. Жизнь и Разум |
. |
"Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Хвала Аллаху, Господину миров, милостивому, милосердному, царю в день суда!" Коран, (1, 1-3) "Велик Аллах, царь истинный, нет божества, кроме Него, Господь трона честного!" |
|
Краткий обзор Корана | ||
Общие сведения о содержании | ||
Стиль изложения и доказательств | ||
Два стандарта подачи "истин" | ||
Попутные наблюдения | ||
Заключительные соображения | ||
Сунна. Хадисы . . . Примеры хадисов |
Немусульманину в это может быть трудно поверить, но буквально каждое упоминание пророка, хоть и сто раз на одной странице, по исламской традиции должно заканчиваться именно таким словосочетанием: "Да благословит его Аллах и приветствует". Исламисты считают, что принятый в иудаизме Господь-бог, это и есть их Аллах, а просто Авраам, Израиль, Моисей и другие его неправильно поняли. Аллах - настоящий, подлинный и единственный бог для мусульман. У Аллаха, как считается, всего есть 99 имен, например, Милостивый, Милосердый, Верный и др. Проявлением благочестия у мусульман считается как можно чаще упоминать Бога и Его имена. Слово "ислам" означает покорность (по другой версии - мир). Декларируется, что он несет мир всем без исключения людям. Правда, при этом людьми считаются только единоверцы. Все остальные - неверные. Ислам не считает важными национальные различия, но делит людей на три категории: правоверные (мусульмане); покровительствуемые (иудеи и христиане - люди Книги, держатели Писания, не подлежащие насильственному обращению в ислам) и многобожники (язычники), подлежащие обязательному обращению. Для того, чтобы стать мусульманином, надо признавать только Аллаха и пророка его Мухаммеда, Писание (Коран) и Судный день (об обрезании, обычно, стыдливо умалчивают; это необходимое, но не достаточное условие). В обязанности каждого истинного мусульманина входит выполнение пяти основных требований:
Священная книга мусульман - Коран (собрание проповедей, установлений, молитв, притч). Любая отдельная глава Корана - сура (ударение на "у"). Ислам делится на два основных направления: суннизм и шиизм. Сунниты признают и Коран, и сунну (хадисы), а при выборах должностных лиц учитывают мнение всей общины. Шииты (ши-а - последователь) при выборах халифов (верховных правителей) и имамов (глав общин) признают в качестве законных преемников пророка Мохаммеда только алидов - потомков Али, зятя и двоюродного брата Мохаммеда. В конце шахады (упоминания Аллаха и Мухаммеда) они добавляют «…и Али — друг Аллаха» (на что выше уже указано). Кроме того, шииты считают, что сунниты нарочно убрали из Корана упоминание о том, что преемником Мухаммеда должен стать Али или его потомок. И в этом основа непримиримых противоречий между двумя ветвями ислама. Рядовой служитель культа - мулла. Основой законодательства мусульман является шариат (надлежащий путь), свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенный исламом вечным и неизменным. В исламе - все предопределено волею Аллаха. С современными научными воззрениями это не согласуется. Количество мусульман в мире составляет около 1,6 миллиарда человек, из которых сунниты составляют 1,4 млрд., а шииты около 200 млн. До повсеместного введения ислама в арабском мире (в т.ч., у самых известных среди местных язычников - курайшитов) господствовало многобожие, в число которых, наряду с многочисленными духами, входил (как бы) и Аллах. Но тогда еще не как всесильный и всемогущий.
|
Будущий пророк Мухаммед родился в 571 году (по другим данным 569 или 570-м). До него, как приято считать, существовало 124 тысячи пророков (есть версия, что их было 224 тысячи), но Мухаммед явился последним из них. Отец Мухаммеда (Абд Аллах) умер незадолго до (или же через несколько месяцев после) его рождения. Имя Мухаммед, что означает "восхваляемый", дал ему его дед. Согласно обычаю Мухаммед был передан кормилице, несколько лет жил в её семье в кочевом племени бедуинов. В 4 года он был возвращён обратно в семью. (Вот слез то было!) Когда Мухаммеду было всего 6 лет, его мать Амина умерла, после чего его взял к себе дед, но через два года умер и он. После этого Мухаммеда взял в свою семью его дядя по отцу Абу Талиб, который тогда был очень беден. С 12 лет Мухаммед пас овец, потом стал участвовать в торговых делах своего дяди. Некий монах по имени Бахира предсказал ему великую судьбу еще в юношестве. Он увидел также печать пророчества между его плечами (специфическое родимое пятно? Как он его увидел?) Потом монах сказал Абу Талибу (дяде), что тот оберегал Мухаммеда от иудеев, так как предполагал их враждебные действия по отношению к нему. Между четырнадцатью и пятнадцать годами Мухаммед уже принимал участие как воин в одной из местных воен. Примерно к 20 годам стал наниматься к зажиточным торговцам в качестве приказчика, проводника караванов или торгового агента. В 25 лет, он участвовал в "Союзе Благородных", суть которого была в защите беззащитных и обеспечении безопасности чужестранцев в Мекке. Когда Мухаммеду было 35 лет, он принимал участие в ремонте Каабы - мусульманской кубообразной святыни из черного камня. (К ней и происходит теперь главное паломничество мусульман - хадж. Её размеры по всем измерениям составляют от 11 до 13 метров). Мухаммед считался человеком безукоризненной репутации, отличался прекрасным характером, честностью и добросовестностью, умом и сообразительностью. Решив помочь своему дяде Абу Талибу, который оказался в трудном материальном положении, Мухаммед взял на воспитание его младшего сына (то есть, своего двоюродного брата), семилетнего Али - будущего халифа (избираемый правитель города/государства с ненаследуемым правлением). Этот Али впоследствии и стал основоположником династии алидов, из которых (и только из них!) и проводится избрание халифов (правителей) и имамов (духовных правителей) у мусульман-шиитов. |
В 25 лет Мухаммеда его наняла для поездки в Сирию одна из самых знатных и богатых женщин племени курайш - Хадиджа бинт Хувайлид.
С ними поехал и слуга Хадиджи - Майсара. В этой поездке Хадиджа получила большую прибыль и, наслышанная от Майсары о качествах Мухаммеда, решила выйти за него замуж.
Одна из последующих жен Мухаммеда (вторая?), Аиша (выданная за него то ли в 9, то ли в 10 лет, при подписанном брачном контракте на нее еще в шесть) говорила, что ревновала его только к Хадидже, хотя той уже и в живых не было. |
Когда Мухаммеду исполнилось 40 лет, у него появилась потребность в аскетизме, он стал уединяться в пещере на горе Хира, где поклонялся Аллаху. Аллах в те времена был только частью многобожия верований арабского мира, наряду с большим количеством различных духов. Поэтому Мухаммед в среде традиционных верующих считался тогда вероотступником. Мухаммед начал видеть и вещие сны. В одной из таких ночей уединения к нему явился ангел Джабраил (Гавриил), посланный Аллахом (Господом), с первыми аятами (тезисами, стихами, абзацами) будущего Корана. Это почти полная аналогия со "скрижалями завета" - каменными пластинами с написанными на них заповедями, которые Господь передал Моисею. Единобожие и постоянное восхваление Аллаха - главные новшества Мухаммеда в провозглашаемой им новой религии, которую он и назвал исламом ("покорностью"). Другими новациями пророка стало выборочное включение в новую веру сведений, записанных в Ветхом и Новом Заветах (полученных им самим в устной форме, что может объяснить некоторые неточности и несоответствия их дальнейшего изложения подлинному содержанию первоисточников), необходимость вовлечения в круг своей веры все новых людей. Мухаммед был абсолютно безграмотен; не умел читать и писать, поэтому не зафиксировал текст созданного им Корана собственноручно. Наверное, именно поэтому создание Корана считается главным чудом, совершенным Мухаммедом. Другие его чудеса не слишком многочисленны, частично, - подобны чудесам Иисуса Христа, и, в целом, не являются слишком убедительными для многих исследователей его жизни и деятельности. Из-за этого он долгие годы существовал только в устной форме (см. далее). Коран сравнительно легко запоминался и был устойчивым против искажений только потому, что был частично стихотворным, и легко читался нараспев (это можно проверить и теперь, включив в соответствующее время любой из арабских телеканалов). Постепенно и другие люди начали принимать ислам, вступать в эту веру. Сначала это были жена Мухаммеда Хадиджа и ещё восемь человек, среди которых будущие халифы Али и Усман. Потом люди стали принимать ислам группами, как мужчины, так и женщины, и с 613 года (спустя 3 года с момента откровения) пророк Мухаммед стал открыто призывать всех к исламу. До этого он вёл свою проповедь тайно. Сторонники прежней веры (курайшиты) оказывали враждебные действия Мухаммеду и новообращённым мусульманам. Их оскорбляли, забрасывали камнями и грязью, избивали, подвергали зною, жажде и голоду, угрожали смертью. Всё это привело Мухаммеда к решению о первой хиджре (переселении) мусульман, которая состоялась в 615 году, в Абиссинию (Эфиопию), на противоположный берег Красного моря. Король эфиопов (негус) разрешил это переселение и гарантировал безопасность религии мусульман. Сам Мухаммед в этой хиджре не участвовал, оставшись в Мекке и призывая к исламу. Из-за сильных притеснений мусульман по мере увеличения их количественного состава, Мухаммед предпринимал еще несколько переселений своих соратников-единоверцев. Как принято считать в исламе, в 621 году Мухаммед в одну ночь был чудесным образом перемещен из мечети Аль-Харам (Мекка, нынешняя Саудовская Аравия) в мечеть Аль-Акса (Иерусалим, Израиль) где находилась группа пророков, в числе которых были Иса, Муса, Ибрагим (иудейские Иисус, Моисей, Авраам). Он помолился вместе с ними. Потом, якобы, Мухаммед был вознесён на небо, где видел знамения Аллаха.
Кааба - еще доисламская святыня арабского мира. Изготовлена из гранита и покоится на мраморном фундаменте.
Ее углы ориентированы по сторонам света и имеют название «йеменский» (южный), «иракский» (северный), «левантийский» (западный) и «каменный» (восточный), где вмонтирован кусок метеорита. Со времени появления ислама кааба является киблой - ориентиром, с сторону которого должно быть направлено лицо каждого правоверного мусульманина во время молитвы. Ранее в Каабе и вокруг нее находилось до 300 разных идолов, в том числе человекообразное каменное существо Хубала с золотой правой рукой (приделанной вместо отбитой каменной). Первоначально в исламе задумывалось, что мусульманам будут не разрешены никакие войны. Но представители прежней веры (курайшиты) постоянно вели враждебные действия против мусульман. Они либо просто уговаривали их отказаться от ислама, либо замучивали до смерти, либо изгоняли их из страны. Некоторые мусульмане под таким нажимом отказались от ислама, а некоторые ушли из Мекки в Эфиопию или в Ясриб (Медину). В таких обстоятельствах обычное арабское слово усилие ("джихад"), первоначально имевшее в исламе только моральное звучание и означавшее обычную борьбу за его идеалы, постепенно приобрело и новое, военное значение, ставшее, по сути дела, главным, и означающим т.н. "священную войну".
Некоторые аяты (тезисы) Корана на эту тему:
После переселения всех мусульман в Ясриб (Медину), все его жители тоже приняли ислам, и в подчинении Мухаммеда оказались целый город и армия. Это событие считается началом мусульманского государства, мусульмане получили необходимую им независимость. Здесь была составлена Мединская конституция, в частности, позволяющая евреям сохранять свою религию. Отстаивая и постепенно расширяя владения и территорию своего влияния, Мухаммед предпринял ряд успешных военных битв и походов (с 624 по 632 гг.) Считается, что при этом он всегда старался, чтобы кровопролитие в битвах было наименьшим, даже в рядах его противников. К исходу этой борьбы весь Аравийский полуостров оказался покоренным исламистами. |
По разным данным пророк Мухаммед имел от 15 до 23 жен, но в физические отношения пророк вступил только с 11-13 женами. Остальные либо скончались еще до брачной ночи, либо пророк развелся с ними еще до ее наступления (?!?). (Вот так образец поведения, следовать которому должен каждый "правоверный", вплоть до самых незначительных мелочей!) Пророк Мухаммед женился на всех их до введения Коранического запрета, в котором запрещалось иметь больше четырёх жён. Все жены, кроме Аишы, были до него замужем, то есть не были девственницами. И все они имели статус "матерь верующих (или правоверных)". Первой женой Мухаммеда, как уже указывалось, была Хадиджа, которая при своей жизни была его единственной женой. Она была первым человеком, принявшим ислам, всегда поддерживала пророка. Год её смерти (619-й) назван "годом грусти". Среди последующих жен пророка наиболее заметными (по разным причинам) являются Аиша (по разным данным, Мухаммед взял ее в жены в возрасте 6-7, 9-10, 12-13, 17 и даже 27 лет), Хафса, Умм Салама (она жила дольше всех, еще и 50 лет после смерти Мухаммеда), Зейнаб (умершая подозрительно рано, всего через три месяца после замужества) и иудейка Сафийя. Первые две из названных дружили между собой и творили козни против остальных (бывших при них). Самая известная из наложниц Мухаммеда - Мария, рабыня, христианка, уроженка Египта. Была послана египетским правителем пророку Мухаммеду в качестве подарка. От их союза родился ребёнок по имени Ибрагим, но он скончался, когда ему было всего 18 месяцев. Считается, что Мухаммед в течение дня и ночи обходил всех своих жён. Сподвижники говорили между собой, что он был наделён силой "тридцати". Носил сандалии из выделанной дубленой кожи, красил волосы желтой краской (И.а-Б.4:128). Все дети Мухаммеда, кроме Ибрагима, были от его первой жены Хадиджи. (Кажется, семь человек). Все мальчики умерли еще в раннем детстве. Девочки дожили до начала пророческой миссии Мухаммеда, все приняли ислам, все переселились из Мекки в Медину и все, кроме Фатимы, скончались до смерти Мухаммеда. Она умерла через шесть месяцев после его смерти. То есть, генетика пророка оказалась довольно таки слабой.
|
Последняя проповедь была сказана Мухаммедом в 625-м(?) году. (После этого он жил еще семь лет). Мухаммед отправился в Мекку, и уже там пригласил всех мусульман, прибывших на хадж, к горе Джабаль аль-Рахман на Арафате и говорил с ними. Избранные цитаты из этой проповеди, которую некоторые люди называют эту проповедь манифестом прав человека в исламе, приведены ниже:
|
К моменту смерти Мухаммеда в 632 году в ислам был обращён весь Аравийский полуостров, а вскоре после смерти пророка его преемники ("заместители", халифы) покорили огромные территории азиатских и африканских владений Византийской империи, распространяя ислам, арабскую культуру и язык. Халифат при Аббасидах был самой крупной империей своего времени, простиравшейся от Атлантического океана до Китая. На протяжении 508 лет (с 750 по 1258 гг.) в ней правили 38 халифов из династии Аббасидов. Столицей империи был Багдад. |
Коран (собрание откровений, проповедей, установлений, молитв, притч) - священная книга мусульман, а также важный культурно-исторический и литературно-философский памятник общемировой культуры. [в эпиграфе и далее по тексту в скобках стоят номер главы и номер(а) стихов]. Как указано в самом его начале, эта книга - руководство для богобоязненных, тех, которые веруют в то, что ниспослано (2, 1-3). То есть, вообще говоря, не для посторонних. Слово Коран в переводе означает чтение, книга для чтения, "чтиво". То есть, по сути дела, даже и по самому своему названию Коран является аналогом Библии (название которой в переводе означает книга, то есть, практически то же самое "чтиво"). Главное действующее лицо Корана - бог ислама Аллах, он же Господь (тот же самый, что и у иудеев и христиан).
Главным содержанием Корана является восхваление Аллаха, регламентация устоев общества, поощрение верующих (в Аллаха и судный день) картинами ожидающего их рая, запугивание неверующих (безбожников и многобожников) перспективами ада. Рай в Коране - это сады, спускающиеся к рекам, которые бывают из чистой воды, не теряющего вкус молока, не пьянящего вина (с учетом общего запрета на вино для последователей ислама) и очищенного меда. Праведники в шелковых одеждах возлежат на подушках в светлых шатрах, едят фрукты, пьют напитки из кубков, которые подают молодые юноши, и ласкают пышногрудых, скромнооких, черноглазых жен из девушек-девственниц (в другом месте - ровесниц). Все это продолжается без конца. Ад - геенна огненная и (поочередно) кипяток (в котором сидят и который пьют), а также гной (который пьют и которым поливают). Это продолжается вечно.
По форме подачи материала Коран является набором поучительных глав, каждая из которых имеет название сура (ударение на "у"). Суры записаны практически без какой-либо системы и плана, между собой непосредственно почти никак и ничем не связаны (кроме общего для всех их восхваления Аллаха). Суры состоят из отдельных тезисов - аятов. Первоначально, в течение нескольких десятков лет, все проповеди, вошедшие затем в Коран, вообще существовали только в устной форме, поэтому точное время создания каждой из них не известно. Существенным и практически бесспорным признаком времени создания сур являются два периода жизни и деятельности пророка Мухаммеда (Мухаммада, Магомета) в городах Мекке (где была создана основная масса сур) и в Медине. (Тем не менее, хронологическая последовательность их создания на сегодня считается установленной). Но с порядком их изложения в Коране она не имеет ничего общего. По тематике и типу изложения суры условно делятся на поэтические, рахманские (воспитательные и регламентирующие) и пророческие. Но и эта, уже более поздняя, классификация не нашла никакого своего отражения при построении Корана. На самом деле суры в Коране выстроены друг за другом просто в порядке убывания их размера, считая по количеству букв в каждой из них (почти как при компьютерной сортировке файлов!), за исключением самой первой, очень короткой, т.н. "Открывающей книгу", и с небольшими отклонениями - в нескольких последних. Возможно, это сделано для исключения каких-либо исторических и теологических споров вокруг сроков создания, предназначения и важности отдельных сур. Всего сур в Коране 114. Каждая сура имеет название (заголовок), почти всегда состоящее из одного слова, очень редко - из нескольких (да и то, вероятно, только в русском переводе). Заголовки эти весьма условны: при недостаточно внимательном чтении можно прочитать всю суру, да так и не заметить вынесенный в заголовок объект (или субъект). Обычно ему прямо соответствуют лишь несколько фраз (а то и одна-единственная). Но и в таких случаях, чаще всего они являются лишь примером для раскрытия какой-то другой, более общей мысли. Типичные для Корана заголовки сур: Корова, Гром, Пчелы, Верующие, Украшения, Милосердный, Препирательство, Нахмурился, Смоковница, Землетрясение, Слон, Рассвет, Люди. Каждая сура начинается хвалебным возгласом "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!" Далее, в зависимости от темы и предназначения главы (суры), идет изложение материала, в котором, наряду с любыми поучениями, назиданиями или пророчествами, всегда присутствует хвала Аллаху, одобрение истинно верующих и осуждение неверующих или т.н. неверных.
Завершается сура чаще всего (но не всегда) еще одной хвалой Аллаху, с упором на одну или несколько его характеристик, например: прекрасный покровитель; прощающий, милосердный; лучший из милующих; лучший из дающих удел; милостив, сведущ; о всякой вещи знающ; мощен над всякой вещью; лучший из судящих; быстр в наказании; великий, мудрый. И другими, подобными приведенным. |
В Коране часто используется такой особый тип восточного стиля изложения (и, одновременно, методический прием убеждения), как вставка в текст риторических, "каверзных" или мудрых (с точки зрения ислама) вопросов. Ответив на них, читатель (или слушатель) должен как бы самостоятельно прийти к правильным выводам. Например:
Еще одним видом восточной мудрости в Коране (и методом убеждения), заставляющим напрячь внимание читателя, является использование в фразах неоднократных отрицаний (да еще, иногда, и в сочетании с сослагательным наклонением!), например:
Коран не просто излагает материал. Он многократно приводит доказательства своей истинности, в основном, такого типа:
Вот такие "доказательства". При всем этом Коран утверждает, что все записанное в нем - вершина мудрости, порой - просто недоступная неверующим:
Так вот, оказывается, в чем дело! Это все, конечно, может вызвать у немусульманина и усмешку, но надо помнить, когда, зачем и для кого это писалось. (Чтобы убедительнее выглядеть перед своей аудиторией). Некоторые образцы заявлений Корана у современного читателя могут вызвать и откровенное беспокойство, например:
Под убивавшими детей очевидно подразумеваются уже упоминавшиеся выше доисламские язычники-курайшиты. . |
Совершенно разные чувства вызывает сравнение тезисов Корана для "внешнего" применения (используемых при публичных дискуссиях на международном уровне) и "внутреннего" употребления самими мусульманами, не рекламируемых широко для остальной части мира. С одной стороны, декларируется достаточно терпимое отношение к иноверцам и неверующим (фактически - для них самих):
Эти мысли широко используются в качестве аргументов в пользу ислама. И вместе с тем, параллельно и постоянно, очевидно, для пользования, внутри исламского мира, в Коране проводится совершенно другая линия:
И это называется религией покорности и мира? Не лицемерие ли это? Или "всего лишь" беспринципность? Не похоже. Весьма принципиальные призывы к расправам. По мнению составителя(лей) Корана ответ на этот вопрос следующий: лицемеры - думающие об Аллахе думы зла (48, 6). Вот так! Чтобы найти разумное объяснение второй группе тезисов, довольно жестоких и разительно противоречащих первым (о терпимости к иноверцам), можно предположить, что они вырабатывались в период аравийских войн Мухаммеда, преследуемого (вместе со своими сторонниками) прежними политическими и духовными правителями арабского мира (см. биографию Мухаммеда). Любое иное объяснение свелось бы просто к неискренности и двуличию ислама и его сторонников. Но ведь эти тезисы не ограничены по своему сроку действия и полностью пригодны для употребления в любой момент времени! И с легким сердцем применяются мусульманскими экстремистами и сегодня! С опорой на Коран! С учетом вышеприведенного, нетрудно понять, когда будет решена ближневосточная проблема. Или проблема международного тероризма.
|
Коран указывает (прямо и на многочисленных примерах) истинный, прямой и праведный путь Аллаха, которым должны следовать все верующие. Этот "надлежащий" путь называется шариатом. Коран определяет (хотя и не так жестко, как Левит в Библии) и необходимость подношений для посланника Аллаха (то есть, его откровения еще и не бескорыстны):
Бесчисленное количество раз в Коране утверждается, что большинство людей - "не веруют" (имеется ввиду, в Аллаха и пророка, "посланника"), "считают ложью день суда". Они - "обвиняющие во лжи". Значит, на этапе становления ислама (полторы тысячи лет назад) у людей хватало благоразумия, для того, чтобы думать, а теперь хватает только страха, для того, чтобы верить. Небезынтересно, что из-за исламского запрета на изображения людей и животных (это, мол, дело Аллаха) в исламском мире достигли исключительного высокого уровня каллиграфия и изображения орнаментов. Вот несколько примеров сказанному: Более подробно об этом можно узнать в исламском мире (или Интернете).
|
Коран достаточно сложен для восприятия европейцами и другими немусульманскими народами и, в то же время, местами, - до наивности прост и общедоступен. Сложен по причине глубокого различия в культурах и содержании исторической памяти, образе жизни, обычаях и нравах. А прост из-за ориентации не столько на мудрецов, сколько на малограмотную (или вообще безграмотную) массу простых людей, которых необходимо было держать в рамках каких-то установлений и законов. В том числе, на массу представителей "диких", языческих народов, окружающих мусульман. Даже они должны были понять элементарные основы Корана, по крайней мере, излагаемые в виде устных проповедей и молитв. Да, Коран упрощенно излагает некоторые истории из Ветхого Завета. Без обиняков (хотя и с определенными оговорками) он отмежевывается от иудейства и христианства. Но зато всем своим последователям он сулит в будущей, "главной" жизни массу понятных и желаемых благ: тенистые сады, спускающиеся к чистым рекам, шелковые одежды, изобилие плодов, большое количество "ровесниц с потупленными взорами" (интересно, откуда в этом земном раю может набраться такое количество достойных его женщин?). А нынешнюю, подготовительную, пусть даже и совершенно неустроенную жизнь, он учит воспринимать как сугубо временный и малозначительный этап. Вместе с тем, всем непокорным, недостойным и "неверным" Коран устанавливает неминуемые муки ада: геенну огненную, кипяток и гной, "и другое в таком роде, тех же сортов" (38, 56-58). Так что кажущаяся чрезмерная "простота" отдельных мест Корана, вообще-то, весьма обманчива. Это весьма весомая идеологическая догма, наиболее быстро завоевывающая позиции почти во всем мире, и насчитывающая уже около миллиарда приверженцев. Еще одним опровержением иллюзорной "простоты" отдельных фрагментов Корана является его практически стихотворная форма на языке оригинала (проверено на нескольких арабских телеканалах). К тому же, она еще и музыкальная! Все тексты Корана читаются нараспев и в таком виде намного легче запоминаются. Как раз это и позволило сохранить все изначальные устные тексты без искажений, до того момента, когда они были записаны.
В Коране содержатся многочисленные указания и регламентация разных сторон жизни общества, своеобразные "заповеди" (по аналогии с иудейством и христианством). Во многих мусульманских странах они и сегодня являются основой (а то и единственным содержанием) всего правового регулирования. Рамки обзорной статьи не позволяют даже приступить к их рассмотрению и анализу. Желающие могут ознакомиться с ними самостоятельно в оригинале или в классическом переводе на русский И.Ю.Крачковского.
|
Помимо Корана, нормы поведения мусульман в самых разных жизненных ситуациях регулируются сунной - сборниками хадисов. Хадисы - назидательные (поучительные и, по существу, обязательные к следованию) изречения самого пророка, его ответы на задававшиеся ему в свое время вопросы, или короткие рассказы и высказывания имамов (высших религиозных деятелей ислама), ссылающихся на опыт пророка и его ближайших сподвижников в повседневной жизни, начиная с самых мелких ее деталей. Хадисы показывают, каким образом надо следовать Корану в конкретных жизненных ситуациях. Ввиду настоятельности "рекомендаций", следовать им (см., например, последнюю проповедь Мухаммеда в начале этого раздела), являются необычайно жестким регламентом поступков мусульман чуть ли не в любую минуту их жизни. Чужеродцу такое может показаться не только излишним, но и просто не нужным, а то и смешным. Но только на первый взгляд. При более внимательном знакомстве с большим числом хадисов становится понятным, что большинство изложенных в них рекомендаций имеют огромное значение для сохранения морального и физического здоровья, а то и самой жизни людей, проживающих в условиях жаркого и сухого климата, постоянного дефицита воды, вытекающей из него специфики ее использования (в сравнении, например, с европейцами) и дефицита целого ряда продуктов питания, условий для приготовления и хранения многих видов пищи, отсутствия эффективной медицинской помощи и т.д., и т.п. И ничего не нужного в хадисах в итоге не оказывается. Поскольку разных жизненных ситуаций даже во времена Мухаммеда было великое множество, немусульманину трудно даже вообразить себе число разных возможных хадисов. Имамы, специализирующиеся на их сборе и пересказах (мухаддисы), собирали их по 600-700 тысяч каждый! Другой трудно вообразимой вещью в вопросе хадисов является то, что каждый из них должен быть передан следующему передатчику (инсаду) с обязательным перечислением имен всех предыдущих передатчиков (!!!) этой информации, начиная от самого Мухаммеда или его сподвижника, впервые озвучившего данный хадис (сахаба). За 1400 лет каждая такая цепочка составляет величину порядка 50 человек. И имена всех их последний имам должен знать (наизусть? можно ли было делать записи, пока не ясно). Мало того, все эти лица в каждой цепочке (инсады) постоянно проверялись (по описаниям современников каждого из них) на порядочность, физическое и психическое здоровье. Для того, чтобы быть уверенным в достоверности содержания хадиса. Только хадисы, удовлетворяющие всем перечисленным критериям, считаются достоверными (сахих). При наличии тех или иных погрешностей в цепочке инсадов хадис может классифицироваться также как хороший (хасан), слабый (да'иф), недостоверный, а то и просто выдуманный(?) По другой классификации хадисы бывают только достоверные, хорошие и слабые. По итогам таких проверок и объединения подобных хадисов, переданных через разные цепочки инсадов, достоверными и хорошими у каждого мухаддиса (текущего на данный момент передатчика, число которых, параллельно существующих, очевидно, составляет не одну тысячу) остается обычно "всего" около 2 тысяч хадисов. (У всех мухаддисов, вместе взятых, - до 7 тысяч). Вот этим, большей частью, очевидно, и занимались всю жизнь восточные мудрецы. Хадисы не могут сознательно искажаться. Мухаммед предупреждал, что тот человек, который станет приписывать ему то, чего он не говорил, непременно будет гореть в адском огне. Это, конечно же, всегда влияло на богобоязненных сподвижников пророка и последующих передатчиков. Еще одной интересной особенностью и характеристикой всех хадисов является их одинаковая важность (по крайней мере, теоретически, согласно предписаниям). Это, очевидно, сделано для того, чтобы их сортировкой не занялись рядовые правоверные, сплошь неграмотные и забитые, а некоторые - еще и ленивые или недобросовестные. Непосредственное содержание хадиса имеет название матн. Это как раз и есть то, что сказал (совершил, одобрил или осудил) пророк Мухаммед. В наше рациональное и стремительное время знакомство с хадисами можно, конечно, провести только по их содержательной части. Первая (по времени написания) книга, в которой были приведены хадисы (наряду с другой важной для мусульман информацией) - Муватта Малика. Этот Малик жил в Медине во втором веке хиджры (после вынужденного переселения мусулман). Имена других мухаддисов (сборщиков хадисов) мы здесь упоминать больше практически не будем, из-за непривычности их уху большинства читателей, на которых рассчитана данная публикация. Отметим только, что один из них жил и работал в относительно хорошо известной нам Бухаре. Некоторые его труды и рассмотрим в качестве примера. Имам Мухаммад бин Исма‘ил Абу ‘Абдуллах аль-Джу‘фи аль-Бухари (сокращенно - Имам аль-Бухари) разделил свой труд на 97 книг. (Не надо пугаться, книги относительно небольшие, хотя и крайне весомые по содержанию. Фактически, это главы.) Первые три из них посвящены началу Откровения, а также Вере и Знанию. Создатель данного сайта внимательно просмотрел все эти книги (в электронном виде) и произвел отбор самых интересных хадисов (по своему усмотрению) для показа здесь. |
. | |||||||||
. | . | ||||||||
. | Наверх | ||||||||
. | |||||||||
. | |||||||||
. | Следующая тема | ||||||||
. |
._
|
||||||||