.Жизнь и Разум | |||
. | |||
. Пред.тема (942И) |
Следующая тема (944Х). |
"Жить возможно незаметнее, чтобы жить возможно лучше, вот чего добиваются буддисты" А.Франс |
Буддизм |
Постулаты и содержание | ||
Личность и жизнь Будды | ||
Данная тема включена в состав раздела в качестве перспективной. Возможно, будет доработана позже. Симолика буддизма довольно обширна, для европейцев сложна и не очень понятна, даже после разъяснений. Некоторые ее расшифровки представляются далеко не бесспорными. Главным знаком, символизирующим все учение, является Дхармачакра - Колесо закона (выставлено здесь в содержании раздела). Восемь ступиц колеса символизируют 8 благородных принципов человека (правильное воззрение, правильное мышление, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное осознание, правильное созерцание). Очевидно, чтобы понять все эти "правильности", необходимо всю жизнь провести в будистском монастыре. И это только один знак... Кроме всего прочего, имеются многочисленные варианты символики, от сугубо схематических, до весьма живописных и эстетичных. В этом можно убедиться, рассматривая представленные ниже рисунки (без расшифровок). Очень любознательный читатель может попытаться придумать свои пояснения каждому символу, а потом сравнить их с официальными, представленными, например, на следующем сайте. Еще ниже показан гибридный рисунок, объединяющий все главные символы буддизма. |
Согласно представлениям буддизма, прежде чем в мире появился Будда, существовал Бодхисаттва (некое небесное существо, стремящееся к Просветлению). Он был окружен богами, которые за тысячу лет до рождения земного Будды бросили "Клич Будды". Они заявили Бодхисаттве, что настало его время. Бодхисаттва углубился в размышления ("рассмотрения"), которых было пять.
Жена царя увидела сон, в котором к ней явился белый слон и вошел в ее правый бок. Наутро звездочеты объяснили ей и царю, что у них родится сын, который или станет царем всей земли, или отшельником, бродячим монахом, а затем - Буддою, тем, кто будет спасать людей.
Когда пришло время, царица гуляла в саду. И в это время, стоя под деревом, она родила сына, который чудесным образом вышел из ее правого бока, сразу сделал семь шагов и возвестил мир о своем пришествии победным кличем. На пятый день, по обычаю, младенцу присвоили имя Сиддарта (Сиддхартха) - цели достигший. Прорицатели на сей раз решили, что станет он отшельником и Буддою. На вопрос отца, что сможет заставить царевича стать бродячим отшельником, они ответили: "Четыре встречи: со стариком, с больным, с мертвецом и монахом". Отец желал оставить сына в миру, чтобы тот стал царем, поэтому изолировал сына в своем дворце, чтобы тот никогда не имел предсказанных царевичу нежелательных встреч. Все детство и юность отец держал сына в роскоши, но взаперти. Юноша никогда не покидал пределов своего дворца и его двора, поэтому не имел никакого понятия о реальной жизни. Так он даже женился на красавице-царевне Гопе, вскоре у них родился сын... Однажды, случайно оказавшись за пределами отцовских владений, он увидел дряхлого старика, что произвело на него тяжелое впечатление. Только теперь он узнал, что и его ждет старость. В другой раз Сиддарта таким же случайным образом увидел, больного, а в следующий - мертвеца. И узнал, что ему тоже не миновать ни болезней, ни смерти. И всякий раз это потрясало его до глубины души. Наконец, в четвертый раз он встретил бритоголового, беззаботно странствующего монаха в красном убранстве. Ему сказали, что это монах-отшельник, человек, живущий благостной жизнью, сострадательный ко всему живому, следующий истинному учению. Вернувшись домой, молодой человек крепко призадумался и пришел к выводу, что настало время отречься от прежней жизни. Начался отшельнический этап жизни юноши, в течение которого он называл себя именем Гаутама (Лучший из пастырей, то есть, избытком скромности не страдал). Этот этап в конце концов завершился Просветлением и принятием нового имени – Будда Шакьямуни. Вначале Гаутама попытался найти достойных учителей, но ни один из них не указал ему пути к спасению, полному освобождению от проблем жизни. Тогда он ударился в крайность, противоположную прежней роскоши, и стал заниматься самоистязанием, голоданием, подавляя в себе все желания. Но не достиг он этим ни просветления, ни высшего разумения. Поев нормальной пищи, Гаутама понял, что надо уходить от крайностей и избирать серединный путь. И понял, что сущность преграды к спасению - в самом существовании, в неведении, в дурных помыслах, словах и поступках. И наступило прозрение, и стал он просветленным - Буддой. Началась новая пора в жизни Будды: он стал Учителем жизни, в течение многих лет везде проповедовал свои познания, в т.ч., четыре главные истины:
(Это уже упоминавшиеся 8 принципов, только изложенные в другом порядке и немного другими словами). Одним из важных принципов Будды является его отношение к смерти, о которой, согласно его учению, надо думать непрестанно, но которой надо не бояться никогда. Относиться к ней следует спокойно и равнодушно, даже если это смерть близких людей. "Человек, рождаясь, уже делает первый шаг к смерти. Скорбь и слезы не помогут умершим", - говорил он в одной из своих притч. "Все, что составилось, то и разложится. Бдите, стремитесь к спасению", - такими были его последние слова. Умер Будда в возрасте 80 лет. Учение Будды прочно внедрилось в умы его учеников и их последователей, которые несут его вот уже более 2,5 тысяч лет. Пополняясь новыми деталями, подробностями и соображениями оно стало широко распространенной религией. Его исповедуют несколько сот миллионов верующих во всем мире. Особенно много их в Южной и Юго-Восточной Азии. |
Эта тема является сугубо перспективной. Заполнять ее чужими наблюдениями и фотоработами у автора нет никакого желания. Работа будет сделана, когда (если) воплотится в жизнь его мечта о посещении хотя бы одного региона Земли, в котором доминирующей религией является именно буддизм.
|
. | |||||||||
. | . | ||||||||
. | |||||||||
. | |||||||||
. | |||||||||
Предыдущая тема | . | Следующая тема | |||||||
. | |||||||||