. Жизнь и Разум
Содержание сайта (Интерактивная карта) .
. В начало сайта
Фотогалерея
Гостевая книга .
_Предыдущая тема
Следующая тема .
   

"Ужасает вечное безмолвие этих пространств" 
                                                               Блез Паскаль
 
. "Вселенский разум"
 
Связанные Быстрые переходы на странице:
темы:  
 
Религия Прошлые поиски
Церковь  "Информационное" поле
Вера  Популярная "Физика веры"
  Парадоксы или околонаучный бред?
Бог (и)

 
. Разум в Космосе?
 

Современные миропредставления, основывающиеся на достижениях фундаментальных наук и осуществленных на практике многочисленных технических "чудесах" научно-технического прогресса, заставляют многих верующих традиционных религий отказаться от идеи человекоподобного бога. Поиск божеств переносится ими в более высокие сферы - дальний Космос, иные виды измерений (математически - формально существующие), т.н. параллельные миры и т.п.

Наиболее разумной и наименее уязвимой из такого рода идей, на первый взгляд, представляется идея Вселенского разума.Космический сверх-разум, Вселенский разум или иное понятие с другим названием, но аналогичной сутью, в первую очередь, все-таки, должно отвечать обычным критериям разума и иметь стандартный набор составляющих для его организации и проявления (см. раздел Разум).

Любой организм, любая гипотетическая субстанция или сверх-явление (и даже устройство), претендующие на звание разумного, должны иметь набор специфических органов (или узлов), способных осуществлять функцию разума. Напомним их состав:

  • Для получения информации об окружающем мире, в первую очередь, необходимы соответствующие органы чувств (или датчики). Кроме того, совершенно необходимо хранилище для получаемой информации, способное запоминать (удерживать) получаемую информацию.Никакому разуму, естественно, не обойтись без логического устройства для переработки полученной информации, принятия решений и выдачи команд.
  • Если рассматриваемый супер-разум претендует не только на получение информации из внешнего мира, а и на любое воздействие на него (иначе он попросту останется никем и ничем не замеченным), у него должны быть органы вывода переработанной им информации.

Анализируя совместно все четыре вышеупомянутых требования, предполагаемые условия в месте нахождения гипотетического Вселенского разума, а также субстанцию, из которой он состоит (само собой напрашивается, что это вакуум; в противном случае возникает вопрос о происхождении чего бы то ни было другого), возникают следующие соображения.

Никакая пустота вокруг любого гипотетического хранилища разума (предположим, таки существующего) ни в какой степени не может пополнять или видоизменять содержание этого хранилища из-за отсутствия объектов отражения. Нечего воспринимать и анализировать. Если бы Вселенскому разуму вдруг захотелось ее чем-то заполнить, то это было бы невозможным из-за всеобщего характера законов сохранения. Скучноватая обстановка для такого великого разума.

Никакая пустота внутри предполагаемого Вселенского разума, несмотря на наличие объема как ее физико-математического свойства, не может быть ни органом чувств, ни хранилищем информации, ни логическим устройством, ни устройством вывода. В ней нет никакого материала, на котором бы могло происходить отражение. Т.е., нечем воспринимать никакую информацию. Нечем помнить и думать. Нечем и действовать (хотя бы только в плане передачи информации или энергии).

То есть, получается, сплошное нечего и нечем. А это и есть не что иное, как ничто. Никакого Вселенского разума по вышеуказанным причинам нет, и не может быть в принципе.

Вселенским разумом нельзя считать и просто всю Вселенную. Хотя в этом случае есть и объекты отражения, и некоторые теоретические возможности для возникновения каких-то глобальных логических устройств (можно даже, чисто философски, условно пренебрегая отнюдь не лишними техническими подробностями, считать весь материал Вселенной сплошным таким логическим устройством). Однако, даже и при этом, Вселенная не будет иметь важнейшей составляющей живого разума - целенаправленной адаптации.

Одним из вариантов "цели" Вселенной, придуманным автором, могло бы быть достижение устойчивого равновесия всех взаимодействий, масс и энергий. Но достижимо ли оно хотя бы в принципе? Разве что, в конце существования Вселенной.
См. разделы Вселенная и "Большой взрыв".

   
. Прошлые поиски
 

Подобными вопросами и поисками ответов на них с давних времен занимались еще китайские философы и мыслители древнего Тибета, не имевшие никакого представления о грядущей эпохе компьютерных технологий, но умевшие мыслить логически. Но из-за отсутствия требуемой для решения таких вопросов научной базы и экспериментальных данных им приходилось опираться в основном на свою интуицию.

Им удалось выстроить определенные гипотетические модели жизни и общественного сознания на Земле, якобы, привнесенные и руководимые из Космоса, которые ни подтвердить, ни опровергнуть в те времена не было никакой возможности. Поэтому мудрецы просто записывали их на бумаге (она в Китае была уже и тогда), а многие поколения монахов всю жизнь занимались их переписыванием. Только поэтому они и сохранялись тысячелетиями, вплоть до наших дней.В XIX веке содержанием этих рукописей заинтересовались некоторые европейские исследователи. Самой активной среди них оказалась Е.П.Блаватская, потомственная русская дворянка, наполовину немка, родившаяся в Екатеринославле (нынешнем Днепропетровске.

Выстроив собственную систему толкования этих древних записей, Блаватская на их основе фактически создала новую религию - теософию. К сожалению, ее поиски истины были лишь умозрительными. И не смотря на огромный объем переработанного ею материала (фактически - всех интеллектуальных сведений за всю историю человечества), что-либо доказать она, конечно, не могла.

Подробности о жизни и деятельности Е.П.Блаватской на данном сайте приведены в разделе Эзотерика и теософия.

. "Информационное" поле
 

В последнее время (около 20 лет) в некоторых кругах физиков-теоретиков появились новые представления о модели физического вакуума как универсального носителя всех известных взаимодействий (о них - подробнее см. статье Законы сохранения), а, главное, носителя нового вида взаимодействия - информационного, основанные на введении его гипотетических элементов - фитонов, образующих т.н. торсионные поля (и их совокупность - "информационное поле").

Более того, утверждается, что тем самым создана единая теория поля, раскрыта природа гравитации, установлен новый взгляд на строение Вселенной.

Эта модель, по мнению авторов новой гипотезы, позволяет вакууму быть практически мгновенным переносчиком информации (со скоростями, в тысячи и более раз превышающими скорость света). В свою очередь, такая логическая предпосылка допускает всеобщее информационное управление всей Вселенной какой-то ее ведущей частью, то есть, если угодно, - Богом.

Не вдаваясь здесь в физические аспекты новой теории (ошибочной или, как минимум, - весьма спорной), отметим лишь, что суть и устройство вселенского информационно-управляющего центра, видимо, никем из них не рассматривается. Зато наличие самой возможности существования соответствующей структуры в вакууме не подвергается даже малейшему сомнению, так как авторы новой теории одновременно считают все известные современной науке виды и состояния вещества ни чем иным, как сгустками своего нового вакуума.

. Популярная "Физика веры"

Активными популяризаторами подобных воззрений являются супруги Тихоплавы из Санкт-Петербурга. Один из их трудов на данную тему имеет название "Физика веры". Основателями и разработчиками новой теории физического вакуума они называют российских ученых Г.И.Шипова и А.Е.Акимова.

Указанное популярное издание во многих отношениях имеет вполне респектабельный и наукообразный характер, отталкивается (но именно отталкивается, и очень активно) от общеизвестных и общепринятых в современной науке истин, конструктивно (как бы) их критикует, вводя новую всеобщую фундаментальную научную теорию - парадигму. Содержит примеры и исторические обзоры, воспринимаемые подготовленными читателями не без интереса. Тем не менее, для лиц, не владеющих знанием физики хотя бы в объеме общетехнического вуза, научные разделы указанной "популярной" книги излишне сложны для понимания и практически не воспринимаемы. Видимо, по расчету авторов, в таких случаях они должны просто приниматься на веру.

Это весьма хитрый и достаточно остроумный ход. Вначале заставить читателя просто поверить в то, что ты пока не можешь (или не в состоянии вообще) понять. Тем более, в то, что подтверждено официально и общепринято. В то, что ты и сам, при определенном интеллектуальном напряжении и усидчивости, когда нибудь, все-таки, сможешь понять и принять.

Несколько раз подряд используя такой прием и соответствующие примеры из истории развития науки (об измерениях скорости света, о теории относительности, о квантовой теории поля и др.), авторы заставляют читателя поверить в то, что все, что говорится ими, действительно правда. А поскольку всякий раз разбираться во всех технических подробностях оказывается довольно таки сложно и долго, то далее читателю уже гораздо проще верить авторам на слово уже и без перепроверки и анализа. С этого момента авторам остается уже только манипулировать смесью фактов, псевдо-фактов и голословных утверждений.

Одним из приемов придания любой работе убедительности являются ссылки на признанных корифеев науки. В работе "Физика веры" список якобы использованной литературы содержит более 130 наименований. Многие из них являются энциклопедическими изданиями или написаны безоговорочными авторитетами, но... не имеют никакого отношения к данной работе. Зато, как бы, придают ей солидности и убедительности.

Вторым часто применяемым авторами приемом использования ссылок являются псевдо-ссылки, или ссылки через кого-то. Утверждается, что Эйнштейн (Нильс Бор, Вагнер и др.) говорил то и то, дается ссылка на литературу. А при проверке оказывается, что это работа совсем другого автора, в которой, возможно, и есть (или вообще нет?) требуемая цитата из Эйнштейна (стр.73, 79, 83, 85 и др.). Этот прием использован Тихоплавами неоднократно.

Еще более широко в продвижении Тихоплавами новой теории физического вакуума и единой теории поля являются обычные пропагандистские методы. Голословно, а главное, - безоговорочно делается некое заявление (например, о признании Творца наукой), говорится, что этому утверждению имеются многочисленные подтверждения и факты. Затем это заявление повторяется еще несколько десятков раз в разных словосочетаниях и интерпретациях, а в конце концов, уже лишь вскользь упоминается как вполне установленное и давно доказанное. Такими приемами пользовались и авторы Святого писания, и вожди Российской социал-демократической РП, и Гитлер с доктором Геббельсом, и многие другие... Элементарное вдалбливание своих убеждений в чужие мозги.

Цитирование идеологов нового физического вакуума в работе Тихоплавов нередко соседствует с цитированием или изложением идей признанных ученых, как правило, нобелевских лауреатов, что как бы уравнивает их значимость. Более того, труды Шипова и Акимова неоднократно ставятся выше трудов Эйнштейна, Бора и Планка. Неясно только, почему в таком случае Россия не обзавелась не только парочкой новых собственных нобелевских лауреатов, а и хотя бы сколько-нибудь широкой известностью этих сверх-идей? Или признанием этих идей хотя бы кем-нибудь из серьезных зарубежных физиков-теоретиков.

Откровенно слабым местом работы Тихоплавов является заурядный мистицизм, соеобразная примитивная "эзотерика" (со ссылками на восточные философии), идеология т.н. Тонкого мира (под ним, со слов авторов, подразумеваются Бог, ангелы, дьяволы, демоны, души, небеса и т.д.)

. Парадоксы науки или околонаучный бред?


В теории нового физического вакуума (в изложении Тихоплавов) парадоксальным образом сосуществуют утверждение о наличии у вакуума массы (плотностью 10 в минус 15-й степени килограмм на кубический метр) с заявлениями о возможности мгновенной передачи на любое расстояние через информационное поле того же вакуума (не забываем - обладающего массой!) сведений о любых возмущениях (отклонениях) любого элементарного фитона. Каким же это образом одна-единственная (к тому же, пока чисто гипотетическая) элементарная частица вакуума способна практически мгновенно всколыхнуть всю массу Вселенной (пусть и совсем не на много)? Невольно возникает предположение, что если такое приходит в голову ученому-физику, то что-то в его физике (или голове?) явно не в порядке.

Автор данного сайта не изучал подробно (к сожалению или к счастью) непосредственно труды вышеуказанных теоретиков, но подробно ознакомился с работой самих Тихоплавов, а также столкнулся в Интернете (адрес: www.sience.ru) с подобными, но более глубоко проработанными идеями в отношении поиска модели физического вакуума еще одного российского физика Анатолия Рыкова. Статья называется "Среда обитания вещества в природе". Имеющийся там же форум демонстрирует диаметральную противоположность подходов в отношении идей строения вакуума со стороны сторонников и противников новой гипотезы. (Подробнее о разных гипотезах строения вакуума см. в статье Материя ). Но даже среди ее сторонников никто не стучит себя в грудь по поводу т.н. информационного поля и сверхсветовой скорости распространения "информационного взаимодействия".

Так что Вселенский разум даже в столь экзотическом, чисто гипотетическом и псевдо-наукообразном виде является, как минимум, крайне неубедительным.

Наверх .
     
_Предыдущая тема
Следующая тема._