.Жизнь и Разум | |||
. | |||
Пред.тема (85НТП) |
След.тема (87Дух) . |
"Что за хитрый подлог и коварная инсинуация лежит в слове атеизм! - как будто теизм есть нечто такое, что разумеется само собою" Артур Шопенгауэр ("Новый Паралипоменон", #408) |
Атеизм |
Плодами научно-технического прогресса в равной степени пользуются все люди, независимо от своего мировоззрения. Поэтому на современном уровне общественного, научного и технологического развития человечества всем пора бы задуматься, откуда, что и как берется. И заново осмыслить роль атеизма. Что же такое атеизм, откуда он берется, кому он мешает и почему он, якобы, так плох? |
|
По мнению церкви, исповедываемому официально, атеизм - это нелепая и безнравственная позиция его сторонников. (Хотя безбожие - это совсем еще не обязательно противобожие...) В дополнение к неоднократно упоминающейся в разных статьях данного сайта (ближайшая из них - Kультура ) экспансии религии (и церкви) на понятия общей духовности человека и его культуры, она сохраняет аналогичный подход и в области самого мировоззрения, в т.ч., через введение самого термина атеизм. А - противо-, теизм- божие. Противобожие (или, хотя бы, безбожие). Это слово до того часто упоминается, что то, чему оно противопоставляется - теизм (вера в бога или богов), на этом фоне почти полностью исчезло из оборота, практически выпало из лексикона, совершенно не на слуху. Как будто бы этот самый теизм - нечто само собой разумеющееся, принимаемое по умолчанию (см. эпиграф). Это аналогично тому, как если бы из-за частого упоминания слова контрреволюция было забыто само слово революция. Конечно, для первобытных людей с примитивной логикой (имеется ввиду первоначальный этап формирования человека как биологического вида) так оно, очевидно, и было. Когда о строении (и, тем более, происхождении) мира еще практически ничего не было известно, то не оставалось ничего другого, как довольствоваться самыми доступными воображаемыми представлениями. Для этих людей теизм был вполне естественным. Пользуясь таким состоянием индивидуального и общественного сознания, доминирующее положение в обществе захватила церковь. Однако, уже в довольно ранние годы становления человеческой цивилизации появились первые индивидуумы, не принимавшие официально провозглашенную картину мира (скептические мысли многих людей, в т.ч., даже некоторых священников, упоминаются еще в Ветхом Завете, а "дьявола" и самих апостолов Иисуса Христа - еще в Евангелиях). Причем, не принимавшие ее до такой степени, что сведения об этом дошли даже до наших дней. То есть, это было не их шушукание за закрытой дверью или под одеялом, а публичное, открытое высказывание своего мнения. А ведь научные преставления о строении мира в тот период еще только начинали формироваться (астрономия и геометрия в Египте, Китае и у ацтеков, материалистическая философия в древней Греции - вот и чуть ли не весь их список). Но по-детски наивная картина самого создания мира, изложенная в книге Бытие, уже не могла удовлетворять ни один критический, аналитически настроенный ум. В те времена открыто заявить о своем атеизме, - значило подвергнуть саму свою жизнь серьезной опасности (особенно, во времена средневековой "святой" инквизиции). Заявлять, прямо не претендуя ни на какие материальные блага (в отличие от теистических заявлений, дававших, как минимум, спокойное место в жизни, надежду на благоприятные перспективы в следующей, загробной жизни, а, как максимум, - еще и место на верхушке не безбедной и наделенной духовной и политической властью церковной иерархии). И, тем не менее, такие отчаянные головы находились. Так кто же более нравственен: атеисты, которые ничего, кроме угроз и преследований, не получая, доносили (и доносят) до людей свое новое видение мира, или религиозные лидеры, которые, имея и получая все (включая реальную власть, влияние и материальные блага) во что бы то ни стало навязывают обществу старые миропредставления, пресекая и буквально уничтожая все новое и прогрессивное, начиная от книгопечатания и заканчивая любыми открытиями в области естественных наук? Заботясь, в первую очередь, о незыблимости своих позиций. (Будь дело иначе, не было бы десятков религиозных течений, нескольких христианских патриархатов, как и деления мусульман на шеитов и суннитов). Зеленый свет и широкую дорогу атеизму дали научно-технический прогресс и открытия фундаментальной науки. Лавина достижений передовых представителей человечества в этих областях просто не могла быть сдержана церковью. Они пробили себе дорогу к умам миллионов своих новых сторонников. Тем более, что реальными воплощениями достижений НТП пользуются уже миллиарды людей во всем мире (транспорт, связь, в том числе космическая, энергетика, медицина, фармакология и очень многое другое). Другое дело, что атеизм может быть чисто вульгарным, сметающим все на своем пути, без разъяснений и доказательств (пример - атеизм большевиков-ленинцев, среди которых, кстати, были и просто запуганные репрессивной политической системой до полусмерти рядовые исполнители). В наше время настоящими атеистами имеют право называться только разносторонне подготовленные, образованные и культурные люди. Культура - вообще важнейшее качество настоящего современного атеиста (конечно, вслед за общим уровнем эрудиции). Причисление к числу атеистов и просто людей без какого-либо мировоззрения - чисто формальное и нарочитое действие их достаточно многочисленных оппонентов. Атеизм по своей сути - постоянное движение вперед, постоянный поиск, постоянное расширение горизонтов, все более полное познание истинной картины мира. А какое более широкое ее познание возможно в теизме? Ведь эта картина нарисована несколько тысяч лет назад! По мнению автора, только крайне наивные люди могут полагать, что, якобы, в те времена человечеству могло быть открыто то, что даже в наше время доступно далеко не всем (см. статью Эзотерика раздела Специальные темы). Скорее, все обстоит как раз наоборот. Именно в крайней сложности для обычного, рядового человека базовых данных, логики, методов и результатов фундаментальной науки и заключается ее фактическая недоступность для большинства людей. Практически всегда ее выводы сопровождаются еще и теми или иными вытекающими из нее неблагоприятными прогнозами для отдельных личностей, а то и для всего человечества. Именно отсюда, главным образом, и берут свое начало сомнения, а то и прямое неприятие многими такой науки и основывающегося на ней атеизма. По указанным причинам атеизм можно не принимать. Но, если задуматься, за что? За правду, на которую он открывает глаза? Фактически, получается, что именно за это. А кому он мешает? Почему он так "плох"? Сравнив реальное поведение верующих и неверующих, совсем нетрудно сообразить, что атеизм, по существу, мешает только отцам церкви, а также тем политическим кругам, которые пытаются использовать эту церковь в своих целях. Далеко не все атеисты уголовные преступники. И наоборот, среди принудительно лишенных воли атеисты вряд-ли составляют основной контингент или даже простое большинство. То есть, даже чисто формально, далеко не атеисты несут основное зло обществу. А что хорошего они принесли миру, уже перечислено выше. Но атеисты не несут ни единой копейки в церковь. В отличие от верующих. Вот в чем истинная причина деления граждан на "плохих" и "хороших", с ее точки зрения. Церковь беззастенчиво принимает пожертвования и от вообще откровенных преступников, совершенно закрывая глаза на их моральный облик и мировоззрение, а также происхождение жертвуемых денег. Не только принимает, но и восхваляет таких "меценатов", часто выделяя для их будущих захоронений самые почетные места на кладбищах, а то и в самих своих храмах. А от атеистов в этом смысле - толку никакого. Да еще и других сбивают, смутьяны. Отсюда и их повсеместная травля церковью. Но жизнь не стоит на месте. Судного дня уже более тысячи лет все нет и нет, а человечество все продвигается и продвигается вперед. Происходящие и предстоящие естественные и техногенные (конечно, неизбежные при масштабных преобразованиях планеты) катаклизмы - только зацепки для церкви. Атеисты
никаких зацепок не ищут. Они просто спокойно делают свое дело, открывая
дорогу за собой и всем остальным.
|
. | |||||||||
Следующая тема | |||||||||
. | |||||||||