. Жизнь и Разум |
_Предыдущая тема |
|
. Вера |
Связанные темы: Бог (и) Религия Церковь Вера Атеизм |
Это духовное начало именуется духом, богом или богами ( см. Бог (и) ), а система взглядов, обобщающая такое мировоззрение и на нем основывающаяся, - религией. (В данной статье нерелигиозное значение слова вера не рассматривается.) Как правило, вера принимается без каких-либо доказательств. Это, якобы, и является признаком истинной веры. Она в них просто не нуждается. Не нуждается, но и не имеет (и это главное). Редкие дискуссии строятся по методу "отрицания отрицания". Кто-то критикует какой-то религиозный постулат, а представители веры критикуют уже саму эту критику. Тогда как сами исходные постулаты веры и религии недоказуемы в принципе. Поэтому они и являются элементами веры, которая и позаимствовала само это слово из обычной лексики. И именно это слово, а не какое-нибудь другое. |
Неосторожные требования каких-либо, хотя бы косвенных, доказательств, как правило, тут же переводят "требующего" в разряд "искусителей", темных личностей, а то и самого дьявола. Например: 1 Тогда Иисус возведен
был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2 и, постившись
сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. Неверующие в своем большинстве крайне пассивно относятся к литературе на религиозную тематику (написанной как с религиозных, так и с атеистических позиций). А верующие от атеистической литературы (и даже соответствующей устно изложенной мысли) обычно просто шарахаются. Выходит, боятся прочесть (или услышать) другую точку зрения, а, значит, - не тверды в своей вере. Это еще одно доказательство того, что вера и религия основаны, главным образом, на страхе (другие подробно представлены в разделе Религия). Еще одним
показательным аспектом веры является постулат Тертуллиана (одного
из теологов прошлого): "достоверно, потому что это невозможно",
высказанный по поводу распятия и последующего воскресения Иисуса Христа.
Простым примером веры (в бытовом смысле этого слова, поясняющим связь между любой верой и логикой) может быть сложная математическая задача и ответ на нее в конце задачника. Учащийся может не понимать ни саму задачу, ни способы ее решения, но вполне может поверить в истинность готового ответа.
Любая
вера всегда (сознательно или подсознательно) допускает возможность
другого положения вещей. Иначе не было бы никакой необходимости
ни в системах доказательств (ни тез, ни антитез), ни в самом
понятии веры. Были бы одни голые утверждения и сухие знания. Достоверные
или ошибочно истолковываемые факты. Так ли уж это хорошо, еще стоит подумать. |