.Жизнь и Разум
Полная карта сайта.
.
.Предыдущая тема    
Следующая тема.
 
 
"Если этот мир сотворил какой-нибудь бог,
 то я не хотел бы быть богом: злополучие этого
 мира растерзало бы мое сердце"
Артур Шопенгауэр ("Новый Паралипоменон, #392)

Библейское сотворение мира

         
Библейские дни: День 1-й   День 2-й
     
  День 3-й   День 4-й
     
  День 5-й   День 6-й
     
  День 7-й   Выводы
     
  Связанные темы: Религия    Церковь
         

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог".
Эта новозаветная цитата (первая фраза евангелия от Иоанна) совершенно не соответствует процедуре сотворения мира Господом-богом, подробно описанной в самом начале Ветхого Завета. Кроме того, в этой цитате от переводчиков и толкователей явно значительно больше, чем от самого Иоанна.

Понятие Logos (Логос) может переводиться и как слово, и как смысл, понятие, основание. Логика подсказывает, что чего-чего, а слова вначале быть не могло. Собственно, Иоанн сам подтверждает это уже второй частью приведенной цитаты ("...Слово было у Бога"), так что, по-видимому, сначала, все-таки был сам Бог. А вот абстрактное понятие, в отвлеченных высокопарных идеалистических представлениях, - могло. Философы-идеалисты обязаны ему даже свли названием (идея и понятие в этой науке - синонимы).

Поэтому большинству духовных интеллектуалов ближе значение слова логос - смысл, понятие. Это позволяет им искать идею создания мира где-то выше, и, как им представляется, одновременно ближе к реальности - в Космосе, в каких-то отдаленных уголках Вселенной. Таким рекомендуется почитать статьи Разум, Определение разума и "Вселенский разум" настоящего сайта.

Перейдем к Ветхому Завету, к первой главе книги Бытие. Эту версию создания (точнее, сотворения) мира, в конце концов, должен знать каждый цивилизованный человек, безотносительно к своему вероисповеданию. Цитаты придется выделять цветом, заметным, но не режущим глаз. Например, таким. Комментарии автора набраны обычным шрифтом.

День 1-й

Итак, в первый день создания мира:

1 В начале сотворил Бог небо и землю. (Значит, вначале был именно Бог).
2 Земля же была безвидна и пуста (очень странная земля: невидима и пуста; ведь это, скорее, характеристики вакуума), и тьма над бездною (это, наверное, уже уточняющие характеристики неба по п.1), и Дух Божий носился над водою.

Дух Божий может быть условно принят практически без возражений (если принять самого Бога), так как это, в конце концов, были Его мысли, в т.ч., планы сотворения мира. Только зачем ему было носиться? И сколько же времени он так носился? Все время от минус бесконечности до возникновения замысла сотворения мира? Не особо мудро. Или это всего лишь проблемы переводчиков и переписчиков? Может, просто пребывал?

Особо грамотные толкователи Библии перехватывают идею многих (а, может, и большинства) физиков об отсутствии до сотворения мира и самого понятия времени. Так что "носился" Дух (а ведь именно это записано в вышепредставленном абзаце из Библии), наверное, совсем недолго.

А вот над какою еще водою? Ведь пока еще не сообщалось, что Бог и ее уже создал. Как часть земли? Так она вначале была пуста, а про воду такое не скажешь. Или пустым и невидимым было только морское дно? Или вода существовала испокон веков, как и сам Бог? Многовато вопросов без ответов. Изложение могло бы быть гораздо более четким.

Для спасения (хотя бы частичного) логики Ветхого Завета в последующем рассмотрении комплекса земля-вода-суша необходимо трактовать землю по п.1 как мировой океан, заполненный водой, опирающийся на морское дно (будущую сушу); при этом, для соответствия пункту 2, и само дно, и, очевидно, покрывающая его вода, должны были быть и "безвидными", и каким-то образом - пустыми. Можно пытаться толковать безвидность таким образом, что вода была почти прозрачной (как оно практически и есть), а морское дно не было видным из-за покрывающей его толщи этой самой воды. А слово пуста толковать, как еще ничем и никем не заселенная.

3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. (Почти реальное дело, только сначала надо было бы создавать источник света).
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. (Вот с этим не стоило напрягаться, свет и сам вполне легко отделяется от тьмы. В этом легко убедиться, выйдя ночью на улицу с фонарем).
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. (Это наивность самого Бога или переписчиков? Свет и день - совершенно разные вещи. Но если даже и принять такое толкование, то еще раз приходится напомнить, что без Солнца не было бы и никакого дня).
И был вечер, и было утро: ДЕНЬ один. Крайне странно, что дню приписан порядок слов вечер - утро. Должно быть как раз наоборот. С вечера до утра - это ночь.
Или же Бог почему-то творил по ночам, которые церковники предлагают считать библейскими днями.

Наверх

День 2-й

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]

На первый, поверхностный взгляд, это могла бы быть какая-то плотина или дамба, но, как указано далее (3-й день, Быт,1,9), суша еще не создана. Тогда что же тогда, все-таки, подразумевается под словом земля в п.1? Земля как планета? Из чего же она состояла? И что тогда такое твердь в данном пункте? (Оказывается это... небо! См.ниже).

Остается предположить, что раз вода не могла быть разделена на ее поверхности, значит, она разделена горизонтальным непроницаемым слоем тверди, что, кстати, полностью подтверждается в следующем п.7:

7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.]

Во-первых, упоминаемая в начале п.7 "твердь" (далее, в п.8, названная небом), указывает на неверное представление древних составителей данного текста о небе, как о твердой поверхности (плоскости, так как о сфере - тогда еще не знали и даже не задумывались). Небо не может быть твердью, а твердь - небом.
Во вторых, нигде далее не указано, что же стало с верхним слоем воды, которая осталась над "твердью" неба. Там находится еще один водный океан? Предположение, обоснованное лишь на периодически выпадающих дождях? Крайне наивная и не соответствующая действительности картина.
В-третьих, авторы Библии просто не внимательны - небо к этому моменту уже давно создано, самым первым, еще в п.1 первого дня.

И был вечер, и было утро: день второй.

Очень странный состав работ в этот "день". Работа крайне нелогичная и не доведенная до конца (см. следующий день). Опять здесь, как и везде далее, день обозначается порядком слов вечер - утро.

Наверх

День 3-й

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]

Очевидно, под сушей подразумевается открывшееся морское дно. В действительности все могло бы происходить только наоборот: в одно или насколько мест могла быть собрана только суша (например, за счет подъема в нескольких местах морского дна), а уровень воды на всей земле оставался бы одинаковым (после подъема суши - несколько более низким). А по версии Ветхого Завета получается, что вода, которую Бог собрал в "одно место" (как?) даже после этого каким-то образом умудрилась стать ниже уровня обнажившейся суши. Как же она до того покрывала горы? (Сначала ведь везде была только вода, см. п.2 первого дня). Или Бог сжал воду в несколько раз? Так это физически невозможно, о чем знает любой школьник (жидкости - практически не сжимаемые субстанции).
Скорее всего, здесь нашло отображение наивное представление древних семитов, обитателей степей и пустынь, о том, что земли (суши) много, а воды (озер) мало. А настоящего моря они и в глаза не видели, не говоря уж о мировом океане.

10 И назвал Бог сушу землею (Но она была еще п.1! И даже принята нами в расширенной трактовке!), а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.
13 И был вечер, и было утро: день третий.

В целом, в этот "день" проделана весьма полезная работа.

Наверх

День 4-й

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

Поразительно, каким образом составители Ветхого Завета разобрались, что одно светило, для управления днем (Солнце) - большее, а другое, для управления ночью (Луна) - меньшее. Ведь их угловые размеры при наблюдении с Земли практически совпадают (около 30 угловых минут каждое). Очевидно, они имели в виду яркость (светимость) светил.

17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы.

(Как же Ему удалось тогда отделить свет от тьмы еще в первый день, по п.4 ?)

И увидел Бог, что это хорошо.
19 И был вечер, и было утро: день четвёртый.

С точки зрения общекосмических масштабов и интересов в этот день проведена самая серьезная и большая работа.

Наверх

День 5-й

20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]

Итак, согласно этой фразе, живую душу впервые произвела ВОДА! (Хоть и пресмыкающихся).
Как это соответствует современным научным воззрениям - прямо удивительно! Зато полет птиц "по тверди небесной" предполагает, что "твердое" библейское небо расположено совсем низко над землей.

21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

Составители Бытия подумали, да и одумались: хоть вода уже и произвела "пресмыкающихся, душу живую" (п.20), а сам Бог уже даже птиц оправил в полет (там же, п.20), здесь (п.21) он (еще раз) сотворил рыбу и "всякую душу животных пресмыкающихся" и "всякую птицу пернатую". Это явные несоответствия одних утверждений другим.

22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

Интересно, что ни растения (зелень), ни небесные светила Бог не благословлял. Видимо, в этом нуждаются только "души живые".

23 И был вечер, и было утро: день пятый.

Наверх

День 6-й

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

Опять, аналогично случаю с морскими животными, сначала указано, что живая душа произведена ЗЕМЛЕЙ (хотя и по указанию Бога), а уж потом уточнено, что зверей земных создал Бог. Впечатление такое, что составитель Бытия был мучим зародышем тогда еще не существовавшего дарвинизма... (Это, конечно, просто шутка).

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

Во всем Ветхом завете Господь-бог (Иегова, Саваоф) всегда употребляет местоимение Я, называя себя в единственном числе, а в первых главах Бытия - местоимение Мы, во множественном числе, в разных вариантах.
Думается, это не случайно. Это исходные, не исправленные места Книги, свидетельствующие о языческих пережитках в верованиях древних евреев. Множественное число здесь Бог относит не к себе, а ко всей группе окружающих его (и невесть откуда взявшихся) ангелов (один из которых, не описанным в Ветхом Завете образом, стал Дьяволом, Сатаной). Это видно еще, например, из выражений "один из Нас"(Быт,3,22), "Едемского Херувима" (Быт,3,23), "всякий, кто встретится со мною" - в то время, когда на земле оставались только Адам, Ева и их сын, сам говорящий это, - Каин (Быт,4,14), "вы будете, как боги" (Быт,3,5) и др. мест.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. [!!!]
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. (Почему же тогда первые люди были изгнаны из рая? Они ведь получили божье благословенме на размножение! А "запретый плод", в его буквальном виде, - всего лишь образ несуществующего запрета на секс!)

И только в следующей главе, спохватившись, составители (или более поздние переписчики?) полностью переписали историю создания человека (из праха земного был создан Адам, из его ребра - жена его, будущая Ева).

29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу;

То есть, людям было предписано быть вегетарианцами! (Но из рая их изгнали отнюдь не за нарушение ЭТОГО предписания).

30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
(Быт.1:1-31)

Интересно, откуда при таких обстоятельствах взялись хищники? Ведь всем зверям было предписано питаться "травной зеленью"!

Наверх

День 7-й

А на седьмой день:

2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

До сих пор ни один неживой объект благословения не заслуживал. А здесь благословлен даже и не объект, а просто временнОе (или космологическое) понятие...
Ну что де, лучше позже, чем никогда.

Наверх

 

Выводы и общие соображения

Вот такая трогательная (и, скажем прямо, сказочная) история сотворения мира, жизни и человека. Сплошные неясности, несоответствия, неоднозначности.

История по-детски наивная, соответствующая миропредставлениям евреев пятитысячелетней давности. Но заслуживающая уважения уже за то, что она пронесена через все эти годы и даже зафиксирована в письменном виде.

Странно только то, что эта история на полном серьезе подается большинству верующих иудеев и христиан до сегодняшнего дня. И то, что материал такого уровня все еще оказывает весомое идеологическое воздействие на огромные массы людей, удивляет и поражает. И, одновременно, проясняет их степень наивности и невежества.

Понимая это, некоторые верующие ищут других духовных учителей. А иные, как Свидетели Иеговы, изобретают абсолютно новые трактовки всех вышеизложенных материалов, с учетом достижений основных разделов современной науки, не поддавая ревизии сам текст Библии. В частности, в их толковании, один библейский "день" - это целая космологическая или геологическая эпоха. (Есть у них и другие поразительные новации, однако они не имеют отношения к теме данной статьи).

Могло ли все происходить таким образом на самом деле? Для того, кто способен мыслить (а таким, по идее, должен быть каждый homo sapiens, человек разумный), вопрос, понятно, риторический.

А как еще могло произойти сотворение мира? Давайте начнем рассмотрение с так ругаемого многими "Большого взрыва" (раздел Вселенная в главной строке навигации). Может, не все в нем так нелепо, как кажется на первый взгляд.
Очень интересной (хотя и крайне непривычной) является также и новая версия теории Большого взрыва.

Фантазии на тему, каким мог бы быть мир, будь его творцом автор данного сайта, изложены в теме О совершенстве мира (Какой жизнь могла бы быть) раздела Эволюция.

 

.Делитесь темой в своих сетях!

 

 


    /
.    
  Наверх
    /
.
.Предыдущая тема   Следующая тема
.