. Жизнь и Разум |
_Предыдущая тема |
Следующая
тема
.
|
"Нет религии выше истины" Е.П.Блаватская |
. Эзотерика и теософия |
.Общее представление о предмете |
По мнению сторонников этого (эзотерического) пути познания (от греческого esoterikos - внутренний):
Имеет некоторое распространение среди научных работников, как правило, не верующих в какого-то конкретного бога, но пытающихся найти духовную опору для своих знаний, как уже имеющихся, так и тех, которыми они еще только пытаются овладеть. Основными методами и способами получения "высших уровней" знаний (никакого научного определения они не имеют) в эзотерике считаются изучение специальной литературы "для избранных", а на более высоких (исходных) уровнях познания - медитация (от лат. meditatio - размышление) и "парапсихологические феномены"
Против расслабления и сосредоточенности, конечно, не может быть никаких особых возражений. Жрецы, йоги, многие традиционные ученые, способные к расслаблению, успешно познают (или думают, что познают) окружающий мир, находясь в таком (или подобном) состоянии. Вероятнее всего, размышления в этот момент сводятся к подсознательной "утряске" ранее полученных знаний, их систематизации и получении на основе этого новых выводов. Однако, некоторые сторонники и интерпретаторы эзотерики считают возможным получение в этом состоянии совершенно новых знаний от своих "Учителей" (причем, независимо от того, что расстояние между ними в эти моменты времени может составлять тысячи километров), а то и непосредственно из глубин космоса [! - Авт.]
Такие (или подобные) идеи еще в древние времена приходили в головы "постигших" их мудрецов (махатм) Тибета и других, подобных им, получателей - так называемых адептов. Долгое время получаемые таким образом "знания" (или, как считают они сами, Знания) записывались и веками тщательно переписывались монахами тибетских монастырей. Выход этих идей за монастырские пределы был ограничен и территориально (ввиду их удаленности и обособленности), и политически (из-за наличия непреодолимых в прежние годы государственных границ), и идеологически (эти знания считались сокровенными, поэтому кому попало не демонстрировались). С другой стороны, объем накопленных записей и зафиксированных в них (на протяжении сотен лет) сведений стал столь обширным, что требовал бы для своего изучения многолетних усилий (не говоря уже о необходимости преодоления языковой и культурологической проблем). По указанным причинам знания тибетских монахов долгое время оставались совсем не известными в странах Европы и Америки. До тех пор, пока интерес к ним не проявила наша соотечественница Е.П.Блаватская.
Ниже приведены несколько цитат из работ Блаватской, отражающих разные (порой - диаметрально противоположные) позиции многогранной натуры Елены Петровны (иногда для сокращения записей ее принято называть Е.П.Б. и даже ЕПБ). Начнем с ее собственного определения теософии: "Теософия - это Божественное Знание или Наука". (В других местах): "Теософия - это РЕЛИГИЯ МУДРОСТИ. РЕЛИГИЯ МУДРОСТИ всегда была одной, и будучи последним словом возможного человеческого знания, тщательно сохранялась". Но надо помнить, что сохранялась, охранялась и скрывалась - это три совершенно разных понятия, а у ЕПБ они иногда употребляются, как синонимы. Отсюда, например, и название самого глобального ее труда - "Тайная доктрина". Характерными для Е.П.Б. являются призывы к человеческому состраданию к тем, кто в нем нуждается: "Да
внимает душа твоя каждому крику страдания подобно тому, как священный
лотос обнажает сердце свое, чтобы упиться лучами утреннего солнца. Елена Петровна умеет задавать (очень часто - сама себе) конкретные вопросы и четко на них отвечать, в том числе, и на те, которые касаются решения организационных проблем: "Каковы
цели "Теософического Общества"? Но есть у Е.П.Блаватской и совершенно шокирующие современного читателя (и далеко не случайные!) "научные" заявления такого типа (это один из главных выводов ее теории коренных человеческих рас): "Человечество ясно делится на Богом-вдохновленных людей и на низшие существа. Разница в умственных способностях между арийскими и другими цивилизованными народами и такими дикарями, как например, островитяне Южного Моря, необъяснима никакими другими причинами (?). Никакое количество культуры (?), никакое число поколений (???), воспитанных среди цивилизации, не могло бы поднять такие человеческие образцы, как бушмены и веддха с Цейлона и некоторые племена Африки, на тот умственный уровень, на котором стоят арийцы, семиты и, так называемые, туранцы. "Священная Искра" отсутствует в них, и лишь они являются сейчас единственными низшими расами на этой Планете, и по счастью, - благодаря мудрому уравновесию Природы, которая постоянно работает в этом направлении - они быстро вымирают". И такого типа заявлений в работах основателя теософии великое множество. Творческим и мировоззренческим девизом всей жизни Е.П.Блаватской стало выражение: "Нет религии выше истины".
Елена
Петровна Блаватская
родилась в ночь на 31 июля (по новому стилю 12 августа) 1831
года в Екатеринославе (с 1926 года - Днепропетровск, с 2016 - Днипро) в семье
офицера конной артиллерийской батареи Петра Алексеевича Гана
и известной писательницы того времени Елены Андреевны Ган (Фадеевой). Из-за служебного положения отца семье приходилось часто менять место жительства. Через год после рождения Елены семья переехала в Романково (неподалеку от Екатеринославля), а в 1835 году - в Одессу, где у Елены появилась сестра Вера - будущая писательница Желиховская. Далее семья побывала в Туле и Курске, а весной 1836 года прибыла в Петербург, где проживала по май 1837 года (почти до 6-летнего возраста Елены). Из Петербурга
Елена с сестрой, матерью и дедом - Андреем Михайловичем Фадеевым,
едут в Астрахань, где Андрей Михайлович был главным попечителем над
калмыцким народом и тамошними немцами-колонистами. В 1838 году мать
с маленькими девочками уезжает в Полтаву, где Елена стала брать уроки
танцев, а мать стала обучать её игре на пианино. В ноябре того же года, после назначения деда - Андрея Михайловича губернатором в Саратов, к нему переехала и Елена Андреевна с детьми. В Саратове, в июне 1840 года у неё родился сын Леонид, брат Елены (и Веры), которой тогда исполнилось девять лет. Надежда Андреевна Фадеева (тетя Е.П.Блаватской, по возрасту бывшая старше ее только на 4 года), вспоминала: "В детстве все симпатии и интерес [Елены] сосредоточивались на людях низших сословий. Она предпочитала играть с детьми прислуги, а не с ровней, и… за ней всегда приходилось присматривать, чтобы она не сбегала из дома и не заводила знакомство с уличными оборванцами. Да и в зрелые годы она безудержно тянулась к тем, чьё положение в жизни было ниже её собственного, и выказывала подчёркнутое безразличие к "благородным", к которым принадлежала по рождению". В 10 лет
Елена приступила к изучению немецкого языка. (Поздновато, если учесть,
что отец - немец). После смерти матери дедушка - Андрей Михайлович и бабушка - Елена Павловна Фадеева (Долгорукова), забрали детей к себе в Саратов, где у них началась совсем другая жизнь. Дом Фадеевых посещала саратовская интеллигенция, среди которой были историк Н.И.Костомаров и писательница Мария Жукова. Воспитанием и образованием детей теперь занималась бабушка и ещё три учителя, поэтому Елена получила солидное домашнее образование. Из Саратова, в 1847 году, семья перебралась в Тифлис (ныне Тбилиси, Грузия), где Андрею Михайловичу предложили должность в совете главного управления Закавказского края. Н.А.Фадеева пишет о племяннице следующее: "Как ребенок, как молодая девушка, как женщина она всегда была настолько выше окружающей её среды, что никогда не могла быть оцененной по достоинству. Она была воспитана как девушка из хорошей семьи … необыкновенное богатство её умственных способностей, тонкость и быстрота её мысли, изумительная легкость, с которой она понимала, схватывала и усваивала наиболее трудные предметы, необыкновенно развитый ум, соединенный с характером рыцарским, прямым, энергичным и открытым - вот что поднимало её так высоко над уровнем обыкновенного человеческого общества и не могло не привлекать к ней общего внимания, следовательно, и зависти, и вражды всех, кто в своем ничтожестве не выносил блеска и даров этой поистине удивительной натуры". В юности Елена вела светский образ жизни, часто бывала в обществе, танцевала на балах и посещала вечера. Но в возрасте 16 лет с ней произошла внутренняя перемена, и она стала глубоко и увлеченно изучать книги из прадедовской библиотеки. В Тифлисе
зимой 1848/49 Елена Петровна, желая обрести полную независимость,
заключила фиктивный брак с человеком намного старше её - вице-губернатором
Еревана Никифором Владимировичем Блаватским. 7 июля 1849 года
состоялось их венчание.
Следующий
период жизни Е.П.Блаватской в точной последовательности никем не описан,
так как сама она дневников не вела, и никого из близких, кто мог бы
рассказать о ней, рядом не было. Известно, что в Каире Е.П.Блаватская встретила американца Алберта Росона (впоследствии - доктора богословия и доктора права в Оксфорде). По словам Росона, тогда Е.П.Блаватская рассказала ему о своём участии в работе, которая когда-нибудь послужит раскрепощению человеческой мысли. Росон отмечал: "Её отношение к своей миссии было в высшей степени безличностное, ибо она часто повторяла: "Не мой это труд, но пославшего меня"".
Покинув Ближний Восток, Е.П.Блаватская вместе со своим отцом, как она сама сообщала, отправилась в путешествие по Европе. Известно, что в это время она брала уроки игры на фортепиано у Игнаца Мошелеса, известного композитора и пианиста-виртуоза, а позже, зарабатывая на жизнь, дала несколько концертов в Англии и других странах.
Покинув Англию, Е.П.Блаватская отправилась в Канаду, затем в Мексику, Центральную и Южную Америку, а оттуда направилась в Индию, куда прибыла в 1852 году. Елена Петровна вспоминала, что "Пробыла там около двух лет, путешествуя и каждый месяц получая деньги - понятия не имея, от кого (ой ли!); и добросовестно следовала по маршруту, который мне указывали. Я получала письма от этого индуса, но ни разу не видела его за два эти года".
Прежде
чем покинуть Индию, она попыталась проникнуть через Непал в Тибет,
но вмешательство британского представителя расстроило её планы. После этой встречи она направляется в Нью-Йорк. Там возобновляет знакомство с А.Росоном. Из Нью-Йорка, как сообщает Синнетт, Блаватская отправилась "сначала в Чикаго,… а потом - на Дальний Запад и через Скалистые горы с караванами переселенцев, пока, наконец, не остановилась на некоторое время в Сан-Франциско". Из Америки в 1855 или 1856 году Блаватская отплыла через Тихий океан на Дальний Восток. Через Японию и Сингапур достигла Калькутты. Воспоминания Е.П.Блаватской о пребывании в Индии в 1856 году были опубликованы в книге "Из пещер и дебрей Индостана", в написании которой Блаватская проявила крупный литературный талант. Книга составлена из очерков, написанных ею в период с 1879 по 1886 год под псевдонимом "Радда-Бай" и впервые появившихся в российской газете "Московские ведомости". В 1892 году эта книга была частично, а в 1975 году полностью переведена на английский язык. Из Индии через Кашмир Блаватская во второй раз попыталась попасть в Тибет, но получила указания от своего Учителя и на голландском судне отплыла из Мадраса на Яву. Затем она вернулась в Европу. Е.П.Блаватская провела несколько месяцев во Франции и Германии, а затем направилась в Псков к родственникам (каким?), куда прибыла в рождественскую ночь конца 1858 года. Как сообщает Желиховская, Блаватская возвратилась из своих странствий "человеком, одаренным исключительными свойствами и силами, поражавшими всех ее окружающих". В России
Е.П.Блаватская устраивала спиритические сеансы. Из России
Блаватская снова отправилась в путешествие. Хотя дальнейший маршрут
достоверно установить не удаётся, но кроме Персии, Сирии,
Ливана и Иерусалима, по всей вероятности, не раз побывала
в Египте, Греции и Италии.
В начале 1868 года, оправившись от ранений, Е.П.Блаватская прибыла во Флоренцию. Затем отправилась через Северную Италию и Балканы, а оттуда в Константинополь и далее в Индию и Тибет. Позже, отвечая на вопрос, зачем она поехала в Тибет, Блаватская отмечала: "Действительно, совершенно незачем ехать в Тибет или Индию, дабы обнаружить какое-то знание и силу, "что таятся в каждой человеческой душе"; но приобретение высшего знания и силы требует не только многих лет напряженнейшего изучения под руководством более высокого разума, вместе с решимостью, которую не может поколебать никакая опасность, но и стольких же лет относительного уединения, в общении лишь с учениками, преследующими ту же цель…" В Тибете
Е.П.Блаватская несколько лет обучалась в монастыре Ташилумпо
и хорошо знала Панчен-ламу VIII Тенпай Вангчуга. Источник фото: http://foto.rambler.ru/users/tyapnitsa/albums/50399145/ Последний период своего пребывания в Тибете Блаватская, как отмечают биографы, провелав доме своего Учителя К.Х. и с его помощью получила доступ в несколько ламаистских монастырей, которые никогда ранее не посещал ни один европеец. Именно во время этого пребывания в Тибете Е. П. Блаватская начала изучать тексты, вошедшие в одну из главных ее работ - "Голос Безмолвия". После почти
трехлетнего пребывания в Тибете Е. П. Блаватская отправилась
в путешествие по Ближнему Востоку. Была на Кипре и в Греции. В 1871 году Блаватская прибыла в Каир, где организовала Спиритическое общество (Societe Spirite) для исследования и изучения психических явлений. Вскоре общество оказалось в центре финансового скандала (вот так!) и было распущено. После отъезда из Каира Блаватская через Сирию, Палестину и Константинополь в июле 1872 года добирается до Одессы и проводит там девять месяцев. (То есть, убралась подальше от расследования скандала; подобные истории бывали с нею и позже). Из Одессы в апреле 1873 года Е.П.Блаватская направилась в Бухарест, а затем в Париж, где остановилась у своего двоюродного брата Николая Гана. В конце июня того же года взяла билет до Нью-Йорка. Г.С.Олкотт (будущий коллега) и графиня К.Вахтмейстер сообщают, что Блаватская, увидев бедную женщину с двумя детьми, которые не могли заплатить за проезд, обменяла свой билет первого класса на четыре билета третьего и отправилась в двухнедельное плавание через океан третьим классом.
В США Блаватская более близко знакомится с полковником Генри Стил Олкоттом (своим попутчиком на корабле через Антлантику), который в 1875 году вместе с ней стал одним из создателей Теософского общества. 3 апреля 1875 года вступила в брак (официальный? А в прежнем она уже была вдовой? Выяснить это пока не удается) с грузином, живущим в Америке, в Нью-Йорке, Михаилом (Майклом) Бетанелли, с которым через несколько месяцев разошлась. В 1975-1877 году Блаватская создает большой двухтомный труд "Разоблаченная Изида". 8 июля 1878 года Е.П.Блаватская приняла американское гражданство. В феврале 1879 года Блаватская и Олькотт отбыли в Бомбей, в Индию. В 1882 году ими была создана штаб-квартира Теософского общества в Адьяре, неподалёку от Мадраса. Теософское общество в Индии собрало достаточно большое число последователей. С 1879 по 1888 год Блаватская также была редактором журнала "Теософ" (англ. The Theosophist). Вскоре после обвинения в мошенничестве (вот !!!) в 1885 году покинула Индию вследствие "ухудшившегося здоровья" (Ну да ! Просто унесла ноги, как несколькими годами ранее, в такой же ситуации, из Египта). Некоторое время после этого она жила в Германии, Бельгии, пока не переехала в Лондон, где занялась написанием книг. В этот период были написаны работы "Голос безмолвия" (1889) и "Тайная доктрина" (1888), "Ключ к теософии" (1889). Умерла Е.П.Блаватская 8 мая 1891 года, переболев гриппом. Прах её был сожжён, а пепел разделён между тремя центрами теософского движения в Лондоне, Нью-Йорке и Адьяре (близ Мадраса). День смерти Е. П. Блаватской отмечается её последователями под именем "дня белого лотоса".
Как уже было отмечено, В 1975-1877 годы Блаватская создала большой двухтомный труд " Isis Unveiled" ("Разоблаченная Изида"), в котором приводит критический разбор современной ей науки, беспощадно разоблачает промахи и нелепости всех современных ей религий и постепенно подводит читателей к мысли, что духовной колыбелью человечества является Индия. Первый ее тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение 10 дней. Книга вызвала противоречивую реакцию критиков и общества. По мнению нью-йоркской газеты "Геральд Трибюн", книга являлась одним из "выдающихся творений века". Желиховская, сестра Е.П.Блаватской, в своей книге "Радда-Бай (правда о Блаватской)" пишет, что "Первый ее капитальный труд "Разоблаченная Изида" вызвал сотни лестных отзывов в американской, а позже и в европейской прессе" и приводит мнение архиепископа армян преосвященного Айвазовского. По её свидетельству, архиепископ написал ей, что "выше феномена появления такого сочинения из-под пера женщины" - и быть не может. Однако, поскольку "Разоблачённая Изида" в невыгодном свете представляла практически все существующие религии, раскрывала методы деятельности Ватикана и его особой структуры - Ордена Иезуитов, то реакция не заставила себя ждать. "Спрингфильд рипабликен" назвала работу Блаватской "большим блюдом объедков", "Нью-Йорк сан" - "выброшенным мусором", а рецензент "Нью-Йорк трибьюн" писал: "Знания Е.П.Блаватской грубы и не переварены, её невразумительный пересказ брахманизма и буддизма скорее основан на предположениях, чем на информированности автора". Организованное Е.П.Блаватской в Нью-Йорке (вместе с Г.Олкоттом и У.Джаджем) Теософическое общество провозгласило следующие цели:
На деле Блаватская первый из этих принципов в итоге полностью отвергла, вторым занималась (способствовала и проповедовала) только в части, касающейся верований Индии и Тибета, а третьим могла заниматься в ограниченной мере (из-за отсутствия у нее университетского естественно-научного образования), поэтому в ряде случаев не вполне аргументировано "опровергала" содержание, достижения и значение этих наук. В 1888 году Блаватская написала свой главный труд "Тайная Доктрина", имеющий подзаголовок: "Синтез науки, религии и философии". (Возможен ли такой синтезв принципе? И почему эта доктрина ТАЙНАЯ? Для улучшения продаж?) По утверждениям Е.П.Блаватской, среди её учителей были Махатмы Мория, Кут Хуми и Джуал Кхул. Некоторые религиозные философы (в частности, Вл.Соловьёв) видели в теософии приспособление буддизма к потребностям европейского атеистического мышления". (Наверное, это совсем не далеко от истины. Тем более, что буддизм довольно атеистичен и сам по себе). В "Русском Обозрении" за август 1890 г Вл.Соловьев опубликовал статью с критической рецензией книги Е.П.Блаватской "Ключ к Теософии" (выдержки из нее приведены немного ниже, в подтеме "Мнения разных сторон"). Блаватская вступила в полемику, указывая на то, что трактовку Теософии и восточной философии в рецензии Вл.Соловьева она квалифицирует как "ошибки критика, - как нарочитые, так и случайные". (Лучшая защита - нападение). Развитие теософского движения встретило неприязнь со стороны английской колониальной администрации Индии, клерикальных кругов (в особенности иезуитов, работавших в Индии). Также высказывались недовольства со стороны практикующих спиритизм, так как Блаватская яро выступала против практики общения с душами умерших. (А сама периодически занималась этим, например, в российской глубинке). Е.П.Блаватская основала периодическое издание "Lucifer" и являлась его со-редактором совместно с Анни Безант вплоть до своей смерти в мае 1891 года. Этим она, фактически, бросала вызов устоявшемуся общественному мнению, т.к. слово (имя) Люцифер является синонимом имени Дьявол (несмотря на его исходное греческое значение - "носитель света"). Просто ЕПБ в этот раз явно поставила себя вне всего и над всеми. Чистое горе от ума. В.П.Желиховская приводит фрагмент из письма Е. П. Блаватской: "Разве сам Христос не сказал о себе: "Я, Иисус, звезда утренняя" ("Откров. Св. Иоанна XXI I ст. 16)?.. Пусть и журнал наш будет, как бледная, чистая звезда зари предвещать яркий рассвет правды - слияние всех толкований по букве, в единый, по духу, свет истины!". Еще одно, на сей раз - косвенное, сравнение себя с Иисусом. Истиной, кстати, является не сумма знаний ("слияние всех толкований"), а именно правильные знания. По инициативе Епископальной церкви США в Лондоне произошло несколько митингов (против Блаватской). Однако, по утверждению Желиховской, письмо, написанное Е.П.Блаватской в журнале "Lucifer" под заглавием "Lucifer to the Archbishop of Canterbury", прекратило конфликт. Вера Петровна свидетельствует, что архиепископ Англии заявил, что это письмо принесло "если не учению теософистов, то его проповеднице полную симпатию и уважение", а также, что после этого на митингах Теософского общества стало бывать духовенство. (Было ли так на самом деле, проверить невозможно).
Оно противоречиво
и менялось с ходом времени. Но в
начале 1860-х годов в России Блаватская таки устраивала
спиритические сеансы. Желиховская в очерке "Правда о Е.П.Блаватской",
опубликованном в журнале "Ребус" № 40-48 за 1883 год, например,
упоминает, что Блаватская проводила спиритический сеанс для расследования
убийства (!!!) в селе Ругодево. В Российском гуманитарном
энциклопедическом словаре приводится цитата из письма самой
Е.П.Блаватской, в котором сообщается, что большая часть её сеансов
носила мистификаторский характер. После провала Спиритического общества в Каире (см. выше) Блаватская в одном из писем написала: "Я клянусь навсегда покончить с подобными сеансами - они слишком опасны, а у меня нет опыта и не хватает сил, чтоб справляться с нечистыми духами (и это слова "прогрессивного" ученого?), которые могут (?!?) подступиться (?) к моим друзьям во время таких собраний". Некоторые авторы, без ссылок на источники, утверждают, что в США Блаватская пользовалась руководством "духа" по имени Джон Кинг. Позже Блаватская утверждала, что "Джон Кинг" был (ее) псевдонимом, которым она объясняла некоторые "феномены", а также пользовалась им, говоря о своих Учителях и их посланниках. В других письмах Е.П.Блаватская пишет, что была специально послана в Америку своими Учителями, чтобы с одной стороны доказать реальность психических явлений вопреки распространяющимся атеистическим воззрениям (кое-что можно было "демонстрировать" впечатлительной публике и по предварительному сговору с некоторыми ее представителями), с другой стороны - показать ошибочность теории, принятой в спиритуалистических кругах, что будто бы во время сеанса медиум общается с духами умерших людей. Якобы, для этого она неоднократно принимала участие в медиумических сеансах. Но сама она в в период с 1873 по 1875 годы крайне активно занималась утверждением веры в спиритизм, причём её оккультное общение, как считает J.N.Farquhar, при этом происходило не с учителями из Тибета, а с духами мёртвых.
В работах более позднего периода Е. П. Блаватская постоянно отвергала возможность общения с духами умерших и писала: "Я до сих пор не могу понять, из-за чего некоторые спиритуалисты так на меня накинулись! … Может быть, эта ненависть вызвана тем, что я отрицаю наличие у себя способностей медиума. Но почему я должна лгать. Кем я ни была в детстве, почему я должна, зная, что сейчас я не обладаю ни одной из хорошо известных характерных особенностей медиума, называть себя им. Если бы я сделала это, я могла бы легко обвести вокруг пальца сотни людей и заработать деньги… (Что она на самом деле, если вспомнить упоминавшиеся ранее финансовые скандалы и случаи мошенничества, периодически и делала). Но я не медиум. Я никогда не обладала их негативными качествами и никогда не находилась под таким жестким контролем, как это происходит с ними". В своих
поздних сочинениях Е.П.Блаватская подвергала критике практики спиритизма.
В её Теософском словаре говорилось:
Одной из спорных и противоречивых в наше время идей в творчестве Блаватской является концепция об эволюционном цикле рас, часть которой изложена во втором томе "Тайной доктрины". По мнению некоторых исследователей Е.П. Блаватская называла расами не антропологические типы, а ступени развития, через которые проходят все человеческие души, эволюционируя посредством повторяющихся воплощений (инкарнаций). (Банальное влияние Индии). Эволюционная теория теософии предполагает развитие человечества до практически безграничного (?) духовного раскрытия по примеру таких фигур как Будда, Христос, Моисей и Лао Цзы, которые являются идеалами (???) человеческого устремления. В качестве иллюстрирующего примера можно привести следующую цитату Е.П.Блаватской: "Через миллионы и миллионы лет наши современные расы или, вернее, их ископаемые останки, учёным конца Шестой Коренной Расы покажутся останками незначительных мелких обезьян - одного из выродившихся видов рода человеческого."
Некоторые исследователи указывают на наличие в работах Блаватской (в частности, в "Тайной доктрине") так называемых "расовых теорий" (о существовании высших и низших рас). (Нет, не "так называемых"! Мы видели уже ее собственные слова по этому поводу). Но у нее это просто эволюционное понятие. (Нет, не просто! Она сравнивает одни современные ей народы с другими). Другое дело, что за счет сдвига по фазе разные народы (гипотетически) могли вступить в них в разные исторические моменты времени. (А как раз это, по ее "наблюдениям", и случилось, что находит отражение в ее примерах "некоторых племен Африки" и др.) Что дает почву для самого банального и махрового расизма. (На позиции которого она сама в итоге и скатилась). Некоторые (многие) авторы, например Д.А.Херрик, полагают, что Блаватская считала, что эволюционные механизмы способствуют вымиранию низших и деградировавших рас и ведут к формированию единственной совершенной и однородной расы. В качестве примера, можно еще раз привести ставшую знаменитой цитату Е. П. Блаватской (приведенную и в самом начале данного раздела сайта): "Человечество ясно делится на Богом-вдохновленных людей и на низшие существа. Разница в умственных способностях между арийскими и другими цивилизованными народами и такими дикарями, как например, островитяне Южного Моря, необъяснима никакими другими причинами. (??? Да их сотни, если не тысячи!) Никакое количество культуры (?), никакое число поколений (??? А как же быть с теорией эволюционирования рас?), воспитанных среди цивилизации, не могло бы поднять такие человеческие образцы, как бушмены и веддха с Цейлона и некоторые племена Африки, на тот умственный уровень, на котором стоят арийцы, семиты и, так называемые, туранцы.(???) "Священная Искра" отсутствует в них, и лишь они являются сейчас единственными низшими расами на этой Планете, и по счастью (!?!), - благодаря мудрому уравновесию Природы, которая постоянно работает в этом направлении - они быстро вымирают" (Это, оказывается,счастье!) Ну и ну! Это уже махровый, неискореняемый расизм. Отдельные расы людей Е.П.Блаватская называет "полуживотными" (или "полулюдьми"): например, некоторых аборигенов Австралии и Тасмании. Д.А.Херрик также полагает, что, Блаватская поддерживала и идею "духовного расизма", согласно которой некоторые расы духовно превосходят остальные. Так, семитскую расу (а такая существует в природе?), она называет духовно деградировавшей, хотя и достигшей совершенства (???) в материальном аспекте.
Следует отметить, что данная теория не подразумевает (??? На самом деле, как раз таки да!), что идеи Блаватской сами по себе были нацистскими или что они непосредственно определили мировоззрение Гитлера и его идеологов. (Какая разница, непосредственно или через кого-то еще!) Поддерживающие данную теорию авторы считают, что получившие широкое распространение в Германии начала XX века теософские идеи (то есть, идеи мадам Блаватской, в первую очередь о расах и мистике природы), были соединены в ариософских учениях с националистическими, фашистскими, расистскими и антисемитскими воззрениями немецких авторов, и именно этот сплав идей, а не сами по себе теософские теории, лёг в основу идеологии Гитлера. (В кипящий котел добавили щепотку соли. Хватило бы и любой из этих идей, отдельно взятой). Авторы, поддерживающие данную теорию, отмечают существенные различия (? обычное выгораживание) во взглядах на расы между националистическими идеями Гитлера и теософской концепцией Блаватской. В частности они пишут, что у Блаватской арийская раса не идентифицируется с германскими народами (Но не исключает их. А если бы нацистские идеи овладели каким-нибудь другим народом, человечеству стало бы легче?); она также не выступала за использование силы и считала, что расовая эволюция - это естественный и неизбежный процесс, протекающий по духовным законам. (Ну, а немецкие философы-нацисты просто "усовершенствовали" ее, устранив очевидный "пробел" в ее теории). В качестве аргумента, что идеи о расах в трудах Е. П. Блаватской и в фашистской идеологии имеют разный смысл можно привести также тот факт, что в "Тайной Доктрине" есть фраза, которая, как утверждает Сильвия Крэнстон, привела бы в ярость любого нацистского идеолога: "…арийцы и их семитская ветвь принадлежат к пятой расе" (У ЕПБ в этом вопросе все так намешано, что это совсем не удивляет). Также Сильвия Крэнстон отмечает, что цель Теософского общества "образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания" не согласовывалась с замыслами Гитлера по утверждению господства посредством геноцида, за счёт истребления целых рас и этнических групп. (Но эта "цель" была просто продекларирована, а затем эффектно проигнорирована). Против идейного единства теософии и нацизма якобы выступает и тот факт, что по личному распоряжению рейхсфюрера СС Г.Гиммлера и шефа германской полиции Министерства внутренних дел Р.Гейдриха от 20 июля 1937 года Теософские общества в Германии были закрыты, а их имущества конфискованы. (На самом деле это было просто введение единой идеологии правящей однопартийной системы, как при любой диктатуре).
Сочинения Блаватской содержат учение об эволюционном цикле рас, сменяющих друг друга. По Блаватской, на Земле должны одна за другой сменить друг друга СЕМЬ коренных ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ рас. По этому поводу В.С.Соловьев пишет: "Ни малейшей попытки рационально объяснить седмичастность нашего существа мы здесь не находим. Нам просто сообщается, как важная и интересная новость, что мы состоим из семи ипостасей, вложенных одна в другую на подобие деревянных игрушечных яиц; сообщаются, более или менее неудобные санскритские названия, и затем описываются более или менее подробно они сами и их взаимные отношения. Все это нужно принимать на веру. Почему этих элементов семь, а не больше или меньше - решительно неизвестно. Ведь мудреных санскритских слов и соответственных описаний легко могло бы хватить и на двадцать пять ипостасей".
Согласно теории Блаватской, первая коренная раса Земли состояла из студенистых аморфных существ (это простое эаимствование из существовавшей уже в то время эволюционной теории Дарвина; только эти "студенистые аморфные существа" ни при каких обстоятельствах и в никаких теориях нельзя считать ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ), вторая обладала "более определённым составом тела" и т. д. Существующие в настоящее время люди представляют собой пятую по счёту коренную расу. По мнению Блаватской, духовные силы человечества в ходе этой эволюции уменьшались (с какой это радости эволюция шла бы таким путем?), пока не достигли минимума (???) у четвёртой расы, но в настоящий момент они снова увеличиваются по мере движения нашей пятой расы к перерождению в шестую, и далее в состоящую из богоподобных людей седьмую. Изучение теософии, как утверждала Е.П.Блаватская, способствовало (?) преодолению расовых и религиозных предрассудков (??? С учетом вышеизложенного, эта мысль похожа на нелепость.) Так в письме от 5.12.1881 года к князю А.М.Дондукову-Корсакову она пишет: "... Синнетт, всего два года назад презиравший индусов, настолько, что в присутствии одного из этих "негров" ему становилось дурно, ныне в самоуничижительнейших выражениях посвящает свою книгу индусу, моему другу…" Но это был всего лишь частный случай. Синнет раньше считал всех индусов дикарями, а тут вдруг обнаружил среди них явных мудрецов. (И еще не известно, изменил ли он отношение ко всем остальным индусам). Теософия тут абсолютно ни при чем. Идеи Блаватской распространились по всему миру: от Индии до США, от Англии и Германии до Италии и России. В каждой цивилизованной стране мира есть теософские центры. В Оксфорде существует научное общество имени Блаватской. В Голландии - университет искусств имени Блаватской. Признавая заслуги этой отважной женщины и её вклад в мировую науку и духовную культуру, ЮНЕСКО якобы объявил 1991 год Всемирным годом Блаватской. (Но далее - в энциклопедии приводится ОПРОВЕРЖЕНИЕ этого "факта"). У неё много последователей в разных странах мира. Готовятся к печати труды и книги о ней, написанные в том числе и нашими современниками. Пропагандируются столь близкие и дорогие Елене Петровне идеи духовного самосовершенствования, помощи ближним, единения всех стран и народов (включая и "открытых" ею дикарей, полулюдей-полузверей?) Энциклопедическая статья завершается словами: Всё, о чём она говорила, звучит сейчас более чем современно. И нуждается лишь в пропаганде и распространении. Нет, не все! А только строго избирательное то , что не противоречит современному законодательству соответствующих стран и Всеобщей декларации прав и человека, принятой в ООН еще в 1948 году. "...Жить
мне, может быть, осталось недолго, и если кто-то из вас почерпнул хоть
что-то из моих учений, если уловил с моей помощью отблеск Истинного
Света, то, в свою очередь, я прошу вас крепить наше дело, при торжестве
которого Истинный Свет, воссияв ещё ярче и великолепнее, благодаря нашим
индивидуальным и совместным усилиям, осветит весь мир..."
"Учение, переданное Блаватской - синтез достижений философско-религиозной мысли человечества: подходя через анализ египетских, халдейских, индуистских, христианских, зороастрийских, гностических, буддистских и других священных первоисточников, Блаватская указывает на единую сущность всех религий и философий (это действительно близко к истине), стремится объединить их стройной мировоззренческой системой, названной Тайной Доктриной. Рассматривая в каждой религии эзотерическую (тайную) и экзотерическую (внешнюю) части, Блаватская рассматривала их скрытую сторону, стремясь очистить её от социально-исторической оболочки, наслоений догматики и искажений времени". Здесь везде постоянно путаются понятия скрытой, недоступной пониманию большинства (эзотерической) информации и тайных сведений, то есть таких, которые НЕЛЬЗЯ распространять. А ведь Блаватская занималась именно этим, распространением "открытых" ею "тайн". "Учение Блаватской - теософия - ставило целью доказать (Каким образом? Домыслами, собранными из источников, бывших изначально недостаточно информированными?), что Природа не есть "случайное сочетание атомов" (а как раз таким оно и ЕСТЬ, если не считать скромные результаты воздействия на нее разумной деятельности человека на Земле или подобных существ в других звездно-планетных системах), и указать человеку его законное (??? Это какое еще?) место в схеме Вселенной; спасти от извращения архаические истины (истины???), являющиеся основою всех религий (основой всех религий является осмысленный страх, в первую очередь, страх смерти), приоткрыть до некоторой степени основное единство, откуда все они произошли; показать, что скрытая сторона Природы (на самом деле - пока не до конца познанная) никогда еще не была доступна науке современной цивилизации". "В учении отрицается существование антропоморфного (человекоподобного или в любой иной завершенной оболочке) БОГА-творца (да, явно отрицается) и утверждается вера в Универсальный Божественный (а зачем тогда это слово?) Принцип - Абсолют, вера в то, что Вселенная разворачивается сама, из своей собственной Сущности, не будучи сотворенной" (а это уже правильная и просто гениальная мысль, предшествующая теории Большого взрыва). "Самым важным для теософии Блаватская считала очищение душ, облегчение страданий, моральные идеалы, соблюдение принципа Братства человечества (пока не пришла к своим расистским "открытиям"). Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины". Хоть горшком назови, лишь бы быть на вершине созданной пирамиды славы. Фактически, теософия Блаватской - еще одна новая РЕЛИГИЯ; наличие моральных догм только подтверждает это. "Что касается необуддизма, то он одинаково чужд каждому из них [методам построения серьезных учений: божественному откровению свыше, использование принципов чистого разума или обобщением фактов, изучаемых положительными науками - Авт.] , а следовательно не может представлять и их сочетания. Отрицательное отношение к Богу как к чистой абстракции ... исключает возможность положительного откровения; разумом "теософисты" пользуются только для голословных ссылок на него против враждебных им догматов, а к положительной науке и к ученым они относятся почти с такою же ненавистью, как к христианской церкви и ее иерархии (у г-жи Блаватской целые главы наполнены бранными выходками против европейской науки, не желающей признавать азиатских басен). На чем же основана эта антирелигиозная, антифилософская и антинаучная доктрина?.. Единственно на предположении о существовании какой-то тайной мудрости, крупицы которой находятся у всех времён и народов, но которая в целости хранится каким-то загималайским братством, члены которого живут по тысяче лет и более, могут, не выходя из своей кельи, действовать на любой точке земного шара и т.п. Вовсе не отрицая [?] безусловной возможности подобных вещей, мы полагаем, что учение, которое принимает их действительность как свой исходный пункт, которое основывается на каком-то предполагаемом, голословно утверждаемом секрете, - за который никто и ничто не ручается, - никак не может быть признано искренним и серьёзным учением. В "теософии" г-жи Блаватской и К мы видим шарлатанскую попытку приспособить буддизм к мистическим и метафизическим потребностям полуобразованного европейского общества, неудовлетворяемого по тем или иным причинам своими собственными религиозными учреждениями и учениями". Большинство приведенных заключительных цитат принадлежат религиозному (христианскому) философу-аналитику В.С.Соловьеву. Огромный массив интереснейших сведений, широчайший круг затронутых проблем, от решения которых устранялись почти все предшествующие исследователи, вперемешку с явными заблуждениями, умноженными на практически безграничное (хотя и не лишенное оснований) самомнение. Потрясающий интеллектуальный потенциал, истраченный на иллюзию приближения к истине на том направлении, на котором до нее практически так же далеко, как и в других областях, критикуемых доктриной самой Блаватской. Это, по мнению автора данного сайта, и есть реальное содержание ее учения. * * * * * * * Более подробный анализ темы в рамках девиза сайта "Просто о сложном" невозможен. Всех интересующихся подробностями автор отправляет к первоисточникам. Рекомендации для первого знакомства с ними:
В последнее время стало модно говорить о потоках информации, "информационных полях", "энергетических оболочках", "биополях" и прочей ерунде, облаченной в некогда (и не более нескольких раз) услышанные говорящими об этом "научные" словесные выражения и "теории". Особенно усердствуют в этом многочисленные самозванные "целители" и "авторы" новых религиозных течений. Некоторые из них тоже (как и теософы) называют свои "знания" эзотерическими... Придется разочаровать их всех сообщением о том, что в природе вообще не существует никаких потоков (кроме лучей видимого света, сильных тепловых лучей и акустических волн), которые непосредственно доступны органам чувств человека.
Реально ощущаемые телом человека внеземные лучи к нам приходят только от Солнца. Оптическая же информация приходит на Землю отовсюду (от Солнца, Луны, планет, комет и звезд), но ни один из ее источников в настоящее время не определяется учеными, даже вооруженными самыми совершенными приборами, в качестве передатчика какой-либо информации. Не существует и никаких абстрактных информационных потоков, оторванных от известных физических полей. Любые словеса на эту тему, в том числе, об "информационном поле" - сознательный обман. "Парапсихологические феномены" перечислены в следующей главе. Хотя особо серьезного исследования они, честно говоря, вряд ли заслуживают.
|
. | |||||||||
_Предыдущая тема |
Следующая
тема
|
||||||||