. Жизнь и Разум
Содержание сайта (Интерактивная карта) .
. В начало сайта
Фотогалерея
Гостевая книга .
_Предыдущая тема (Одна из 5)
Следующая тема .
   

"Путь к возвышению труден и утомителен" А.Грин
 
. Духовность
 

  Быстрый переход к вопросам: Дух в определениях философов
  Дух в библейских представлениях

Дух и духовность на данном сайте
 
 
 
 
 
.Дух в определениях философов
 

Прежде, чем определять, что такое духовность, надо окончательно разобраться вначале с тем, что дакое дух.

Согласно Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия (БЭКМ):

Дух, философское понятие, означающее невещественное начало,
в отличие от материального, природного начала.
Дух истолковывается как субстанция (пантеизм), или личность (теизм, персонализм).
В рационализме определяющей стороной духа считается мышление, сознание, в иррационализме — воля, чувство, воображение, интуиция и т. п.
В древнегреческой философии: пневма, нус, логос.

Такое путаное и многозначное определение говорит о крайней неоднозначности этого понятия и является главной причиной малоплодотворных дискуссий на эту и связанные с нею темы. (Каждый выбирает для себя то, что хочет). Вместе с тем, оно позволяет каждому исследователю вопроса вводить и новые варианты определения (если они не будут противоречить здравому смыслу и будут приводить к более точному и логичному пониманию термина, а затем - и всего мира).

Как субстанцию, некое специальное содержимое, являющееся причиной и, фактически, - самим содержанием жизни, дух наиболее часто понимают в современных, "продвинутых" религиях и в идеалистической философии. Для подчеркивания этого аспекта понятия его часто пишут с большой буквы (Дух или даже Святой Дух).

Как личность, дух часто понимается во многих языческих религиях и на бытовом уровне (дух предков, злые и добрые духи и т.п.).

Рационалистическая трактовка определения (мышление и сознание) понятия дух является одной из наиболее приемлемых для автора данного сайта (если под сознанием понимать разум вообще) и позволяет приблизиться к последующему выведению из него авторской трактовки понятия духовность (см. ниже).

Воля, чувство, воображение, интуиция (иррационалистическая часть определения) по малоквалифицированному ("любительскому") мнению автора данной статьи являются уже качествами, сторонами, свойствами, характеристиками сознания (разума), а в контексте данной статьи - еще и духа. Поэтому они не могут быть его определением или даже его частью.

Отнесение приведенных в определении древнегреческих понятий (пневма, нус, логос) к "расшифровке" духа само по себе тоже крайне неоднозначно. (Либо это просто бездумное переписывание чужих неточностей). На самом деле:

Пневма - дыхание, движение воздуха. Это признак и необходимое условие некоторых видов жизни. (Хотя и не достаточное). С большой натяжкой его можно обозвать и словом дух. Но соответствует ли этот подход современным представлениям о духе? Ясно, что нет.

Нус - ум, мысль, разум, мышление. (на современном нам латинском эквиваленте - интеллект, то есть, способность мыслить). У Аристотеля - космический разум (обиталище, место пребывания которого и способ реализации своих способностей не устанавливается?). С первой фразой данного абзаца, то есть, применение мышления и разума в качестве определения духа можно (и нужно!) согласиться. Но многие ли из читателей сумеют (или уже сумели) увидеть суть определения именно в этом коротком слове? А вот Аристотелю (в контексте данного определения) место только среди поклонников Вселенского разума (с разными вариантами его наименования).

Логос - и слово, и разум. Тоже достаточно широкий выбор. По аналогии с предыдущим, для обеспечения единства подхода к выработке более четких и точных определений выбираем слово разум.

Значение слово для какого-то абстрактного духа тут может и не подойти. С кем ему (духу) пришлось бы разговаривать? Оно могло бы быть востребованным только для формирования понятий, которые затем кому-то необходимо было бы передать. Но почему тогда целую вечность никто не приступал к реализации этого замысла?

Наверх

.Дух в библейских представлениях
 

Значительное разночтение понятия дух, заложено, как ни странно, и в самой Библии. Для облегчения поиска этих трактовок целесообразно воспользоваться толкованиями Библейской энциклопедии архимандрита Никифора.

  • Во-первых, дух (скорее, даже - духовность, дело Бога) в поэтическом образе земного ветра:

4 Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать.
5 Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все (Еккл. 11: 4-5).

  • Во-вторых, дух как основа любой плотской жизни:

17 И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни (Быт., 6: 17).,

в том числе, человеческой жизни:7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт.,2: 7).

  • В-третьих, это и сам Бог или божественная идея, то есть, истина (по мнению одного из авторов Библии):

24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Иоанн, 4:24).Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт.,1: 2).

  • В-четвертых, дух как особый дар Бога:

[О Моисее]:

38 И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий? (Быт.,41: 38).

[О Данииле]:

13 Тогда введен был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу: ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мой, царь, привел из Иудеи?
14 Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе.

  • В-пятых, Святой Дух (или Дух Святый) как третье лицо Святой Троицы:

Но когда он помыслил это, -- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго (Матф.,1: 20);

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. 19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Быт.,41: 18-20).

Так что читателям предлагается исключительно широкая возможность выбора, в зависимости от своих вкусов, пристрастий и мировоззрения. Выбор автора сайта уже указан выше.

Несмотря на большое количество библейских трактовок понятия духа, все они сводятся к наличию Бога и его божественного влияния.

Наверх

.. Дух и духовность на данном сайте
 

Объединяя все вышесказанное (пусть даже кажущееся необъединимым!), автор постулирует дух следующим образом:

Дух - воображаемое или метафорическое понятие, эквивалентное мыслительной деятельности

Ведь эта самая мыслительная деятельность присуща исключительно живым ("оДУШевленным" и не умершим) существам. Так что не так уж и далеки эти "два" понятия, если задуматься хотя бы на одну минуту.

Дух как основа (или остаток) жизни каких-либо персоналий в дальнейшем на данном сайте не рассматривается из-за наивности соответствующих представлений, которым нет места в будущем человечества.

Из-за множественности определений и трактовок духа и по исторически сложившимся причинам, по-разному может определяться и понятие духовности.

Тысячелетиями все моральные устои общества формировались и поддерживались религиозными учениями и взглядами. Дух тоже был целиком и полностью прерогативой религий. Поэтому и все моральные ценности получили название духовных.

Это прочно вошло в норму русского языка (как, очевидно, и многих других языков), поэтому в наше время одни и те же слова и понятия употребляются одинаково часто как верующими, так и неверующими, хотя и с разными оттенками смысла. (Примеры экспансии религиозных слов в светскую жизнь: Господи!, спасибо, ради бога). Это часто является причиной взаимного непонимания сторон.

Имея ввиду только чисто моральный аспект жизни, можно коротко (но неполно!) определить духовность следующим образом:

Духовность - следование путем избранных моральных ценностей

Другое дело, что сами эти ценности каждый понимает по-разному. (Однако, лучше уж следовать по любому из вышеотмеченных путей, чем по никакому).

Автор далеко не ограничивает понятие духовности только религиозными представлениями и самоощущениями индивидуума, а обозначает им всю интеллектуальную сферу деятельности человека: мораль, этику, мировоззренческие идеалы, обществоведение, юриспруденцию, экологическую проблематику, научный поиск, обычное обучение, все виды искусств...

Для многих из людей почему-то не все эти движения человеческой мысли представляются духовными понятиями. Для регулирования и приведения всего и вся в деятельности человека в правильное русло им требуется еще и религиозный фактор. И только его они считают духовностью.

Эта позиция представляется автору слишком упрощенной, зауженной и волюнтаристской. Поэтому на данном сайте постулируется и действует такое определение духовности:

Духовность - любая деятельность мысли,
не направленная непосредственно на получение материальных благ

Из этого следует, в частности, что к духовности в широком смысле слова относятся общая культура во всем ее многообразии, научные исследования (и просто изучение наук), само собой разумеется - религия, и, как это ни странно для некоторых, - даже атеизм.

С учетом принятого определения духовность действительно является основной частью всей разумной деятельности человека.

Различные аспекты духовности в такой, расширенной интерпретации, подчеркнуты во всех разветвлениях темы Человек - Общество (см. карту сайта), а также на упомянутой выше схеме-графике статьи Деятельность.


Конечно, одной из важнейших составляющих духовности в общем смысле является именно духовность в религиозном понимании. По существу, она и явила миру сам термин духовности, берущим свое начало от слова дух. И хотя оно само по себе тоже неоднозначно, тем не менее, все понимают, что главным его содержанием является божественное начало, божественная идея.

В русском языке данное слово однокоренное со словом дышать, что далеко не случайно. Во-первых, это важнейший внешний признак жизни каждого индивидуума (наряду с биениями сердца). Во-вторых, до появления у человека понимания, что за формирование самоощущения личности, осознание собственного "я", отвечает мозг, всем казалось, что это самое "я" находится где-то в груди, которой как раз и дышит человек. По этой же причине там же подразумевалось и расположение души - причины и ведущей силы жизни. Души, которую в каждое живое существо как бы вдыхает Бог. Что и в Библии упоминается, см. выше.

Религиозная духовность подразумевает и включает в себя, в первую очередь, веру в Бога и следование божественным заповедям (или другим моральным наставлениям в нехристианских религиях).

К сожалению, в современном понимании церкви (организации) чуть ли не главными признаками возрождения духовности в обществе являются ее почитание и регулярное посещение ее храмов (зданий), ее спонсорская поддержка, ремонт и строительство новых храмов, возвращение в собственность церкви ранее отобранного у нее имущества. То есть, по существу, не столько духовные, сколько чисто материальные проблемы.

А спасение душ верующих потихоньку отошло на задний план. Для конкретного человека, даже глубоко верующего и регулярно посещающего церковь, она делает не больше, чем и сто (или тысячу) лет назад: крещение, венчание и отпевание. За определенную мзду еще прощаются любые грехи. Одновременно при этом еще даются подобающие наставления. Иногда некоторым раздается бесплатная похлебка. Некоторые монастыри ухаживают за престарелыми и безнадежно больными людьми.

Экспансия церкви (проникновение ее во все сферы жизни) в наше время приобрела просто удручающие размеры. Почти любое новое строительство она освящает. На любом престижном мероприятии ее представители в президиуме присутствуют. В любом средстве массовой информации церковь внедряет специальные программы, выделяет специализированные телеканалы, издает газеты и журналы, в которых содержание Святого Писания подается односторонне, в лелейно-умиленном тоне, а зачастую - и просто откровенно перевирается (многократно проверено!) Рвется в общеобразовательные школы. Насильственно внедрена в армию, в учреждения лишения свободы, во многие больницы. Куда не повернись, куда не глянь - увидишь лицо в рясе с огромным крестом, кадилом или веничком. Подробнее обо всем этом - в разделе Церковь.

Вся эта внешняя атрибутика, по мнению автора, с подлинной духовностью не имеет практически ничего общего. Это всего лишь банальное расширение церковью зоны своих материальных интересов за счет пускания пыли в глаза доверчивой части публики.

Духовность в широком понимании, принятом на данном сайте, в современном обществе представляет собой пеструю и неоднородную картину.

Музыкальное искусство стало довольно таки доступным и разноплановым. Самостоятельные занятия на многих инструментах, прослушивание музыкальных произведений по радио, телевидению, с компакт-дисков или из Интернета стали повседневными вещами. Однако, одновременно со всем этим т.н. "массовая" музыкальная культура подвергается массированному давлению произведений отдельных лиц и групп с низким уровнем культуры и художественного вкуса. И происходит это из-за наибольшей доступности именно таких образцов музыки. А указанные лица зачастую занимают командные посты в культуре, соответствующей системе образования, в средствах массовой информации.

Сложные инструменты очень дорого стоят. Дорогая аренда залов и студий. Высокая стоимость билетов на концерты. Эта группа факторов росту музыкальной духовности, мягко говоря, явно не способствует.

Изобразительное искусство становится все более популярным. И многие его виды, особенно, изделия декоративно-художественного промысла, остаются доступными для всех желающих.

Вместе с тем, исключительно дорогими стали многие материалы (особенно, для скульпторов), просто неподъемными - цены арендной платы за художественные мастерские и выставочные залы. Это привело к явному упадку уровня этого вида искусств. Относительно благополучно чувствуют себя лишь художники-авангардисты, получившие свободу творчества. Однако, по мнению автора данного сайта, работы этой группы деятелей искусства никаким образом не способствуют росту духовности общества, а являются лишь способом самовыражения их авторов (что неплохо уже и само по себе).

Практически никаких проблем не испытывают писатели. За исключением того, что их работы никто не хочет печатать, продавать и покупать. Уж слишком много их развелось! А художественный уровень их произведений не выдерживает никакой критики. Модные нынче произведения, некоторые из которых издаются тиражами в сотни тысяч экземпляров, по образному выражению одной моей знакомой (Л.Д.), являются не чем иным, как долларостригущими машинками. И не более того. До уровня "золотого" ХІХ века, похоже, не дотягивает ни один из современных авторов. Поэтому их реальных вклад в общую духовность общества, видимо, еще впереди.

Катастрофическое состояние общества, особенно, в странах СНГ, наиболее трагично просматривается в сфере науки. Средства на фундаментальные исследования практически не выделяются, а буквально чудом (и на энтузиазме) разрабатываемые новые технологии в производство не внедряются. Здания научных учреждений не ремонтируются (зато сдаются в аренду), земельные участки, занимаемые ими, распродаются. Молодые таланты и научные работники дружно выезжают за границу...

Естественно, входит в эту картину и сама Религия. Здесь она поставлена на последнее место просто в противовес ее монопольному (до недавних пор) положению в трактовке понятия духовности. И так всем хорошо известному.

Такое вот нынешнее состояние духовности современного общества, в целом.

* * * * * * *

Всем нам уже пора дать себе отчет в том, что если все материальные ресурсы общества будут собираться только в интересах церкви, на строительство храмов чуть ли не в каждом городском квартале и по несколько - в каждом селе, то общий уровень духовности нашего общества быстро устремится к уровню средних веков.

Гармонично развитые люди могут жить только в гармонично развитых или гармонично развивающихся странах. И делающих хотя бы что-нибудь для гармоничного развития своих граждан.

Наверх .
     
_Предыдущая темa (Одна из 5)
Следующая тема._