скульптура и т.п.).

8. Многовековое присвоение религией практически всех заслуг общества, его исторических побед, путем настойчивого подчеркивания роли ее так называемых чудесных предзнаменований, чудотворных икон, мощей и т.п. При одновременном замалчивании неизбежных в истории каждого народа горьких разочарований и бесславных поражений.

Хотя последние (как и все победы), до их наступления, тоже всегда сопровождались молебнами, иконами и иными религиозными действиями и атрибутикой. Это срабатывало далеко не всегда, но об этом служителям культа, видимо, вспоминать не всегда хочется.

9. Систематический перехват религиозными деятелями инициативы в любой гуманитарной деятельности общества; наполнение понятий, имеющих неоспоримую общечеловеческую ценность, исключительно религиозным содержанием, как то: совесть, порядочность, мудрость и др. (хотя все они являются далеко не только религиозными).

10. Беззастенчивая спекуляция религии на человеческом горе. Людские (в том числе, общенародные) трагедии она сплошь и рядом объясняет либо наказанием за грехи, либо испытаниями, посылаемыми свыше (даже когда совершенно очевидно, что жертву вообще наказывать было не за что).

Вместе с тем, отчаявшимся за себя или родственников людям она обещает (и часто таки дает!) успокоение и умиротворение, надежду на светлое будущее в потусторонней жизни, встречи с ранее умершими родственниками и т.п.
Объясняется это несовершенством и крайней слабостью человеческой психики, ее способностью подвергаться внушению и самовнушению, особенно, при их сочетании. В том числе, (и в основном) - на подсознательном уровне. Этот аспект религии настолько весом, что сохраняет благоприятную для нее перспективу еще на долгие века.

11. Постоянные усилия миссионеров и продвиженцев той или иной религии, для благозвучности именующих себя ее служителями или, в лучшем случае, учителями. (Определенное исключение из этого правила, в аспекте распространения, составляет иудаизм).

Какие там служители! Они-то как раз требуют, чтобы все служили им! И не просто так, не задаром. Целые кланы священников, их родственников и приближенных веками безбедно живут, зачастую буквально обирая всех втянутых в сферу своего влияния, и постоянно втягивая в орбиту своей деятельности все новые народы и новые поколения людей.

12. Устойчивость религии частично объясняется и тем, что многие естественно-научные деятели уклоняются от дискуссий с рядовыми верующими или представителями церкви. Или же не умеют делать это в доходчивой и одновременно убедительной форме. Более того, многие из них, будучи слабыми по духу, на старости лет, под влиянием страха смерти, "на всякий случай" переходят в лагерь верующих (точнее, псевдо-верующих). Это мгновенно предоставляет религии новые аргументы в полемике мировоззрений.

Представители церкви, со своей стороны, тоже стараются избегать таких контактов, в ходе которых имеется реальная возможность не только одолеть своих оппонентов по дискуссии, но и уступить им.

В поражениях не нуждаются ни те, ни другие.

* * * * * * *

Суть и место религии в обществе достаточно подробно описаны при перечислении причин ее появления и существования. Резюмируя изложенное в нескольких словах, можно сказать, что

Сутью и предназначением религии является
объяснение устройства мира, первоначальное морально-правовое регулирование конкретного сообщества людей, удовлетворение их главных эмоциональных потребностей

Или еще короче: объяснить, усмирить, направить, утешить, дать надежду.

 

Наверх

Математический анализ главных факторов религиозности

Проведем анализ совместного влияния двух главных факторов религиозности (страха перед неминуемой смертью и интеллектуального уровня отдельных людей) на религиозность общества в целом. Для этого воспользуемся следующим не совсем традиционным графическим построением (на котором площадь квадрата - это все человеческое сообщество).

Красным цветом на этом графике слева направо условно показана возможная интенсивность страха того или иного члена общества (вообще, и перед неотвратимой смертью, в частности). Для охвата любого теоретически возможного его уровня, интенсивность этой составляющей заливки ослабевает от 100% в левой части рисунка до нуля в крайней правой. Черным цветом показан диапазон уровня глупости человеческого сообщества, убывающий от 100% в нижней части рисунка до нуля в крайней верхней его части (где условно подразумевается полное просветление лучших умов человечества).

Среднестатистическим узучением типичного уровня страха человека по-настоящему всерьез пока еще никто не занимался. Проводившиеся разными исследователями тесты касались, как правило, узких групп людей, радикально отличающихся по возрасту и виду деятельности (студенты, военнослужащие, пожарные, космонавты).

Общепризнанные цифровые параметры этой психологической характеристики не введены. Хотя у некоторых авторов можно найти и вводимые ими параметры, как то - относительный уровень конкретного вида страха, по шкале от нуля до 10 (20 или 100), определяемый субъективно каждым исследуемым субъектом, так и обощающие параметры, например, ИПС - интегрированный показатель страха, являющийся простой арифметической суммой всех частных оценок.

Но ни число видов страха при тестировании, ни их конкретные виды никакими регламентами не устанавливаются.

Более того, многие из вопросов, касающиеся того или иного вида страхов, заранее предполагают (или допускают) недостоверность ответов, например, связанные с семьей, служебной карьерой, общественным мнением, методами лечения и др.

* * * * * * *

Совсем другая ситуация сложилась в исследованиях уровня интеллекта. Очевидно, это связано со значительно большей ценностью этого параметра, особенно, при приеме на работу потенциальных кандидатов.

Этот раздел психологии опирается на математические методы статистического анализа вероятностных данных.

Математика (Гаусс и последователи) давно установила, что распределение вероятностей случайных процессов описывается так называемой нормальной кривой. Это такой себе колоколообразный холмик на графике, который показывает изменение вероятности события (любого) по отношению к максимально возможному ее уровню, в зависимости от степени отклонения (удаления) от точки этого максимума. Это отклонение измеряется через равные промежутки заданной величины (любой).

Математическая формула для построения этой "нормальной" кривой весьма сложна, поэтому мы используем ее в готовом виде. Благо дело, она показывает свою достоверность на протяжении уже почти двух столетий. А в самой природе работает миллиарды лет.

Массовыми тестовыми исследованиями, проведенными миллионы раз, убедительно показано, что степень развитости ума человека (способности к накоплению суммы знаний, а также ее наиболее быстрому и эффективному использованию) является врожденной характеристикой (в решающей степени, хотя и с учетом частных корректировок по генетическому происхождению, доступности образования и его престижности, общему уровню жизни и т.п.), а, главное, статистической величиной.

Более того, что она великолепно накладывается на нормальную кривую Гаусса. (Ничего удивительного здесь нет, ведь уровень интеллекта является лишь одним из многочисленных частных случаев вероятностных процессов в природе).

Наиболее типичному, массовому значению уровня интеллекта человека приписан уровень в 100 условных единиц, названных коэффициентом интеллекта, по-английски - IQ (intelligence quotient).

Как и предписывает нормальная кривая, значительная часть людей (около 68%) оказалась в диапазоне развитости IQ от 85 до 115. Это характерные значения и для всх других вероятностных процессов. Поэтому шкала IQ и проградуирована с шагом 15 единиц, внутри которых, понятное дело, подразумевается и деление их с точностью до одной единицы.

Важное примечание: проценты на выносных линиях в верхней части рисунка означают не их длину, а площади расположенных ниже цветных "кривоугольников", ограниченных горизонтальной осью координат, пределами измерений (вертикальные линии слева и справа) и самой нормальной кривой (кто учил интегралы, и так понимает, о чем идет речь). Именно эти площади и определяют, в данном случае, количество (процент) людей с тем или иным уровнем интеллекта, в том или ином диапазоне.

Для практических нужд тестирования авторам методик пришлось составлять тесты (около 40 заданий на логику, и сообразительность, а не на запас знаний) с учетом того обстоятельства, что имеется немало людей, способных решать задания гораздо быстрее нормативно заданного времени (обычно - 30 минут) или выполнять гораздо более сложные задания.

Для дифференциации таких умников уже между собой, в состав тестов введен ряд заданий нарастающей трудности, способных, как считается, "затормозить" любого. Итоговый результат формируется на основе правильно выполненных заданий и с учетом коэффициента их сложности.

Подведение итогов тестирования остается вне поля зрения испытуемых; они получают готовые результаты, без каких-либо объяснений и возможности их оспаривать. Итоги, как равило, подводит специализированная компьютерная программа.

Некоторые соответствия IQ и обычной человеческой речи:
55-70 - порог умственной отсталости;
70-85 - некоторая "заторможенность" (по другим данным - легкая умственная отсталость);
85-100 - нижняя половина среднего диапазона нормы IQ;
100-115 - верхняя половина среднего диапазона нормы IQ;
115-130 - интеллект выше нормы;
130-145 - начало уровня одаренности;
145-160 - одаренность.
Далее - исключительная одаренность и, наконец, гениальность (таких людей ничтожные, тысячные доли процентов).

* * * * * * *

Но что мешает применить те же методы математических статистических исследований и для измерения уровня страха? Ответ: ничто. Кроме нашей инертности и костности.

Здесь может быть только одно, но чисто идеологическое возражение: страх, мол, преодолевается воспитанием, любовью к семье, Родине и т.п.

Да, преодолевается. Но внутри нашего сознания он сидит, будучи изначально заложенным в нашей биологической сущности. Начиная с инстинкта самосохранения (самого сильного из всех существующих).

И нет никакого сомнения, что все мы боимся по-разному. Кто-то боится любого пустяка, начиная с элементарных фобий, а кто-то - только ползущего на тебя танка, ведущего интенсивный огонь. Или сильной грозы в открытом поле.

А вот в вопросе измерения страха(ов) еще, как говорится, конь не валялся. Ни шкалы, ни единиц, ни методов измерения...

Стоп! А вот метод измерения как раз есть! Это все тот же метод математической статистики! Ведь степень распределения такого сомнительного человеческого достоинства, как страх, не может быть никакой другой, кроме как случайной (то есть, вероятностной). А случайности, как уже показано, прекрасно укладываются в описывающие их закономерности.

Поэтому, не мудрствуя лукаво, используем для описания страха ту же нормальную кривую, что и чуть выше, представлявшуюся для степени интеллекта. Используем не названную пока (никем) силу страха шкалой их трех условных "значений" ее интенсивности - Смелость - Норма - Страх (подразумевая, что впоследствии ее можно будет разделить на какое угодно число каких угодно единиц, например, на 200, аналогичных шкале IQ). А, главное, применим те же проценты распределения количества людей внутри каждой степени силы страха (хоть и без названия). В вероятностном процессе они просто не могут быть какими-то иными.

Теперь осталось совместить оба фактора на графике поля человечества, представленного в самом начале подтемы. Получим такое изображение:

На правом острие красной стрелки, после слова "Смелость", можно было разместить еще надпись "Зона героев", но для нее просто не хватило места.

Из построения видно (правая верхняя часть поля), что только четверть человечества являются относительно смелыми и, одновременно, относительно умными людьми. У этой четверти населения имеется минимум предпосылок для появления и поддержания религиозных взглядов.

Наоборот, три четверти людей (все остальные) трусливы, глупы, а то и одновременно имеющие такие "потенциалы" своих личностей. Вот тут то и сохраняется благоприятная среда для появления и развития религий. Особенно, в левой нижней части поля.

За пределами белого квадрата вообще находится страшная публика, с параметрами страха и ума, которые ниже нормы. А это, ни много, ни мало - 28,17% населения Земли! [100% - (84,75% х 84,75%) = 100% - 71,83%]

И только часть населения, входящая в пределы зеленого квадрата (2,5% от общего количества населения планеты), почти гарантировано не будет религиозной.

Оппоненты могут возразить, что есть немалое число нобелевских лауреатов, заявлявших о своей вере в богов. Это говорит только об исключительной трусливости этих лауреатов, их страхе перед неизбежной смертью. Переместите голубой квардатик по горизонтали влево, подальше. Вертикальное положение (гениальность) сохраните. И человек попадет в алую область животного страха. При всей своей гениальности.

Наверх

Язычество

Исходными, самыми древними религиями большинства народов, являются многочисленные варианты политеизма (многобожия) под общим названием язычество. (Описание - на отдельной дополнительной странице сайта, с таким же наименованием).

 

Наверх

Индуизм

Индуизм - религия индусов и связанных с ними этносов (Непал, Бангладеш, Шри-Ланка и др). Самоназвание этой религии - санатана дхарма, что означает извечный закон, порядок. Его исповедуют более миллиарда человек. Является весьма продвинутым вариантом язычества.

Несмотря на значительное переплетение праславянской и древнеиндийской культур, содержание индуизма имеет чрезвычайно специфические, присущие только ему черты, во многом трудно доступные для понимания нынешними славянами и другими европейскими народами. В этом нет ничего удивительного, если принять во внимание то обстоятельство, что исход ариев (в т.ч., праславян из Индии) произошел около 5 тысяч лет назад, и в дальнейшем их культуры развивались абсолютно независимо друг ото друга.

Кроме того, даже внутренние причины развития индуизма (огромная территория, колоссальные временные отрезки, этническая неоднородность) привели к тому, что как нечто единое и окончательно установившееся на сегодня индуизм не существует.

Тем не менее, всем его разновидностям присущи многие общие черты. В первую очередь, это стремление к истине, правильному поведению, добросовестность, чистота помыслов, незлобивость, ненасилие над любыми живыми существами.

Богами индуизма являются Вишну, Кришна, Брахма (или Брахман), Индра, Шива и др., приоритетность которых меняется в разных регионах.

Важнейшими понятиями индуизма являются дхарма (порядок), карма (судьба), самсара (перерождения души), мокша (высшая цель), брахман или атман (высшее космическое духовное начало, безличный абсолют; это же название члена высшей жреческой касты и имя собственное одного из богов), каста (сословие), варны (набор из четырех имеющихся каст: брахманы - высшие жрецы, кшатрии - воины, вайшью - народ, земледельцы и ремесленники, шудры - низшая, обслуживающая всех остальных каста).

Перерождения считаются нежелательными, свидетельством неправильной жизни человека или другого живого существа. Цель человека - жить правильно и прервать (завершить) цепь перерождений.

Индуизму присуще бесчисленное множество течений, школ, ритуалов, хотя завершенной церкви он не имеет.

Священными книгами индуизма являются Ригведа, Веда гимнов, Самаведа, Веда напевов, Рамаяма (о древнем царе и полубоге Раме) и многие другие.

Наверх

Митраизм

Своеобразным вариантом язычества могут считаться верования древних народов, связанные с поклонением Солнцу. Это может быть либо само светило, либо боги, олицетворяющие его. Такие верования принято называть митраистскими, от имени одного из главных индоиранских богов - Митры. Во многих древневосточных религиях Митра был богом Солнца, богом договора, согласия, покровителем мирных, доброжелательных отношений между людьми.

В праслявянской религии его соответствиями являются Всевышний (или Вышень) и (в некоторых вариантах, видимо, подвергшихся египетскому влиянию) Ра (или Сурья). Поэтому эта религия тоже относиться к группе митраистских.

В принципе, весьма логичная и вполне оправданная религиозная система, основанная на реальных погодных явлениях.

Наверх

Монотеизм

Главными, широко распространенными и наиболее известными монотеистическими (признающими только одного бога) религиями являются (или, по крайней мере, считаются): иудаизм, христианство, ислам (то же, что и мусульманство или магометанство) и буддизм. Все они имеют сравнительно небольшой в историческом масштабе возраст - от нескольких сот до нескольких тысяч лет (примерно от 50 до 200 поколений людей).

В каждой монотеистической религии в качестве древнего рудимента неизбежно присутствуют элементы политеизма. В иудаизме, наряду с Господом-богом, действуют многочисленные ангелы и дьявол, в христианстве - тот же Господь-бог (Бог-отец), плюс Иисус Христос (Бог-сын) и осязаемый в образе птицы голубя Святой Дух (т.н. святая Троица), те же ангелы и дьявол, в некоторых течениях христианства, фактически, даже и Богоматерь, и т.д.

Вот такой он, "монотеизм".

Большинство религий имеют многочисленные варианты, сектантские и конфессиальные разветвления, которых особенно много в христианстве.

Слишком подробный разбор каждой отдельной религии в текущей теме не входит в задачу автора данного веб-сайта. Здесь монотеистические религии представляются в наиболее обобщенном виде. Однако, каждой из них посвящена отдельная страница (ссылки на них даны в нескольких следующих абзацах).

Наверх

Иудаизм

Самой древней по времени возникновения и официально признанной в качестве первой монотеистической религии является иудаизм. Его официальное и даже письменное оформление состоялось под непосредственным руководством Моисея, следовательно, в период исхода евреев из Египта (около 1450 г. д.н.э.). (Подробности - на отдельной странице сайта).

 

Наверх

Буддизм

Буддизм - нравственно-религиозное учение о ценностях и смысле жизни, которое основал Сиддхартха (Сиддарта) Гаутама (впоследствии - Будда Гаутама, или просто Будда). Наряду с христианством и исламом буддизм является одной из трех мировых религий. Создан в древней Индии в VI в. до н. э. и поэтому является одной из специфических разновидностей индуизма (Подробности - на отдельной дополнительной странице сайта).

 

 

Наверх

Христинство

Христианство - монотеистическая религия (одна из трех т. н. мировых религий, наряду с буддизмом и исламом), основывающаяся на вере в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, умозрительного воплощения 2-го лица триединого Божества - Троицы, а также в бессмертие души, в Страшный суд, Царство Небесное, как место второй, загробной жизни праведников, и Ад - место будущего мучительного пребывания грешников.
(Подробнее о христианстве и личности Иисуса Христа см. в специальном разделе данного сайта).

 

Наверх

Ислам

Самая молодая по времени образования монотеистическая религия - ислам (мусульманство, магометанство). В качестве бога она исповедует Аллах'а.

В 610 г. н.э. откровение о его существовании и об основных постулатах ислама получил некий МухАммед (МохАммед, Магомед). Он и стал пророком этого бога. Исламисты считают, что принятый в иудаизме Господь-бог это и есть их Аллах, а просто Авраам, Израиль, Моисей и другие его неправильно поняли. Аллах - настоящий, подлинный и единственный бог для мусульман.

(Дальнейшие подробности - на отдельной странице сайта , посвященной исламу).

 

Наверх

Каббала

Согласно Большой Энциклопедии Кольера:

Каббала (древнееврейское «предание»; от «каббель» – «принимать»), эзотерическое (доступное только избранным), мистическое (познаваемое только интуитивно) течение в иудаизме.

(То есть, ни определения, ни объяснения. Поэтому и не заключено в рамку).

Название указывает на то, что каббала как тайное учение была получена в виде особого Откровения немногими избранниками. Далее это знание передавалось тем, кто был способен воспринять его, понять мистические законы и использовать их должным образом. Распространена крайне незначительно.

Каббала подразделяется на две части: теософскую ("божественную мудрость") и практическую.

Основой первой из них являются представление о мире как об эманации (истечении, в другой трактовке - проявлении) Божества. Бог («Эн-соф», «бесконечность») непостижим, но проявляет свое существование в мире посредством постижимых десяти «сфирот» ("мудростей") – десяти стадий эманации, или источников сияния: Кетер («Венец»), Хохма («Мудрость»), Бина («Разум»), Гедула («Величие») или Хесед («Милосердие»), Гевура («Сила») или Дин («Суд»), Тиферет («Краса») или Рахамим («Милосердие»), Нецах («Долготерпение»), Ход («Великолепие»), Цаддик («Праведный») или Йесод Олам («Основа мира»), Малхут («Царство»).
Короче говоря, учение для тех, кто корчит из себя особо умных.

Теософская каббала содержит в качестве заимствований элементы египетской, вавилонской и греческой философии, философии Филона Александрийского, а также учений ранних христианских гностиков ("знающих"). В каббалу вошли представления о перевоплощении и переселении душ, о награде и наказании после смерти.

Практическая каббала представляет собой теургическую (воздействующую на божество!) сторону (часть) мистических и эзотерических учений. В ее основе лежит вера в то, что посредством определенных действий можно совершать чудеса и ускорить приход Мессии. Для этого каббалисты оперируют именами Бога, определенными словами, используют талисманы, амулеты, теософские арифметические вычисления, прибегают к аскетическим упражнениям. Ангелы, вызванные по желанию каббалиста, могут исполнять его волю, а духи и демоны отгоняются молитвами и амулетами.

Каббалисты полагают, что тайное учение передано Богом через ангелов Адаму и далее – Ною, Моисею, Давиду, Соломону, наконец, известному мудрецу-мистику рабби Шимону бар Иохаю, который записал его во 2 веке. Эта легенда указывает на глубокую древность каббалы.

Изучением каббалы занимались (и занимаются) многие христианские церковные лидеры, некоторые из их идей нашли отражение в учении о Троице. Одним из выдающихся христианских каббалистов был Пико делла Мирандола (1463–1494). В библиотеке его современника, папы Сикста IV, имелось много каббалистических трудов (в латинском переводе).

Каббала - относительно мало популярное в мире религиозное течение для тех, которые откровенно позиционируют себя в качестве "избранных" (типа масонства у христиан, см. далее). Как оно решает основные задачи религии (моралистику, утешения и надежды), автору данного сайта не известно (и не интересно).

Для считающих себя "избранными" на сайте есть еще одна страница - Эзотерика.

 

Наверх

Масонство

Масонство - религиозно-нравственное движение в христианстве, связанное с удовлетворением религиозной потребности
на внецерковной основе

Слово происходит от английского mason - "каменщик".

Первая ложа (Великая ложа) основана в Лондоне 24 июня 1717 года. Из Великобритании масонство распространилось в другие страны (в т.ч., в Швецию, Францию, Испанию, Италию, Россию и др.)

Группу масонов объединяет ложа. Объединение из нескольких низовых лож - орден. Члены масонских лож именуют друг друга братьями. Братья делятся на учеников и товарищей. Руководит ложей мастер, орденом - великий мастер. Великой ложей - гроссмейстер. (Структура может иметь и другие особенности).

Масонство оказало большое влияние на культуру и искусство (опера В. А. Моцарта "Волшебная флейта", собор Св. Павла в Лондоне, некоторые церкви в Москве, дизайн долларов США, по некоторым данным - пятиконечная звезда и др.).

Для масонов одним из источников мистического вдохновения выступает Библия. Масонский взгляд принимает все, что родилось вне христианства, если оно, по их мнению, согласуется с их представлениями о христианстве. К культурному наследию античности (и не только ее) было почти такое же отношение, как и к Священному Писанию.

Религиозная вера русских вольных каменщиков покрывала произведения этих авторов ореолом "святости" и ставила в одном ряду с Библией. Масоны стремятся говорить не "от себя лично", а ссылаясь на "просвещенных мудрецов" и воспроизводя установившиеся взгляды.

Отличительной особенностью масонского взгляда на историю возникновения и развития общества вольных каменщиков выступает неразрывное единство священной и гражданской истории. При решении историософских вопросов основное внимание уделяется Пятикнижию Моисея.

Античность с ее мифологическими героями, средневековье и то время, в котором жили(вут) и творили(ят) русские масоны, мыслились как единое целое.

Масоны считают, что Дух Святой присутствует в каждом из людей, делая их сынами Божьими, но раскрывается он не в каждом из них, а только в "благоразумных".

История мира в аспекте соединения человека с Богом как бы располагается концентрическими кругами, в центре которых стоит орден, а внутри него выделяется группа людей - просвещенных и мудрых, которые уже входят в соединение с Богом. Смысловое духовное единство исторического процесса жизни людей обеспечивается не Церковью, а орденом как "Храмом Бога Живого". Именно орден, степень его распространенности в общественной жизни является духовным проводником гармоничного устройства как самого общества, так и человека.

В основе масонской философии лежит положение о сотворенности мира Богом - т.н. идея "тварности" (творения) . Натура имеет свой источник в Боге. Он предстает как Абсолют, по отношению к которому любое проявление бытия есть относительное. Бог является источником блага и центром совершенства. "Бог есть средоточие всего", - говорят братья. Для масонов мир нельзя мыслить вне Бога. Однако, отождествлять Бога и натуру нельзя. Творец раскрывает Себя через натуру. Творение - это свободный дарственный акт Бога. Мир сотворен Божественной волей "из ничего". Творение "из ничего" - это догмат веры масонов, совпадающий с христианской традицией.

Целостность мира - одна из устойчивых черт масонских взглядов. Мир сотворен в определенном порядке и стройности из милосердия и любви. Мир для масонов предстает как живое целое, имеющее определенную структуру. Выделенная интуиция противостоит представлению о мире как о простой сумме различных вещей и процессов. В мире действует универсальная симпатия, которая связывает мир в единый организм - органическое целое. Взаимное притяжение, или "магнетизм", укрепляет узы взаимной любви. Тварные существа в своей любви одарены способностью уподобляться Богу. В этом состоят их предназначение и подлинная жизнь.

Особенностью нравственной философии русских масонов является следование "святоотеческой" традиции органического единства образа мысли и образа жизни, теории и практики. Для масонского мировоззрения можно говорить о пафосе автономии человека в решении духовно-нравственных вопросов - составляет отличительную характеристику русского масонства 18-19 веков и на всех этапах исторического развития. Ни одна сила не может нарушить суверенитет человека: ни государство, ни церковь, ни какой-либо иной социальный институт.

В масонских ложах проповедуется постепенный переход от одного уровня религиозно-нравственного познания к другому. Все степени посвящения имеют мистический смысл. Истины вольных каменщиков связаны с истинами религиозного чувства и веры, с определенным опытом переживания окружающего мира, которое и привело братьев в масонские ложи. Стремление к поэтапному формированию нравственного сознания и нравственной деятельности каждого брата выражает одну из основных установок масонского образа мысли.

В качестве непосредственного образца жизни для масонов выступала жизнь вочеловечившегося Бога - Иисуса Христа. Путь масона - это путь восхождения от тварного человека к Божественной природе. Достигнуть "обожения" человек может только через "соработничество" с Богом. Космические последствия грехопадения, когда все тварное подверглось смерти и тлению, могут быть преодолены только человеком. Мир идет за ним, потому что он - как бы природа человека. Путь спасения мира есть путь соединения первоначального образа человека с Первообразом. "Соработничество" Бога и человека возвышает и спасает и натуру.

Масоны считают стремление к познанию одной из врожденных способностей человека. Но мирское разумное знание, которое получило распространение среди людей, по мнению масонов, есть "буйная мудрость", происшедшая от змия-искусителя. Он привязал человека к чувственному миру. "Чувственное" знание происходит от гордости и себялюбия человека [Почему?]. Вырабатываются ложные чувственные понятия, сквозь которые не может [???] проникнуть Свет Божий. Разум же сам по себе, в том состоянии, в котором он находится в настоящее время, не может постигать сверхъестественных вещей, следовательно, не может и указать путь к преображению и возрождению. Человек с подобным разумом по-прежнему находится в состоянии тьмы.

Вполне естественно, что масонство не принимало того просвещения, которое шло с Запада. Более того, само просвещение для масонов имеет ярко выраженный религиозно-философский смысл. Знание для масонов есть "внутренний Первоначальный Свет; а незнание - "внутренняя Первоначальная Тьма".

Среди масонов считается, что Иисус Христос оставил не только то учение, которое передано Его учениками в Евангелиях, но и некое тайное знание. Оно передавалось в устной традиции. Только представители христианских конфессий масонов достойны этого истинного знания. Считается важной идея "некоторого важного таинства", от которого "зависит судьба человеческого рода".

Среди русских "каменщиков" ходило предание о том, что первые ложи были открыты Петром Великим, но документально это не подтверджено.

В России существовали английская, немецкая и шведская система масонства с разными степенями посвящения.

Среди членов российских лож было много представителей партий кадетов, эсеров и других партий либеральной ориентации, так или иначе ориентированных на свержение самодержавия.

Например, ложа "Розы" состояла из депутатов Государственной думы, фактическое руководство масонскими ложами России осуществлялось секретарями Верховного совета (в 1915-16 А.Ф.Керенский, с июня-июля 1916 А.Я.Гальперн). Встречаясь на масонских собраниях, политические деятели, формально различной политической ориентации, обсуждали и согласовывали свои действия в Думе. Своя ложа объединяла журналистов либеральных и левых изданий. Перед Февральской революцией в состав ложи "Великий Восток" вошел и большевик И.И.Скворцов-Степанов.
Ряд членов Временного правительства продолжал встречи в ложах и после прихода к власти, но такие видные политики как князь Г.Е.Львов, П.Н.Милюков, М.В.Родзянко были настроены анти-масонски.

После Октябрьского переворота 1917 года деятельность масонов в России была прекращена. Но после падения коммунизма ложи стали создаваться вновь.

 

Наверх

Иллюминаты

Иллюминаты (от лат. illuminati - просветленные или просвещённые) - общее название нескольких реально существовавших или предполагаемых исторических и современных тайных групп масонского типа. Обычно под этим названием понимают Общество (Орден) баварских Иллюминатов, основанное в 1776 года профессором юриспруденции Адамом Вейсгауптом (кстати, эта фамилия переводится с немецкого как "белый главарь").

Общество фактически создано на руинах Ордена иезуитов ("Общества Иисуса"), распущенного папой Римским в 1773 году, и, как бы, в противовес и в полную противоположность ему. Однако по форме организации и порядкам в нем оно во многом повторяло организацию иезуитов (в частности, исповедовался принцип достижения цели любыми методами). А по степени избранности его членов и секретности действий общество было практически неотличимым от самых закрытых масонских лож.

Радикальным отличием общества баварских Иллюминатов была его выраженная антирелигиозная (фактически) и антигосударственная направленность. Его можно охарактеризовать в качестве радикального ответвления сообществ эпохи Просвещения. (И в этом аспекте - весьма симпатичного автору данного сайта).

В те времена, конечно, нельзя было в открытую объявить себя противником Бога и религии и остаться при этом при своем положении в обществе. В связи с этим в среде образованных людей сформировалось т.н. религиозно-философское воззрение деизма, согласно которому, Бог, однажды сотворив мир, не принимает больше в его судьбе какого-либо участия и не вмешивается в течение событий.

Официально целью Иллюминатов было объявлено совершенствование и облагораживание человечества. Вейсгаупт утверждал, что естественный человек по природе своей не является плохим. Плохим его делает окружение: религия, государство, внешние влияния. Естественные права на равенство и свободу, данные каждому от рождения (прямо как в современной нам Всеобщей декларации свобод и прав человека!), у него были отняты. Таким образом, когда человек будет освобождён от давления социальных институтов и начнёт руководствоваться в своей жизни исключительно холодным рассудком и знанием, проблемы морали отпадут сами собой.

Во многом (если не полностью) эти во многом передовые идеи носили теоретический, абстрактный характер.

Устав ордена требовал от его членов соблюдения строгой секретности, безоговорочного повиновения старшим, постоянной самопроверки путем письменных ответов на специальные вопросники. В дополнение ко всему, Иллюминаты скрывались под псевдонимами.

После структурного завершения создания общества им руководил ареопаг из 12 человек (по типу 12 апостолов). Однако, из-за не полностью удовлетворенных личных амбиций некоторых членов этой верхушки, он вскоре распался.

Самое большое число членов Ордена составляло около 650 человек. Это была сравнительно небольшая группа буржуазной интеллигенции и либеральных дворян, авангард немецкой буржуазии, практически не связанный с ее основными слоями. Иллюминаты были принципиальными противниками вовлечения в свое движение "непросвещенных" народных масс.

Движущая идея Иллюминатов естественным образом противопоставляла их властям и церкви. Иллюминаты, как и тайные общества вообще, были запрещены властями и церковью.

После официального закрытия общества (1784-1785 гг.) некоторые его руководители покинули Баварию самостоятельно, а другие были уволены со всех своих официальных должностей и высланы из страны в принудительном порядке. В 1787 году вербовка в Орден была объявлена преступлением, наказуемым отсечением головы. Тем не менее, Иллюминаты ещё какое-то время продолжали своё существование.

В Баварии с 1787 года начался настоящий поход не только против Иллюминатов, но и против всех заподозренных в сочувствии идеям Просвещения. Иллюминатов лишали кафедры, увольняли с государственной службы, иногда даже подвергали аресту и заключали в тюрьму

Легенда о "заговоре иллюминатов", возникшая еще в 1789 году, способствовала упадку влияния масонства (под личиной которого работало это общество) в ряде стран, в частности, во Франции.
Считается, что к 1796 году не сохранилось даже следов этой организации.

Однако, до сих пор не существует твердой уверенности, что в конце своего первого периода деятельности Орден распался окончательно, а не ушёл в глубокое подполье. В 1896 году Орден Иллюминатов был официально возрождён в Дрездене. Сейчас существует несколько организаций, утверждающих что они являются духовными и идейными наследниками Вейсгаупта и баварских Иллюминатов.

Использование понятия "иллюминаты" обычно предполагает зловещую организацию заговорщиков, которая стремится управлять мировыми делами, изменив существующий порядок на прямо противоположный. Очевидно, сказывается наше слабое знание их целей или неприемлемость их методов.

В наше время деятельность иллюминатов упоминается в некоторых художественные произведениях, в частности, в романе Дэна Брауна "Ангелы и демоны" (по которому уже снят и фильм, режиссер Рон Ховард), К сожалению, особой достоверностью и научностью они не отличаются. Зато хватает детективной составляющей и зрелищности…

Подробности (основной источник информации данной подтемы) - сайт "Библиотекарь".

 

Наверх

Сатанизм

Достаточно экзотической и редко упоминаемой монотеистической религией является сатанизм. Его главный бог - Сатана [он же Дьявол, воплощение Мирового Зла; в христианский период его иногда ошибочно называют еще и Антихристом, хотя, фактически, это другой(ие) персонаж(и) христианства]. Действует он, правда, не в одиночестве, а в постоянном противоборстве с Господом-богом, но это не является основанием для сомнений в монотеизме данной религии, точно так же, как и наличие Сатаны не подрывает (якобы) монотеизма иудаизма или христианства.

Сатана неоднократно упоминается уже в Ветхом Завете Святого Писания, хотя о его происхождении там ни слова не сказано (уж не творение ли это Господа? А иначе - откуда ему было взяться?)

Впрочем, как и о происхождении ангелов и небесного воинства. Некоторые толкователи Библии утверждают, что это звезды. Но это толкование не может быть принято, так как из 6 случаев упоминания этого воинства в Писании, по смыслу "звезды" оно подходит только в двух . В других случаях воинство небесное стоит рядом с Господом, а по Втор.4:19 просто входит в перечисление, наряду с солнцем, луной и звездами.

Культ Сатаны, возможно, исповедуют отчаявшиеся христиане, жизнь которых сложилась с явным преобладанием зла над добром. Возможно, таким образом они рассчитывают, что за это Сатана оставит их и их близких в покое. Но об этом лучше спросить у них самих.

Определение по Большой энциклопедии Кольера:

Сатанизм, дьяволизм - религиозное почитание дьявола
или заключение с ним договора

В основе сатанизма лежат попытки человека достижения определенных целей, подчинив своей воле (или, наоборот, подчинив ее) некое сверхъестественное существо, или заключив с ним сделку. Существенное значение для возникновения сатанизма сыграли магия, колдовство и ведовство, культ древних языческих духов - бесов (по крайней мере, так утверждает любая христианская церковь).

Средневековое колдовство представляло собой смесь языческих пережитков с практикой целительства. Теологи осудили его как дьяволопоклонство.

Идея продажи своей души дьяволу отразилась в легенде о докторе Фаусте. Тогда впервые – может быть, в ответ на гонения со стороны церкви – многие люди, практиковавшие колдовство и магию, действительно начали обращаться к дьяволопоклонству.

В культе сатаны широко использовалась инверсия всевозможных символов и ритуалов, заимствованных из христианства: например, чтение молитвы «Отче наш» задом наперед.

Современный сатанизм трудно назвать самостоятельной религией. Все главные сведения о дьяволе он черпает из христианской традиции. Он не выражает никаких духовных упований и не обещает спасения. В основном он ритуализирует протест против христианской морали и различные формы антиобщественного поведения.

Наверх

Какая же религия правильная?

Множественность религий и богов, почитаемых человечеством, говорит о разнообразии культур разных народов мира и, одновременно, исключает наличие единственно верной из них. Как и единственного "правильного" бога. Значит, рассуждая логически, следует признать, что его, такого единственного и настоящего, просто не существует.

Рассказывают, что однажды, после посещения мечети, у Ходжи Насреддина спросили: а вот какая вера изо всех самая правильная - наша, или может какая-либо другая?
– Самая правильная вера та, при которой все люди верят другим людям, будучи уверенными, что их никто и никогда не обманет. Но такой веры, увы, на Земле пока нету.

Пора бы нам услышать мнение восточного мудреца. Даже если он только вымышленный герой. (Хотя существует и мнение о его реальности).

Своеобразной современной религией в наше время является идея Вселенского разума. Однако, прежде чем перейти к этому подразделу, необходимо понять, что такое "просто" разум. (Для этого придется ознакомиться еще и с довольно большим разделом сайта Разум).

 

 

Наверх

Значение религий в историческом развитии общества

Далеко не все в религиозной деятельности, особенно, в исторической ретроспективе, должно рассматриваться только под критическим углом зрения.

На первоначальном этапе духовного становления человечества и отдельных народов религия, конечно, не только полезна, но и необходима. Не будь ее, первобытный человек, осознав свою ничтожность в масштабах окружающей природы и бренность во времени, просто сошел бы с ума.

Дикому страху перед стихийными природными явлениями и осознанному страху предстоящей смерти религия в той или иной форме противопоставляет иллюзорную надежду на возможность жизни после смерти, как правило, - значительно лучшей, чем нынешняя.

При наличии потребностей (даже только материальных и физиологических), но при отсутствии правового регулирования, человек никогда не вышел бы из состояния дикого животного, если бы не была сформирована мораль. На первоначальном этапе развития общества она была, в основном, чисто религиозной. (В остальном базировалась, скорее всего, на простой угрозе применения силы).

Религия поддерживает всех слабых духом из числа ныне живущих людей (а таких - подавляющее большинство). В любых, сколь угодно тяжелых жизненных ситуациях.

Некоторые религиозные учреждения берут под свою опеку безнадежно больных людей, обеспечивают необходимый уход за ними.

Другие больные вообще излечиваются от своих тяжелых болезней (или чувствуют сильное облегчение хода болезни), совершив то или иное паломничество, приблизившись к т.н. святым мощам или иконам (за счет эффекта placebo, признаваемого и официальной медициной в качестве сильного психотерапевтического средства; жаль только, что это помогает не всем).

В этом и состоит положительная роль возникновения и существования религии. (Если что-то упущено, читай выше, в самом начале темы, в подпункте Причины...)

Поэтому ни один народ, ни одно племя на том или ином этапе своего развития не обошлись без создания той или иной системы верований в богов или духов.

"Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать", - говорил Вольтер, имяя в виду христианство. То же самое относится и к божествам любой другой религии.

Позже, при появлении других религий или атеистических воззрений, надежда на лучшую жизнь после смерти стала обещаться уже только верующим, и только данной веры.

* * * * * * *

Верующим всех других религий и атеистам, наряду с тяжкими грешниками, тоже предсказывается загробная (или иная, другая) жизнь, но уже в виде нечеловеческих мук и страданий (разные виды "ада") или в телесных оболочках других, более примитивных существ. С этого момента религия становится фактически еще и инструментом идеологического принуждения.

С развитием человеческого разума, религия, оставаясь фактически на одном месте, превращается в тормоз общественного и естественно-научного развития. "Святая" инквизиция сотни лет жесточайшим образом расправлялась с мельчайшими проявлениями прогрессивной человеческой мысли.

Замыкая значительное число членов общества на себя, религия тормозит общественное развитие еще и этим образом, уже без пыток и казней. Люди просто не пытаются заняться чем-то другим.


Жизнь каждого человека чрезвычайно коротка. За отпущенное природой время можно успеть сделать очень мало.
А религия практически бесполезно сжигает это и без того короткое время, не позволяя человеку хотя бы попытаться совершить что-то более весомое, чем регулярные походы в церковь.


Но самое страшное в большинстве религий - это бесконечное паразитирование ее жрецов (шаманов, проповедников, священников, "учителей" и т.п.) на самых обездоленных слоях общества. Культовые предметы, сооружения и одежды, еда священников - всегда великолепны и обильны. А за счет чего и кого? Вопрос риторический (см. раздел сайта Церковь).

Хуже этого - только лицемерие той части священнослужителей, которые вообще исполняют свои культовые действия только корысти ради. Или же нарушают проповедуемые ими же самими идеологические догмы. А такое далеко не редкость. Фактически, с точки зрения современных понятий, это мелкое (по приемам работы) мошенничество. Но в особо крупных размерах.

Во всем вышеперечисленном, изложенном во второй части данной подтемы (после звездочек), - отрицательная суть религии.

Деятели монотеистических культов и их последователи систематически эксплуатируют авторитет веровавших предков, как правило, - дедов и прадедов. Однако, они совершенно не беспокоятся об измене (всем обществом сразу!) верованиям тех предков, которые жили на много веков ранее, в период, предшествовавший временам нынешних религий, хотя их верования зачастую были в десятки раз более продолжительными по времени, исторически, этнически и культурно более обоснованными и приемлемыми для данного коренного народа. Двойные стандарты в этом вопросе очевидны.

 

Наверх

Религия в современной жизни

Нынешний этап так называемого духовного возрождения, а фактически - разгула, засилия и церковно-религиозного "беспредела", когда вера в бога записывается даже в Конституции вполне светских государств (США, Украина и др.), когда под духовностью подразумеваются только действия в угоду церкви, является только временным общественно-культурным недоразумением, отклонением маятника в сторону, противоположную насильственному искоренению религии и церкви на протяжении 70 лет, гиперкомпенсацией понесенных ею моральных, а, главное, материальных потерь. Именно так следует оценивать место религии в нашем современном мире.

Основой такого утверждения является небывалый прогресс науки и вытекающие из него практические следствия. Современный человек (точнее, его наиболее развитые, работоспособные и талантливые представители) исследовал, открыл, изобрел, совершил и создал такое, чего не мог себе даже представить ни один бог, ни в одной религии, никто из пророков, святописцев и многих поколений миссионеров и религиозных деятелей любого ранга, в отдельности и все вместе взятые.

Открыты электромагнитные явления, атомные и квантовые теории строения вещества. На основании этих открытий созданы тысячи бытовых приборов, без которых сегодня не обходится ни один, даже самый глубоко верующий человек, в т.ч., ни один деятель культа.

Вот только краткий перечень прикладного использования открытий фундаментальной науки:

Электричество, радио, телевидение, спутниковые телекоммуникации, компьютеры и их глобальные сети, космические навигационные системы (все это находится, например, по другую сторону телевизионного экрана или трубки мобильного телефона).
Самолеты и другие современные виды транспорта. Постепенное освоение Солнечной системы. Изучение глубин космоса с помощью радио- и рентгеновских телескопов.
Лазеры (в медицине и в быту), томографы, гамма-камеры, изотопная диагностика, лучевая терапия и т.п.
Звуко- и видеозапись, голография. Холодильники и кондиционеры.

Открытие и выделение отдельных генов, генная инженерия, клонирование органов и целых организмов. Физиотерапия и фармакология. Современная техника микрохирургии и трансплантации.

О таких истинных чудесах мозга и творениях рук человеческих не могли даже и мечтать самые великие чудотворцы. Даже самый обыкновенный музыкальный компакт-диск требует для своего создания таких представлений о строении мира, которых не наберется во всех религиозных учениях, вместе взятых.

Эти и многие другие широко используемые устройства, приборы, аппараты и методы реально существуют и действуют, приносят пользу миллиардам людей во всем мире, в т.ч., и глубоко религиозным. А основаны они на теориях, которые ничего не оставляют от представлений о строении вещества, сроках и методах создания мира, проповедуемых религиями. Один только закон радиоактивного распада перечеркивает их все жирной чертой. Потому что определяет сроки существования нашего мира миллиардами лет, а не несколькими их библейскими тысячами.

В ряде цивилизованных стран религиозные представления прочно вошли в разряд общественного явления, открыто (хотя и сдержано) высмеиваемого большинством населения. В прессе, кино, телепередачах, в беседах между обычными гражданами.

Но пока не у нас.

Наверх

Резюме

Во многих случаях человек, по-прежнему, бессилен. Не все еще ему по плечу. Многое, очевидно, вообще не покорится ему никогда. Но он находится на том отрезке своего пути, когда многие проблемы ставятся и решаются невообразимо быстрыми темпами и с необычайно высокой эффективностью. Безо всякой "помощи свыше".

Поэтому не может быть никаких сомнений в том, что дальнейшее развитие интеллекта человека и общественного сознания, которые теперь только вступают в начало своей зрелой фазы, оставят все нынешние религиозные представления только в качестве поучительного исторического урока. Сродни каменному или бронзовому топору нашего отдаленного предка, которого мы глубоко уважаем за его беспримерный жизненный подвиг - выживание в условиях суровой действительности того времени.

.Делитесь темой в своих сетях!

 

  .  
. .
Наверх
  .  
  .    
.  Пред.тема (90 ОС)     Следующая тема (92Ц)
.