. Жизнь и Разум
Содержание сайта (Интерактивная карта) .
. В начало сайта
Фотогалерея
Гостевая книга .
_Предыдущая тема

Сл. тема 1 (071 ФТ).

Сл. тема 2 (080 П)
   

"Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет" Ф.Глинка
 
. Деятельность
 


 

Быстрый переход к вопросам:

Таблица-схема "Деятельность человека"
Комментарии к таблице-схеме
Лень как природное свойство


В процессе своего исторического развития человек познает мир, приспосабливается к нему, а позже - даже начинает преобразовывать этот мир, приспосабливая его к своим потребностям и возникающим интересам.

Для проведения анализа всех этих процессов желательно определить, что хронологически было раньше, а что позже, что вытекало из чего.

Проще всего заявить, что все виды познания и преобразований, то есть, деятельности человека, шли параллельно и одновременно. В каком-то смысле это верно, но вряд ли кто-нибудь будет спорить и с тем, что научная деятельность или, например, появление киноискусства, возможны только на достаточно поздних этапах деятельности человека.

Не вникая в излишние подробности рассуждений автора сайта, вниманию посетителей сразу предлагается нижерасположенный временной график развития и взаимосвязи различных видов деятельности человека, некоторые, самые интересные моменты которого будут в общих чертах прокомментированы.

Как было указано еще во вступительной статье к сайту, большинство видов научной деятельности, вся культура, религия, и даже атеизм, взятые вместе, здесь относятся к духовности, понимаемой в широком смысле слова . Таким образом понимаемая духовность является основной частью разумной деятельности человека, что наглядно подтверждается следующей таблицей-схемой:

Наверх

.Таблица-схема
 

На этом рисунке (схеме, графике) черным цветом обозначена прикладная деятельность, направленная, в основном, на достижение материальных благ, красным - духовная деятельность в традиционном понимании, зеленым - духовная деятельность в принятом на данном сайте расширенном понимании, синим - научное познание, которое в прежние времена почему-то не относилось к духовности, но теперь уже давно ставшее ее частью.

Наверх

.Комментарии к таблице-схеме
 

В хронологическом плане человек вначале был вынужден удовлетворять свои потребности, связанные с необходимостью выживания. Это сопровождалось постоянной боязнью подлинных и мнимых опасностей окружающего мира. Поэтому первыми видами деятельности следует признать ремесло (пусть и наипримитивнейшее) и создание религии (пусть только ее зачатков).

Охота и собирательство, которые могли бы быть (хотя бы условно) отнесенными к ремеслу на самом первом его этапе, из данной схемы исключены, так как они существовали у предшественников человека, как и у любых других зверей еще до формирования вида homo sapiens, поэтому к данной схеме не имеют никакого отношения. В дискуссионном плане сюда могла бы быть отнесена только охота с применением специально изготовленного оружия (такого как копья, луки, стрелы, пращи и т.п.). Свое мнение по данному вопросу (как и по любому другому) каждый вправе сформировать самостоятельно.

По мере развития человеческого общества и появления отдельных талантливых индивидуумов, при несомненном воздействии религии, начала формироваться культура. Вначале это были простые пляски, пение, наскальная или пещерная живопись. Далее она получила свое развитие до современного нам уровня.

Последним блоком деятельности человека, понятно, стала научная.

Одной из особенностей авторского подхода к рассмотрению на данном сайте темы научной деятельности есть достаточно условное, но принципиальное ее разделение на просто науку (основы познания мира) и научно-технический прогресс, который относится только к наиболее продвинутым этапам развития науки и, в свою очередь, разделен на фундаментальную науку и прикладную науку и технику.

Указанные виды деятельности оказывают взаимное влияние друг на друга, что на схеме, в самых типичных случаях, условно показано в виде перекрывающихся прямоугольников. На стыке основных блоков возникают более узкие, специальные виды (например, мораль и право на стыке религии и культуры).

Стоит отметить, что религия, формирующая веру в определенных богов, на этом, фактически, и останавливается. Какие либо открытия в ней практически невозможны. Она может лишь пытаться как-то использовать достижения научно-культурной деятельности, в частности, истории и археологии. При этом важно (но очень трудно) избежать попыток фальсификации полученных результатов. Как и предвзятого толкования истории.

Известным примером такого открытия (открытия ли?) является находка креста, на котором, якобы, был распят Иисус Христос (хотя крест этом сам по себе абсолютно ничего и никому не доказывает). Но само название этой находки ("честный крест") предполагает возможное наличие серьезных сомнений в его подлинности.

Другим методом развития религиозных представлений может быть творение (или хотя бы наблюдение) новых, современных нам чудес. Однако, современные чудеса, несомненно, должны подвергаться и современным методам проверки и альтернативным объяснениям. (Ничто, кстати, не мешает делать это и в отношении чудес, якобы совершенных и описанных в прежних религиозных писаниях). Вероятно, именно поэтому таких достаточно убедительных чудес в религиозной сфере в наше время никем и не совершается.

Абсолютно другая ситуация в направлениях научной деятельности и ремесла. Здесь налицо явный, очевидный и убедительный научно-технический прогресс. И конца ему не видно. На схеме перечислены только некоторые, самые яркие примеры его достижений.

Открытия фундаментальной науки (тоже отмеченные на схеме) вносят колоссальный вклад в понимание строения мира и закономерностей его развития. Поэтому, вне всяких сомнений, они могут и должны относиться к сфере духовной деятельности человека. Несмотря на то, что практически все они находятся в сильном противоречии с устоявшимися, религиозными взглядами.

Питаемый фундаментальной наукой атеизм, поддерживаемый общей культурой исследователей, по указанным выше причинам тоже может быть смело отнесен к духовной деятельности человека, если ее понимать достаточно широко.

Изредка декларируемые "открытия" в фундаментальной науке, пытающиеся обосновывать религиозные догматы, не убедительны ни в теории, ни в чистом практическом эксперименте. Общего или хотя бы сколько-нибудь широкого международного признания ни одно из них не получило. (На данном сайте, в качестве примера, см. упоминание о теории торсионных полей и ее практических применениях в теме Вселенский разум раздела Бог(и)).

Практически-прикладная деятельность человека, воздействующая на окружающий мир или на самого человека, имеет своей целью только получение вполне определенных материальных благ или результатов. Понятно, что к духовной деятельности она никак не относится. Хотя конкретный человек, занимающийся, в основном именно такого рода деятельностью, в свободное от нее время может, конечно, заниматься и духовными сторонами жизни. Так что одно не мешает другому.

Некоторые аспекты тех или иных видов деятельности человека далее будут рассмотрены более подробно (см. карту или последующие разветвления ветвей меню сайта).

Наверх

.Лень как природное свойство
 

Существенной особенностью людей и многих видов животных является лень, нежелание заниматься трудовой деятельностью, которое чаще всего носит характер внутреннего протеста.

Главной же физиологической причиной ее появления и проявления является необходимость в отдыхе.

Вообще, эта потребность, в основном, удовлетворяется во время сна. Однако, при активных занятиях тяжелой или, особенно, монотонной деятельностью, такого отдыха оказывается недостаточно.

Монотонность вызывает, главным образом, психологическую усталость. Запас физических сил при этом может сохраняться на достаточно высоком уровне. В подобных ситуациях, когда кажется, что нет больше никаких сил продолжать работу, с большим энтузиазмом воспринимается смена рода деятельности. При этом оказывается, что сил еще предостаточно. Отсюда и общеизвестная пословица о лучшем отдыхе.

Прекрасным примером проявления лени в природе является вяло дремлющее семейство сытых хищников в окружении пасущихся рядом травоядных.

Лень может проявляться только при способности животного удовлетворять свои потребности за время, существенно меньшее, чем время активной фазы состояния организма (не считая сна). Если удовлетворение потребности в питательных веществах непрерывное и постоянно недостаточное, то ни сна, ни отдыха, ни лени у таких организмов не бывает. Обычно это относится к примитивным видам на уровне бактерий.

Однако, известны и другие примеры. Акула, для удовлетворения потребности в кислороде, пропускает сквозь свои жабры не прерывающийся ни на минуту поток морской воды, что возможно только при безостановочном ее движении, даже в полусне. Такова ее анатомия и физиология. Тут уж не до лени.

Наверх .
     
_Предыдущая тема
Сл. тема 1 (071 ФТ)._
Сл. тема 2 (080 Поз)._