.Жизнь и Разум | |||
. | |||
. Пред.тема (941Я) |
Следующая тема (943Б). |
"Можно бить евреев, можно их уничтожить, но сломить их нельзя" Л.Фейхтвангер |
Иудаизм |
Основные сведения | Главные символы иудаизма | |
"Первые века человечества" | Представление о Талмуде | |
"От Авраама и Сарры до Иисуса Христа" | Каббала | |
Заповеди Господни (Моисея) | Хасидизм |
Самой древней по времени возникновения и официально признанной в качестве первой монотеистической религии является иудаизм. Его письменное оформление состоялось под непосредственным руководством Моисея, следовательно, в период исхода евреев из Египта (около 1450 г. д.н.э.)
Иудаизм распространен, в основном, среди евреев. Его приверженцы верят в Яхве, Иегову, Саваофа, Господа (это все имена одного и того же бога), бессмертие души*, загробную жизнь**, грядущий приход Мессии*** (но не Иисуса Христа, в качестве такового они его не признают), богоизбранность еврейского народа. Представленное выше официальное, энциклопедическое "разъяснение" определения, требует серьезных комментариев. Ни бессмертие души, ни загробная жизнь, ни грядущий приход Мессии (Спасителя), ни он сам, в Ветхом Завете (начала которого написаны еще во времена Моисея и его последователей, за полторы тысячи лет до рождения Христа) ни разу даже не упоминаются. Но примерно ко времени рождения Иисуса Христа такие идеи появились и устойчиво существовали в иудейском обществе (что и поспособствовало обожествлению Иисуса его сторонниками). Сначала идею "спасителя" стали выискивать в образах царей и пророческих разделах Ветхого Завета. Прямо ее там нигде нет, но между строк, в пророчествах, можно, при желании, узреть очертания будущего (очередного) "хорошего" царя, которого, опять-таки, при желании, можно истолковывать в качестве спасителя. А раз спаситель "предсказан", значит, рано или поздно он появится.
Человеческую смерть древние иудеи воспринимали как нечто само собой разумеющееся и бесповоротное: "...ибо прах ты и в прах возвратишься" (Быт. 3:19); "все произошло из праха и все возвратится в прах" (Еккл.3:20). Это очень важная особенность старой иудейской веры. После смерти человека евреи отправляли его в могилу, которую считали "шеолом" - преисподней (лингвистически - "самой нижней", пучиной или страной), которая отнюдь не всегда считалась (в отличие от христианства) адом, а была лишь местом пребывания тела умершего после смерти (по другим, появившимся позже взглядам, - его тела и души). И грешника, и праведника. По сформировавшимся после вавилонского пленения взглядам иудеев, души умерших людей на время покидают их тела, и сразу, по велению Господа (Иеговы) отправляются в ад (души грешников) или в рай (души праведников). Безо всякого христианского дня Страшного суда. Такие (или подобные) соображения и являются основой постепенного(?) принятия иудеями концепции бессмертия души и идеи загробной жизни. Ад, как место ужасного посмертного наказания грешников огнем, в Ветхом завете присутствует и упоминается не один раз. (Иначе заповеди Господни, данные людям через Моисея, вряд ли строго выполнялись бы). Однако здесь он расположен еще ниже, чем сама преисподняя (или является ее самой низкой частью). Например, "...но ты [царь Вавилонский] низвержен в ад, в глубины преисподней" (Ис.14:15). Или: "в бездну я не сходил, и в ад также" (3Ездр.4:8). А вот понятие современного рая в иудаизме, очевидно, изменилось, причем, коренным образом. Вместо первобытного Эдема (Эдена), располагавшегося на земле, новое его место, по-видимому, находится уже на небесах (по крайней мере, в трактовке христианских священников).
Рядом с "единственным" богом Иеговой в иудаизме постоянно действуют ангелы, Сатана (дьявол) и загадочное "воинство небесное", о происхождении которых Ветхий Завет ничего не говорит. Так же, как и о том, где и чем занимался Господь на протяжении целой Вечности до сотворения мира. Главной священной книгой иудаизма является Ветхий Завет, самой важной частью которого считается Тора («Пятикнижие Моисея»). Тора состоит из книг Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Тора имеется в нескольких вариантах исполнения: в виде традиционных свитков (рулонов) под названием Симхат-Тора, в виде специально изданной книги, а также в виде так называемой "устной" Торы, давно уже тоже печатаемой в типографии (под названием Мишна).
Бытие и Исход являются своеобразными учебниками по истории, в основном еврейского, египетского и филистимского (палестинского) народов, книга Числа может быть, при желании, интерпретирована в качестве учебника по экономической истории и арифметике, книги Левит и Второзаконие представляют собой, в основном, указания для священнослужителей и регламентацию их повседневной жизни. В полном объеме Ветхий Завет перешел и в христианство, дополнившее его целым рядом своих основополагающих документов, имеющих в кругу последователей этой веры не подлежащую сомнению и спорам догматическую силу (Новый Завет, Псалмы, постановления церкви и др.) Различные толкования и комментарии Торы и всего Ветхого Завета содержатся в Талмуде и Галахе - сборнике юридически-правовых основ иудаизма и всего еврейского общества. В организационном плане среди иудейских священников (раввинов, то есть, учителей) всегда выделялась особая группа лиц - первосвященники, возглавлявшие всю иудейскую церковь по очереди (обычно - в течение года). Местами проведения службы являются Дома Господа - синагоги, главным среди которых в прежние годы был Храм Господний в Иерусалиме (последовательно: Соломона, Зорровавеля, Ирода). В Храме службу правили коэны, а помогали им левиты (потомки Аарона и Моисея соответственно). Бесчисленное количество раз в Библии подчеркивается, что избранный, излюбленный народ Господа - евреи. А единым богом евреев должен быть именно Господь-бог. ("А всем остальным до них нет никакого дела", довольно остроумно заметил еще 200 лет назад великий немецкий философ Артур Шопенгауэр). Однако, около 900 лет, времени от исхода евреев из Египта до полного падения Израильского и Иудейского царств (573 г. д.н.э.) и последовавшего за этим вавилонского плена и разрушения Иерусалима, вера самих евреев в Господа была весьма непрочной и не постоянной. И не только простых людей, но даже и священников, в т.ч., придворных. Иудаизм включает очень большое количество течений, подробное рассмотрение которых выходит за рамки целей данного сайта. Считается, что число последователей иудаизма в мире - около 18 млн. чел. Иудаизм является едва ли не единственной общемировой религией, совершенно не занимающейся миссионерством.
|
Главными, хотя и утерянными символами иудаизма являются т.н. Ковчег Завета (переносной деревяный сундук, обитый золотом с многочисленными ювериными украшениями; восстановленная его копия представлена на фото в заглавии раздела), в котором хранились cкрижали Завета (плоские каменные плиты с текстом Заповедей), как осколки разбитых самим Моисеем, так и восстановленные им же (при помощи Господа-бога) вторые.
На фото в заглавии темы представлены стилизованные скрижали, с предельно лаконичным текстом на иврите. Но даже этот вид, скорее всего, сильно отличается от оригиналов. Хотя бы, тщательностью отделки камней. А, главное, самим текстом, который, согласно тексту Библии (Ветхий Завет, книга Исход, ст.32:15) был нанесен с обеих сторон скрижалей.
Важными символами иудаизма являются также менора ("семисвечник"; в особых случаях она бывает и восьмисвечной) и шестиугольная звезда Давида (называемая еще и щитом Давида; еще одно ее название - печать Соломона). "Храмовая" Менора (исходная) представляла из себя семиствольный светильник из 36 кг чистого золота. Работала она только на оливковом масле первого отжима (чтобы не было копоти из-за осадка в масле). Шестиугольная звезда, согласно легенде, присутствовала на щите великого царя Давида как божий знак и конкретно означала его имя в сокращенной записи - ДВД, как это принято и в древнееврейской, и в современной (на иврите) еврейской грамматике, без гласных. Тогда его имя записывалось буквами далет, вав, далет. Буква далет изображалась как треугольник (сравните с греческой буквой дельта). Средняя буква вав означает шесть, она и стоит в середине такой записи имени, в виде шестиугольника. Гексаграмма (шестиугольная звезда) называется иногда еще и печатью Соломона, из-за его перстня с этим изображением.
Объяснения цифр 6 и 7 в разных источниках не одинаковое. Есть две главные версии. Согласно первой, число шесть соответствует шести дням сотворения мира Господом богом (седьмой, суббота - день отдыха); комментарии этого творения представлены в другом месте данного сайта. Согласно второй, шесть - это число направлений (север, восток, юг, запад, верх и низ), в которых присутствует Творец (и из которых он постоянно наблюдает за миром, находящимся в центре каждого символа). Менора была столь сложна в изготовлении, что ее создание в древние времена воспринималось как чудо. Все изготавливаемые в наше время подсвечники в виде меноры являются только стилизованными ее моделями, точное копирование храмовой Меноры (по подробному описанию, данному в Ветхом Завете) запрещает Талмуд. Тем не менее, из-за многократного разграбления Иерусалима разными завоевателями, исходную Менору, очевидно, несколько раз таки изготавливали заново. * * * * * * * Еще одним, просто таки легендарным символом иудаизма является Храм Господний. Главный и единственный в свем роде на весь Израиль. За его многовековую историю было возведено, разрушено полностью или частично, разграблено и вновь восстановлено из руин три Храма.
Предполагаемый внешний вид Храма Ирода представлен его макетом-реконструкцией по этой ссылке (1236x1665 pxl, 512 кБт). Мечтой каждого израильтянина является восстановление Храма, но практически оно невозможно, т.к. на его месте (любом из нескольких предполагаемых) давно возведены мусульманские святыни (в частности, мечеть Аль-Акса). Не хватает и подробностей, достаточных для выполнения архитектурно-строительных работ, в описании даже последней версии Храма. Считается, что Храм будет восстановлен после прихода Мессии. (То есть, Спасителя. Только иудеи не знают его имени. Многие рассчитывают, что это будет ветхозаветный пророк Илия). После чего Храм станет духовным центром всех евреев и всего остального мира.
|
Ниже представлена хронологически выдержанная и в масштабе времени выстроенная диаграмма, наглядно иллюстрирующая библейские (первоначально - чисто иудейские) представления о первых веках истории человечества. Иллюстрация может быть очень полезной тем, кто решится впервые в своей жизни взять в руки Библию. (Автор настоятельно рекомендует сделать это каждому думающему человеку). Цифрами указаны имеющиеся точные и вытекающие из них расчетные хронологические отметки. В ряде случаев они двойные (в соответствии с данными первоисточника), в ряде других - просто отсутствуют (так как их нет и в Библии). Незначительная неоднозначность библейских данных в разных местах ее текста для данного исторического периода существует только в описании всемирного потопа, но расхождения не превышают одного-двух лет. Для построения диаграммы приняты те фрагменты текста, которые описывают все с большей степенью детализации. Отражена в построениях и общая погрешность самого библейского текста, вытекающая из округлений всех сроков жизни и главных событий (например, рождения детей) с точностью до одного года, а также неодинаковой продолжительностью лет в древнем иудейском календаре (11 или 12 месяцев). Большие сроки жизни патриархов человечества здесь не обсуждаются (некоторые их просто принимают на веру, другие считают, что они играют символическое значение, третьи объясняют, что дело в отсутствии цифр в древне-иудейской письменности и применении вместо них букв, очень похожих друг на друга, четвертые - элементарными ошибками переписчиков). На диаграмме все отражено так, как записано в Ветхом Завете (русском издании). Схема-диаграмма имеет запас по размеру (1520х2032) и может быть поэлементно рассмотрена в более крупном масштабе. Последующий исторический период жизни иудеев, а с ними - разные этапы взлетов (реже) и падений (чаще) иудаизма, отражены на уникальной хронологической таблице "От Авраама и Сарры до Иисуса Христа" (следующая тема).
|
Наглядное представление о хронологическом размахе событий на следующем историческом отрезке, описываемом книгами Ветхого и (частично) Нового Заветов, дает нижерасположенная диаграмма. (Она построена в том же масштабе, что и предыдущая).
Кроме чисто хронологических отметок данная диаграмма содержит также отражение самых важных родственных и иных взаимосвязей (на основе которых в большинстве случаев и выстраивалась хронология). Сроки жизни и деятельности практически всех исторических персонажей, начиная с сыновей Иакова (Израиля) не вызывают не только особых сомнений, но даже и вопросов на эту тему. Это позволяет выстроить достаточно достоверную в историческом плане временную картину жизни иудейского народа на этом этапе. Общая погрешность построений, как и в случае диаграммы "Первые века человечества", состоит из округлений почти всех цифровых значений с точностью до одного года и неодинаковой продолжительности лет (нечетных и четных) в древне-иудейском календаре (11 или 12 месяцев). Дополнительные конкретные погрешности складываются из следующих элементов: 1. В Библии не приводятся точные данные о возрасте, в котором Иаков женился на Лии и Рахили, но описано, что он отправился на поиски своей будущей жены (как оказалось, сразу двух жен!) практически сразу после женитьбы своего брата-близнеца Исава, в возрасте 40 лет (на Иегудифе и Васемафе). Автор сайта предположил, что на принятие решения, переход в землю предков, знакомство с будущим тестем и женами Иаков потратил до одного года. Далее все расписано: 7 лет он отрабатывал за Лию (как оказалось!), 7 лет - за Рахиль и 6 лет - за скот. За 13 последних лет в этом не обычном (по современным понятиям) браке Иаков родил всех своих сыновей, за исключением Вениамина, после чего вернулся к своим родителям. 2. Не приведен в Библии и возраст Иисуса Навина, в котором он начал (и проводил в дальнейшем) свою деятельность в качестве ученика, подручного и соратника Моисея. Сказано лишь, что это был юноша. С другой стороны, он в качестве старшего представлял колено Ефремово при разведке земель (которые предстояло захватить), а также возглавлял войско иудеев в одном важном сражении. Архимандрит Никифор определяет возраст этого "юноши" в 44 года, а его возраст при переходе Иордана - в 84 года. Именно в таком виде и использованы хронологические данные при построении этого отрезка диаграммы. 3. Не четко в Ветхом завете обозначены и некоторые моменты последнего этапа так называемой эпохи судей. О периоде действия одного из последних из них Емегара вообще не сказано ничего. Правда, его деятельность пришлась практически на период деятельности другого сильного судьи и пророка Илия, о котором кое-что таки известно (прожил 98 лет, судил 40). А вот преемник Илия Самуил не обозначен во времени начала пророчеств (и судейства!) практически никак. Сказано только, что он пророчествовал всю свою жизнь. Представляется, что реально он начал судить никак не раньше 20 лет. (Примерно в этом возрасте он и помазал на царство первого из царей иудеев - Саула, примерно своего ровесника). 4. Эпоха царств в Ветхом Завете описана неоднократно, подробно и хорошо, но с небольшими несоответствиями друг другу в ряде мест. Для построений взяты усредненные и не противоречащие друг другу сведения. Конец эпохи царств и падение Иерусалима под напором войск Навуходоносора взяты из многочисленной исторической литературы и энциклопедий (573 г. д.н.э.). На этой же диаграмме приведены (в нижней части рисунка) и генеалогические сведения о плотнике Иосифе, считающемся названным отцом Иисуса Христа (хотя между ними и отсутствует какая-либо генетическая связь). Линии по Матфею и по Луке, как видно из нижней части диаграммы, очень сильно отличаются. Кроме того, в новозаветном перечислении Матфея (в угоду "магии" цифр - 3 раза по 14 родов) между Иорамом и Озией (Азарией) пропущено еще 3 иудейских царя (Охозия, Иоас, Амассия) и имеющая в данном случае особое значение жена Иорама - Гофолия (или Атталия), которая сама 6 лет была царицей Иудеи после гибели своего сына Охозии. Здесь эти неточности устранены. Конец Эпохи Царств и Вавилонский плен иудеев стал и фактическим крахом иудаизма. Формально он существовал и позже, но в таком разрозненном и неприглядном виде, что позволил Иисусу Христу практически опрокинуть его. Пускай даже только во мнении своих сторонников. И пусть даже ценой своей земной жизни.
|
(Уже были упомянутыми в теме Мораль и этика) Важнейшим регламентирующим элементом для всех последователей иудаизма являются заповеди Господни (именуемые иногда и заповедями Моисея). Они многократно приводятся в тексте Ветхого Завета (например, Исх.20:2-17, Втор.5:6-21), часто - в несколько иной редакции, но по смыслу всегда совпадающие и сводящиеся к следующему:
Кстати говоря, здесь нет ни слова об обязанности заботиться о детях и их воспитании (в отличие от необходимости уважать родителей). Помимо заповедей, в Ветхом завете содержатся и другие морально-этические нормы, тоже излагаемые Господом через Моисея. В частности: 13 И сказал Господь Моисею, говоря: Христианство как бы отбросило эти дополнительные общественные принципы, однако на деле очень многие из людей (в том числе, и считающие себя христианами) их по-прежнему поддерживают и исповедуют. В частности, таким образом оправдывается применение смертной казни. В другом важнейшем источнике иудаизма - Талмуде, содержится сокращенный до минимума перечень 7 этических требований для любого иудея (якобы, переданный Господом через Адама и Ноя):
1. Запрет идолопоклонства — вера в единого Бога.
|
Талмуд ("учение") - многотомный свод толкований иудаизма, состоящий из Мишны и Гемары. Мишна ("повторение") - часть Устного Закона (Завета), переданного, согласно традиции, Всевышним Моисею на горе Синай вместе с Пятикнижием (Письменной Торой). Со временем, когда возникла опасность, что устное учение будет забыто, мудрецами было принято решение записать его в виде Мишны. То есть, это есть так называемая Устная Тора (являющаяся своеобразной параллелью к традиционной, Письменной Торе). Гемара - «изучение», «завершение» - свод дискуссий и анализов текста Мишны. Из-за огромного объема довольно однообразных нравоучений в Талмуде, само слово "талмуд" в русском языке (только ли?) получило и нарицательное значение - большое и скучное произведение (любое). Верующие (кроме всего прочего) в Мишну (Устную Тору) и ее толкования евреи относятся к т.н. ортодоксальным (решительным, радикальным, строгим).
|
(Данный материал частично дублирует текст одноименной подтемы раздела Религия этого же сайта. Не обязательная глава.) Каббала ("получение"; древнеевр. «предание», от «каббель» – «принимать»), эзотерическое (доступное только избранным), мистическое (познаваемое только интуитивно) течение в иудаизме. Название указывает на то, что каббала как тайное учение была получена в виде особого Откровения немногими избранниками. Далее это знание передавалось тем, кто был способен воспринять его, понять мистические законы и использовать их должным образом. Каббала подразделяется на две части: теософскую ("божественную мудрость") и практическую.
Современная каббала содержит в качестве заимствований элементы египетской, вавилонской и греческой философии, философии Филона Александрийского, а также учений ранних христианских гностиков ("знающих"). В каббалу вошли представления о перевоплощении и переселении душ, о награде и наказании после смерти. Практическая каббала представляет собой воздействующую на божество(!) сторону (часть) мистических и эзотерических учений. В ее основе лежит вера в то, что посредством определенных действий можно совершать чудеса и ускорить приход Мессии (иудейского). Для этого каббалисты оперируют именами Бога, определенными словами, используют талисманы, амулеты, теософские арифметические вычисления, прибегают к аскетическим упражнениям. Ангелы, вызванные по желанию каббалиста, могут исполнять его волю, а духи и демоны отгоняются молитвами и амулетами. Каббалисты полагают, что тайное учение передано Богом через ангелов Адаму и далее – Ною, Моисею, Давиду, Соломону, наконец, известному мудрецу-мистику рабби Шимону бар Иохаю, который записал его во 2-м веке. Эта легенда указывает на глубокую древность каббалы. Разные источни утверждают, что изучением каббалы занимались (и занимаются) многие христианские церковные лидеры и некоторые знаменитости, например, Мадонна, Дэми Мур, Наоми Кэмпбелл, Андрей Макаревич(?), Вера Брежнева(???). Данная информация требует проверки.
|
В иудаизме имеются два особо "праведных" направления веры: цадикизм (цадик - точное следование Закону) и хасидизм (больше, чем требует Закон). Хасидизм ("праведность") - особое направление иудаизма (хотя даже и оно не вполне однородное). Некоторые называют его религиозно-мистическим. Согласно одним данным, это один из вариантов ортодоксального иудаизма (см. немного выше подзаголовок Представление о Талмуде), согласно другим - сообщество последователей каббалы, преследующее цели нравственного совершенствования личности и всего еврейского народа. Наверное, одно не исключает другого. Главным учителем одной группы этого движения является Элияху бен Шломо Залман (1720-1797(8)?, Российская империя), известный как Дер вилнер гоэн — Виленский Гаон (от слова гоэн, которое означает гений). Хотя сам он зарождающийся в его годы хасидизм осуждал. День его выхода на свободу (27.11.1798) из камеры смертников Петропавловской крепости (куда он был заключен по ложному обвинению) стал главным праздником приверженцев хасидского движения Хабад, которые считают его основателем этой ветви иудаизма. Другая группа хасидов считает своим главным учителем Рабби Нахмана из Брацлава (теперь - Вроцлава), в обиходной речи - Ребе Нахман (1772 - 1810), скончавшегося 16 октября 1810 и похороненного в Умани (Украина). Возможно, названные учителя - родственники между собой, но установить наличие и степень их родства не удалось. * * * * * * * Есть в иудаизме и много других течений, в т.ч., и довольно странных, например, выступающих против сионизма и даже против еврейской государственности(!) Чтобы, в угоду Господу, больше страдать? Последнее утверждение требует серьезной проверки.
. |
и | ||
. | и | |
Наверх | ||
и | ||
и | ||
Пред.тема (941Я) | Следующая тема (943Б) | |
|
и |
|