. Жизнь и Разум
/Предыдущая тема  
 

"Иудаизм не воплощает своего бога ни в каком образе и оставляет свободу придать ему достойное человеческое обличие"
И.Гете "Можно бить евреев, можно их уничтожить, но сломить их нельзя" Л.Фейхтвангер
 

. Иудаизм
 

 
Быстрые переходы внутри главы к вопросам:
 
 
. Начальные сведения


Самой древней по времени возникновения и официально признанной в качестве первой монотеистической религии является иудаизм. Его письменное оформление состоялось под непосредственным руководством Моисея, следовательно, в период исхода евреев из Египта (около 1450 г. д.н.э.)

Иудаизм - религиозно-этическое мировоззрение еврейского народа.

Иудаизм распространен, в основном, среди евреев. Его приверженцы верят в Яхве, Иегову, Саваофа, Господа-бога (это все имена одного и того же бога), бессмертие души*, загробную жизнь**, грядущий приход Мессии*** (Иисуса Христа они таковым не признают), богоизбранность еврейского народа.

Представленное выше официальное, энциклопедическое "разъяснение", требует серьезных комментариев.

Ни бессмертие души, ни загробная жизнь, ни грядущий приход Мессии (Спасителя), ни он сам, в Ветхом Завете (начала которого написаны еще во времена Моисея и его последователей, за полторы тысячи лет до рождения Христа) ни разу даже не упоминаются.

Но примерно ко времени рождения Иисуса Христа такие идеи появились и устойчиво существовали в иудейском обществе (что и поспособствовало обожествлению Иисуса его сторонниками).
Очевидно, сказалось влияние сторонних, языческих религий, наибольший всплеск которого (влияния) произошел во времена Вавилонского плена всего иудейского народа. Ведь идея загробной жизни так заманчива!

Сначала идею "спасителя" стали выискивать в образах царей и пророческих разделах Ветхого Завета. Прямо ее там нигде нет, но между строк, в пророчествах, можно, при желании, узреть очертания будущего (очередного) "хорошего" царя, которого, опять-таки, при желании, можно истолковывать в качестве спасителя. (Как показано в другом месте сайта, в разделе Христианство, на самом деле все такие пророчества "обосновывают" собственные притязания пророков на власть. Или же на власть для своих детей). А раз спаситель "предсказан", значит, рано или поздно он появится.

Человеческую смерть древние иудеи воспринимали как нечто само собой разумеющееся и бесповоротное: "...ибо прах ты и в прах возвратишься" (Быт. 3:19); "все произошло из праха и все возвратится в прах" (Еккл.3:20).
После смерти человека евреи отправляли его в могилу, которую считали шеолом - преисподней (лингвистически - "самой нижней", пучиной или страной), которая отнюдь не всегда считалась (в отличие от христианства) адом, а была лишь местом пребывания тела умершего (по другим, появившимся позже взглядам, - его тела и души) после смерти. И грешника, и праведника.
По сформировавшимся после вавилонского пленения взглядам иудеев, души умерших (и, с учетом понятия шеол, уже похороненных?) людей на время покидают их тела, и сразу(?), по велению Господа (Иеговы) отправляются в ад (души грешников) или в рай (души праведников).

Такие (или подобные) соображения и являются основой принятия иудеями концепции бессмертия души и загробной жизни.

Однако, у автора данной публикации нет уверенности, что она принята всеми иудеями, даже по состоянию на сегодняшний день. Ведь даже на специализированных иудейских сайтах посмертная ситуация описывается по-разному.

Ад, как место ужасного посмертного наказания грешников огнем, в Ветхом завете присутствует и упоминается не один раз. (Иначе заповеди Господни, данные людям через Моисея, вряд ли строго выполнялись бы). Однако здесь он расположен еще ниже, чем сама преисподняя (или является ее самой низкой частью). Например, "...но ты [царь Вавилонский] низвержен в ад, в глубины преисподней" (Ис.14:15). Или: "в бездну я не сходил, и в ад также" ( 3Ездр.4:8).
В принципе, представления об аде и сейчас остаются первоначальными.

А вот понятие современного рая в иудаизме, очевидно, изменилось, причем, коренным образом. Вместо первобытного Эдема (Эдена), располагавшегося на земле, новое его место, по-видимому, находится уже на небесах (по крайней мере, в трактовке христианских священников).

Впрочем, по поводу совершаемых грехов, евреям никогда не стоило (и не стоит) слишком беспокоиться. Ведь практически любой из них прощается раввином синагоги при внесении согрешившим того или иного пожертвования (по расценкам, изложенным в Левите и выработанным еще Моисеем). Кроме того, каждой осенью все они автоматически отпускаются при праздновании Йом-Киппура (Дня всепрощения). Достаточно 10-дневного поста с искренним раскаянием. Другими названиями этого праздника являются День очищения, День искупления, Тот самый день, Суббота из суббот и даже Судный день(!)

Небезынтересно: по данным автора книги "Путь ариев" Ю.Каныгина имя Иегова переводится как фаллос, что совершенно не удивительно, т.к. этот орган являлся весьма почитаемым во многих изначальных религиях мира. (Хотя и непонятно, откуда Каныгин взял такой вариант перевода).

Рядом с "единственным" богом Иеговой в иудаизме постоянно действуют ангелы, Сатана (дьявол) и загадочное "воинство небесное", о происхождении которых Ветхий Завет ничего не говорит. Так же, как и о том, где и чем занимался Господь на протяжении целой Вечности до сотворения мира.

Главной священной книгой иудаизма является Ветхий Завет, самой важной частью которого считается ТораПятикнижие Моисея»). Тора состоит из книг Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Бытие и Исход являются своеобразными учебниками по истории, в основном еврейского, египетского и филистимского (палестинского) народов, книга Числа может быть, при желании, интерпретирована в качестве учебника по экономической истории и арифметике, книги Левит и Второзаконие представляют собой, в основном, указания для священнослужителей и регламентацию их повседневной жизни.

В полном объеме Ветхий Завет перешел и в христианство, дополнившее его целым рядом своих основополагающих документов, имеющих в кругу последователей этой веры не подлежащую сомнению и спорам догматическую силу (Новый Завет, Псалмы, постановления церкви и др.)

Различные толкования и комментарии Торы и всего Ветхого Завета содержатся в Талмуде. Галаха - сборник юридически-правовых основ иудаизма и всего еврейского общества.

В организационном плане среди иудейских священников (раввинов, то есть, учителей) всегда выделялась особая группа лиц - первосвященники, возглавлявшие всю иудейскую церковь по очереди (обычно - в течение года). Местами проведения службы являются Дома Господа - синагоги, главным среди которых в прежние годы был Храм Господний в Иерусалиме (последовательно: Соломона, Зорровавеля, Ирода). В Храме службу правили коэны, а помогали им левиты (потомки Аарона и Моисея соответственно).

Бесчисленное количество раз в Библии подчеркивается, что избранный, излюбленный народ Господа - евреи. А единым богом евреев должен быть именно Господь-бог. ("А всем остальным до них нет никакого дела", довольно остроумно заметил еще 200 лет назад великий немецкий философ Артур Шопенгауэр).

Однако, около 900 лет, времени от исхода евреев из Египта до полного падения Израильского и Иудейского царств (573 г. д.н.э.) и последовавшего за этим вавилонского плена и разрушения Иерусалима, вера самих евреев в Господа была весьма непрочной и не постоянной. И не только простых людей, но даже и священников, в т.ч., придворных.

Считается, что число последователей иудаизма в мире - около 18 млн. чел. Иудаизм является едва ли не единственной общемировой религией, совершенно не занимающейся миссионерством.

.Главные символы иудаизма
.

Главными, хотя и утерянными символами иудаизма являются т.н. Ковчег Завета (переносной деревяный сундук, обитый листовым золотом с многочисленными ювериными украшениями; восстановленная его копия представлена на фото ниже), в котором хранились cкрижали Завета (плоские каменные плиты с текстом Заповедей), как осколки разбитых самим Моисеем, так и восстановленные им же (при помощи Господа-бога) вторые ("дубликаты").

Некоторые исследователи утверждают, что на время переходов в ковчег укладывались также сосуд с образцом манны небесной и жезл (посох) Аарона, который своим чудесным цветением миндалевого дерева доказал законность претензий потомков Левия на служение Богу. (Моисей и Аарон были внуками этого самого Левия и поэтому стали первыми священниками-левитами).

На следующем фото, в центре, представлены стилизованные скрижали, с предельно лаконичным текстом на иврите. Но даже этот вид, скорее всего, сильно отличается от оригиналов. Хотя бы, тщательностью отделки камней. А, главное, самим текстом, который, согласно тексту Библии (Ветхий Завет, книга Исход, ст.32:15), был нанесен с обеих сторон скрижалей, а здесь поместился на одной стороне:

Хранились эти святыни во время скитаний евреев по "пустыне" в перестраиваемом всякий раз шатре, который имел название Скинии собрания. Фактически, это был своего рода походный храм.

До строительства Храма в Иерусалиме Скиния была главным святым местом для всех израильтян. А выгороженное в ней занавесом место хранения Ковчега называлось Святая Святых. Входить в это место мог только первосвященник, и то - только один раз в году. (А также при переходах израильтян на новое место, вслед за т.н. облаком Славы Божей [то есть, Святого Духа], которое, якобы, всегда находилось над Скинией, и которое, как считается, постоянно проявляло присутствие Бога рядом со своим народом).

Местнонахождение ковчега в настоящее время спорно, сомнительно и неопределенно. Наиболее вероятно, что с ходом времени и многочисленных войн он давно разрушен и, следовательно, окончательно утерян.
Сохраняется, все же, некоторая вероятность, что ковчег может хранится в секретном месте одного из давно замурованных подземных тоннелей под Храмовой горой Иерусалима. Раскопки там запрещены, так как это центральная часть города, являющаяся святым местом для любой из аврамических религий (иудаизма, христианства и ислама). Есть основанное опасение, что археологи, добираясь до одних культурных слоев, неизбежно будут разрушать другие, более свежие, не столь важные с их точки зрения.
Тем не менее, заявления о якобы найденном ковчеге периодически звучат.

Наиболее амбициозными (в плане возможного места хранения Ковчега Завета) являются утверждения лидеров Эфиопской православной Церкви, утверждающих, что ковчег хранится в часовне их Собора Святейшей Девы Марии Сиона, в г. Аксуме.

Существует несколько довольно правдоподобных легенд (историй?), рассказывающих о том, как он мог туда попасть.
Сомнения относительно достоверности такой информации базируются на том, что этот Ковчег Завета никогда, ни разу, никому не предъявлялся, не демонстрировался публично. (Даже вход в часовню собора, предполагаемое место хранения ковчега, запрещен, для всех, кроме его служителей). И, вместе с тем, на практически полном отсутствии охраны такой уникальной исторической (да и материальной!) ценности. Она состоит из одного вяло прохаживающегося вокруг здания служителя. Будь в часовне настоящий Ковчег Завета, его бы охраняли не так.

Очень важными символами иудаизма являются менора (семисвечник; в особых случаях она бывает и восьмисвечной) и шестиугольная звезда Давида (называемая еще и щитом Давида).

Объяснения цифр 6 и 7 в разных источниках не одинаковое. Есть две главные версии. Согласно первой, число шесть соответствует шести дням сотворения мира Господом богом (седьмой, суббота - день отдыха); комментарии этого творения представлены в другом месте данного сайта. Согласно второй, шесть - это число направлений (север, восток, юг, запад, верх и низ), в которых присутствует Творец (и из которых он постоянно наблюдает за миром, находящимся в центре каждого символа).

Менора была столь сложна в изготовлении, что ее создание в древние времена воспринималось как чудо. В наши дни изготавливается обычно из золота или бронзы.

...

Храмовая Менора (исходная) представляла из себя семиствольный светильник из 36 кг чистого золота. Работала она только на оливковом масле первого отжима (чтобы не было копоти из-за осадка в масле).

Все изготавливаемые в наше время подсвечники в виде меноры являются только стилизованными ее моделями, точное копирование храмовой Меноры запрещает Талмуд. Тем не менее, из-за многократного разграбления Иерусалима разными завоевателями, исходную Менору, очевидно, несколько раз таки изготавливали заново.

При входе в Кнессет (парламент) Израиля установлена большая скульптурная менора:

Согласно официальной трактовке, все барельефные изображения на этой скульптуре символизируют различные виды деятельности израильтян, и, в конечном счете, их возвращение домой, на историческую родину.

Шестиугольная звезда, согласно легенде, присутствовала на щите великого царя Давида как божий знак и конкретно означала его имя в сокращенной записи - ДВД, как это принято и в древнееврейской, и в современной (на иврите) еврейской грамматике, без гласных. Тогда его имя записывалось буквами далет, вав, далет. Буква далет изображалась как треугольник (сравните с греческой буквой дельта). Средняя буква вав означает шесть, она и стоит в середине такой записи имени, в виде шестиугольника.

Гексаграмма (шестиугольная звезда) называется иногда еще и печатью Соломона, из-за его перстня с этим изображением.

В каббале (см. далее) два треугольника символизируют свойственную человеку дуальность: добро против зла, духовное против физического и так далее (сравните с инь и ян в китайской философии). Треугольник, направленный острием вверх, символизирует наши добрые дела, которые поднимаются на небеса и вызывают поток благодати, нисходящий обратно в этот мир (что и символизирует треугольник, направленный вниз).

* * * * * * *

Еще одним, просто таки легендарным символом иудаизма является Храм Господний. Главный и единственный в свем роде на весь Израиль. За его многовековую историю было возведено, разрушено полностью или частично, разграблено и вновь восстановлено из руин три Храма.

Первый храм - Храм Соломона просуществовал 364 года (с 950 по 586 г.до н.э.) Полностью разрушен царем Вавилона Навуходоносором. 70 лет после этого не существовал.

Второй храм - Храм Зорровавеля восстановлен и продержался в течение 496 лет (с 516 г.до н.э. по 20 г.до н.э.). Разрушался многими, окончательно - римлянами.

Третий храм - Храм Ирода просуществовал всего 90 лет (примерно с 19-го г.до н.э. по 70 г.н.э, то есть, в течение всей жизни тогда еще никому не известного Иисуса из Назарета, ставшего, в итоге, Иисусом Христом). Окончательно и бесповоротно разрушен римлянами.

Предполагаемый внешний вид Храма Ирода представлен его макетом-реконструкцией на фото справа и по этой ссылке (1236x1665 pxl, 512 кБт).

Мечтой каждого израильтянина является восстановление Храма, но практически оно невозможно, т.к. на его месте (любом из нескольких предполагаемых) давно возведены мусульманские святыни (в частности, мечеть Аль-Акса).

 

Не хватает и подробностей, достаточных для последующего выполнения архитектурно-строительных (восстановительных) работ, в описании даже последней версии Храма.

Считается, что Храм будет восстановлен после прихода Мессии. (То есть, Спасителя. Только иудеи не знают его имени. Многие рассчитывают, что это будет ветхозаветный пророк Илия). После чего Храм станет духовным центром всех евреев и всего остального мира.
Наверное, это случится еще не скоро...


. Диаграмма "Первые века человечества"


Ниже представлена хронологически выдержанная и в масштабе времени выстроенная диаграмма, наглядно иллюстрирующая библейские (первоначально - чисто иудейские) представления о первых веках истории человечества. Иллюстрация может быть очень полезной тем, кто решится впервые в своей жизни взять в руки Библию. (Автор настоятельно рекомендует сделать это каждому думающему человеку).

Цифрами указаны имеющиеся точные и вытекающие из них расчетные хронологические отметки. В ряде случаев они двойные (в соответствии с данными первоисточника), в ряде других - просто отсутствуют (так как их нет и в Библии).

Незначительная неоднозначность библейских данных в разных местах ее текста для данного исторического периода существует только в описании всемирного потопа, но расхождения не превышают одного-двух лет. Для построения диаграммы приняты те фрагменты текста, которые описывают все с большей степенью детализации. Отражена в построениях и общая погрешность самого библейского текста, вытекающая из округлений всех сроков жизни и главных событий (например, рождения детей) с точностью до одного года, а также неодинаковой продолжительностью лет в древнем иудейском календаре (11 или 12 месяцев).

Большие сроки жизни патриархов человечества здесь не обсуждаются (некоторые их просто принимают на веру, другие считают, что они играют символическое значение, третьи объясняют, что дело в отсутствии цифр в древне-иудейской письменности и применении вместо них букв, очень похожих друг на друга, четвертые - элементарными ошибками переписчиков). На диаграмме все отражено так, как записано в Ветхом Завете (русском издании).

Схема раскрывается и может быть поэлементно рассмотрена в большом масштабе.

Последующий исторический период жизни иудеев, а с ними - разные этапы взлетов (реже) и падений (чаще) иудаизма, отражены на уникальной (выстроенной автором данного сайта) хронологической таблице "От Авраама и Сарры до Иисуса Христа".

. Диаграмма "От Авраама и Сарры до Иисуса Христа"


Наглядное представление о хронологическом масштабе событий на следующем историческом отрезке, описываемом книгами Ветхого и (частично) Нового Заветов, дает нижерасположенная диаграмма. (Она построена в том же масштабе, что и предыдущая).

Важное замечание о библейской хронологии

Практически все даты и сроки автором сайта взяты из первоисточника - Библии, точнее, ее Ветхого Завета. (Прямым или обратным отсчетом от каких-то абсолютно точно установленных хронологических меток). Согласно этим данным, время, прошедшее от гипотетического создания мира до рождения Иисуса Христа, по расчетам автора, составляет около 4350 лет, с учетом объяснимых (и объясняемых далее) погрешностей. Следовательно, к 2010 г. н.э. время от создания мира должно равняться примерно 6360 лет.
Согласно же данным ортодоксальных иудеев, наступивший 2011 год является только 5772-м от создания мира. Зато по данным Русской православной церкви 2010 год был 7518-м от сотворения мира.
Откуда такие большие различия - большая загадка для автора. Следует внимательнее читать первоисточник.

Кроме чисто хронологических отметок данная диаграмма содержит также отражение самых важных родственных и иных взаимосвязей (на основе которых в большинстве случаев и выстраивалась хронология).

Сроки жизни и деятельности практически всех исторических персонажей, начиная с сыновей Иакова (Израиля) не вызывают не только особых сомнений, но даже и вопросов на эту тему. Это позволяет выстроить достаточно достоверную в историческом плане временную картину жизни иудейского народа на этом этапе.

Общая погрешность построений, как и в случае диаграммы "Первые века человечества", состоит из округлений почти всех цифровых значений с точностью до одного года и неодинаковой продолжительности лет (нечетных и четных) в древне-иудейском календаре (11 или 12 месяцев).

Дополнительные конкретные погрешности складываются из следующих элементов:

1. В Библии не приводятся точные данные о возрасте, в котором Иаков женился на Лии и Рахили, но описано, что он отправился на поиски своей будущей жены (как оказалось, сразу двух жен) практически сразу после женитьбы своего брата-близнеца Исава, в возрасте 40 лет (на Иегудифе и Васемафе). Автор сайта предположил, что на принятие решения, переход в землю предков, знакомство с будущим тестем и женами Иаков потратил до одного года. Далее все расписано: 7 лет он отрабатывал за Лию (как оказалось!), 7 лет - за Рахиль и 6 лет - за скот. За 13 последних лет в этом не обычном (по современным понятиям) браке Иаков родил всех своих сыновей, за исключением Вениамина, после чего вернулся к своим родителям.

2. Не приведен в Библии и возраст Иисуса Навина, в котором он начал (и проводил в дальнейшем) свою деятельность в качестве ученика, подручного и соратника Моисея. Сказано лишь, что это был юноша. С другой стороны, он в качестве старшего представлял колено Ефремово при разведке земель (которые предстояло захватить), а также возглавлял войско иудеев в одном важном сражении. Архимандрит Никифор определяет возраст этого "юноши" в 44 года, а его возраст при переходе Иордана - в 84 года. Именно в таком виде и использованы хронологические данные при построении этого отрезка диаграммы.

3. Не четко в Ветхом завете обозначены и некоторые моменты последнего этапа так называемой эпохи судей. О периоде действия одного из последних из них Емегара вообще не сказано ничего. Правда, его деятельность пришлась практически на период деятельности другого сильного судьи и пророка Илия, о котором кое-что таки известно (прожил 98 лет, судил 40). А вот преемник Илия Самуил не обозначен во времени начала пророчеств (и судейства!) практически никак. Сказано только, что он пророчествовал всю свою жизнь. Представляется, что реально он начал судить никак не раньше 20 лет. (Примерно в этом возрасте он и помазал на царство первого из царей иудеев - Саула, примерно своего ровесника).

4. Эпоха царств в Ветхом Завете описана неоднократно, подробно и хорошо, но с небольшими несоответствиями друг другу в ряде мест. Для построений взяты усредненные и не противоречащие друг другу сведения. Конец эпохи царств и падение Иерусалима под напором войск Навуходоносора взяты из многочисленной исторической литературы и энциклопедий (573 г. д.н.э.).

На этой же диаграмме приведены (в нижней части рисунка) и генеалогические сведения о плотнике Иосифе, считающемся отцом Иисуса Христа (хотя между ними и отсутствует какая-либо генетическая связь). Линии по Матфею и по Луке, как видно из нижней части диаграммы, очень сильно отличаются. Кроме того, в новозаветном перечислении Матфея (в угоду "магии" цифр - 3 раза по 14 родов) между Иорамом и Озией (Азарией) пропущено еще 3 иудейских царя (Охозия, Иоас, Амассия) и имеющая в данном случае особое значение жена Иорама - Гофолия, которая сама 6 лет была царицей Иудеи после гибели своего сына Охозии. Здесь эти неточности устранены.

Переход к крупномасштабному изображению этой диаграммы возможен и здесь .

Духовная жизнь Эпохи Царств описана в работе автора данного сайта "Великие пророки Ветхого Завета", которая, возможно, будет издана отдельно (работа над нею давно завершена).

Конец Эпохи Царств и Вавилонский плен иудеев стал и фактическим крахом иудаизма. Формально он существовал и позже, но в таком разрозненном и неприглядном виде, что позволил Иисусу Христу практически опрокинуть его. Пускай даже только во мнении своих сторонников. Пусть даже и ценой своей земной жизни.

. Заповеди Господни (Моисея)


Важнейшим регламентирующим элементом для всех последователей иудаизма являются заповеди Господни (именуемые иногда и заповедями Моисея). Они многократно приводятся в тексте Ветхого Завета (например, Исх.20:2-17, Втор.5:6-21), часто - в несколько иной редакции, но по смыслу всегда совпадающие и сводящиеся к следующему:

1. Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения... (*под кумиром в Ветхом Завете подразумевается статуэтка божества).
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить (*чтить) его.
5. Почитай отца твоего и мать твою.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ... ничего, что у ближнего твоего.

Кстати говоря, здесь нет ни слова об обязанности родителей заботиться о детях и их воспитании (в отличие от необходимости уважать самих родителей).

Помимо заповедей, в Ветхом завете содержатся и другие морально-этические нормы, тоже излагаемые Господом через Моисея. В частности:

13 И сказал Господь Моисею, говоря:
14 выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями;
15 и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой;
16 и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти.
17 Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти.
18 Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину.
19 Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал:
20 перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать.
21 Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти.
22 Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш.
23 И сказал Моисей сынам Израилевым; и вывели злословившего вон из стана, и побили его камнями, и сделали сыны Израилевы, как повелел Господь Моисею. (Левит, 24, 13-23).

Христианство как бы отбросило эти дополнительные общественные принципы, однако на деле очень многие из людей (в том числе, и считающие себя христианами) их по-прежнему поддерживают и исповедуют. В частности, таким образом оправдывается применение смертной казни.

В другом важнейшем источнике иудаизма - Талмуде, содержится сокращенный до минимума перечень 7 (семи) этических требований для любого иудея (якобы, переданный Господом через Адама и Ноя):
1. Запрет идолопоклонства — вера в единого Бога.
2. Запрет богохульства — почитание Бога.
3. Запрет убийства — уважение к человеческой жизни.
4. Запрет прелюбодеяния — уважение к семье.
5. Запрет воровства — уважение к имуществу ближнего.
6. Запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного — уважение к живым существам.
7. Обязанность создать справедливую судебную систему.

. Саддукеи, книжники-фарисеи и ессеи


Все три данных течения иудаизма придерживались (с не слишком понятными нам отличиями) учения Моисея.

Саддукеи (по имени основателя Садока, или Цадока) строго придерживались(ются?) письменного учения Моисея, не признавая никаких дополнительных религиозных традиций, передаваемых в устной форме, не привнося в учение ничего нового, и не оставляя поэтому никаких письменных документов.
Тем самым они боролись и против любого иностранного влияния.
Никогда не верили в бессмертие души и вообще в загробную жизнь. (Как и большинство других иудеев, впрочем. Особенно, при жизни самого Моисея). Наиболее ярко это выразилось в начале новозаветного периода, когда они отвергли саму возможность воскресения Христа, не веря в такую возможность вообще. В частности, в дискуссии с еще живым Иисусом:

23 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения (Мф. 22:23)

Фарисеи пытались приспособить учение Моисея к реалиям жизни, поэтому в газах саддукеев вообще считались "отступниками". В частности, они подменяли изложенные немного выше требования Левита (то есть, Господа, переданные через Моисея) теми или иными денежными штрафами. Жертвоприношения с проливанием крови часто меняли на проливание воды на землю.
Они же постепенно оформили в новый документ и Мишну (см. ниже), "устный закон" народных обычаев.
Лозунгом фарисеев было: «закон для народа, а не народ для закона».

Ессеи придерживались учения Моисея так же строго, как и саддукеи, но видя бесчисленные нарушения закона в реальной жизни, просто удалились из столицы в Кумран - поселение в каменистой пустыне, к западу от Мертвого моря (именно здесь, уже в наши времена, и были найдены "свитки Мертвого Моря" - около тысячи манускриптов, спрятанных в гончарных сосудах, содержанием которых были древние библейские тексты).
Кумранский орден ессев жил согласно своим моральным нормам, которым могли бы позавидовать и наши совремнники (разве что, кроме безбрачия).
Некоторые исследователи считают, что они никогда не ставили перед собой никаких политических целей. Просто ждали Спасителя, чтобы помогать, если понадобится, Ему в Его делах. Но другие пишут и об участии есеев во власти. Возможно, имеется ввиду только власть внутри ордена.

Ессеи соблюдали обет безбрачия (существование обеспечивали приемом новых членов после 3-х-летнего испытательного срока), отрицали рабство, имели общую собственность, усердно занимались земледелием, скотоводством, ремеслами, доступными им способами врачевания. Не делали оружия и отвергали войну до пришествия Мессии, но морально готовились к войне против сил Зла.

Избранные фрагменты обета каждого есея:
чтить Бога; быть справедливым ко всем; никому не вредить;
быть врагом неправды; обличать ложь и любить истину;
не отличаться в одежде и украшениях; воздерживаться от незаконной прибыли;
ничего не утаивать от собратьев, но ничего не сообщать о них посторонним;
не употреблять клятвы;
хранить писания и имена ангелов.

По версии создателя данного сайта, ессеи - это наследники иевусеев, проживавшие в своей стране и ее столице Иевусе (будущем Иерусалиме) еще до прихода израильтян из Египта. Принявшие учение Моисея, но не согласившиеся с реалиями жизни евреев-завоевателей.

. Представление о Талмуде

Талмуд ("учение") - многотомный свод толкований иудаизма, состоящий из Мишны и Гемары.

Мишна ("повторение") - часть Устного Закона (Завета), переданного, согласно традиции (то есть, условности), Всевышним Моисею на горе Синай вместе (? - Авт.) с Пятикнижием (Письменной Торой). Со временем, когда возникла опасность, что устное учение будет забыто, мудрецами-фарисеями было принято решение записать его в виде Мишны. То есть, это так называемая Устная Тора (являющаяся своеобразной параллелью к традиционной, Письменной Торой).

Гемара - «изучение», «завершение» - детальный свод дискуссий и анализов текста Мишны.

Из-за огромного объема довольно однообразных нравоучений в Талмуде, само слово "талмуд" в русском языке (только ли?) получило и нарицательное значение - большое и скучное произведение (любое).

Верующие (кроме всего прочего) в Мишну (Устную Тору) и ее толкования евреи относятся к т.н. ортодоксальным (решительным, радикальным, строгим).

. Каббала


(Данный материал частично дублирует текст одноименной подтемы раздела Религия этого же сайта).

Каббала ("получение"; древнеевр. «предание», от «каббель» – «принимать»), эзотерическое (доступное только избранным), мистическое (познаваемое только интуитивно) течение в иудаизме. Название указывает на то, что каббала как тайное учение была получена в виде особого Откровения немногими избранниками. Далее это знание передавалось тем, кто был способен воспринять его, понять мистические законы и использовать их должным образом.

Каббала подразделяется на две части: теософскую ("божественную мудрость") и практическую.

В основе теософской каббалы стоят представление о мире как об эманации (истечении, в другой трактовке - проявлении) Божества. Бог («Эн-соф», «бесконечность») непостижим, но проявляет свое существование в мире посредством постижимых десяти «сфирот» ("мудростей") – десяти стадий эманации, или источников сияния: Кетер («Венец»), Хохма («Мудрость»), Бина («Разум»), Гедула («Величие») или Хесед («Милосердие»), Гевура («Сила») или Дин («Суд»), Тиферет («Краса») или Рахамим («Милосердие»), Нецах («Долготерпение»), Ход («Великолепие»), Цаддик («Праведный») или Йесод Олам («Основа мира»), Малхут («Царство»).

Современная каббала содержит в качестве заимствований элементы египетской, вавилонской и греческой философии, философии Филона Александрийского, а также учений ранних христианских гностиков ("знающих"). В каббалу вошли представления о перевоплощении и переселении душ, о награде и наказании после смерти.

Практическая каббала представляет собой теургическую (воздействующую на божество!) сторону (часть) мистических и эзотерических учений. В ее основе лежит вера в то, что посредством определенных действий можно совершать чудеса и ускорить приход Мессии. Для этого каббалисты оперируют именами Бога, определенными словами, используют талисманы, амулеты, теософские арифметические вычисления, прибегают к аскетическим упражнениям. Ангелы, вызванные по желанию каббалиста, могут исполнять его волю, а духи и демоны отгоняются молитвами и амулетами.

Каббалисты полагают, что тайное учение передано Богом через ангелов Адаму и далее – Ною, Моисею, Давиду, Соломону, наконец, известному мудрецу-мистику рабби Шимону бар Иохаю, который записал его во 2-м веке. Эта легенда указывает на глубокую древность каббалы.

Разные источни утверждают, что изучением каббалы занимались (и занимаются) многие христианские церковные лидеры и некоторые знаменитости, например, Мадонна, Дэми Мур, Наоми Кэмпбелл, Андрей Макаревич(?)и другие. Данная информация требует проверки.

. Хасидизм


В иудаизме имеются два особо "праведных" направления веры: цадикизм (цадик или садик - точное следование Закону; отсюда и название рассмотренных ранее саддукеев) и хасидизм (хасид - больше, чем требует Закон).

В другой трактовке: цадик - душа, хасид - тело (но в применении к вере, конечно).

Хасидизм ("праведность") - особое направление иудаизма (хотя даже и оно не вполне однородное) . Некоторые называют его религиозно-мистическим.

Согласно одним данным, это один из вариантов ортодоксального иудаизма (см. немного выше подзаголовок Представление о Талмуде), согласно другим - последователи каббалы, преследующие цели нравственного совершенствования личности и всего еврейского народа. Наверное, одно не исключает другого.

Главным учителем первой группы этого движения является Элияху бен Шломо Залман (1720-1797(8)?, Российская империя), известный как Дер вилнер гоэн — Виленский Гаон. (от слова гоэн, которое означает гений). Хотя сам он зарождающийся в его годы хасидизм осуждал.

День его выхода на свободу (27.11.1798) из камеры смертников Петропавловской крепости (куда он был заключен по ложному обвинению) стал главным праздником приверженцев хасидского движения Хабад, которые считают его основателем этой ветви иудаизма.

Другая группа хасидов считает своим главным учителем Рабби Нахмана из Брацлава (ранее - Вроцлава), в обиходной речи - Ребе Нахман (1772 - 1810), скончавшегося 16 октября 1810 и похороненного в Умани (Украина).

Возможно, названные учителя - родственники, но установить наличие и степень их родства не удалось.

* * * * * * *

Есть в иудаизме и много других течений, в т.ч., и довольно странных, например, выступающих против сионизма и даже против еврейской государственности (!) Последнее утверждение требует серьезной проверки.

.
     
_Предыдущая тема