. Жизнь и Разум |
_Предыдущая тема |
|
. Библейское сотворение мира |
|
"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Эта новозаветная цитата (первая фраза евангелия от Иоанна) совершенно не соответствует процедуре сотворения мира Господом-богом, подробно описанной в самом начале Ветхого Завета. Кроме того, в этой цитате от переводчиков и толкователей явно значительно больше, чем от самого Иоанна. (Тем более, что есть предположение, что большая часть евангелия от Иоанна написана Марией Магдалиной). Понятие Logos (Логос) может переводиться и как слово, и как смысл, понятие, основание. Логика подсказывает, что чего-чего, а слова вначале быть не могло. Собственно, Иоанн сам подтверждает это уже второй частью приведенной цитаты ("...Слово было у Бога"). Так что, по-видимому, сначала, все-таки, по библейской версии, был сам Бог. Современным духовным интеллектуалам ближе значение слова логос - смысл, понятие. Это позволяет им искать идею создания мира где-то выше, и, как им представляется, одновременно ближе к реальности - в Космосе, в каких-то отдаленных уголках Вселенной. Таким рекомендуется почитать статьи Разум, Определение разума и "Вселенский разум" настоящего сайта. Перейдем к Ветхому Завету, к первой главе книги Бытие. Эту версию создания (точнее, сотворения) мира, в конце концов, должен знать каждый цивилизованный человек, безотносительно к своему вероисповеданию.
Итак, в первый день создания мира: 1 В начале сотворил Бог
небо и землю.
(Значит, вначале
был именно Бог). Дух Божий может быть условно принят практически без возражений (если принять самого Бога), так как это, в конце концов, были Его мысли, в т.ч., планы сотворения мира. Только зачем ему было носиться? И сколько же времени он так носился? Все время от минус бесконечности до возникновения замысла сотворения мира? Не особо мудро. Или это всего лишь проблемы переводчиков и переписчиков? Точнее (по сути), видимо, просто пребывал.
А вот над какою еще водою? Ведь пока еще не сообщалось, что Бог и ее уже создал. Как часть земли? Так она вначале была пуста, а про воду такое не скажешь. Или пустым и невидимым было только морское дно? Или вода существовала испокон веков, как и сам Бог? Многовато вопросов без ответов. Изложение могло бы быть гораздо более четким. Для спасения (хотя бы частичного) логики Ветхого Завета в последующем рассмотрении комплекса земля-вода-суша необходимо трактовать землю по п.1 как мировой океан, заполненный водой, опирающийся на морское дно (будущую сушу); при этом, для соответствия пункту 2, и само дно, и, очевидно, покрывающая его вода, должны были быть и "безвидными", и каким-то образом - пустыми. Можно пытаться толковать безвидность таким образом, что вода почти прозрачная (как оно практически и есть), а морское дно не было видным из-за покрывающей его толщи этой самой воды. А слово пуста толковать, как еще ничем и никем не заселенная. 3 И сказал Бог: да будет
свет. И стал свет.
(Почти
реальное дело, только сначала надо было бы создавать источник
света).
6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] На первый, поверхностный взгляд, это могла бы быть какая-то плотина или дамба, но, как указано далее (3-й день, Быт,1,9), суша еще не создана. (Тогда что же тогда, все-таки, подразумевается под словом земля в п.1? Земля как планета? Из чего же она состояла?) Раз вода не могла быть разделена на ее поверхности, значит, она разделена горизонтальным непроницаемым слоем тверди, что, кстати, полностью подтверждается в следующем п.7: 7 И создал Бог твердь,
и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над
твердью. И стало так. Во-первых, упоминаемая в начале п.7 "твердь" (далее, в п.8, названная небом), указывает на неверное представление древних составителей данного текста о небе, как о твердой поверхности (плоскости или сфере - об этом тогда еще даже не задумывались). Небо не может быть твердью, а твердь - небом. Во вторых, не указано, что же стало с верхним слоем воды, которая осталась над "твердью" неба. Там находится еще один водный океан? Предположение, обоснованное лишь на периодически выпадающих дождях? Крайне наивная и не соответствующая действительности картина. В-третьих, небо уже давно создано, самым первым, еще в п.1 первого дня. И был вечер, и было утро: день второй. Очень странный состав работ в этот день. Работа крайне нелогичная и не доведенная до конца (см. следующий день). Опять здесь, как и везде далее, день обозначается порядком слов вечер - утро.
9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] Очевидно, под сушей подразумевается открывшееся морское дно. В действительности все могло бы происходить только наоборот: в одно или насколько мест могла быть собрана только суша (например, за счет подъема в нескольких местах морского дна), а уровень воды на всей земле оставался бы одинаковым (после образования суши - несколько более низким). А по версии Ветхого Завета получается, что вода, которую Бог собрал в "одно место" (как?) даже после этого каким-то образом умудрилась стать ниже уровня обнажившейся суши. Как же она до того покрывала горы? (Сначала ведь везде была только вода, см. п.2 первого дня). Или Бог сжал воду в несколько раз? Так это физически невозможно, о чем знает любой школьник (жидкости - практически не сжимаемые субстанции). 10 И назвал Бог сушу землею
(Но она была еще
п.1! И даже принята нами в расширенной трактовке!),
а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. В целом, в этот "день" проделана весьма полезная работа.
14 И сказал Бог: да будут
светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения
дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; Умиляет, что составители Бытия предполагали небо твердым. 17 и поставил их Бог на
тверди небесной, чтобы светить на землю, (Как же Ему удалось тогда отделить свет от тьмы еще в первый день, по п.4 ?) И увидел Бог, что это
хорошо. С точки зрения общекосмических масштабов и интересов в этот день проведена самая серьезная и большая работа.
20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] Итак, согласно этой фразе, живую душу впервые произвела вода! (Хоть и пресмыкающихся). Как это соответствует современным научным воззрениям - прямо удивительно! Зато полет птиц "по тверди небесной" предполагает, что "твердое" библейское небо расположено совсем низко над землей. 21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. Составители Бытия подумали, да и одумались: хоть вода уже и произвела "пресмыкающихся, душу живую" (п.20), а сам Бог уже даже птиц оправил в полет, здесь (п.21) он сотворил рыбу и (еще раз) "всякую душу животных пресмыкающихся" и "всякую птицу пернатую". Это явные несоответствия одних утверждений другим. 22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. Интересно, что ни растения (зелень), ни небесные светила Бог не благословлял. Видимо, в этом нуждаются только "души живые". 23 И был вечер, и было утро: день пятый.
24 И сказал Бог: да произведет земля
душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду
их. И стало так. Опять, аналогично случаю с морскими животными, сначала указано, что живая душа произведена землей (хотя и по указанию Бога), а уж потом уточнено, что зверей земных создал Бог. Впечатление такое, что составитель Бытия был мучим зародышем тогда еще не существовавшего дарвинизма... 26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека
по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину
и женщину сотворил их. И только в следующей главе, спохватившись, составители (или более поздние переписчики?) полностью переписали историю создания человека (из праха земного - Адам, из его ребра - будущая Ева). 29 И сказал Бог: вот,
Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле,
и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет
в пищу; Интересно, откуда при таких обстоятельствах взялись хищники? Ведь всем зверям предписано питаться "травной зеленью"!
А на седьмой день: 2 И совершил Бог к седьмому
дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех
дел Своих, которые делал. До сих пор ни один неживой объект благословения не заслуживал. А здесь благословлен даже и не объект, а просто временнОе (или космологическое) понятие. Видимо, из-за нерабочего его статуса.
Вот такая трогательная (и, скажем прямо, сказочная) история сотворения мира, жизни и человека. Сплошные неясности, несоответствия, неоднозначности. История по-детски наивная, соответствующая миропредставлениям евреев пятитысячелетней давности. Но заслуживающая уважения уже за то, что она пронесена через все эти годы и даже зафиксирована в письменном виде. Странно только то, что эта история на полном серьезе подается большинству верующих иудеев и христиан до сегодняшнего дня. И то, что материал такого уровня все еще оказывает весомое идеологическое воздействие на огромные массы людей, удивляет и поражает. И, одновременно, проясняет их степень наивности и невежества. Понимая это, некоторые верующие ищут других духовных учителей. А иные, как Свидетели Иеговы, изобретают абсолютно новые трактовки всех вышеизложенных материалов, с учетом достижений основных разделов современной науки, не поддавая ревизии сам текст Библии. В частности, в их толковании, один библейский "день" - это целая космологическая или геологическая эпоха. (Есть у них и другие поразительные новации, однако они не имеют отношения к теме данной статьи). Могло ли все происходить таким образом на самом деле? Для того, кто способен мыслить (а таким, по идее, должен быть каждый homo sapiens, человек разумный), вопрос, понятно, риторический. А как еще могло произойти сотворение мира? Давайте начнем рассмотрение с так ругаемого многими "Большого взрыва" (раздел Вселенная в главной строке навигации). Может, не все в нем так нелепо, как кажется на первый взгляд. Очень интересной (хотя и крайне непривычной) является также и новая версия теории Большого взрыва.
|
_Предыдущая тема | |||||||||