.Жизнь и Разум
Полная карта сайта.
.
Предыдущая тема
   
Следующая тема.
 
 
"Наивысшее достижение разума в том,
 чтобы пробуждать другой разум"
                                               И.Гете

Новое определение разума и его содержание

Те из профессионалов, которые случайно заходили на данную ветку сайта, писали автору, что без чувства юмора такое читать просто невозможно.

Вот и прекрасно! Повеселимся?


Простое отображение обстоятельств   Псевдо-адаптация
 
Целенаправленная адаптация   Новое определение разума
 
Интеллект и его уровень   Определение мысли
 
Первобытные "мысли"   Происхождение нервной системы
 
Как "думают" нервные клетки   Переход к размышлениям

Опыт предыдущих редакций сайта показывает, что содержанием этого раздела, к сожалению, мало кто интересуется. А как раз здесь содержится едва ли не большинство новых идей автора о том, что такое разум, откуда он берется, а точнее - как он возникает. Умозрительно даже промоделированы простейшие мыслительные процессы...

При всем стремлении автора к простоте и доходчивости, интуитивно ощущаемые на бытовом уровне объяснения разума типа "способность мыслить", "способность рассуждать" и т.п. не могут быть приняты в качестве определений (хотя и являются его проявлениями).

Во-первых, они ничего не определяют и даже не объясняют (а что такое мыслить или рассуждать?). Во-вторых, относятся только к части проявлений разума. В-третьих, не позволяют найти подлинное начало этого понятия.

Попробуем умозрительно поискать наиболее более простые, исходные формы и стадии возникновения и формирования будущего разума (предположив, что в какой-то момент времени еще не существовало никакого, даже самого жалкого его подобия). И одновременно понять, с какого момента они, простые и простейшие, уже становятся зачатками разума.

Воображаемые эксперименты проведем на примерах конкретных объектов и ситуаций. В них мы будем идти от простого к сложному (что для обычного человека значительно проще, чем наоборот), от частных фактов к общим выводам (что называется логической индукцией), начиная с наблюдений за явно неосмысленными событиями и действиями, происходящими с теми или иными объектами окружающего мира.

  Наверх


Простое отображение внешних обстоятельств

Начнем поиск истины с простых наблюдений. Как это и делало человечество в ходе своего развития. Но сначала уточним одно общепринятое, но не слишком удачное (во всяком случае, в русском языке) философское определение.

Проявление изменений, вызываемых внешними причинами, называется их отражением

Это (пока) - традиционное определение. Гораздо точнее сути дела отвечает слово отОБражение (его, в основном, и будем использовать далее). То есть, проявление следствий любых воздействий. Свойство, а не конкретное явление. (Видимо, дело в одном из ранних переводов с иностранных языков, вероятнее всего, - с немецкого).

Некоторые физики и философы с метафизическими взглядами, как оказалось, вкладывают в термин "отражение" неправильное в данном случае физическое понимание этого слова, связанное, например, с отражением волн или абсолютно твердых тел от поверхностей. Их типичные вопросы: "Что отражается?", "Куда отражается?" и т.п. А на самом деле речь идет совсем о другом, а именно, о реакции объекта (или субъекта) на воздействие извне.

Применительно к живой ткани отражение/отображение называется также раздражением. Это, кстати, необходимая предпосылка для появления и существования разумных действий. Но об этом - немного позже.

Перейдем к проведению ряда умозрительных опытов, точнее - к понятным всем наблюдениям. На конкретных примерах из жизни.

Первая группа примеров. Камень сорвался с горы и улетел в пропасть. Сосулька подтаяла на весеннем солнышке и сорвалась на землю. Извергнутая из вулкана лава пролилась огненной рекой, постепенно остыла и превратилась в камень. Пары воды в воздухе образовали на морозном стекле замысловатые узоры.

Все названные в данных (и практически любых других) примерах события имеет свои причины и объяснения.

Сорвавшийся камень и подтаявшая сосулька отображают (у традиционных философов - "отражают") наличие и действие силы тяжести и достижение предела прочности удерживавших их связей. Окаменевшая лава отображает ее теплоотдачу и изменение агрегатного состояния вещества при изменении температуры до определенных пороговых значений. Появление морозных узоров на стекле отображает свойства кристаллизации воды при ее замерзании (опять-таки, изменение агрегатного состояния) и наиболее энергетически выгодного построения кристаллов льда при данных условиях.

Каждому понятно, что если события идут по типу процессов из примеров этой группы, то ни о каком разумном поведении рассматриваемых в них объектов, конечно, не может быть и речи. В "поведении" таких объектов нет никаких, даже малейших попыток приспособления к внешним условиям, попыток их использования или сопротивления им. Тянет - так падают, припекает - так тают, остывают - так вязнут и каменеют (или кристаллизуются). Безусловно, безотчетно и, там более, без какой-либо цели. Все происходит само собой.

  Наверх


Псевдо-адаптация

Вторая группа примеров. Стебель растения растет вверх. Цветы на подоконнике тянутся в сторону улицы, к солнцу. Под влиянием солнечных лучей листья растений зеленеют.

Рост растений вверх отображает наличие силы тяжести, направленной вертикально вниз, и свойства растительности преодолевать эту силу тяжести. Отклонение растений в сторону отображает наличие бокового источника света и свойство растений расти преимущественно в сорону большей освещенности. Позеленение растений отображает наличие ультрафиолетовой составляющей в лучах дневного (солнечного) света и свойство растений вырабатывать под их влиянием хлорофил, имеющий зеленый цвет.

В примерах второй группы, как и ранее, присутствует общее свойство отображения внешних условий, а также и их совершенно новое свойство - адаптация (приспособление) к внешним условиям. Более того, налицо и явная целенаправленность поведения растений!

Явная... но только кажущаяся. Растения растут вверх не потому, что им этого хочется, а потому что клеточные оболочки, как всякие пленки и пузыри, имеют свойство постепенного утончения верхних стенок и утолщения нижних. Это происходит за счет медленного перетекания всех составляющих оболочки в нижнюю ее часть (в мыльных пузырях все это происходит за считанные секунды). Как следствие, внутриклеточные процессы, протекающие при делении ее ядра, вырываются наружу в самом слабом месте оболочки - в ее верхней части. Поэтому и возникает рост растения вверх. Именно в сторону, противоположную направлению силы гравитации.

Аналогично, под влянием бокового освещения происходит относительный разогрев боковых частей оболочек клеток. Их материал в этих местах становиться менее вязким и прочным, более податливым. Происходит деформация данной клетки и больших групп клеток в одну, освещенную солнцем сторону. А то и прорыв оболочек в эту сорону, прямой боковой рост клеток. И растение "тянется" к солнцу.

Другое дело, что такая ситуация, особенно, роста вверх, становится выгодной для данного растения, так как наверху оказывается еще больше света и больше условий роста, а с учетом суточного перемещения солнца - более интенсивного роста сразу в нескольких направлениях. Если бы "сведения" об этой выгоде растение могло бы куда-нибудь занести, запомнить, а в нужный момент извлечь из памяти и воспользоваться ими, вот тогда можно было бы говорить о целенаправленности его поведения. Зачатки таких сведений, получаемые по наследству, но абсолютно безотчетно, все же, содержатся в генетическом коде каждого вида растений. Бамбук всегда будет расти в тысячи раз быстрее дуба, так как сведения о структуре каждой его клетки и свойствах оболочек его клеток "записаны" в его ДНК.

Зеленый цвет большинства растений отображает свойство синтеза хлорофила в их клетках под влиянием солнечного света (там есть все необходимые для этого компоненты и условия). Накопление хлорофила всегда сопровождается энергетически выгодным для клеток растения накоплением глюкозы (См. раздел Фотосинтез). Для поверхностного наблюдателя сочетание этих процессов довольно сильно напоминает целенаправленные действия. Хотя на самом деле в клетках растений протекают всего лишь чисто химические процессы.

При этом еще вырабатывается и выбрасывается в окружающую среду свободный кислород, что, кстати, на первых этапах возникновения жизни на Земле было первой подлинной экологической катастрофой для всех наипервейших бескислородных форм жизни. (Аналогичным отравленим амосферы в наше время было бы ее заполнение, например, свободным хлором). Зато сейчас именно этот кислород как раз и является наипервейшим условием нашего существования.

Сравнение примеров первой и второй групп показывает, как уже довольно незначительные изменения в структуре и свойствах объектов сильно влияют на его адаптационные способности и формируют свойства и процессы, подобные целенаправленным.

  Наверх


Целенаправленная адаптация

Третья группа примеров. Червь. Насекомое. Птица. Бобры с возводимыми ими плотины. Человек: охота и земледелие.

Черви и насекомые строят свое поведение (при поисках необходимой им пищи, более удобной среды обитания и т.п.) руководствуясь, в основном, инстинктивными сведениями, заложенными в их примитивные органы памяти и принятия решений.
Птицы выстраивают свои гнезда, в основном, пользуясь врожденными инстинктами, однако, при сборе материалов для них применяют уже и определенные аналитические действия - проводят выбор материалов по их составу, фактуре и размерам, а также принимают самостоятельные решения относительно места строительства гнезда (высокое дерево, дупло, навес) для последующего выведения потомства.
Бобры проявляют чудеса строительного мастерства, возводя целые плотины на реках из упавших деревьев и веток. Которые и сами по себе являются заготовленным кормом, и создают временные водные заводи для удобной охоты. Изначально их поведение, как у любого животного, включая человека, регулируется инстинктами. Однако в процессе строительства им, безусловно, приходится сопоставлять размеры строительных деталей и находить наиболее подходящие места для них в возводимой плотине. (Еще неизвестно, справился ли бы с такой задачей лучше "человек разумный").
Впечатляет социализированное поведение ряда животных на охоте. Так же, как и поведение крупных стай рыб и птиц. И невероятно "осмысленные" действия семейств термитов, пчел и муравьев. (Применительно к любому целому их семейству можно писать и без кавычек - осмысленные совместные действия).
Сам человек, борясь с жаждой, голодом и холодом (а иногда - и жарой), защищаясь от крупных хищников, опасных змей и насекомых, возводит, в конце концов, функционально удобные жилища, охотится и занимается земледелием с помощью специально сделанных (или подобранных) орудий производства, изготавливает одежду и обувь.

Во всех этих случаях наличие у приведенных в качестве примеров живых существ специального органа хранения информации и принятия решений (более или менее развитого мозга), умения извлекать ее в нужный момент и использовать в наиболее выгодном для себя направлении, создает возможность направленного их поведения с целью максимальной адаптации к условиям окружающего мира. А то и для самостоятельного изменения этих внешних условий.

  Наверх


Новое определение разума

Способность к такому целесообразному (да просто таки разумному!) поведению и является проявлениями разума, каким бы примитивным он не был в начальной стадии. (О необходимости систематизации и структуризации этого понятия - см. предыдущую тему).
Из анализа приведенных выше примеров, наконец, и вытекает очевидное, современное и логически обоснованное (и совершенно не традиционное) определение-постулат:

Разум - способность такого отображения внешнего мира, которое позволяет носителю этой способности целенаправленно адаптироваться к воздействиям данного мира или же приспосабливать сам этот внешний мир к своим потребностям

Данное определение пока действует только на данном сайте.

Еще раз подчеркнем, что под отображением подразумевается изменение состояния носителя такой способности.

Таким образом, на данном сайте разум рассматривается в широко употребляемом в наше время значении свойства любой мыслящей субстанции, а именно - ее способности к мыслительной деятельности, в противовес к принятому в философии применению этого термина, фактически, только в качестве количественной его характеристики - части так называемого "сознания" (см. труды философов или предыдущую тему данного сайта), самонадеянно и эгоистично, применительно исключительно к человеку, именуемой его "высшей" формой.

Кроме практической целесообразности и удобства применения этого короткого слова, такое понимание позволяет подойти к структурному анализу всего понятия, от простого к сложному, что является одним из главных свойств природы. А это, по мнению автора, позволит понять и механизм мышления, и даже процесс его возникновения.

  Наверх


Интеллект и его уровень

Все более популярный в настоящее время термин интеллект имеет, фактически, два значения.

Во-первых, он является свойством мыслящей материи, то есть, полным синонимом понятия разум в только что (выше) введенном его понимании.
Во-вторых, под понятием интеллекта все чаще понимается его уровень, количественная сторона, поэтому для четкости и корректности необходимо употреблять словосочетания "уровень интеллекта", "высокий интеллект", "низкий интеллект", "интеллектуальный уровень" и т.п.
В связи с особенностями образования языка, в отдельных случаях производные от этого термина автоматически предполагают его высокий уровень (интеллектуал, интеллектуальный фильм и т.п.)

Другими словами, уровнем интеллекта называется степень развитости разума.

В отличие от "разума" традиционных философов, приписывающих своему чисто абстрактному понятию высшую степень "сознания" (как бы - количественную, но на деле, все же, только качественную характеристику, без каких-либо цифровых параметров), уровень интеллекта может быть непосредственно измерен (хотя и c неизбежными погрешностями). Для этого применяются специальные тесты, определяющие т.н. уровень IQ (intelligence quotient = уровень интеллекта).

Конечно, тестирование уровня интеллекта пока проходило далеко не все население земного шара, но на основе полученных данных, среди тех, кто проходил, установлены примерно такие соотношения между итоговыми цифровыми значениями IQ и этим уровнем, выраженным обычными словами (дается с сокращениями):

- до 80 - разная степень умственной отсталости (19% людей)
- 81-90 - пониженный средний уровень (10%)
- 91-100 - средний уровень (25%)
- 101-110 - повышенный средний уровень (25%)
- 111-120 - выше среднего (12%)
- 121-130 - повышенный уровень (6%)
- 131-140 - очень высокий, редкий уровень (до 3%)
- больше 140 - гениальные личности (0,2%)

Приведенные цифры можно (а, пожалуй, и нужно) воспринимать с некоторой долей скептицизма. Тесты построены на чисто математической логике и совершенно не учитывают склонностей людей к ведению хозяйственной деятельности, предрасположенности к медицине, эстетических способностей испытуемых, их психологическую устойчивость и другие факторы. Одна-две неудачи по ходу ответов (а всего их 30) могут настолько выбить человека из колеи, что далее он может не найти даже правильный ответ результата произведения 2х2.

На данном сайте под уровнем интеллекта (разума) подразумеваются набор следующих его составляющих:

  • объем памяти (в т.ч., физический объем, масса и число нервных клеток мозга);
  • наличие алгоритмов (способов, правил, программ) для решения логических задач разной сложности;
  • быстродействие, скорость решения задач;
  • устойчивость памяти в течение времени;
  • способность к эвристическому (интуитивному, спонтанному, не обусловленному четкими правилами) поиску оптимального пути для решения задач;
  • способность к обучению и самообучению.

  Наверх


Определение мысли

Но что такое мысль, откуда и как она появляется, в чем проявляется?

Между воздействием внешнего фактора на объект и его реакцией на него проходит некоторое время. Одна (начальная) часть этого времени тратится на поступление информации, завершающая - на трансляцию команды о реакции исполнительному органу (например, мышце или группе мышц). А между ними - на процессы внутри органа (или узла), в силу своих свойств воплощающих функцию "принятия решений" о необходимости реагирования (или отсутствии такой необходимости).

Причем, принятие решений в продвинутых случаях может быть уже и без кавычек. Этот процесс и называется мыслительным.

Мысль - проявление разума, конкретное воплощение его способности к целенаправленному действию еще до начала самого действия, промежуточное звено между отображением и целенаправленной адаптацией

Проще говоря, как только носитель разума переходят в стадию оценки ситуации (а позже - ее широкого анализа и выработки плана требуемых действий), то появляется мысль.

В привязке к чему-то понятному и материальному мысль, очевидно, представляет собой цепочку взаимосвязанных физико-химических структурных превращений в органе мышления (сначала - в группе нервов, потом - в мозге) с возможностью перехода практически в любом направлении и последующего возврата в любое предыдущее состояние.

  Наверх


Первобытные "мысли"

Самыми простыми причинами для появления (и последующего проявления) разума являются два варианта внешнего воздействия на примитивный организм, которые с какого-то определеного уровня его развития уже могут вызвать две простейшие оценки этого воздействия, два первоначальных восприятия, две внутренние констатации (условно говоря - наипервейшие примитивные "мысли"):

  • [это] хорошо;
  • [это] плохо.

Вряд-ли на этой стадии могла существовать еще и оценка "мне [это] безразлично". Или же это "безразлично" ничем не отличалось от "хорошо".

По этим "мыслям" крайне трудно отличить уже таким образом "мыслящий" примитивный организм не только от еще совсем не мыслящего, но даже и от неживого материала, для сохранения которого тоже могут быть хорошие или плохие условия (хоть ему самому это таки совершенно безразлично).

Более сложными из первоначальных "мыслей" является учет изменения интенсивности или направления этого воздействия:

  • [если так, то] лучше;
  • [если этак, то] хуже.

И, наконец, простыми, но вполне полноценными мыслями являются те, которые предопределяют направления адаптации:

  • [если сделать так, то] будет лучше;
  • [если сделать этак, то] будет хуже.

Такие (по характеру и составу) мысли могут возникать только в процессе накопления жизненного опыта (если по мере его приобретения носителю такой способности удается остаться в живых). Могут они также передаваться и на генетическом уровне (врожденные инстинкты).

Из этих и других, похожих на них, мыслей могут быть постепенно выведены и все другие, "настоящие", в т.ч., самые сложные мысли. Этот вопрос, по мнению автора, является (или должен стать) предметом математической логики и на данном сайте подробно больше не рассматривается.

Фактически "первобытные" мысли еще проще, чем в указанных выше примерах, потому что первоначально они еще не заключены ни в какие словесные оболочки. Возможно (и даже очень вероятно), что самое простое "хорошо" или "плохо" - это всего лишь уровни энергетического состояния (более или менее выгодного) группы клеток простейшего микроорганизма, как бы "осмеливающегося" мыслить. Или их способность в большей или меньшей мере аккумулировать (накапливать и удерживать) энергию из внешнего мира. Или характеристика их устойчивости под напором внешних неблагоприятных факторов. Или еще что-нибудь подобное, например, степень боли (уже в более продвинутых случаях развития)

Фиксация (на уровне ДНК) содержания будущих групп клеток и их запрогрммированного роста как результатов физико-химических процессов возможна (и происходит) еще до появления клеток нервной системы (пример - растения; это и будет нулевой точкой начала отсчета будущих осмысленных действий живой материи). А с их появлением возникает возможность закрепления и запоминания простейших (рефлекторных) алгоритмов, а потом и использования их для целенаправленной и значительно более быстрой адаптации, без длительного сравнительного анализа в каждом новом случае, аналогичном с предыдущим.

  Наверх


Происхождение нервной системы

Однако, откуда берутся клетки нервной системы? Что они из себя представляют? Почему и каким образом они "думают"?

Ни на один из этих вопросов автор сайта однозначно ответить не может. Более того, на эти вопросы, вероятнее всего, не сможет точно ответить и ни один из специалистов в области физиологии мозга.

Однако, автор берет на себя изложение гипотезы, которая чисто теоретически может объяснить некоторые варианты возможного развития событий в процессе формирования и первичного функционирования нервной системы.

Прежде всего необходимо отметить, что все "обычные" живые клетки являются своего рода невероятными эгоистами! В том смысле, что будучи не поврежденными, они все время остаются живыми, если с потоками питающих их жидкостей (кровь, лимфа и др.) они получают требуемое количество питания и кислорода, а также могут отдавать в эти потоки продукты своего частичного распада и избыток углекислоты. И всем им нет никакого дела даже до своих ближайших соседей-сородичей. Каждая клетка существует как бы сама по себе. (Исключительные случаи их совместных неприятностей представляют только травмы или инфекции). Таких клеток в любом организме огромное множество, как и абсолютно однотипных между собой, так и совершенно разных (мышечные, сосудистые, печеночные, почечные, половые и т.д.).

Но вот в процессе эволюции примитивного первобытного организма случается мутация, которая порождает клетку с радикально новыми свойствами (или даже с одним-единственным таким свойством).

Как правило, любые клетки-мутанты являются не жизнеспособными и быстро погибают. Но в редчайших случаях оказывается, что новое, полученное "ниоткуда" свойство, оказывается и живучим, и весьма полезным для данной группы клеток, а в последствии - и для всего организма в целом.

В частности, новые клетки могут иметь и такие особые свойства, которые поначалу вовсе и не кажутся полезными. Одна морока организму с ними! Например, они постоянно находятся на грани жизнеспособности. И выживают только тогда, когда оказываются размещенными (как бы, упрятанными) в глубинных, самых недосягаемых частях организма. Но там - живут и постепенно накапливаются, особенно, при длительной смене многих поколений.

Предположим, что таким образом в каком нибудь организме сформировалась группа не слишком устойчивых клеток с ослабленными клеточными оболочками, с повышенной их проницаемостью. Почти дырявыми. Или предельно утонченными. С трудом удерживащими их внутреннее содержимое.

 

 

Условное изображение таких гипотетических клеток может быть, например, таким (рис. справа):

Повышенная проницаемость оболочек этих клеток-мутантов может быть не единственной особой их характеристикой. Они могут быть, например, еще и особо электропроводными. Или содержать в своем составе (или в составе своих оболочек) микроэлементные количества веществ, являющегося сильнейшим катализатором биохимических процессов. Или иметь оболочки с отростками. Или еще что-нибудь такое, что и предположить трудно.

Представим теперь, что постепенно, за много поколений, в рассматриваемом примитивном организме (точнее, виде) образовалась компактная группа таких клеток, плотно соприкасающихся друг с другом. При таких их характеристиках любые изменения в одной из них (скорее всего, в крайней, за счет любого внешнего воздействия) практически мгновенно вызовут аналогичные (хотя и немного ослабленные) изменения в соседних клетках, или даже в во всей этой их группе. То есть, клетки такого типа оказываются очень солидаризированными (в отличие от рассмотренных немного выше "обычных" клеток, ведущих себя крайне "независимо".

Именно такие клетки и составляют основу будущей нервной системы.

  Наверх

Как "думают" нервные клетки

Предположим, одна периферическая клетка такого нового "семейства" подверглась внешнему воздействию, например, удару.

Это может вызвать локальное изменение ее объема (пусть и крайне незначительное), а также ее внутреннего давления (мгновенно, по закону Паскаля передаваемого во все стороны, а значит, и в направлении следующей смежной клетки). Или привести к каким-нибудь гальваническим эффектам (что очень даже вероятно). Или эффектам осмотическим (осмос - это химическое давление на полупроницаемые перегородки при разных концентрациях растворов по обе их стороны), особенно при внешнем химическом водействии (например, при укусе ядовитого животного).
Неизбежно возникнут физико-химические реакции и последствия (возможно, нескольких типов сразу) и при термических воздействиях на крайнюю "чувствительную" клетку (по типу ожога)
.

Все без исключения такого рода реакции крайней клетки (а за нею - и всех остальных или существенной их части) будут не чем иным, как отображением внешего воздействия в общем рассматриваемом нами в данном разделе сайта процессе классификации принципов и составляющих разума (или, по-старому, сознания).

Процесс распростанения химического или электрического (гальванического) сигнала от периферической клетки, изменения в которой произошли раньше, чем в других, на фоне временно стабильного состояния в основной группе этих клеток (условно говоря - памяти об их эталонном состоянии), является явной возможностью (до поры времени - еще не осознаваемой) сравнения состояния разных зон группы.

При сильных воздействиях (а они, как правило, потенциально вредны для всего организма) возбуждается (подвергается тем или иным физико-химическим изменениям) вся анализируемая нами группа новых клеток (наверное, уже все догадались, что совсем скоро автор назовет их нервными).

Возможно, настолько сильно, что соответствующие изменения доходят и до самых дальних уголков этой группы клеток, в т.ч., находящихся в противоположных отростках группы (будущих "нервах").

Отростки центральной группы новых "специальных" клеток с особыми свойствами могут быть разветвленными и переплетенными таким образом, что конец какого-то n-ного отростка попадет в ту же зону организма, в которой находится и начало самой первой рассмотренной нами клетки. И она оспытает такое же (хотя и несколько ослабленное) изменение/возбуждение, как и вся центральная специализированная группа.

В целом реакция возбуждения прокатится по всей рассмотренной цепочке, как бы в виде специфического импульса.

И в некоторых случаях вполне может случиться так, что возбуждение передасться и расположенной рядом с последней "специфической" еще и "обычной" клетке, например, клетке мышечной ткани (или их группе). И она(они) немного сократится(тятся). Участок тела отстранится от источника первичного воздействия, как бы одернется от него. Воздействие прекратится, а сигнал о нем прервется.

Круг замкнулся. Дело сделано. И дело вполне разумное, хотя и примитивное.

В этом рассмотренном нами гипотетическом случае показан полный цикл вполне возможных событий и, фактически, явное начало адаптации организма по отношению к воздействию внешего мира.

Если случиться так, что в последний момент времени воздействие крайней специфической клетки на клетку мышечную вызовет сокращение последней, направленное в невыгодную для организма сторону (то есть, оно будет действовать "не на ту" мышцу), то такой организм, скорее всего, просто погибнет и соответствующие "нововведения" в нем никому генетически, по наследству, не передадутся. То же самое случится и при слишком медленных реакциях по всей цепи, то есть, медленной, не импульсной, скорости физико-химических процессов в ней. Зато "правильные" (выгодные) реакции и анатомическое строение организма позволят ему не только выжить с новыми, благоприобретенными способностями, но и передать (простым выживанием и последующим размножением) их генетически своим потомкам, закрепляя процесс эволюционного совершенства данного вида. Больше об этом см. в теме Эволюция.

Все рассмотренное выше в процессе эволюции многократно усиливается и ускоряется (как и все другое полезное при эволюции; в противном случае носители вредных мутаций погибают и свои вредные новоприобретения по наследству не передают). И одновременно закрепляется. Мышечное одергивание становиться отработанным, привычным и по сути - запоминаемым (см. ниже). Многократно (и с пользой!) повторяемое в различных ситуациях, оно автоматически становиться целенаправленным - на пресечение нежелательных воздействий.

Такие и подобные события (вероятно, с другими, но не принципиальными физико-химическими вариациями), безусловно, многократно случались в эволюционном процессе. И те самые группы "особых" клеток становились не чем иным, как первичными примитивными нервными системами, дававшими такие важные указания мышечным группам примитивных организмов. Реализовывавшими описанные выше примитивные мысли, сначала - на рефлекторном уровне (оцененном нами еще не в полной мере).

Вот так и начинали "думать" нервные клетки. Все ведь начинается с самого простого.

Позже, по мере увеличения количества нервных клеток в рассматриваемом организме в процессе эволюции (и в связи с этим - изменений в их локализации), у него появляется возможность не только прямолинейных реакций примитивной нервной системы на раздражитель, но и более тихих и менее заметных (но гораздо более важных!) реакций клеток, находящихся как бы в стороне от рассмотренной выше цепочки первичного реагирования. При достаточно регулярно повторяющихся раздражениях и реакциях, другие нервные клетки, находящиеся в стороне, тоже претерпевают определенные изменения и преобразования, что является самым простым вариантом биологической памяти.

Сочетание памяти с разного рода рефлекторными действиями, которых даже у самых примитивных организмов может быть довольно таки много, с определенного момента времени неминуемо образует осмысленный, осознанный характер действий всей рассматриваемой нервной системы. И постепенно превращает организмы в развитые, а позже - и в высокоорганизованные разумные.

Подробнее и точнее обо всем этом пусть расскажут профессионалы. Только они обычно не торопятся это делать.

У людей с более развитой творческой фантазией гипотетические нервные клетки выглядят значительно более красочно, чем у автора данного сайта:

Реальное фото живых нейронов, сделанное с помощью электронного микроскопа, не так красиво, зато оно абсолютно достоверное:

Впрочем, внешний вид нейронов никаким образом не влияет на логику рассуждений, представленную выше.

Об уже созданных искусственных нейронах кое-что сказано в теме Искуственный разум этого же раздела.

Кстати, в наше время уже рассеян миф о невосстановимости нервных клеток. Некоторые из них таки восстанавливаются, хотя и очень медленно. Но это уже научные подробности не для данного сайта.

Очень многое из только что описанного относится не только к деятельности нервных клеток и их сообществ, но и к взаимодействию больших групп мелких животных (насекомых, рыб, птиц), собирающихся в большие семейства или стаи. Их совместное поведение (его даже называют социализированным) бывает поразительно осмысленным, особенно, в случаях смертельной опасности.
Такое их поведение определяется и подобными причинами. Точнее, характеристиками каждой такой стаи и всех ее составляющих: высокой мобильностью каждого отдельного ее представителя, их исключительно высокой коммуникабельностью (при помощи звуков, ультразвуков, тактильных взаимодействий или жестов/поз) и огромным их количеством, находящимися в непосредственной близости. Практически мгновенная передача данных с периферии стаи в глубину ее массива приводит и к молниеносной совместной защитной реакции (уклонение от опасности, а иногда и активное ей противодействие).
Это реальные, жизненные примеры философского перехода количества в качество.

  Наверх


Переход к размышлениям

Размышления - набор взаимосвязанных мыслей. Они возможны только при наличии гораздо больших объемов информации, которые можно получать с помощью одного или, лучше, нескольких органов чувств, а также при формировании абстрактного мышления.

Перед переходом к таким относительно сложным понятиям есть смысл ознакомиться с историей появления разума на нашей планете, его истоками и формами. Это отражено уже в следующей теме.


.Делитесь темой в своих сетях!
  .  
.
Наверх
  .  
  .  
Предыдущая тема   Следующая тема