.Жизнь и Разум
.
 
"Вера дает человеку неистребимую силу 
 продолжать жить"
                                     Э.Золя
"Можно вернуться к убеждению,
но нельзя вернуться к вере"
И.Гете "Вера - слабость, свойственная человеку
по природе, и потому простительная" И.Лакатос

Вера

 

Вера - внутренняя убежденность мыслящего субъекта в причинности и подчиненности всего существующего
воле всесильного и безграничного
духовного начала

Это духовное начало именуется духом, богом или богами ( см. Бог(и) ), а система взглядов, обобщающая такое мировоззрение и на нем основывающаяся, называется религией.


Довольно часто, в нестрогих случаях, слово вера воспринимается в качестве эквивалента понятия религия. И это бывает вполне допустимым. Но точные значения обоих терминов требуют точного следования их определениям.

Как правило, вера принимается без каких-либо доказательств. Это, якобы, и является признаком истинной веры. Она в них просто не нуждается.

Не нуждается, но и не имеет. И это главное. Редкие дискуссии строятся по методу "отрицания отрицания". Кто-то критикует какой-то религиозный постулат, а представители веры критикуют уже саму эту критику. Тогда как сами исходные постулаты веры и религии недоказуемы, в принципе (а иногда и откровенно нелепы, или даже лживы). Поэтому они и являются элементами веры.

Напомним, что происхождение этого термина - обычная, нерелигиозная вера одного человека в сказанное другим. Взят из повседневной, бытовой лексики.
В этом случае само существование [такой] веры связано с параллельным наличием обмана и хитрости. Вероятно, необходимых на ранней стадии развития общества, при межплеменной конкуренции. Например, о местонахождении источника воды или лесной поляны с большим количеством съестных ягод, грибов и т.п. Или рыбных мест в ближайшем водоеме. Или мест массового выпаса диких животных.
В наше время существование хитрости и обмана является общепринятым при проведении военных действий и спецопераций.
А в обычной жизни - при проведении любых игр с противоборством сторон.

Неосторожные требования каких-либо, хотя бы косвенных, доказательств религиозных утверждений, как правило, тут же переводят "требующего" в разряд "искусителей", темных личностей, а то и самого дьявола. Например:

1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору... (Мат,4,1-8).

Неверующие в своем большинстве крайне пассивно относятся к литературе на религиозную тематику, написанной как с религиозных, так и с атеистических позиций. А верующие от атеистической литературы (и даже соответствующей устно изложенной мысли) обычно просто шарахаются. Выходит, боятся прочесть (или услышать) другую точку зрения, а, значит, - не тверды в своей вере. Или забиты запугиваниями представителями церкви.

Это еще одно доказательство того, что вера и религия основаны, главным образом, на страхе (другие подробно представлены в разделе Религия).

Еще одним показательным аспектом веры является постулат Тертуллиана (одного из теологов прошлого): "достоверно, потому что это невозможно", высказанный по поводу распятия и последующего воскресения Иисуса Христа.

Феноменальное по нелепости заявление! Мудрое (потому что замечает невозможность), и несуразное (потому что называет такую ситуацию достоверной) одновременно.

Следовательно, слепая, бездоказательная вера абсолютно не логична. Правда, она таки и не нуждается ни в какой логике.

Многие из верующих-христиан (см. обсуждения на форумах специальных сайтов) просто отмежевываются от этого постулата, относя его только к личной практике и личным представлениям Тертуллиана.

Простым примером веры (в бытовом значении этого слова), поясняющим связь между любой верой и логикой, может быть сложная математическая задача и ответ на нее в конце задачника. Учащийся может не понимать ни саму задачу, ни способы ее решения, но вполне может поверить в истинность готового ответа.

Хотя вера как убеждение в достоверности обычных сведений и точности информации на бытовом уровне (в нерелигиозном смысле) на данном сайте практически не рассматривается, нелишне будет указать, что без нее обойтись в целом ряде случаев просто невозможно. Но соответствующая информация должна исходить из надежных, ранее неоднократно проверенных источников. Тем не менее, даже такая вера не дает 100%-ных гарантий достоверности получаемых сведений. Что уж тогда говорить о вере религиозной.

Любая вера всегда (сознательно или подсознательно) допускает возможность другого положения вещей. Иначе не было бы никакой необходимости в самом понятии веры. Были бы одни голые утверждения и сухие знания. Достоверные или ошибочно истолковываемые, но безусловно принимаемые факты.

Подобная ситуация вполне реально существует при обмене контентом между компьютерами. Вопрос веры при этом не возникает.

Так ли уж это хорошо, еще стоит подумать.

Почему же, все таки, люди веруют, даже замечая неправдоподобные, сомнительные или не вполне достоверные заявления основополагающих догм религиозных учений?

Потому что боятся смерти и хотят иметь перспективу другой, "загробной" жизни. Это главная причина. И многим она необходима.

 

.Делитесь темой в своих сетях!


.

  \  
. \
\ Наверх
  \  
  \  
. Пред.тема (92Ц) \ Следующая тема (87Д)

 

\