_Предыдущая тема |
"Жить возможно незаметнее, чтобы жить возможно лучше, вот чего добиваются буддисты" А.Франс |
. Буддизм |
Быстрый переход на странице
к вопросу:
|
Сведения о личности и жизни Будды | |
Учение, которое основал Сиддхартха (Сиддарта) Гаутама (впоследствии - Будда Гаутама, или просто Будда). Наряду с христианством и исламом буддизм является одной из трех мировых религий. Создан в древней Индии в VI в. до н. э.
В центре буддизма — учение о четырех благородных истинах: существуют страдание (жизнь), его причина (стремление жить), состояние освобождения (нирвана) и путь к нему. Первое и второе, а также третье и четвертое понятия было бы логично переставить местами: Сначала всегда бывает причина, а затем - ее следствие; сначала надо найти путь к освобождению, а потом уже освободиться. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в нем нет бессмертной души; не существует никакого глобального "Я". Зато есть ад и адские муки для недостойных людей. Буддизм - самое бесконфликтное и терпимое учение. В первоначальном, исходном буддизме не было и бога как творца и безусловно высшего существа. Практически буддизм, особенно, исходный, - это почти чистый атеизм. Философствующий, крайне пассивный и уравновешенный. Только помещеный в религиозную форму и ее атрибутику. По вышеуказанным причинам религией буддизм можно называть только с некоторой натяжкой, а уж монотеистической - и подавно. Он вполне терпим к богам других религий, и даже допускает существование вспомогательных богов внутри своего учения. Тем не менее, считается монотеистической религией. Со временем буддизм (точнее, его проповедники, "учителя") выработал и свое понятие о первопричине всего сущего (то есть, о создателе мира). Его имя Ади-Будда. Сиддхартха Гаутама, ставший после прозрения Буддой, является по представлениям буддистов не чем иным, как его очередным перерождением (точнее было бы сказать - воплощением). Создан и живой наместник Будды (Далай-Лама) - избираемый советом лам (учителей) еще в самом раннем детстве. В настоящее время таковым является Далай лама XIV, родившийся в 1935 году в Китае (теперь - КНР). Был 9-м (из 16) ребенком в бедной крестьянской семье (выжило 7). Очередным перерождением Будды признан уже в 1937 году. Его резиденция расположена в Лхасу - столице не признаного международным сообществом "государства" Тибет (юридически это Тибетский автономный район КНР). Буддизм содержит массу специальных и крайне специфических терминов и определений, мало что дающих славянскому читателю, а, главное - мало продвигающую суть буддизма (принятию страданий и понимание их причин, поиск пути к освобождению и само освобождение) к более глубокому пониманию. Интересующиеся должны обратиться к специальной литературе. |
Данная тема включена в состав раздела в качестве перспективной. Возможно, будет доработана позже. Главным, доминантным, сакральным (священным, ритуальным) цветом буддизма является оранжевый. В связи с этим полностью изменено и цветовое оформление текущей страницы. Но в символике буддизма, конечно, присутствуют и другие цвета, в т.ч., наиболее распространенные в природе синий (небо, вода) и зеленый (вся растительность). Симолика буддизма довольно обширна, для европейцев сложна и не очень понятна, даже после разъяснений. Некоторые ее расшифровки представляются далеко не бесспорными. Главным знаком, символизирующим все учение, является Дхармачакра - Колесо закона (выставлено здесь в содержании раздела). Восемь ступиц колеса символизируют 8 благородных принципов человека (правильное воззрение, правильное мышление, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное осознание, правильное созерцание).Очевидно, чтобы понять все эти "правильности", необходимо всю жизнь провести в будистском монастыре. И это только один знак... Кроме всего прочего, имеются многочисленные варианты символики, от сугубо схематических, до весьма живописных и эстетичных. В этом можно убедиться, рассматривая представленные ниже рисунки (без расшифровок). Очень любознательный читатель может попытаться придумать свои пояснения каждому символу, а потом сравнить их с официальными, представленными, например, на следующем сайте. Еще ниже показан гибридный рисунок, объединяющий все главные символы буддизма. |
Согласно представлениям буддизма, прежде чем в мире появился Будда, существовал Бодхисаттва (некое небесное существо, стремящееся к Просветлению). Он был окружен богами, которые за тысячу лет до рождения земного Будды бросили "Клич Будды". Они заявили Бодхисаттве, что настало его время. Бодхисаттва углубился в размышления ("рассмотрения"), которых было пять.
Жена царя увидела сон, в котором к ней явился белый слон и вошел в ее правый бок. Наутро звездочеты объяснили ей и царю, что у них родится сын, который или станет царем всей земли, или отшельником, бродячим монахом, а затем - Буддою, тем, кто будет спасать людей.
Когда пришло время, царица гуляла в саду. И в это время, стоя под деревом, она родила сына, который чудесным образом вышел из ее правого бока, сразу сделал семь шагов и возвестил мир о своем пришествии победным кличем. На пятый день, по обычаю, младенцу присвоили имя Сиддарта (Сиддхартха) - цели достигший. Прорицатели на сей раз решили, что станет он отшельником и Буддою. На вопрос отца, что сможет заставить царевича стать бродячим отшельником, они ответили: "Четыре встречи: со стариком, с больным, с мертвецом и монахом". Отец желал оставить сына в миру, чтобы тот стал царем, поэтому изолировал сына в своем дворце, чтобы тот никогда не имел предсказанных царевичу нежелательных встреч. Все детство и юность отец держал сына в роскоши, но взаперти. Юноша никогда не покидал пределов своего дворца и его двора, поэтому не имел никакого понятия о реальной жизни. Так он даже женился на красавице-царевне Гопе, вскоре у них родился сын... Однажды, случайно оказавшись за пределами отцовских владений, он увидел дряхлого старика, что произвело на него тяжелое впечатление. Только теперь он узнал, что и его ждет старость. В другой раз Сиддарта таким же случайным образом увидел, больного, а в следующий - мертвеца. И узнал, что ему тоже не миновать ни болезней, ни смерти. И всякий раз это потрясало его до глубины души. Наконец, в четвертый раз он встретил бритоголового, беззаботно странствующего монаха в красном убранстве. Ему сказали, что это монах-отшельник, человек, живущий благостной жизнью, сострадательный ко всему живому, следующий истинному учению. Вернувшись домой, молодой человек крепко призадумался и пришел к выводу, что настало время отречься от прежней жизни. Начался отшельнический этап жизни юноши, в течение которого он называл себя именем Гаутама (Лучший из пастырей). (Этот этап в конце концов завершился Просветлением и принятием нового имени – Будда Шакьямуни). Вначале Гаутама попытался найти достойных учителей, но ни один из них не указал ему пути к спасению, полному освобождению от проблем жизни. Тогда он ударился в крайность, противоположную прежней роскоши, и стал заниматься самоистязанием, голоданием, подавляя в себе все желания. Но не достиг он этим ни просветления, ни высшего разумения. Поев нормальной пищи, Гаутама понял, что надо уходить от крайностей и избирать серединный путь. И понял, что сущность преграды к спасению - в самом существовании, в неведении, в дурных помыслах, словах и поступках. И наступило прозрение, и стал он просветленным - Буддой. Началась новая пора в жизни Будды: он стал Учителем жизни, в течение многих лет везде проповедовал свои познания, в т.ч., четыре главные истины:
(Это уже упоминавшиеся 8 принципов, только изложенные в другом порядке и немного другими словами). Одним из важных принципов Будды является его отношение к смерти, о которой, согласно его учению, надо думать непрестанно, но которой не надо бояться никогда. Относиться к ней следует спокойно и равнодушно, даже если это смерть близких людей. "Человек, рождаясь, уже делает первый шаг к смерти. Скорбь и слезы не помогут умершим", - говорил он в одной из своих притч. "Все, что составилось, то и разложится. Бдите, стремитесь к спасению", - такими были его последние слова. Умер Будда в возрасте 80 лет. Учение Будды прочно внедрилось в умы его учеников и их последователей, которые несут его вот уже более 2,5 тысяч лет. Пополняясь новыми деталями, подробностями и соображениями оно стало широко распространенной религией. Его исповедуют несколько сот миллионов верующих во всем мире. Особенно много их в Южной и Юго-Восточной Азии. |
. | |||||||||
_Предыдущая тема | |||||||||