.Жизнь и Разум | |||
. | |||
.Предыдущая тема |
"Если этот мир сотворил какой-нибудь бог, то я не хотел бы быть богом: злополучие этого мира растерзало бы мое сердце" |
Библейское сотворение мира |
|
"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Понятие Logos (Логос) может переводиться и как слово, и как смысл, понятие, основание. Логика подсказывает, что чего-чего, а слова вначале быть не могло. Собственно, Иоанн сам подтверждает это уже второй частью приведенной цитаты ("...Слово было у Бога"), так что, по-видимому, сначала, все-таки был сам Бог. А вот абстрактное понятие, в отвлеченных высокопарных идеалистических представлениях, - могло. Философы-идеалисты обязаны ему даже свли названием (идея и понятие в этой науке - синонимы). Поэтому большинству духовных интеллектуалов ближе значение слова логос - смысл, понятие. Это позволяет им искать идею создания мира где-то выше, и, как им представляется, одновременно ближе к реальности - в Космосе, в каких-то отдаленных уголках Вселенной. Таким рекомендуется почитать статьи Разум, Определение разума и "Вселенский разум" настоящего сайта. Перейдем к Ветхому Завету, к первой главе книги Бытие. Эту версию создания (точнее, сотворения) мира, в конце концов, должен знать каждый цивилизованный человек, безотносительно к своему вероисповеданию. Цитаты придется выделять цветом, заметным, но не режущим глаз. Например, таким. Комментарии автора набраны обычным шрифтом. |
|||||||
Итак, в первый день создания мира: 1 В начале сотворил Бог небо и землю. (Значит, вначале был именно Бог). Дух Божий может быть условно принят практически без возражений (если принять самого Бога), так как это, в конце концов, были Его мысли, в т.ч., планы сотворения мира. Только зачем ему было носиться? И сколько же времени он так носился? Все время от минус бесконечности до возникновения замысла сотворения мира? Не особо мудро. Или это всего лишь проблемы переводчиков и переписчиков? Может, просто пребывал? Особо грамотные толкователи Библии перехватывают идею многих (а, может, и большинства) физиков об отсутствии до сотворения мира и самого понятия времени. Так что "носился" Дух (а ведь именно это записано в вышепредставленном абзаце из Библии), наверное, совсем недолго. А вот над какою еще водою? Ведь пока еще не сообщалось, что Бог и ее уже создал. Как часть земли? Так она вначале была пуста, а про воду такое не скажешь. Или пустым и невидимым было только морское дно? Или вода существовала испокон веков, как и сам Бог? Многовато вопросов без ответов. Изложение могло бы быть гораздо более четким. Для спасения (хотя бы частичного) логики Ветхого Завета в последующем рассмотрении комплекса земля-вода-суша необходимо трактовать землю по п.1 как мировой океан, заполненный водой, опирающийся на морское дно (будущую сушу); при этом, для соответствия пункту 2, и само дно, и, очевидно, покрывающая его вода, должны были быть и "безвидными", и каким-то образом - пустыми. Можно пытаться толковать безвидность таким образом, что вода была почти прозрачной (как оно практически и есть), а морское дно не было видным из-за покрывающей его толщи этой самой воды. А слово пуста толковать, как еще ничем и никем не заселенная. 3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. (Почти реальное дело, только сначала надо было бы создавать источник света). |
|||||||
6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] На первый, поверхностный взгляд, это могла бы быть какая-то плотина или дамба, но, как указано далее (3-й день, Быт,1,9), суша еще не создана. Тогда что же тогда, все-таки, подразумевается под словом земля в п.1? Земля как планета? Из чего же она состояла? И что тогда такое твердь в данном пункте? (Оказывается это... небо! См.ниже). Остается предположить, что раз вода не могла быть разделена на ее поверхности, значит, она разделена горизонтальным непроницаемым слоем тверди, что, кстати, полностью подтверждается в следующем п.7: 7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. Во-первых, упоминаемая в начале п.7 "твердь" (далее, в п.8, названная небом), указывает на неверное представление древних составителей данного текста о небе, как о твердой поверхности (плоскости, так как о сфере - тогда еще не знали и даже не задумывались). Небо не может быть твердью, а твердь - небом. И был вечер, и было утро: день второй. Очень странный состав работ в этот "день". Работа крайне нелогичная и не доведенная до конца (см. следующий день). Опять здесь, как и везде далее, день обозначается порядком слов вечер - утро. |
|||||||
9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] Очевидно, под сушей подразумевается открывшееся морское дно. В действительности все могло бы происходить только наоборот: в одно или насколько мест могла быть собрана только суша (например, за счет подъема в нескольких местах морского дна), а уровень воды на всей земле оставался бы одинаковым (после подъема суши - несколько более низким). А по версии Ветхого Завета получается, что вода, которую Бог собрал в "одно место" (как?) даже после этого каким-то образом умудрилась стать ниже уровня обнажившейся суши. Как же она до того покрывала горы? (Сначала ведь везде была только вода, см. п.2 первого дня). Или Бог сжал воду в несколько раз? Так это физически невозможно, о чем знает любой школьник (жидкости - практически не сжимаемые субстанции). 10 И назвал Бог сушу землею (Но она была еще п.1! И даже принята нами в расширенной трактовке!), а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. В целом, в этот "день" проделана весьма полезная работа. |
|||||||
14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; Поразительно, каким образом составители Ветхого Завета разобрались, что одно светило, для управления днем (Солнце) - большее, а другое, для управления ночью (Луна) - меньшее. Ведь их угловые размеры при наблюдении с Земли практически совпадают (около 30 угловых минут каждое). Очевидно, они имели в виду яркость (светимость) светил. 17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, (Как же Ему удалось тогда отделить свет от тьмы еще в первый день, по п.4 ?) И увидел Бог, что это хорошо. С точки зрения общекосмических масштабов и интересов в этот день проведена самая серьезная и большая работа. |
|||||||
20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] Итак, согласно этой фразе, живую душу впервые произвела ВОДА! (Хоть и пресмыкающихся). 21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. Составители Бытия подумали, да и одумались: хоть вода уже и произвела "пресмыкающихся, душу живую" (п.20), а сам Бог уже даже птиц оправил в полет (там же, п.20), здесь (п.21) он (еще раз) сотворил рыбу и "всякую душу животных пресмыкающихся" и "всякую птицу пернатую". Это явные несоответствия одних утверждений другим. 22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. Интересно, что ни растения (зелень), ни небесные светила Бог не благословлял. Видимо, в этом нуждаются только "души живые". 23 И был вечер, и было утро: день пятый. |
|||||||
24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. Опять, аналогично случаю с морскими животными, сначала указано, что живая душа произведена ЗЕМЛЕЙ (хотя и по указанию Бога), а уж потом уточнено, что зверей земных создал Бог. Впечатление такое, что составитель Бытия был мучим зародышем тогда еще не существовавшего дарвинизма... (Это, конечно, просто шутка). 26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. Во всем Ветхом завете Господь-бог (Иегова, Саваоф) всегда употребляет местоимение Я, называя себя в единственном числе, а в первых главах Бытия - местоимение Мы, во множественном числе, в разных вариантах. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. [!!!] И только в следующей главе, спохватившись, составители (или более поздние переписчики?) полностью переписали историю создания человека (из праха земного был создан Адам, из его ребра - жена его, будущая Ева). 29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; То есть, людям было предписано быть вегетарианцами! (Но из рая их изгнали отнюдь не за нарушение ЭТОГО предписания). 30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. Интересно, откуда при таких обстоятельствах взялись хищники? Ведь всем зверям было предписано питаться "травной зеленью"! |
|||||||
А на седьмой день: 2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. До сих пор ни один неживой объект благословения не заслуживал. А здесь благословлен даже и не объект, а просто временнОе (или космологическое) понятие... |
|||||||
Вот такая трогательная (и, скажем прямо, сказочная) история сотворения мира, жизни и человека. Сплошные неясности, несоответствия, неоднозначности. История по-детски наивная, соответствующая миропредставлениям евреев пятитысячелетней давности. Но заслуживающая уважения уже за то, что она пронесена через все эти годы и даже зафиксирована в письменном виде. Странно только то, что эта история на полном серьезе подается большинству верующих иудеев и христиан до сегодняшнего дня. И то, что материал такого уровня все еще оказывает весомое идеологическое воздействие на огромные массы людей, удивляет и поражает. И, одновременно, проясняет их степень наивности и невежества. Понимая это, некоторые верующие ищут других духовных учителей. А иные, как Свидетели Иеговы, изобретают абсолютно новые трактовки всех вышеизложенных материалов, с учетом достижений основных разделов современной науки, не поддавая ревизии сам текст Библии. В частности, в их толковании, один библейский "день" - это целая космологическая или геологическая эпоха. (Есть у них и другие поразительные новации, однако они не имеют отношения к теме данной статьи). |
|||||||
Могло ли все происходить таким образом на самом деле? Для того, кто способен мыслить (а таким, по идее, должен быть каждый homo sapiens, человек разумный), вопрос, понятно, риторический. А как еще могло произойти сотворение мира? Давайте начнем рассмотрение с так ругаемого многими "Большого взрыва" (раздел Вселенная в главной строке навигации). Может, не все в нем так нелепо, как кажется на первый взгляд. Фантазии на тему, каким мог бы быть мир, будь его творцом автор данного сайта, изложены в теме О совершенстве мира (Какой жизнь могла бы быть) раздела Эволюция.
|
/ | |||||||||
. | |||||||||
Наверх | |||||||||
/ | |||||||||
.Предыдущая тема | Следующая тема | ||||||||
. |
|||||||||