. Жизнь и Разум
_Предыдущая тема
   

"Когда истина за меня, то во мне не возбуждает зависти, что на стороне моих противников оказывается церковь вместе с Ветхим и Новым Заветом"
Артур Шопенгауэр
("Новый Паралипоменон", #432)
 
. Церковь
 

Связанные темы:
Бог (и)
Религия
Церковь
Вера
Атеизм

 

В буквальном переводе с греческого слово церковь означает "божий дом". В самом узком смысле слова - сооружение для осуществления христианских культов, христианский храм.

В самом широком смысле слова

Церковь - организация последователей той или иной религии, веры, культа

Главное в этом определении то, что оно определяет понятие церкви именно как организацию.

И хотя применительно к некоторым религиям такое определение и само слово "церковь" как-то и не звучит, суть дела от этого не меняется.

 

Конкретно в христианстве - церковь еще и так называемое "тело Христово". Специфическая метафора. Таким образом христианские проповедники демонстрируют свою неразрывную связь с Иисусом Христом. Хотя в других случаях "телом Христовым" почему-то называется просто хлеб, выдаваемый в церкви (а церковное вино - Его кровью).

Любой монастырь, любое религиозно-культовое сооружение - это церковь. Духовные семинарии, академии, секты, религиозные школы - церковь. Любой странствующий монах, любой проповедник или миссионер - это представитель церкви. Любое печатное издание, так называемая "духовная" музыка - церковь (так называемая - потому что любая музыка, кроме сочиненной компьютером, есть продукт духовной деятельности человека). Охота на "ведьм", инквизиция, костры, распятия, крестовые походы и забивание живых людей камнями - тоже церковь. Посты и молитвы, исповеди и проповеди, проклятия и анафемы - это все церковь.

На словах представителей церкви и в глазах (понимай - в ушах и умах) ее истинно верующих, главное предназначение церкви - наставление, утешение, прощение людей, а также (у христиан) - спасение души каждого из них. То есть, предоставление надежды на воскресение и лучшее будущее в следующей, загробной жизни. (Ну, а параллельно, в противовес праведникам, - запугивание грешников).

На деле три первых позиции церковь, как правило, выполняет. Правда, не за спасибо. Требуются определенные пожертвования, и пожертвования немалые. Их должно хватать на поддержание имеющихся и создание новых культовых сооружений, обеспечение проживания (как правило - безбедного) священников и членов их семей, в тех религиях, где брак дозволен. (У мусульман есть и обязательные жертвы для нужд бедных).

Поэтому одной из главных, не скрываемых, но и широко не рекламируемых целей любой церкви является максимально возможное распространение ее влияния, вовлечение в сферу своего воздействия максимально возможного числа все новых сторонников. Без каких-либо экономических расчетов. Экономический эффект давно просчитан и бесчисленное количество раз практически перепроверен.

Для иудейских священников четкая регламентация размеров пожертвований была расписана Моисеем еще в книге Левит. Но уже во времена Иисуса Навина, духовного преемника Моисея, аппетиты его самого и его помощников многократно увеличились, и все они получили помимо положенных пожертвований еще и многочисленные земельные участки и несколько десятков городов и поселений.

Несколько иначе обстоит дело с выполнением четвертого обещания (спасения души). В этом вопросе дело не сдвинулось с нуля с дня возникновения религии и ее церкви. Все, по-прежнему, находится на стадии обещаний. Ни один, самый богоугодный праведник из числа умерших, так до сих пор нигде и ни разу не воскрес. (В лучшем случае, его душа уже пребывает на небесах. Так зачем ему ждать дня Страшного суда?)

Еще не пришло время? Но обещания, что оно вот-вот наступит, звучат уже более тысячи лет! Причем, практически во всех основных религиях мира, кроме буддизма.

А умершие грешники? Где пребывают их бессмертные, хотя и грешные души? Тихо-мирно ждут своего часа в преддверии ада? Тогда торопиться некуда. Или уже в аду? Так тогда им вообще нечего бояться этого Страшного суда, хуже уже не будет.

А что будет с душами тех "несчастных", которые родились, прожили свою жизнь и умерли задолго до появления Иисуса? А тех, которые имели "неосторожность" родиться на других континетах, удаленных в океанах островах?

Сколько поколений людей кое-как прожили ту свою единственную, отпущенную им природой жизнь, реальную, а не какую-то мифическую, надеясь на ту или иную форму возрождения! А сколько материальных ресурсов за эти многие века поглотила церковь? Беззастенчиво и без разбора: последних монет бедняков и огромных подачек откровенных жуликов и бандюг.

Морально ли это для той организации, которая как раз и считает себя высшей инстанцией в вопросах регулирования этой самой морали?

Буддисты хоть и придерживаются теории перерождений (самсары) и новых воплощений (инкарнации), то есть, весьма длительного времени жизни души (десятки и сотни поколений), но идеалом считают достижение ее совершенства и прекращение этой цепи. "Все, что сложилось, все и разложится" - слова самого Учителя жизни Гаутамы Будды. Ни о каком бессмертии души он никогда не говорил.

Зато иногда дело доходит и до доказательства "от противного". Особо неугодных убивают еще при этой жизни, не дожидаясь, пока он начнет мучиться в той, следующей, загробной (а тем более, после Страшного суда).

В исламе содержится обязательное требование делать пожертвования разного вида (закят, саадака, инфак). Это один из его краеугольных камней. Однако, в Коране жесткой регламентации размера пожертвований нет, давать положено "кто сколько может", но главное, чтобы это делалось искренне, от всего сердца. Более поздние разработчики ислама, тем не менее, установили регламентацию пожертвований практически на все случаи жизни. Она колеблеться от 1/40 до 1/10 имеющегося добра.

Конечно, как и любая другая масштабная организация, церковь ведет непрерывную работу по созданию своего благоприятного имиджа. Создаются какие-то приюты, хосписы, лечебницы, ночлежки. Тяжело больным, слабохарактерным и неуравновешенным лицам оказывается вполне реальная моральная и хотя бы символическая материальная помощь.

Однако то, что дает церковь, несопоставимо меньше того, что она забирает. Ведь этим бывает, в конце концов, и целая человеческая жизнь. Жизнь в физическом смысле или в моральном, особенно, если речь идет о монашестве или затворничестве.

А то, что она, все-таки, дает, любой мало-мальски нормальный человек может спокойно получить и сам. Даже самый глубоко верующий человек может и помолиться Богу без каких-либо посредников, и раскаяться, и стать на путь истинный. Это уже поняли представители многих религиозных течений, которые успешно обходятся и без помощи церкви.

Вывод напрашивается один: положительная роль церкви в обществе, как минимум, очень сильно преувеличена, а об ее отрицательных сторонах уже и говорить не приходится. Больше об этом смотри в предыдущей, связанной с данной темой главе Религия.

.
     
_Предыдущая тема