. Жизнь и Разум
_Предыдущая тема  
 

"Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Хвала Аллаху, Господину миров, милостивому, милосердному, царю в день суда!" Коран, (1, 1-3) "Велик Аллах, царь истинный, нет божества, кроме Него, Господь трона честного!"
Коран, (23, 117)
 
.Ислам
 

 
Быстрые переходы на странице:
Общие сведения об Исламе
Краткий обзор Корана
Общие сведения о содержании Корана
Стиль изложения и доказательств
Два стандарта подачи "истин"
Попутные наблюдения
    Заключительные соображения
Сунна. Хадисы
Примеры хадисов
.
. Общие сведения об Исламе

Самая молодая по времени образования монотеистическая религия Ислам (ислам, мусульманство, магометанство). В качестве бога она исповедует Аллаха, имеющего имена-титулы Всевышнего, Всемогущего, Милосердного (и многочисленные другие возвеличивающие его эпитеты).


Примерно в 610 г.н.э. откровение о его существовании и об основных постулатах ислама получил некий Мухаммед (Моххамед, Магомед). Он и стал его пророком, да благословит его Аллах и приветствует.
В настоящее время правильным считается употребление первых двух вариантов его имени, но обязательно с ударением на "а" (в них).

Трудно поверить, но каждое упоминание пророка, хоть и сто раз на одной странице, по исламской традиции должно заканчиваться именно таким словосочетанием ("Да благословит его Аллах и приветствует"). На данном, совсем не мусульманском сайте, такая форма его упоминания соблюдаться не будет, для экономии места и времени, а также для обеспечения восприятия основного содержания исламских текстов другими читателями, не привычными к такому стилю записей. Но будем хотя бы помнить о существовании этой традиции.

Исламисты считают, что принятый в иудаизме Господь-бог это и есть их Аллах, а просто Авраам, Израиль, Моисей и другие его неправильно поняли. Аллах - настоящий, подлинный и единственный бог для мусульман.

У Аллаха, как считается, всего есть 99 имен, например, Милостивый, Милосердый, Верный и др. Проявлением благочестия у мусульман считается как можно чаще упоминать Бога и Его имена.

Слово "ислам" означает покорность (по другой версии - мир). Декларируется, что он несет мир всем без исключения людям. (Правда, людьми считаются только единоверцы. Все остальные - неверные).

Ислам не считает важными национальные различия, но делит людей на три категории: правоверные (мусульмане); покровительствуемые (иудеи и христиане - люди Книги, держатели Писания, не подлежащие насильственному обращению в ислам) и многобожники (язычники), подлежащие обязательному обращению.

Для того, чтобы стать мусульманином, надо признавать только Аллаха и пророка его Мухаммеда, Писание (Коран) и Судный день (об обрезании, обычно, стыдливо умалчивают; это необходимое, но не достаточное условие).

В обязанности каждого истинного мусульманина входит выполнение пяти основных требований:

  • 1. Шахада - (провозглашение). Постоянно исповедовать свою веру со словами «Нет бога кроме Бога (Аллаха), и Мухаммед – пророк его»
  • 2. Салат - Пять раз в день совершать молитвы, обратившись лицом в сторону Мекки, а по пятницам посещать соборную мечеть.
  • 3. Закат - Платить ежегодную очистительную милостыню с имущества в пользу бедных (это относится к состоятельным верующим).
  • 4. Саун - Во время священного месяца рамадана, девятого по мусульманскому календарю, с восхода до заката полностью воздерживаться от еды, питья и всего, что доставляет наслаждение (существенно, что ночного запрета на все это нет).
  • 5. Хадж (или, в другой форме написания, хаджж) - Хотя бы один раз в жизни совершить паломничество в Мекку (если такое путешествие ему по силам).

Священная книга мусульман - Коран (собрание проповедей, установлений, молитв, притч). Любая отдельная глава Корана - сура (ударение на "у"). Священное предание - сунна (сборники нравоучений о деятельности пророка Моххамеда - хадисов , изложенных в форме вопросов обычных правоверных (простых мусульман) и ответов имамов (религиозных мудрецов-наставников) на них, ссылающихся на ответы или поступки самого пророка.

Ислам делится на два основных направления: суннизм и шиизм. Сунниты признают и Коран, и сунну (хадисы), а при выборах должностных лиц учитывают мнение всей общины. Шииты (ши-а - последователь) при выборах халифов (верховных правителей) и имамов (глав общин) признают в качестве законных преемников пророка Моххамеда только алидов - потомков Али, зятя и двоюродного брата Моххамеда. В конце шахады (упоминания Аллаха и Муххамеда) они добавляют «…и Али — друг Аллаха».
Кроме того, шииты считают, что сунниты нарочно убрали из Корана упоминание о том, что преемником Муххамеде должен стать Али или его потомок.

Рядовой служитель культа - мулла.

Основой законодательства мусульман является шариат (надлежащий путь), свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенный исламом вечным и неизменным.

В исламе - все предопределено волею Аллаха. С современными научными воззрениями это не согласуется.

Количество мусульман в мире составляет около 1,6 миллиарда человек, из которых сунниты составляют 1,4 млрд., а шииты около 200 млн.

До повсеместного введения ислама в арабском мире (в т.ч., у самых известных среди местных язычников - курайшитов) господствовало многобожие, в число которых, наряду с многочисленными духами, входил и Аллах (но тогда еще не как всесильный и всемогущий).

Распространенным жестоким обычаем курайшитов было закапывание заживо новорожденных девочек (а то и мальчиков, если семья была бедной и не могла прокормить еще одного ребенка).

Возможно, именно это и стало главной причиной, по которой ислам, в конце концов, и одолел старую веру.

.
. Страницы жизни пророка Мухаммеда
.
. Рождение и детство


Будущий пророк Мухаммед родился в 571 году (по другим данным 569 или 570-м). До него, как приято считать, существовало 124 тысячи пророков (есть версия, что их было 224 тысячи), но Мухаммед явился последним из них.

Отец Мухаммеда (Абд Аллах) умер незадолго до (или же через несколько месяцев после) его рождения. Имя Мухаммед, что означает "восхваляемый", дал ему его дед.

Согласно обычаю Мухаммед был передан кормилице, несколько лет жил в её семье в кочевом племени бедуинов. В 4 года он был возвращён обратно в семью.

Когда Мухаммеду было всего 6 лет, его мать Амина умерла, после чего его взял к себе дед, но через два года умер и он. После этого Мухаммеда взял в свою семью его дядя по отцу Абу Талиб, который тогда был очень беден. С 12 лет Мухаммед пас овец, потом стал участвовать в торговых делах своего дяди.

Некий монах по имени Бахира предсказал ему великую судьбу еще в юношестве. Он увидел также печать пророчества между его плечами (специфическое родимое пятно? Как он его увидел?) Потом монах сказал Абу Талибу (дяде), что тот оберегал Мухаммеда от иудеев, так как предполагал их враждебные действия по отношению к нему.

Между четырнадцатью и пятнадцать годами Мухаммед уже принимал участие как воин в одной из местных воен. Примерно к 20 годам стал наниматься к зажиточным торговцам в качестве приказчика, проводника караванов или торгового агента. В 25 лет, он участвовал в "Союзе Благородных", суть которого была в защите беззащитных и обеспечении безопасности чужестранцев в Мекке. Когда Мухаммеду было 35 лет, он принимал участие в ремонте Каабы - мусульманской кубообразной святыни из черного камня. (К ней и происходит теперь главное паломничество мусульман - хадж. Её размеры по всем измерениям составляют от 11 до 13 метров).

Мухаммед считался человеком безукоризненной репутации, отличался прекрасным характером, честностью и добросовестностью, умом и сообразительностью. Решив помочь своему дяде Абу Талибу, который оказался в трудном материальном положении, Мухаммед взял на воспитание его младшего сына (то есть, своего двоюродного брата), семилетнего Али - будущего халифа (избираемый правитель города/государства с ненаследуемым правлением).

Этот Али впоследствии стал основоположником династии алидов, из которых (и только из них!) и проводится избрание халифов (правителей) и имамов (духовных правителей) у мусульман-шиитов.

.
. Женитьба на Хадидже


В 25 лет Мухаммеда его наняла для поездки в Сирию одна из самых знатных и богатых женщин племени курайш - Хадиджа бинт Хувайлид.

Хадиджа - общепринятая у нас форма записи этого имени, которое по-арабски звучит, скорее, как "хадИжа" ( ударение - на "и" во втором слоге; звука "дж" в этом имении нет).
Не следует путать арабское произношение этого имени с его турецким вариантом Хатидже, которое правильно звучит как украинское "г"Атiдже (глухое "г", ударение на "а", со звуком "дж"; принятое у нас ударение на последнее "е" крайне ошибочно). Удивительно, что в турецкой записи это выглядит просто как hatice
.

С ними поехал и слуга Хадиджи - Майсара. В этой поездке Хадиджа получила большую прибыль и, наслышанная от Майсары о качествах Мухаммеда, решила выйти за него замуж. Ему было двадцать пять лет, ей было по свидетельству большинства источников - сорок лет (по другим данным, Хадидже было двадцать восемь лет).До Мухаммеда Хадиджа два раза была замужем. Мухаммед испытывал к ней сильную любовь, как при жизни, так и после её смерти. Он говорил, что Хадиджа была наилучшей женщиной в его жизни, подобно тому, как наилучшей женщиной Исы (Иисуса Навина?) была его мать Марьям, дочь Имрана (неясно только, это намек на инцест или просто на степень душевности отношений?).

Этот(?) Имран, в представлениях христиан, знакомых с текстом Корана, совпадает с Амрамом (или трактуется в качестве такового), отцом Аарона, Марьям и Моисея (мать всех троих - Иохаведа, египтянка; иллюстрирующая все упомянутые отношения диаграмма "Иисус и его окружение" - здесь, см. верхнюю ее часть).

Тогда Осия, будущий Иисус Навин, сын Нава/Нона/Нуна, мужа Марьям, является племянником Моисея (и Аарона), что и объясняет тот факт, что он и стал его духовным преемником (из-за длительного отсутствия при нем, Моисее, своих собственных, да еще и темнокожих сыновей Гирсама и Елиезера, рожденных его эфиопской женой Сепфорой/ Ципфорой).

С другой стороны, вызывает сомнения такая глубокая степень знания недр Ветхового Завета (от самого семейства Моисея) неграмотным Мухаммедом. К тому же, даже не имевшего в распоряжении священной Книги иудеев. Да и самое великое откровение вряд-ли помогло бы ему "вспомнить" такие подробности. Поэтому совсем не исключено, что под Исой и Марьям он на самом деле подразумевал Иисуса (Христа) и Марию Богородицу, почти на две тысячи лет более близких к нему, чем родители Моисея. Тогда это сразу отвечает на вопрос, кто является отцом Марии - некий Имран (а не официальный Иоаким, муж Анны, и не ангел или Святой Дух).

Одна из последующих жен Мухаммеда (вторая?) Аиша (выданная за него то ли в 9, то ли в 10 лет, при подписанном брачном контракте на нее еще в шесть) говорила, что ревновала его только к Хадидже, хотя той уже и не было в живых.

.
. Начало и осуществление пророческой миссии


Когда Мухаммеду исполнилось 40 лет, у него появилась потребность в аскетизме, он стал уединяться в пещере на горе Хира, где поклонялся Аллаху.

Аллах в те времена был только частью многобожия верований арабского мира, наряду с большим количеством различных духов. Поэтому Мухаммед в среде традиционных верующих считался тогда вероотступником.

Мухаммед начал видеть и вещие сны. В одной из таких ночей уединения к нему явился ангел Джабраил (Гавриил), посланный Аллахом (Господом), с первыми аятами (тезисами, стихами, абзацами) Корана.

Это почти полная аналогия со "скрижалями завета" - каменными пластинами с написанными на них заповедями, которые Господь передал Моисею.

Единобожие и постоянное восхваление Аллаха - главные новшества Мухаммеда в провозглашаемой им новой религии, которую он и назвал исламом ("покорностью"). Другими новациями пророка стало выборочное включение в новую веру сведений, записанных в Ветхом и Новом Заветах (полученных им самим в устной форме, что может объяснить некоторые неточности и несоответствия их дальнейшего изложения подлинному содержанию первоисточников), необходимость вовлечения в круг своей веры все новых людей.

Мухаммед был абсолютно безграмотен; не умел ни читать, ни писать, поэтому не зафиксировал текст созданного им Корана собственноручно.

Считается, что создание Корана является главным чудом, совершенным Мухаммедом. Другие его чудеса не слишком многочисленны, частично, - подобны чудесам Иисуса Христа, и, в целом, не являются слишком убедительными для многих исследователей его жизни и деятельности.

Из-за этого он долгие годы существовал только в устной форме (см. далее). Коран сравнительно легко запоминался и был устойчивым против искажений только потому, что был частично стихотворным, благодаря чему читался нараспев (это можно проверить и теперь, включив в соответствующее время любой из арабских телеканалов).

Постепенно и другие люди начали принимать ислам, вступать в эту веру. Сначала это были жена Мухаммеда Хадиджа и ещё восемь человек, среди которых будущие халифы Али и Усман. Потом люди стали принимать ислам группами, как мужчины, так и женщины, и с 613 года (спустя 3 года с момента откровения) пророк Мухаммед стал открыто призывать всех к исламу. (До этого он вёл свою проповедь тайно).

Сторонники прежней веры (курайшиты) оказывали враждебные действия Мухаммеду и новообращённым мусульманам. Их оскорбляли, забрасывали камнями и грязью, избивали, подвергали зною, жажде и голоду, угрожали смертью. Всё это привело Мухаммеда к решению о первой хиджре (переселении) мусульман, которая состоялась в 615 году, в Абиссинию (Эфиопию), на противоположный берег Красного моря. Король эфиопов (негус) разрешил это переселение и гарантировал безопасность религии мусульман.

Сам Мухаммед в этой хиджре не участвовал, оставшись в Мекке и призывая к исламу. Из-за сильных притеснений мусульман по мере увеличения их количественного состава, Мухаммед предпринимал еще несколько переселений своих соратников-единоверцев.

Как принято считать в исламе, в 621 году Мухаммед в одну ночь был чудесным образом перемещен из мечети Аль-Харам (Мекка, нынешняя Саудовская Аравия) в мечеть Аль-Акса (Иерусалим, Израиль) где находилась группа пророков, в числе которых были Иса, Муса, Ибрагим (иудейские Иисус, Моисей, Авраам). Он помолился вместе с ними. Потом Мухаммед был вознесён на небо, где видел знамения Аллаха.

По мнению большинства исследователей, мечеть Аль-Акса в Иерусалиме построена именно на месте разрушенного иудейского Храма Господнего. Знаменитая "стена плача" считается его фундаментом. На правом фото она находится в направлении строительных кранов, сразу за деревом (если бы была возможность глянуть оттуда вниз).

Мечеть Аль-Харам в Мекке. В центре - святыня Кааба
Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме

Кааба - еще доисламская святыня арабского мира. Изготовлена из гранита и покоится на мраморном фундаменте.
Ее углы ориентированы по сторонам света и имеют название «йеменский» (южный), «иракский» (северный), «левантийский» (западный) и «каменный» (восточный), где вмонтирован кусок метеорита. Кааба постоянно покрыта особым покрывалом из чёрного шёлка, называемым кисуах. Покрывало меняется раз в год. Со времени появления ислама является киблой - ориентиром, с сторону которого должно быть направлено лицо каждого правоверного мусульманина во время молитвы. Ранее в Каабе и вокруг нее находилось до 300 разных идолов, в том числе человекообразное каменное существо Хубала с золотой правой рукой (приделанной вместо отбитой каменной).

Первоначально в исламе задумывалось, что мусульманам будут не разрешены никакие войны. Но представители прежней веры (курайшиты) постоянно вели враждебные действия против мусульман. Они либо просто уговаривали их отказаться от ислама, либо замучивали до смерти, либо изгоняли их из страны. Некоторые мусульмане под таким нажимом отказались от ислама, а некоторые ушли из Мекки в Эфиопию или в Ясриб (Медину).

В таких обстоятельствах обычное арабское слово усилие ("джихад"), первоначально имевшее в исламе только моральное звучание и означавшее обычную борьбу за его идеалы, постепенно приобрело и новое, военное значение, ставшее, по сути дела, главным, и означающим т.н. "священную войну".

Немусульмане, как правило, знают именно это (и только это) значение этого слова.

Некоторые аяты (тезисы) на эту тему:

"Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им".
"Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах - Всесильный, Могущественный".
"Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками" (то есть, неверующими).
Есть и гораздо более радикальные призывы (см. описание Корана в этом же разделе сайта).

После переселения всех мусульман в Ясриб (Медину), все его жители тоже приняли ислам, и в подчинении Мухаммеда оказались целый город и армия. Это событие считается началом мусульманского государства, мусульмане получили необходимую им независимость. Здесь была составлена Мединская конституция, в частности, позволяющая евреям сохранять свою религию.

Отстаивая и постепенно расширяя владения и территорию своего влияния, Мухаммед предпринял ряд успешных военных битв и походов (с 624 по 632 гг.) Считается, что при этом он всегда старался, чтобы кровопролитие в битвах было наименьшим, даже в рядах его противников. К исходу этой борьбы весь Аравийский полуостров оказался покоренным исламистами.

.
. Жены и дети Мухаммеда

По разным данным пророк Мухаммед имел от 15 до 23 жен, но в физические отношения пророк вступил только с 11-13 женами. Остальные либо скончались еще до брачной ночи, либо пророк развелся с ними еще до ее наступления (?!?). (Вот так образец поведения, следовать которому должен каждый "правоверный", вплоть до самых незначительных мелочей!)
Однако, число его жен может быть и заметно преувеличенным, просто потому, что впоследствии многие племена претендовали на родственные связи с Мухаммедом. В любом случае, их было не менее одиннадцати. Девять или десять из них пережили самого пророка.

Пророк Мухаммед женился на всех их до введения Коранического запрета, в котором запрещалось иметь больше четырёх жён. Все жены, кроме Аишы, были до него замужем, то есть не были девственницами. И все они имели статус "матерь верующих (или правоверных)".

Первой женой Мухаммеда, как уже указывалось, была Хадиджа, которая была при жизни его единственной женой. Она была первым человеком, принявшим ислам, всегда поддерживала пророка. Год её смерти (619-й) назван "годом грусти".

Среди последующих жен пророка наиболее заметными (по разным причинам) являются Аиша (по разным данным, Мухаммед взял ее в жены в возрасте 6-7, 9-10, 12-13, 17 и даже 27 лет), Хафса, Умм Салама (она жила дольше всех, еще и 50 лет после смерти Мухаммеда), Зейнаб (умершая подозрительно рано, всего через три месяца после замужества) и иудейка Сафийя. Первые две из названных дружили между собой и творили козни против остальных (бывших при них).

Представляется, что явно завышенные последние цифры замужества Аиши (17 и 27) в перечень предположений привнесены специально, чтобы сразу была видна "путаница" в данных, которой можна было бы "оправдать" (а лучше - опровергнуть!) и сведения о 6-7-летнем возрасте ее вступления в брак.

Самая известная из наложниц Мухаммеда - Мария, рабыня, христианка, уроженка Египта. Была послана египетским правителем пророку Мухаммеду в качестве подарка. От их союза родился ребёнок по имени Ибрагим, но он скончался, когда ему было всего 18 месяцев.

Считается, что Мухаммед в течение дня и ночи обходил всех своих жён. Сподвижники говорили между собой, что он был наделён силой "тридцати". Носил сандалии из выделанной дубленой кожи, красил волосы желтой краской (И.а-Б.4:128).

Все дети Мухаммеда, кроме Ибрагима, были от его первой жены Хадиджи. (Кажется, семь человек). Мальчики умерли еще в раннем детстве. Девочки дожили до начала пророческой миссии Мухаммеда, все приняли ислам, все переселились из Мекки в Медину и все, кроме Фатимы, скончались до смерти Мухаммеда. Она умерла через шесть месяцев после его смерти.

То есть, генетика пророка оказалась довольно таки слабой. А большинство повторных жен, очевидно, были слишком юны, чтобы зачать и родить хоть какое-то потомство.

.
. Последняя проповедь Мухаммеда


Последняя проповедь была сказана Мухаммедом в 625-м(?) году. (Хотя после этого он жил еще целых семь лет). Мухаммед отправился в Мекку, и уже там пригласил всех мусульман, прибывших на хадж, к горе Джабаль аль-Рахман на Арафате и говорил с ними. Избранные цитаты из этой проповеди, которую некоторые люди называют эту проповедь манифестом прав человека в исламе, приведены ниже:

  • О, люди, воистину, кровь ваша, ваше имущество и честь ваша священны и неприкосновенны до тех пор, пока вы не предстанете перед Господом
  • И помните, никто не несет ответ за преступление, кроме совершившего его. Сын не отвечает за преступления своего отца, и отец не отвечает за преступления своего сына.
  • Знайте, что мусульманин мусульманину - брат, и вместе они образуют братство...
  • И ещё говорю я вам, все язычество и заблуждения - под ногой моей, и ушла в прошлое кровная месть ...
  • Ростовщичество запрещено, но вы можете вернуть себе номинальную сумму долга. Не сотворите никому несправедливости - и несправедливость минует вас.
  • О люди! Бойтесь Аллаха в отношениях с женщинами. Воистину, вы берете их под покровительство Аллаха и они законны для вас, согласно слову Аллаха! Истинно говорю вам - у вас есть права по отношению к вашим женщинам, и ваши женщины имеют права по отношению к вам. И есть у них право не совершать дурного, а если станут они поступать так, - есть у вас власть наказать их, но не слишком сурово. Если жены ваши избегают дурного и преданы вам - одевайте и кормите их по возможности.
  • Дети принадлежат брачному ложу, а нарушитель брачных уз да будет побиваем камнями.
  • Воистину, я оставил среди вас Книгу Аллаха и Сунну Его Пророка. И если вы станете придерживаться их, то никогда не собьетесь с Правильного пути.
  • И подумайте о рабах ваших! Кормите их той пищей, которой питаетесь сами, и одевайте их в ту одежду, что носите сами. И если они совершают проступки, которые вы не можете простить, - тогда расстаньтесь с ними, ибо они слуги Аллаха - и не вам исправлять их пути.
  • О люди! Воистину, у вас один Господь и у вас один отец. Все вы - потомки Адама, а Адам был сотворен из глины. И нет преимущества у араба перед неарабом, и нет преимущества у неараба - перед арабом. И нет преимущества у белого человека перед чернокожим, и у чернокожего - перед белым, разве что лишь в богобоязненности. Истинно, истинно говорю вам - благороднейший из вас тот, кто наиболее богобоязнен.

. Империя Аббасидов (750 - 1258 гг.)


К моменту смерти Мухаммеда в 632 году в ислам был обращён весь Аравийский полуостров, а вскоре после смерти пророка его преемники ("заместители", халифы) покорили огромные территории азиатских и африканских владений Византийской империи, распространяя ислам, арабскую культуру и язык. Халифат при Аббасидах был самой крупной империей своего времени, простиравшейся от Атлантического океана до Китая. На протяжении 508 лет (с 750 по 1258 гг.) в ней правили 38 халифов из династии Аббасидов. Столицей империи был Багдад.


.
. Краткий обзор Корана
.
.
"Хвала Аллаху, Господу миров!" (1,1)

"Аллах с теми, которые боятся, и теми,
которые делают добро"
(17, 128)

"Ближайшая жизнь - только пользование
обольщением"
(3, 182)
.
. Общие сведения о содержании Корана


Коран
(собрание откровений, проповедей, установлений, молитв, притч) - священная книга мусульман, а также важный культурно-исторический и литературно-философский памятник общемировой культуры. [в эпиграфе и далее по тексту в скобках стоят номер суры (главы) и номер(а) стихов].

Как указано в самом его начале, эта книга - руководство для богобоязненных, тех, которые веруют в то, что ниспослано (2, 1-3). То есть, вообще говоря, не для посторонних.

Слово Коран в переводе означает чтение, книга для чтения, "чтиво". То есть, по сути дела, даже и по самому своему названию Коран является аналогом Библии (название которой в переводе означает книга, то есть, практически то же самое "чтиво"). Главное действующее лицо Корана - бог ислама Аллах, он же Господь (тот же самый, что и у иудеев и христиан).

  • Аллаху принадлежит и восток, и запад; и куда бы вы не обратились, там лик Аллаха. Поистине, Аллах объемлющ, ведущий! (2, 109).

Главным содержанием Корана является восхваление Аллаха, регламентация устоев общества, поощрение верующих (в Аллаха и судный день) картинами ожидающего их рая, запугивание неверующих (безбожников и многобожников) перспективами ада.

Рай в Коране - это сады, спускающиеся к рекам, которые бывают из чистой воды, не теряющего вкус молока, не пьянящего вина (с учетом общего запрета на вино для последователей ислама) и очищенного меда. Праведники в шелковых одеждах возлежат на подушках в светлых шатрах, едят фрукты, пьют напитки из кубков, которые подают молодые юноши, и ласкают пышногрудых, скромнооких, черноглазых жен из девушек-девственниц (в другом месте - ровесниц). Все это продолжается без конца.

Ад - геенна огненная и (поочередно) кипяток (в котором сидят и который пьют), а также гной (который пьют и которым поливают). Это продолжается вечно (Как только у грешников хватает здоровья все это выдерживать бесконечно!).

По форме подачи материала Коран является набором поучительных глав, каждая из которых имеет название сура (ударение на "у"). Суры записаны практически без какой-либо системы и плана, между собой непосредственно почти никак и ничем не связаны (кроме общего для всех их восхваления Аллаха). Суры состоят из отдельных тезисов - аятов.

Первоначально, в течение нескольких десятков лет, все проповеди, вошедшие затем в Коран, вообще существовали только в устной форме, поэтому точное время создания каждой из них не известно. Существенным и практически бесспорным признаком времени создания сур являются два периода жизни и деятельности пророка Мухаммеда (Мухаммада, Магомета) в городах Мекке (где была создана основная масса сур) и в Медине. (Тем не менее, хронологическая последовательность их создания на сегодня считается установленной). Но с порядком их изложения в Коране она не имеет ничего общего.

По тематике и типу изложения суры условно делятся на поэтические, рахманские (воспитательные и регламентирующие) и пророческие. Но и эта, уже более поздняя, классификация не нашла никакого своего отражения при построении Корана.

На самом деле суры в Коране выстроены друг за другом просто в порядке убывания их размера, считая по количеству букв в каждой из них (почти как при компьютерной сортировке файлов!), за исключением самой первой, очень короткой, т.н. "Открывающей книгу", и с небольшими отклонениями - в нескольких последних. Возможно, это сделано для исключения каких-либо исторических и теологических споров вокруг сроков создания, предназначения и важности отдельных сур.

Всего сур в Коране 114. Каждая сура имеет название (заголовок), почти всегда состоящее из одного слова, очень редко - из нескольких (да и то, вероятно, только в русском переводе). Заголовки эти весьма условны: при недостаточно внимательном чтении можно прочитать всю суру, да так и не заметить вынесенный в заголовок объект (или субъект). Обычно ему прямо соответствуют лишь несколько фраз (а то и одна-единственная). Но и в таких случаях, чаще всего они являются лишь примером для раскрытия какой-то другой, более общей мысли.

Типичные для Корана заголовки сур: Корова, Гром, Пчелы, Верующие, Украшения, Милосердный, Препирательство, Нахмурился, Смоковница, Землетрясение, Слон, Рассвет, Люди.

Каждая сура начинается хвалебным возгласом "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!"

Далее, в зависимости от темы и предназначения главы (суры), идет изложение материала, в котором, наряду с любыми поучениями, назиданиями или пророчествами, всегда присутствует хвала Аллаху, одобрение истинно верующих и осуждение неверующих или т.н. неверных.

Неверные - это иудеи и христиане, имеющие Святое Писание, но "не правильно" его истолковывающие или исполняющие (с точки зрения ислама). Иногда под неверными подразумеваются и мусульмане, не строго (или чисто формально) придерживающиеся ислама. Неверующие - это (опять-таки, с точки зрения ислама) не верующие ни в какого бога или верующие в любых иных богов, кроме Аллаха (Господа), в т.ч., и любые "многобожники", язычники.

Завершается сура чаще всего (но не всегда) еще одной хвалой Аллаху, с упором на одну или несколько его характеристик, например: прекрасный покровитель; прощающий, милосердный; лучший из милующих; лучший из дающих удел; милостив, сведущ; о всякой вещи знающ; мощен над всякой вещью; лучший из судящих; быстр в наказании; великий, мудрый. И другими, подобными приведенным.

.
. Стиль изложения и доказательств


В Коране часто используется такой особый тип восточного стиля изложения (и, одновременно, методический прием убеждения), как вставка в текст риторических, "каверзных" или мудрых (с точки зрения ислама) вопросов. Ответив на них, читатель (или слушатель) должен как бы самостоятельно прийти к правильным выводам. Например:

  • ... те, кто уверовали и творили благое, - Мы введем их в сады, где внизу текут реки, - вечно пребывающими там навсегда, - по обещанию Аллаха истинному. А кто же правдивее Аллаха в речах? (4, 121).
  • ... кто лучше Аллаха религией? И мы Ему поклоняемся (2, 132).
  • Скажи: "Думали ли вы о себе, если придет к вам наказание Аллаха внезапно или открыто, разве будут погублены [люди], кроме людей нечестивых? (6, 47).
  • Разве ты не видел, что Аллах сотворил небеса и землю во истине; ... (14, 22).
  • Скажи: "Есть ли среди ваших сотоварищей тот, кто ведет к истине?" Скажи: "Аллах ведет к истине. Тот ли, кто ведет к истине, имеет более прав, чтобы за ним следовали, или тот, кто сам не ведет, если его не будут вести? Что с вами, как вы рассуждаете?" (10, 36).

Еще одним видом восточной мудрости в Коране (и методом убеждения), заставляющим напрячь внимание читателя, является использование в фразах неоднократных отрицаний (да еще, иногда, и в сочетании с сослагательным наклонением!), например:

  • И если бы не случилось того, что люди будут одним народом, Мы бы для тех, кто не верует в Милосердного, устроили у домов крыши из серебра и лестницы, ... и у домов их двери и ложа ... и украшения ... (43, 32-34).
  • Мы не создали небеса и землю и то, что между ними, иначе как по истине и на определенный срок. ... (46, 2).
  • И бойтесь дня, когда душа ничем не возместит за другую душу, и не будет принят от нее равновес, и не поможет ей заступничество, и не будет оказано им помощи! (2, 117).
  • Поистине, те, которые уверовали, а потом отреклись, потом опять уверовали, потом отреклись, потом усилили неверие, - не таков Аллах, чтобы простить им ... (4, 136).

Коран не просто излагает материал. Он многократно приводит доказательства своей истинности, в основном, такого типа:

  • Как вы не веруете в Аллаха? ... Он - тот, который сотворил вам все, что на земле, потом обратился к небу и устроил его из семи небес. Он о всякой вещи знающ! (2, 26-27)
  • Так разъясняет Аллах Свои знамения, - может быть, вы уразумеете! (2, 243) [правда, ни до, ни после этой фразы - ни знамений, ни разъяснений]
  • Поистине, Аллах - дающий путь зерну и косточке; изводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого! Это вам - Аллах. ... Он выводит утреннюю зарю и ночь ... Он - тот, который устроил для вас звезды ... Он - тот, который вырастил вас из одной души, ... Мы ... выводим и сады из винограда, и маслину, и гранаты ... Поистине, в этом - знамения для людей, которые веруют! (6, 95-99)
  • Разве они не видят птиц, покорных в воздухе небесном; их поддерживает только Аллах. Поистине, в этом - знамение для людей верующих! (16, 81)
  • ... "Аллах оживляет вас, потом умерщвляет, потом соберет вас ко дню воскресения, в котором нет сомнения. ..." (45, 25)
  • ... "Видели ли вы то, к чему взываете помимо Аллаха? ..." (46, 3)
  • ... "У Аллаха - убедительное доказательство. Если бы Он хотел, то всех бы вас вывел на прямой путь" (6, 150) [Так в чем проблема? Почему не хочет и не решает этот вопрос?]
  • И разве они не видели, что Аллах, который создал небеса и землю и не ослаб в их творении, в состоянии оживить мертвых? Да, поистине, Он - мощен над всякой вещью! (46, 3)
Вот такие "доказательства". При всем этом Коран утверждает, что все записанное в нем - вершина мудрости, порой - просто недоступная неверующим:
  • Разве ж они не размыслят о Коране? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы там много противоречий. (4, 84)... "Если бы собрались люди и джинны, чтобы сделать подобное этому Корану, они бы не создали подобного, хотя бы одни из них были другим помощниками" (17, 90)... когда читается Коран, то прислушивайтесь к нему и молчите, - может быть, вы будете помилованы! (8, 203)
  • И когда ты читаешь Коран, Мы делаем между тобой и теми, которые не веруют в последнюю жизнь, завесу сокровенную. И Мы положили на сердца их покровы, чтобы они не понимали его, а в уши их - глухоту (17, 47-48)

Так вот, оказывается, в чем дело! Это все, конечно, может вызвать у немусульманина и усмешку, но надо помнить, когда, зачем и для кого это писалось. (Чтобы убедительнее выглядеть перед своей аудиторией).Некоторые образцы заявлений Корана у современного читателя могут вызвать и откровенное беспокойство, например:

  • И клянусь Аллахом, я устрою хитрость против ваших идолов, после того как вы обратитесь, удаляясь от них (21, 58)
  • В убытке - те, которые убили своих детей по глупости, без знания, и запретили то, что даровал им Аллах. Сбились они с пути и не оказались идущими прямо (6, 141).
    (И это называется "сбились с пути"?)

Под убивавшими детей очевидно подразумеваются уже упоминавшиеся выше доисламские язычники-курайшиты.

.
. Два стандарта подачи "истин"


Совсем другие чувства вызывает сравнение тезисов Корана для "внешнего" применения (используемых при публичных дискуссиях на международном уровне) и "внутреннего" употребления самими мусульманами, не рекламируемых широко для остальной части мира.

С одной стороны, декларируется достаточно терпимое отношение к иноверцам и неверующим (фактически - для них самих):

  • Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения. ... (2, 257)
  • ... Аллах не таков, чтобы губить вашу веру! Поистине, Аллах с людьми кроток, милосерд! (2, 138)
  • ... "Истина - от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует" (18, 28)
  • А если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали бы все, кто на земле, целиком. Разве ж ты вынудишь людей к тому, что они станут верующими? (10, 99)
  • Скажи тем, которые уверовали: пусть они прощают тем, которые не надеются на дни Аллаха ... (45, 13)
  • Поистине, те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудейство, и христиане, и сабии, которые уверовали в Аллаха и в последний день творили благое, - им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны (2, 59)
  • ... самые близкие по любви к уверовавшим те, которые говорили: "Мы - христиане!" (5, 85)

Эти мысли широко используются в качестве аргументов в пользу ислама.

И вместе с тем, параллельно и постоянно, очевидно, для внутреннего пользования, в Коране проводится совершенно другая линия:

  • ... Аллах - враг неверным! (2, 92)
  • ... Проклятие же Аллаха над неверующими! (2, 83)
  • ... Поистине, неверующие - для вас явный враг! (4, 102)
  • Поистине, те ... , которые не уверовали, - ...- худшие из твари (98, 5)
  • А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то - удар мечом по шее … (47, 4)
  • ... избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! (9, 5)
  • И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, поистине, Аллах не любит преступающих! И убивайте их, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас ... И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а (вся) религия будет принадлежать Аллаху. (2, 186-189)
  • "Пусть же сражаются на пути Аллаха те, которые покупают за ближайшую жизнь будущую!" (С.4, 76)
  • И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Нет, живые! Они у своего Господа получают удел, радуясь тому, что даровал им Аллах из Своей милости ... (3, 163-164).

И это называется религией покорности и мира? Не лицемерие ли это? Или "всего лишь" беспринципность? Не похоже. Весьма принципиальные призывы к расправам.

По мнению составителя(лей) Корана ответ на этот вопрос следующий: лицемеры - думающие об Аллахе думы зла (48, 6). Вот так!

Чтобы найти разумное объяснение второй группе тезисов, довольно жестоких и разительно противоречащих первым (о терпимости к иноверцам), можно предположить, что они вырабатывались в период аравийских войн Мухаммеда, преследуемого (вместе со своими сторонниками) прежними политическими и духовными правителями арабского мира (см. биографию Мухаммеда). Любое иное объяснение свелось бы просто к неискренности и двуличию ислама и его сторонников.

Но ведь эти тезисы не ограничены по своему сроку действия и полностью пригодны для употребления в любой момент времени! И с легким сердцем применяются мусульманскими экстремистами и сегодня!

С учетом приведенного выше, нетрудно понять, когда будет решена ближневосточная проблема...

.
. Попутные наблюдения


Коран указывает (прямо и на многочисленных примерах) истинный, прямой и праведный путь Аллаха, которым должны следовать все верующие. Этот "надлежащий" путь называется шариатом.

Коран определяет (хотя и не так жестко, как Левит в Библии) и необходимость подношений для посланника Аллаха (то есть, его откровения еще и не бескорыстны):

  • О вы, которые уверовали! Когда беседуете втайне с посланником, то выдвиньте перед вашей беседой милостыню. Это лучше для вас и чище. А если не найдете ..., то Аллах прощающий, милосердный! (58, 13)

Бесчисленное количество раз в Коране утверждается, что большинство людей - "не веруют" (имеется ввиду, в Аллаха и пророка, "посланника"), "считают ложью день суда". Они - "обвиняющие во лжи".

Значит, на этапе становления ислама (полторы тысячи лет назад) у людей хватало благоразумия, для того, чтобы думать, а теперь хватает только страха, для того, чтобы верить.

Небезынтересно, что из-за исламского запрета на изображения людей и животных (это, мол, дело Аллаха) в исламском мире достигли исключительного высокого уровня каллиграфия и изображения орнаментов. Вот несколько примеров сказанному:

Более подробно об этом можно узнать в исламском мире (или Интернете).

.
. Заключительные соображения


Коран достаточно сложен для восприятия европейцами и другими немусульманскими народами и, в то же время, местами, - до наивности прост и общедоступен. Сложен по причине глубокого различия в культурах и содержании исторической памяти, образе жизни, обычаях и нравах. А прост из-за ориентации не столько на мудрецов, сколько на малограмотную (или вообще безграмотную) массу простых людей, которых необходимо было держать в рамках каких-то установлений и законов. В том числе, на массу представителей "диких", языческих народов, окружающих мусульман. Даже они должны были понять элементарные основы Корана, по крайней мере, излагаемые в виде устных проповедей и молитв.

Да, Коран упрощенно излагает некоторые истории из Ветхого Завета. Без обиняков (хотя и с определенными оговорками) он отмежевывается от иудейства и христианства. Но зато всем своим последователям он сулит в будущей, "главной" жизни массу понятных и желаемых благ: тенистые сады, спускающиеся к чистым рекам, шелковые одежды, изобилие плодов, большое количество "ровесниц с потупленными взорами" (интересно, откуда в этом земном раю может набраться такое количество достойных его женщин?). А нынешнюю, подготовительную, пусть даже и совершенно неустроенную жизнь, он учит воспринимать как сугубо временный и малозначительный этап.

Вместе с тем, всем непокорным, недостойным и "неверным" Коран устанавливает неминуемые муки ада: геенну огненную, кипяток и гной, "и другое в таком роде, тех же сортов" (38, 56-58).

Так что кажущаяся чрезмерная "простота" отдельных мест Корана, вообще-то, весьма обманчива. Это весьма весомая идеологическая догма, наиболее быстро завоевывающая позиции почти во всем мире, и насчитывающая уже около миллиарда приверженцев.

Еще одним опровержением иллюзорной "простоты" отдельных фрагментов Корана является его практически стихотворная форма на языке оригинала (проверено на нескольких арабских телеканалах). К тому же, она еще и музыкальная! Все тексты Корана читаются нараспев и в таком виде намного легче запоминаются. Как раз это и позволило сохранить все изначальные устные тексты без искажений, до того момента, когда они были записаны.

Желающим можно предложить записать в стихотворной форме, например, современный уголовно-процессуальный и гражданский кодексы. А потом сравнить уровень совершенства этого гипотетического "шедевра" и Корана.

Попытка перевода Корана на русский язык в поэтической форме уже предпринята Прохоровой. Ее титанический труд, безусловно, заслуживает внимания и уважения.

В Коране содержатся многочисленные указания и регламентация разных сторон жизни общества, своеобразные "заповеди" (по аналогии с иудейством и христианством). Во многих мусульманских странах они и сегодня являются основой (а то и единственным содержанием) всего правового регулирования. Рамки обзорной статьи не позволяют даже приступить к их рассмотрению и анализу. Желающие могут ознакомиться с ними самостоятельно в оригинале или в классическом переводе на русский И.Ю.Крачковского.

.
. Сунна. Хадисы


Помимо Корана, нормы поведения мусульман в самых разных жизненных ситуациях регулируются сунной - сборниками хадисов.

Хадисы - назидательные (поучительные и, по существу, обязательные к следованию) изречения самого пророка, его ответы на задававшиеся ему в свое время вопросы, или короткие рассказы и высказывания имамов (высших религиозных деятелей ислама), ссылающихся на опыт пророка и его ближайших сподвижников в повседневной жизни, начиная с самых мелких ее деталей.

Хадисы показывают, каким образом надо следовать Корану в конкретных жизненных ситуациях. Ввиду настоятельных "рекомендаций" следовать им (см., например, последнюю проповедь Мухаммеда в начале этого раздела), являются необычайно жестким регламентом поступков мусульман чуть ли не в любую минуту их жизни.

Чужеродцу такое может показаться не только излишним, но и просто не нужным, а то и смешным. Но только на первый взгляд. При более внимательном знакомстве с большим числом хадисов становится понятным, что большинство изложенных в них рекомендаций имеют огромное значение для сохранения морального и физического здоровья, а то и самой жизни людей, проживающих в условиях жаркого и сухого климата, постоянного дефицита воды, вытекающей из него специфики ее использования (в сравнении, например, с европейцами) и дефицита целого ряда продуктов питания, условий для приготовления и хранения многих видов пищи, отсутствия эффективной медицинской помощи и т.д., и т.п. И ничего не нужного в хадисах в итоге не оказывается.

Поскольку разных жизненных ситуаций даже во времена Мухаммеда было великое множество, немусульманину трудно даже вообразить себе число разных возможных хадисов. Имамы, специализирующиеся на их сборе и пересказах (мухаддисы), собирали их по 600-700 тысяч каждый!

Другой трудно вообразимой вещью в вопросе хадисов является то, что каждый из них должен быть передан следующему передатчику (инсаду) с обязательным перечислением имен всех предыдущих передатчиков (!!!) этой информации, начиная от самого Мухаммеда или его сподвижника, впервые озвучившего данный хадис (сахаба). За 1400 лет каждая такая цепочка составляет величину порядка 50 человек. И имена всех их последний имам должен знать (наизусть? можно ли было делать записи, пока не ясно).

Мало того, все эти лица в каждой цепочке (инсады) постоянно проверялись (по описаниям современников каждого из них) на порядочность, физическое и психическое здоровье. Для того, чтобы быть уверенным в достоверности содержания хадиса.

Только хадисы, удовлетворяющие всем перечисленным критериям, считаются достоверными (сахих). При наличии тех или иных погрешностей в цепочке инсадов хадис может классифицироваться также как хороший (хасан), слабый (да'иф), недостоверный и просто выдуманный (?)

По другой классификации хадисы бывают только достоверные, хорошие и слабые.

По итогам таких проверок и объединения подобных хадисов, переданных через разные цепочки инсадов, достоверными и хорошими у каждого мухаддиса (текущего на данный момент передатчика, число которых, параллельно существующих, очевидно, составляет не одну тысячу) остается обычно "всего" около 2 тысяч хадисов. (У всех мухаддисов, вместе взятых, - до 7 тысяч).

Вот этим, большей частью, очевидно, и занимались всю жизнь восточные мудрецы.

Хадисы не могут сознательно искажаться. Мухаммед предупреждал, что тот человек, который станет приписывать ему то, чего он не говорил, непременно будет гореть в адском огне. Это, конечно же, всегда влияло на богобоязненных сподвижников пророка и последующих передатчиков.

Еще одной интересной особенностью и характеристикой всех хадисов является их одинаковая важность (по крайней мере, теоретически, согласно предписаниям). Это, очевидно, сделано для того, чтобы их сортировкой не занялись рядовые правоверные, сплошь неграмотные и забитые, а некоторые - еще и ленивые или недобросовестные.

Непосредственное содержание хадиса имеет название матн. Это как раз и есть то, что сказал (совершил, одобрил или осудил) пророк Мухаммед.

В наше рациональное и стремительное время знакомство с хадисами можно, конечно, провести только по их содержательной части.

Первая (по времени написания) книга, в которой были приведены хадисы (наряду с другой важной для мусульман информацией) - Муватта Малика. Этот Малик жил в Медине во втором веке хиджры (после вынужденного переселения мусулман). Имена других мухаддисов (сборщиков хадисов) мы здесь упоминать больше практически не будем, из-за непривычности их уху большинства читателей, на которых рассчитана данная публикация.

Отметим только, что один из них жил и работал в относительно хорошо известной нам Бухаре. Некоторые его труды и рассмотрим в качестве примера.

Имам Мухаммад ибн Исма‘ил Абу ‘Абдуллах аль-Джу‘фи аль-Бухари (сокращенно - Имам аль-Бухари) разделил свой труд на 97 книг. (Не надо пугаться, книги относительно небольшие, хотя и крайне весомые по содержанию). Первые три из них посвящены началу Откровения, а также Вере и Знанию. Последующие тридцать книг посвящаются омовению, молитве, уплате налогов, совершению паломничества и соблюдению поста. За ними следуют двадцать две книги, где освещаются вопросы предпринимательской деятельности, опекунства, общим условиям, касающимся профессиональной трудовой деятельности, а также другие юридические вопросы. За ними следуют три книги о Борьбе на Пути Аллаха и о подчинённых людях. Далее идет книга, посвящённая началу Сотворения. Следующие четыре книги дают сведения о пророках и отдельные подробности жизни пророка Мухаммада до хиджры. После этого идёт книга о жизни пророка Мухаммада и его деятельности в Медине. Следующие две книги содержат комментарии к некоторым отрывкам из Корана. Последующие три книги посвящены вопросам бракосочетания, развода и вопросам, касающимся материального обеспечения семьи. После этого до девяносто пятой книги освещаются различные вопросы, например, о пище, питье, одежде, благопристойном поведении, о медицине, о приглашениях, о клятве и искуплении за нарушение клятвы, о кровной мести, преследовании, о толковании сновидений, о гражданских раздорах и испытаниях, предшествующих Концу Света. Девяносто шестая книга подчеркивает важность преданности Корану и Сунне. Последняя, девяносто седьмая книга, относительно большая по объему, посвящена Единству Бога.

.
. Примеры хадисов


Для ориентировки
читателей ниже представлено содержание некоторого количества конкретных хадисов, собранных Имамом ал-Бухари. Все они являются достоверным (см. выше).

Читая любые хадисы, надо видеть все их детали, но что еще более важно, не упускать из виду общую картину образа жизни людей, практически лишенных воды, настоящих урожаев, разнообразного питания, эффективной медицинской помощи в условиях частых и страшных эпидемий, высокую смертность вообще и детскую, в частности, зачастую воспринимаемые в качестве наказаний за свои грехи. Если добавить сюда еще и бесконечные войны с массовым уничтожением мужчин, то остается только удивляться, как арабы вообще смогли выжить. Рожать, рожать и рожать - было единственным выходом для выживания рода. (Отсюда и по четыре жены, а не просто из сексуальной прихоти мужчин).

Нужна была им и какая-то дополнительная всеобщая моральная поддержка. Она была найдена в виде ислама.

О пяти столпах ислама (Кн.2:8):

8. (8). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха [это одно свидетельство], совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджжа и соблюдении поста в рамадане”».

Неблагодарность по отношению к мужу и различные степени неверия (Кн.2:27)

27. (29). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне был показан ад, и оказалось, что большинство из его обитателей — женщины, проявлявшие неблагодарность». Его спросили: «Они не веровали в Аллаха?» Он ответил: «Они проявляли неблагодарность по отношению к своим мужьям и не благодарили за благодеяния (которые им оказывали). Если ты долго будешь делать добро какой-нибудь (из таких женщин), а потом она увидит от тебя нечто (такое, что ей не понравится), то (обязательно) скажет: “Я никогда не видела от тебя ничего хорошего!”»

Завидовать следует знанию и мудрости (Кн.3:65).

65. (73). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не следует завидовать никому, кроме (обладающих) двумя качествами: человеку, которому Аллах даровал богатство и который был направлен к тому, чтобы без остатка потратить его на должное, и человеку, которому Аллах даровал мудрость и который поступает сообразно ей и передаёт её (другим)”».

Омовение лица одной пригоршней воды (Кн.4:114)

114. (140). Сообщается, что (однажды) Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, совершил омовение, омыв своё лицо (следующим образом): он набрал (одной рукой) пригоршню воды, прополоскал рот и промыл нос, затем набрал пригоршню воды уже двумя руками и омыл лицо. Затем он набрал пригоршню воды и омыл правое предплечье, затем снова набрал пригоршню воды и омыл левое предплечье, затем провёл (влажными руками) по голове, затем набрал пригоршню воды и стал поливать свою правую ногу (до щиколотки), пока не омыл её, затем набрал пригоршню воды и омыл ею левую ногу; (сделав же это,) он сказал: «Я видел, что так совершал омовение посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ».

Запретность использования правой руки для подмывания (Кн.4:121)

121. (153). Сообщается, что Абу Катада, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда кто-нибудь из вас будет пить, пусть не дышит в сосуд, если же зайдёт в отхожее место, пусть не дотрагивается до своего полового органа правой рукой и не подмывается правой рукой”».

Очищение с помощью камней (Кн.4:122)

122. (155). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды,) когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно не смотревший по сторонам, вышел по нужде, я последовал за ним. Когда я приблизился к нему, он сказал: “Найди мне (несколько) камней для очищения (или же он сказал нечто подобное), но не приноси ни костей, ни сухого навоза /раус/”. Тогда я принёс ему (несколько) камней в полах своей одежды и положил их рядом с ним, а сам отвернулся, и, удовлетворив свою нужду, он воспользовался ими».

Аллах Всевышний сказал: «Если же вы … не смогли найти воды, то очищайтесь чистой землёй, протирая ею свои лица и руки» (“Трапеза”, 6). (Кн.7:216)

216. (334). Сообщается, что жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«(Однажды, когда) мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступили в путь1 и достигли уже Байды (или: Зат аль-Джайша), у меня порвалась (нить) ожерелья. (Узнав об этом,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, остановился, чтобы найти его, и этим же занялись находившиеся вместе с ним люди. (В этих местах) не было воды, и (некоторые участники похода) люди пришли к Абу Бакру ас-Сиддику и сказали ему: “Разве ты не видишь, что сделала ‘Аиша? Она заставила посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и (всех остальных) людей, не имеющих с собой воды, задержаться в безводной местности!” (Услышав это,) Абу Бакр пришёл (ко мне), когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, положивший голову мне на ногу, уже заснул. Он воскликнул: “Ты задержала посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и (других) людей, не имеющих воды, там, где её нет!”»
Аиша сказала:
«И Абу Бакр принялся упрекать меня, высказав всё, что было угодно Аллаху, а потом стал тыкать меня рукой в бок, мне же мешало двинуться с места лишь то, что (голова) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покоилась у меня на ноге. А когда наутро посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проснулся и (оказалось, что ни у кого) не было воды, Аллах ниспослал айат об очищении песком, после чего люди совершили такое очищение. Что же касается Усайда бин Худайра, то он воскликнул: “О семейство Абу Бакра! Это уже не первое благословение (, ниспосланное) вам!”»
(‘Аиша) сказала:
«А потом мы подняли верблюда, на котором я ехала, и нашли ожерелье под ним».

Следует ли очищающемуся песком сдувать пыль со своих рук? (Кн.7:219)

219. (338). Сообщается, что ‘Абд ар-Рахман бин Абза, да помилует его Аллах, сказал:
(Как-то раз) к ‘Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, явился какой-то человек, который сказал: «Поистине, я осквернился и не могу найти воды (для омовения». Услышав это,) ‘Аммар бин Йасир сказал ‘Умару бин аль-Хаттабу: «Помнишь ли ты, как однажды, когда оба мы были в пути, ты не молился, а я катался по песку, после чего совершал молитву? И я рассказал об этом пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Поистине, тебе достаточно было бы сделать так”, а потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (легко) ударил ладонями о землю, подул на них и протёр себе лицо и кисти рук».

Во время молитвы не следует сплёвывать направо (Кн.8:257)

257. (408, 409). Передают со слов Абу Хурайры и Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидевший на стене мечети плевок, взял камешек, соскоблил его и сказал: «Если кто-нибудь из вас (захочет) сплюнуть, пусть ни в коем случае не плюет ни перед собой, ни направо, а только налево или под левую ногу"

[Если уж плевать, то всем в одну сторону, чтобы не плюнуть в лицо друг другу]

Пять молитв служат искуплением (грехов) (Кн.10:313)

313. (528). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил (людей): «Скажите, если бы у дверей (дома) любого из вас протекала река и он купался в ней по пять раз ежедневно, остался ли бы он грязным после этого?» Они ответили: «От грязи не осталось бы и следа». Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «А это подобно пяти молитвам, посредством которых Аллах стирает прегрешения".

Выравнивание (земли, покрытой) мелкими камешками, во время молитвы (Кн.23:591)

591. (1207). Передают со слов Му‘айкиба, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (увидевший, как один) человек выравнивает перед собой землю во время совершения земных поклонов, сказал:
«Если это (необходимо) сделать, то (только) один раз».

[Нечего искать дополнительных удобств в тот момент, когда уже пришло время молитвы]

О достоинстве того, кто переносит смерть своего ребёнка с верой и надеждой на награду Аллаха (Кн.25:605)

605. (1248). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если у кого-нибудь из мусульман умрyт трое детей, не достигших совершеннолетия, Аллах обязательно введёт его в рай по милости Своей к ним».

[Горькая ирония относительно милости Аллаха в такой ситуации напрашивается сама собой. С другой стороны, это позволяет избежать отчаяния, подумать об обязанностях перед другими членами семьи, а то и о рождении других, новых детей, взамен умерших. Кстати, нигде в исламе нет мысли, что Бог забрал чью-то жизнь]

Если хозяин найденной вещи сообщит о её признаках, (находку следует) вернуть ему (Кн.48:1055)

1055. (2426). Сообщается, что Убайй бин Ка‘б, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) я нашёл кошелёк с сотней динаров и принёс его к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Объявляй об этом в течение года”. И я объявлял об этом целый год, но не нашёл никого, кто признал бы его (своим), а потом (снова) принёс его (к пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) который сказал (мне): “Объявляй об этом (ещё один) год”. И я объявлял об этом (ещё один год), но так и не нашёл никого, кто признал бы его (своим), после чего в третий раз принёс его (к пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) который сказал (мне): “Сохрани кошелёк (, в котором были эти деньги) и верёвочку от него, а деньги пересчитай, и если его хозяин придёт, (верни ему кошелёк,) а если нет, (можешь) пользоваться этими деньгами"».

[Уже с начала третьего года?]

Завещания (Кн.57:1136)

1136. (2738). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Непозволительно мусульманину, владеющему тем, что можно завещать, проводить две ночи, не имея составленного завещания».

Браки с девственницами (Кн.69:1746)

1746. (5077). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«(Однажды) я спросила (пророка, да благословит его Аллах и приветствует): “О посланник Аллаха, скажи мне, если бы ты остановился в долине, где есть и уже объеденные, и нетронутые деревья, к каким из них ты пустил бы пастись своего верблюда?” — и он сказал: “К тем, с которых никто ничего не ел”».
(Передатчик этого хадиса сказал: «Задавая этот вопрос, Аиша, да будет доволен ею Аллах, имела в виду, что кроме неё посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не брал в жёны девственниц».

Заключение брака между молодыми девушками и пожилыми мужчинами (Кн.69:1747)

1747. (5081). Передают со слов ‘Урвы, да помилует его Аллах Всевышний, что, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, попросил у Абу Бакра руки Аиши, Абу Бакр сказал ему: «Но я ведь твой брат!» (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Ты — мой брат по религии Аллаха и Его Книге (что же касается Аиши, то женитьба на) ней мне дозволена».

[Абу Бакра имел ввиду, что они оба уже старые. А Аише тогда не было и десяти лет.]

Слова Всевышнего: «О пророк! Когда вы будете давать развод своим жёнам, разводитесь с ними согласно установленному для них сроку, исчисляйте этот срок и бойтесь Аллаха…» (“Развод”, 1). (Кн.70:1786)

1786. (5251). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он развёлся со своей женой в то время, когда у неё были месячные. ‘Умар бин аль-Хаттаб спросил об этом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вели ему взять её обратно и держать у себя, пока она не очистится, потом (пусть подождёт, пока) у неё снова не начнутся месячные и она снова не очистится, после чего, если он захочет, пусть оставит её, а если захочет, пусть разведётся, (не совершая с ней половых сношений): это и есть срок /‘идда/, согласно которому Аллах велел разводиться с женщинами».

[То есть, надо убедиться, что отпускаемая бывшая жена НЕ беременная!]

О том случае, когда муж намекает, что не он является отцом родившегося ребёнка (Кн.70:1794)

1794. (5305). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то человек и сказал: «О посланник Аллаха, у меня родился чёрный ребёнок!» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «Есть ли у тебя верблюды?» Он сказал: «Да». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «Какого они цвета?» Он сказал: «Красного». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «А есть ли среди них серые?» Он сказал: «Да». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «Откуда же они взялись?» (Этот человек) сказал: «Наверное, это передалось им по наследству». (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Так, может быть, и у твоего сына это передалось по наследству

[Если оснований для подозрений нет, то нечего цепляться к жене.]

Приведенные 18 хадисов (точнее, их содержаний) дают некоторое представление о степени регламентации жизни мусульман. А ведь этих хадисов несколько тысяч, и всех их необходимо придерживаться, чтобы следовать Правильным путем.

.    
    Наверх
     
_Предыдущая тема