. Жизнь и Разум |
_Предыдущая тема (Одна из 5) |
Следующая
тема
.
|
|
. Духовность |
Быстрый переход к вопросам: | Дух в определениях философов | ||
Дух в библейских представлениях | |||
Дух и духовность на данном сайте | |||
.Дух в библейских представлениях | |
Значительное разночтение понятия дух, заложено, как ни странно, и в самой Библии. Для облегчения поиска этих трактовок целесообразно воспользоваться толкованиями Библейской энциклопедии архимандрита Никифора.
4 Кто наблюдает ветер,
тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать.
17 И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни (Быт., 6: 17)., в том числе, человеческой жизни:7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт.,2: 7).
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Иоанн, 4:24).Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт.,1: 2).
[О Моисее]: 38 И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий? (Быт.,41: 38). [О Данииле]: 13 Тогда введен был Даниил
пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу: ты ли Даниил, один из
пленных сынов Иудейских, которых отец мой, царь, привел из Иудеи?
Но когда он помыслил это, -- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго (Матф.,1: 20); 18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. 19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Быт.,41: 18-20). Так что читателям предлагается исключительно широкая возможность выбора, в зависимости от своих вкусов, пристрастий и мировоззрения. Выбор автора сайта уже указан выше. Несмотря
на большое количество библейских трактовок понятия духа, все они сводятся
к наличию Бога и его божественного влияния. |
.. Дух и духовность на данном сайте | |
Объединяя все вышесказанное (пусть даже кажущееся необъединимым!), автор постулирует дух следующим образом:
Ведь эта самая мыслительная деятельность присуща исключительно живым ("оДУШевленным" и не умершим) существам. Так что не так уж и далеки эти "два" понятия, если задуматься хотя бы на одну минуту. Дух как основа (или остаток) жизни каких-либо персоналий в дальнейшем на данном сайте не рассматривается из-за наивности соответствующих представлений, которым нет места в будущем человечества. Из-за множественности определений и трактовок духа и по исторически сложившимся причинам, по-разному может определяться и понятие духовности. Тысячелетиями все моральные устои общества формировались и поддерживались религиозными учениями и взглядами. Дух тоже был целиком и полностью прерогативой религий. Поэтому и все моральные ценности получили название духовных. Это прочно вошло в норму русского языка (как, очевидно, и многих других языков), поэтому в наше время одни и те же слова и понятия употребляются одинаково часто как верующими, так и неверующими, хотя и с разными оттенками смысла. (Примеры экспансии религиозных слов в светскую жизнь: Господи!, спасибо, ради бога). Это часто является причиной взаимного непонимания сторон. Имея ввиду только чисто моральный аспект жизни, можно коротко (но неполно!) определить духовность следующим образом:
Другое дело, что сами эти ценности каждый понимает по-разному. (Однако, лучше уж следовать по любому из вышеотмеченных путей, чем по никакому). Автор далеко не ограничивает понятие духовности только религиозными представлениями и самоощущениями индивидуума, а обозначает им всю интеллектуальную сферу деятельности человека: мораль, этику, мировоззренческие идеалы, обществоведение, юриспруденцию, экологическую проблематику, научный поиск, обычное обучение, все виды искусств... Для многих из людей почему-то не все эти движения человеческой мысли представляются духовными понятиями. Для регулирования и приведения всего и вся в деятельности человека в правильное русло им требуется еще и религиозный фактор. И только его они считают духовностью. Эта позиция представляется автору слишком упрощенной, зауженной и волюнтаристской. Поэтому на данном сайте постулируется и действует такое определение духовности:
Из этого следует, в частности, что к духовности в широком смысле слова относятся общая культура во всем ее многообразии, научные исследования (и просто изучение наук), само собой разумеется - религия, и, как это ни странно для некоторых, - даже атеизм. С учетом принятого определения духовность действительно является основной частью всей разумной деятельности человека. Различные аспекты духовности в такой, расширенной интерпретации, подчеркнуты во всех разветвлениях темы Человек - Общество (см. карту сайта), а также на упомянутой выше схеме-графике статьи Деятельность. |
Конечно, одной из важнейших составляющих духовности в общем смысле является именно духовность в религиозном понимании. По существу, она и явила миру сам термин духовности, берущим свое начало от слова дух. И хотя оно само по себе тоже неоднозначно, тем не менее, все понимают, что главным его содержанием является божественное начало, божественная идея. В русском языке данное слово однокоренное со словом дышать, что далеко не случайно. Во-первых, это важнейший внешний признак жизни каждого индивидуума (наряду с биениями сердца). Во-вторых, до появления у человека понимания, что за формирование самоощущения личности, осознание собственного "я", отвечает мозг, всем казалось, что это самое "я" находится где-то в груди, которой как раз и дышит человек. По этой же причине там же подразумевалось и расположение души - причины и ведущей силы жизни. Души, которую в каждое живое существо как бы вдыхает Бог. Что и в Библии упоминается, см. выше. Религиозная духовность подразумевает и включает в себя, в первую очередь, веру в Бога и следование божественным заповедям (или другим моральным наставлениям в нехристианских религиях). К сожалению, в современном понимании церкви (организации) чуть ли не главными признаками возрождения духовности в обществе являются ее почитание и регулярное посещение ее храмов (зданий), ее спонсорская поддержка, ремонт и строительство новых храмов, возвращение в собственность церкви ранее отобранного у нее имущества. То есть, по существу, не столько духовные, сколько чисто материальные проблемы. А спасение душ верующих потихоньку отошло на задний план. Для конкретного человека, даже глубоко верующего и регулярно посещающего церковь, она делает не больше, чем и сто (или тысячу) лет назад: крещение, венчание и отпевание. За определенную мзду еще прощаются любые грехи. Одновременно при этом еще даются подобающие наставления. Иногда некоторым раздается бесплатная похлебка. Некоторые монастыри ухаживают за престарелыми и безнадежно больными людьми.
Вся эта внешняя атрибутика, по мнению автора, с подлинной духовностью не имеет практически ничего общего. Это всего лишь банальное расширение церковью зоны своих материальных интересов за счет пускания пыли в глаза доверчивой части публики. Духовность в широком понимании, принятом на данном сайте, в современном обществе представляет собой пеструю и неоднородную картину. Музыкальное искусство стало довольно таки доступным и разноплановым. Самостоятельные занятия на многих инструментах, прослушивание музыкальных произведений по радио, телевидению, с компакт-дисков или из Интернета стали повседневными вещами. Однако, одновременно со всем этим т.н. "массовая" музыкальная культура подвергается массированному давлению произведений отдельных лиц и групп с низким уровнем культуры и художественного вкуса. И происходит это из-за наибольшей доступности именно таких образцов музыки. А указанные лица зачастую занимают командные посты в культуре, соответствующей системе образования, в средствах массовой информации. Сложные инструменты очень дорого стоят. Дорогая аренда залов и студий. Высокая стоимость билетов на концерты. Эта группа факторов росту музыкальной духовности, мягко говоря, явно не способствует. Изобразительное искусство становится все более популярным. И многие его виды, особенно, изделия декоративно-художественного промысла, остаются доступными для всех желающих. Вместе с тем, исключительно дорогими стали многие материалы (особенно, для скульпторов), просто неподъемными - цены арендной платы за художественные мастерские и выставочные залы. Это привело к явному упадку уровня этого вида искусств. Относительно благополучно чувствуют себя лишь художники-авангардисты, получившие свободу творчества. Однако, по мнению автора данного сайта, работы этой группы деятелей искусства никаким образом не способствуют росту духовности общества, а являются лишь способом самовыражения их авторов (что неплохо уже и само по себе). Практически никаких проблем не испытывают писатели. За исключением того, что их работы никто не хочет печатать, продавать и покупать. Уж слишком много их развелось! А художественный уровень их произведений не выдерживает никакой критики. Модные нынче произведения, некоторые из которых издаются тиражами в сотни тысяч экземпляров, по образному выражению одной моей знакомой (Л.Д.), являются не чем иным, как долларостригущими машинками. И не более того. До уровня "золотого" ХІХ века, похоже, не дотягивает ни один из современных авторов. Поэтому их реальных вклад в общую духовность общества, видимо, еще впереди. Катастрофическое состояние общества, особенно, в странах СНГ, наиболее трагично просматривается в сфере науки. Средства на фундаментальные исследования практически не выделяются, а буквально чудом (и на энтузиазме) разрабатываемые новые технологии в производство не внедряются. Здания научных учреждений не ремонтируются (зато сдаются в аренду), земельные участки, занимаемые ими, распродаются. Молодые таланты и научные работники дружно выезжают за границу... Естественно, входит в эту картину и сама Религия. Здесь она поставлена на последнее место просто в противовес ее монопольному (до недавних пор) положению в трактовке понятия духовности. И так всем хорошо известному. Такое вот нынешнее состояние духовности современного общества, в целом. * * * * * * * Всем нам уже пора дать себе отчет в том, что если все материальные ресурсы общества будут собираться только в интересах церкви, на строительство храмов чуть ли не в каждом городском квартале и по несколько - в каждом селе, то общий уровень духовности нашего общества быстро устремится к уровню средних веков. Гармонично
развитые люди могут жить только в гармонично развитых или гармонично
развивающихся странах. И делающих хотя бы что-нибудь для гармоничного
развития своих граждан. |
_Предыдущая темa (Одна из 5) |
Следующая
тема._
|
||||||||