. Жизнь и Разум |
_Предыдущая тема |
|
. Церковь |
Связанные темы: Бог (и) Религия Церковь Вера Атеизм |
В буквальном переводе с греческого слово церковь означает "божий дом". В самом узком смысле слова - сооружение для осуществления христианских культов, христианский храм. В самом широком смысле слова
Главное в этом определении то, что оно определяет понятие церкви именно как организацию. И хотя применительно к некоторым религиям такое определение и само слово "церковь" как-то и не звучит, суть дела от этого не меняется. |
Любой монастырь, любое религиозно-культовое сооружение - это церковь. Духовные семинарии, академии, секты, религиозные школы - церковь. Любой странствующий монах, любой проповедник или миссионер - это представитель церкви. Любое печатное издание, так называемая "духовная" музыка - церковь (так называемая - потому что любая музыка, кроме сочиненной компьютером, есть продукт духовной деятельности человека). Охота на "ведьм", инквизиция, костры, распятия, крестовые походы и забивание живых людей камнями - тоже церковь. Посты и молитвы, исповеди и проповеди, проклятия и анафемы - это все церковь. На словах представителей церкви и в глазах (понимай - в ушах и умах) ее истинно верующих, главное предназначение церкви - наставление, утешение, прощение людей, а также (у христиан) - спасение души каждого из них. То есть, предоставление надежды на воскресение и лучшее будущее в следующей, загробной жизни. (Ну, а параллельно, в противовес праведникам, - запугивание грешников). На деле три первых позиции церковь, как правило, выполняет. Правда, не за спасибо. Требуются определенные пожертвования, и пожертвования немалые. Их должно хватать на поддержание имеющихся и создание новых культовых сооружений, обеспечение проживания (как правило - безбедного) священников и членов их семей, в тех религиях, где брак дозволен. (У мусульман есть и обязательные жертвы для нужд бедных). Поэтому одной из главных, не скрываемых, но и широко не рекламируемых целей любой церкви является максимально возможное распространение ее влияния, вовлечение в сферу своего воздействия максимально возможного числа все новых сторонников. Без каких-либо экономических расчетов. Экономический эффект давно просчитан и бесчисленное количество раз практически перепроверен.
Несколько иначе обстоит дело с выполнением четвертого обещания (спасения души). В этом вопросе дело не сдвинулось с нуля с дня возникновения религии и ее церкви. Все, по-прежнему, находится на стадии обещаний. Ни один, самый богоугодный праведник из числа умерших, так до сих пор нигде и ни разу не воскрес. (В лучшем случае, его душа уже пребывает на небесах. Так зачем ему ждать дня Страшного суда?) Еще не пришло время? Но обещания, что оно вот-вот наступит, звучат уже более тысячи лет! Причем, практически во всех основных религиях мира, кроме буддизма. А умершие грешники? Где пребывают их бессмертные, хотя и грешные души? Тихо-мирно ждут своего часа в преддверии ада? Тогда торопиться некуда. Или уже в аду? Так тогда им вообще нечего бояться этого Страшного суда, хуже уже не будет. А что будет с душами тех "несчастных", которые родились, прожили свою жизнь и умерли задолго до появления Иисуса? А тех, которые имели "неосторожность" родиться на других континетах, удаленных в океанах островах? Сколько поколений людей кое-как прожили ту свою единственную, отпущенную им природой жизнь, реальную, а не какую-то мифическую, надеясь на ту или иную форму возрождения! А сколько материальных ресурсов за эти многие века поглотила церковь? Беззастенчиво и без разбора: последних монет бедняков и огромных подачек откровенных жуликов и бандюг. Морально ли это для той организации, которая как раз и считает себя высшей инстанцией в вопросах регулирования этой самой морали?
Зато иногда дело доходит и до доказательства "от противного". Особо неугодных убивают еще при этой жизни, не дожидаясь, пока он начнет мучиться в той, следующей, загробной (а тем более, после Страшного суда).
Конечно, как и любая другая масштабная организация, церковь ведет непрерывную работу по созданию своего благоприятного имиджа. Создаются какие-то приюты, хосписы, лечебницы, ночлежки. Тяжело больным, слабохарактерным и неуравновешенным лицам оказывается вполне реальная моральная и хотя бы символическая материальная помощь. Однако то, что дает церковь, несопоставимо меньше того, что она забирает. Ведь этим бывает, в конце концов, и целая человеческая жизнь. Жизнь в физическом смысле или в моральном, особенно, если речь идет о монашестве или затворничестве. А то, что она, все-таки, дает, любой мало-мальски нормальный человек может спокойно получить и сам. Даже самый глубоко верующий человек может и помолиться Богу без каких-либо посредников, и раскаяться, и стать на путь истинный. Это уже поняли представители многих религиозных течений, которые успешно обходятся и без помощи церкви. Вывод
напрашивается один: положительная роль церкви в обществе, как минимум,
очень сильно преувеличена, а об ее отрицательных сторонах уже
и говорить не приходится. Больше об этом смотри в предыдущей, связанной
с данной темой главе Религия. |