.Жизнь и Разум
Полная карта сайта.
.
. Предыдущая тема
Следующая тема.
 

"История - лишь цепь предположений, прикидывающихся фактами" Т.Уайдлер


Праславянское язычество

Главные праславянские божества
Устройство мира
.
Краткая справка истории славян
Версия о перерождениях
.
Генеалогия славян (1-я часть)
Генеалогия славян (2-я часть)
.
Итоги
Резерв

Необходимая предварительная оговорка .
  Многие современные историки считают исследования А.И.Асова и Ю.И.Каныгина, на которых в значительной степени базируется данная тема, едва ли не антинаучными. Однако, их материалам невозможно отказать ни в наличии большого количества достоверных исходных фактов (основывающихся, например, на данных археологии), ни в логике их применения и толкования, частично близкой и автору данного сайта. В любом случае, они являются заметными шагами на пути познания истории древних славян.
Любителей более строгого подхода и традиционных взглядов автор отсылает к соответствующим академическим изданиям. Не всегда намного более достоверным, кстати.

Более ранним стадиям развития того или иного человеческого сообщества обычно соответствует большее количество их богов и большее их разнообразие по своему существу и облику. В язычестве нередко божествами (в т.ч., главными) являются животные. Причем, наиболее характерные и важные для данного образа жизни и места жительства. Наиболее страшные боги, наоборот, представлялись древним людям в виде воображаемых тварей (огнедышащие драконы и т.п.) или фантастических уродин (Вий, Горгона, Циклоп и др.). Для многих язычников богами были (и остаются) Солнце, Луна, земля, океан, горы и другое. И все же, с развитием сознания все чаще таковыми становились либо человеко-звери (Кентавр), либо человекоподобные боги.

Главными "провинностями" язычества с точки зрения современных религий являются присущие многим из них жертвоприношения (в т.ч. человеческие) и полигамность (как правило, многоженство).

Первое объясняется ранними стадиями развития человечества, и значительно большим на тот период времени страхом людей перед всеми не управляемыми ими природными процессами и их последствиями. (Правда и то, что не все виды язычества требовали принесения человеческих жертв).

Второе допускается (или, по меньшей мере, является вполне терпимым) и рядом современных религий. А современная сексология все более громко заявляет о естественности (а то и необходимости) полигамности.

История развития каждого вида язычества насчитывает десятки (а то сотни) тысяч лет, минимум 1000 поколений людей. Уважение к памяти этих поколений предков требует уважения и к исповедовавшимся ими древним религиям.

Для сравнения: Ветхий Завет имеет возраст примерно 3,5 тыс.лет (около 180 поколений), Новый Завет - около 2 тыс.лет (100 поколений), исламу - примерно 1,6 тыс.лет (80 поколений), христианству на Руси - 1000 лет (50 поколений).

В данной главе рассматривается древняя религия наших предков - праславянское язычество.

  Наверх

Главные праславянские божества.

Коренная религия славян содержит огромный набор богов, главными среди которых являются Всевышний или Вышень, Род, Крышень, Птица- Матерь Сва (возможно, она же - Правь), Сварог, Ярило, Стрибог, Перун, Дажьбог, Радогост, Слава и др. Все они прекрасно уживаются друг с другом, по-своему объясняют все природные феномены, решают все духовные потребности людей и логически завершают картину окружающего их мира.

Первобоги праславян

  Наверх

Устройство мира.

Решена в славянской религии и проблема загробной жизни (в Нави, в отличие от жизни в настоящем - в Яви), регламентированы подходящие для данных народов и их условий жизни моральные принципы. (Недостойные люди после окончания земной жизни по решению загробного бога Радогоста отправлялись в Пекло, т.е., в Ад).


Строение мира в представлениях праславян

  Наверх

Краткая справка по истории славян.

(Обзор самых общих вопросов этой темы ранее дан в разделе Человек)

Считается (хотя и далеко не всеми), что надежным письменным источником сведений по истории славян есть "Повесть временных лет" (ПВЛ), летописный свод, составленный в Киеве в начале XII века монахом (черноризцем) Киево-Печерского монастыря (Федосьева монастыря Печерского) Нестором на основе еще более древних записей почти сплошь неизвестных составителей (примерно с IХ века, в частности Никона XI века) и других известных на тот момент источников. Продолжали записи монах того же монастыря Никон (тезка своего предшественника) и монахи Выдубицкого Владимирского монастыря Сильвестр и Моисей (в том же Киеве).

Впоследствии (предположительно - в ХII веке или начале ХIII) "Повесть" была перевезена (под каким-нибудь благовидным предлогом, например, для спасения от монгольского нашествия ХIII века) в Кострому, в Ипатьевский монастырь, где исторические записи были продолжены, образовав в итоге т.н. Ипатьевскую летопись XV века. Она включает (аналогичным образом) также и Галицко-Волынскую летопись.

По сути, с точки зрения сегодняшнего для, важнейшие исторические документы были выкрадены у прежних владельцев. Ведь они могли быть надежно спрятанными в Зверинецких пещерах Киева, находившихся между обоими главными киевскими монастырями, местоположение и входы в которые тщательно скрывались от посторонних. (Некоторые ученые даже предполагают, что где-то в их глубинах до настоящего времени прячется библиотека Ярослава Мудрого, или ее часть).

В Ипатьевском монастыре летопись находилась несколько сот лет, но затем и она сама. и ее следы были утеряны. И "вдруг" в 1809 году, примерно через 200 лет безвестности, она была неожиданно "найдена" историком Кармазиным... в библиотеке Российской Академии наук! (Видимо, чтобы далеко не ездить). Это и вызывает главное сомнение в ее подлинности. Ведь в бюрократической России все ценности тщательно описывались и учитывались. А тут вдруг такая находка, НЕ ЧИСЛЯЩАЯСЯ в фондах библиотеки!

Еще в древние времена (в конце XIII века) "Повесть временных лет" была переписана в нескольких экземплярах, практически не отличающихся друг от друга (за исключением грамматических ошибок переписчиков и специальных финальных на момент окончания переписывания фраз). И ни в одном из них город Новгород даже не упоминается. А вот в "академическом" экземпляре - несколько раз. И это еще одна причина, наталкивающая на мысль о подделке этого "исторического документа".

Однако, есть и еще более радикальные подозрения относительно подлинности ВСЕХ экземпляров "Повести". Они сводятся к тому, что в устной форме все исторические сведения, вошедшие в ее состав, конечно, существовали, но на бумагу (в виде т.н. "Радзивилловской рукописи") они положены только в конце XVII века (или самом начале XVI) неким Яковом Брюсом (темный кардинал Петра I) и (или) его протеже - Василием Татищевым. Этот экземпляр Брюс "обнаружил" в Кенигсбергской библиотеке в 1711 году, то есть, в самое "нужное" время, как раз тогда, когда Петр задумал писать историю России.
Экспертиза показывает, что бумага, на которой она написана, изготовлена в Польше в XV веке (но никак не ранее).

Аналогично мог действовать и Карамзин со своей группой из пяти помощников (Ипатьевский вариант написан 5-ю почерками), ему необходимо было просто найти на складе достаточно старую бумагу.

Есть и другие поводы толковать "Повесть..." как историческую фальшивку (см. ту же ссылку выше).

Так что же, этот источник не стоит даже брать в руки?

Нет, главные исторические события во всех имеющихся экземплярах ("списках") "Повести временных лет" отталкиваются от одних и тех же, вполне правдоподобных фактов, описаны практически одинаково, одними и теми же словами, за исключением некоторых, но как раз самых критических моментов (процедура выбора новой религии Владимиром Великим, упоминание Новгорода и др.)
Поэтому использовать такие источники для изучения ИСТОРИИ, в самых общих ее чертах, вполне допустимо, но с обязательным их критическим анализом.

Вот то, что касается самой начальной стадии исторически осознанного этапа развития славянства, в целом, и русичей, в частности.

Прародиной славян в Повести объявляется средний и нижний Дунай. Оттуда они были постепенно вытеснены "валахами" (племенами, ставшими затем основой населения древнего Рима и современной Италии). После чего часть славян ушла на Вислу (ляхи, нынешние поляки), другая [через Карпаты - Авт.] - к Днепру и его главные притоки (древляне и поляне, позже образовавшие Киев), за Днепр (кривичи, основавшие Смоленск), к Двине (дреговичи), и к озеру Илмера (Ильмень; словене, со временем образовавшие Новгород).
В трактовке ПВЛ (и современных российских источников), апостол Андрей гостил не в Киеве (хотя и был на соответствующем месте берегов Днепра), а в Новгороде ["Перескочил" через Киев и понесся в Новгород].

Само название НОВгорода говорит о том, что был и иной город, причем, и постарше его.

А далее - уже по Википедии:
"Попытка северных славян избавиться от власти заморских варягов в 862 году привела к междоусобицам и закончилась призванием варягов. Русскую землю[? - Авт.] основали[??? - Авт.] три брата: Рюрик (Ладога), Трувор (Изборск) и Синеус (Белоозеро).
Вскоре Рюрик стал единоличным правителем страны. Он основал Новгород [а ведь это на 800 лет позже визита Андрея Первозванного! - Авт.] и поставил своих наместников в Муроме, Полоцке и Ростове.
В Киеве образовалось [ну и формулировка! "Энциклопедическая"! - Авт.] особое варяжское государство во главе с Аскольдом и Диром, которое тревожило набегами Византию".


Несомненно, в этом перечне, в котором Киев, имеющий более, чем 2,5-тысячелетнюю историю (и уж никак не менее, чем 2000-летнюю), поставлен на 8-е место в порядке упоминания(!), не обошлось без "усовершенствований" современных российских фальсификаторов истории, достойных преемников своих многочисленных предшественников. С целью выпятить роль северных русских поселений и принизить (если уж отвергнуть напрочь не получается) роль Киева в истории Руси (напомним, "матери городов русских", согласно словам "нейтрального" поначалу варяга, князя Олега, зафиксированным в той же "Повести временных лет").

Любому, кто хоть раз в жизни видел географическую карту, понятно, что от Дуная до Днепра в разы ближе, чем до северо-восточных окраин Европы. Одного этого достаточно, чтобы уяснить для себя и признать, что Приднепровье было освоено славянами раньше, чем берега Ладожского озера (если согласиться таки с теорией их дунайского происхождения).

А еще более очевидным первенство Киева (по отношению к Новгороду) становится в варианте теории об индо-иранском происхождении многих (если не большинства) европейских народов, в т.ч., славян, подтверждаемой целым рядом культурно-этнических и археологических аргументов.

А некоторыми российскими псевдо-историками в наши дни "матерью городов русских" объявляется уже... сама Москва (?!?).
Скорее уж мачехой...

Аскольд и Дир изначально были вассалами, военачальниками и посланцами Рюрика. По его заданию они ехали из северных земель в Царьград (за добычей), и по пути обнаружили на берегу Днепра оставшийся на тот момент без княжеского правления Киев.
Его основатели и прежние правители умерли (или были убиты), а их потомки не проявляли амбиций, необходимых для княжения. Пустой трон и был занят Аскольдом и Диром.
В дальнейшем более приближенные к Рюрику люди - Олег (брат жены Рюрика) и его окружение убили самозванных киевских "князей". И правителем Киева стал как раз Олег (т.н. "Вещий", по мнению некоторых историков - сокращение от "ведающий").

Именно поэтому "князья" (Аскольд и Дир) и были похоронены так далеко за городом, в лесу. Как незаконные (по крайней мере, в глазах Олега) правители.

А вот сам Киев, понятное дело, был построен задолго до этого. Так что "первенство" Новгорода никак не складывается, если только для этого не привлечь сомнительное свидетельство Ипатьевского списка. Да и то ничего не доказвающее. Ведь Андрей Первозванный мог быть в Киеве, например, в районе будущего Выдубецкого урочища (территория современного ботанического сада НАНУ), на Печерских холмах или в районе центрального парка (возле здания парламента), а Киев уже тогда благополучно существовал и процветал, как минимум, на своем Подоле, в устье реки Почайна. А то и просто на месте своего исторического центра. Окруженный густым лесом, в котором даже медведи водились. Вот Андрей его и не заметил. Вернее, "не заметил", в трактовке ПВЛ.

Вся современная историография славян, опирающаяся на "Повесть", практически полностью игнорирует морально-этическое состояние славян в дохристианский период и просто таки ничего не говорит о предыдущей религиозной жизни людей и их божествах.

Сказано только, что поляне вели себя выдержано, были кроткими и тихими, соблюдали семейственность в отношениях с женщинами, а "древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, ... имели же по две и по три жены" (Последняя и предпоследняя информация не соответствет друг другу).

Такая подача материала не может удовлетворить современного исследователя подлинной истории славянства. Кроме всего прочего, она никак не объясняет практически полное совпадение главных божеств древних славян и Древней Индии.

По мнению некоторых других (немногочисленных) исследователей данного вопроса, какие-то древние люди (праславяне?) в доледниковый период жили на территории нынешнего Крайнего Севера Евразии и островах Ледовитого океана, в т.н. Беловодье, тогда - теплом и процветающем крае.

В середине ледникового периода, около 20 тысяч лет до н.э., под напором льдов, под руководством первого князя Яра (бога солнца и весны Ярила) начался постепенный исход людей через Урал, Среднюю Азию и Алтай в Индию. Часть людей ушла в направлении европейской части России и дальше к югу, образовав там государство Киммерию (пока и оттуда ледник не вытеснил их на юг Европы, к тому самому Дунаю). Процесс продолжался 13 тысяч лет, пока не прекратилось наступление ледника.

По мере отступления льдов часть людей вернулась в окрестности Арала и Южного Урала, другие оставались жить в Индии.

Еще через 3 тысячи лет, примерно в 4-м тысячелетии до н.э. под руководством Ария (Яра II), начался исход ариев (в т.ч., праславян) из Индии через нынешний Иран и Кавказ на территорию от Хвалынского (Каспийского) моря до Дуная и Карпатских гор. Здесь произошло массовое разделение племен. Будущие германские племена ушли в Северную Центральную и Западную Европу. Оставшиеся так и не сумели образовать достаточно сильного единого государства.

По данным россйских историков, во 2-м тысячелетии до н.э. народ, ранее вернувшийся на Арал и на Урал, под руководством Ария Оседня (Яра III) двумя потоками (с двух сторон Каспийского моря) пришел [? Зачем бы ему понадобилось опять куда-то идти, если и ТАМ ледник уже давно отступил! - Авт.] в земли северного Причерноморья [размечтались! - Авт.] и создал здесь государство Русколань (?) Его столица Киев-Антский предположительно находилась где-то в Приэльбрусье [Это уже просто смешное предположение - Авт.]. Немного позже (когда - точно не известно) потомком еще Яра II (Ария) Кием на Днепре был создан нынешний Киев.

В общем индо-иранском потоке (только еще первом!) одновременно шли будущие иранцы, армяне, германцы, древляне, поляне, кривичи, северяне, русичи, словены, кимры, хазары, скифы, печенеги, турки и многие другие племена. Вначале они были равноправными покорителями новых просторов. Захватнических войн этот поток на территории нынешней Украины почти не вел, так как они были свободными после недавнего отступления ледника. Постепенно племена по разным причинам разделялись, стали вести междоусобные войны. В этот период из потока и выделился (в основном, по религиозным причинам) ряд племен - собственно славяне.

Такая версия не имеет практически никаких письменных свидетельств (кроме созвучных ей мотивов в древнеиндийских записях), но очень хорошо объясняет нынешнюю картину расселения азиатских и европейских народов, а, главное, несомненное единство религиозных корней и этнических традиций древних славян и народов Индии. Поэтому безаппеляционно отбрасываться она никак не может. Развитие этих соображений - см. далее.

Наименее надежным источником информации является т.н. "Велесова книга" - "Библия" славян, якобы составленная религиозными жрецами Русколани (земель, на которых позже возникла Киевская Русь) и древнего Новгорода. Записи делались резьбой на деревянных дощечках с использованием докириллической письменности. Происходило все это, возможно, в V-IX веках.
Большинство серьезных исследователей считают эту "книгу" подделкой. Однако, даже если она и была подделана, она, тем не менее, обобщает обширный материал, предаваемый в устном народном славянском эпосе, имеющем огромную самостоятельную ценность.
К сожалению, даже этот не вполне надежный источник информации из-за двух мировых войн сохранился только в фотокопиях.

В праславянской религии действительно имеется много общих богов с индуизмом: Вышень - Вишну, Крышень - Кришна, Барма - Брахма (или Брахман), Индрик - Индра, Сива - Шива. Конечно, это не простое совпадение. Причина этого заключается в том, что значительная (возможно, даже и основная) часть древнеславянских и других будущих европейских племен и народов более тысячи лет проживали на территории Индии, куда с насиженных мест их постепенно изгнал 25 - 10 тысяч лет назад ледниковый период.

Ценными и подлинными историческими документами, глубоко и очень полно фиксирующими (в т.ч. и) историю древних славян, по вышеуказанной причине являются книги древней ведической религии Индии: Ригведа, Веда гимнов, Самаведа, Веда напевов, Рамаяма (о древнем царе и полубоге Раме).

Такая очевидная связь культур могла, конечно, подвигнуть энтузиастов и на создание сфальсифицированной "Велесовой книги". Хотя более убедительными (и порядочными) были бы стандартные научные дискуссии.

  Наверх

Версия о перерождениях.

Не лишен интереса факт практически полного совпадения идеи цепи перерождений (самсары) и новых воплощений (инкарнации) в древнеславянской религии и в индуизме.

По мнению автора, причинами этого явления являются: огромная территория проживания этих двух огромных человеческих популяций (практически - вся Евразия, за исключением юго-восточной оконечности Азии), значительная разбросанность поселений на этой территории, очень длительное время (многие тысячи лет) существования и сосуществования этих двух культур, передача познаний от старших поколений младшим преимущественно в устной форме. Все эти объективные факторы не могли не приводить к постепенному искажению информации, невольным перестановкам отдельных фрагментов одних историй и преданий в другие, как и их персонажей. (Это легко перепроверяется и подтверждается хотя бы тем, что и сегодня одни и те же сказки, предания и былины в различных регионах проживания славянских народов, даже, например, и в отдельно взятой России, рассказываются по-разному. Имеются похожие, но отличающиеся истории и у других европейских народов). В результате прежние герои (или похожие на них) возникают в новых обстоятельствах или под другими, хотя и похожими, именами.

Возвращаясь через много лет на исходные места, эти истории создают впечатление повторного рождения персонажей, то есть, их перерождений.

 

  Наверх

Генеалогия славянских народов (ч.1) .

Небезынтересны попытки некоторых исследователей вывести хронологию и генеалогию славянских и некоторых европейских народов, исходящих из изучения истории и верований праславян. Вероятно, они не лишены политических влияний сегодняшнего дня. Тем не менее, многие взаимосвязи между родами, этносами и народами, прослеживаются в таких исследованиях достаточно глубоко.

При их анализе надо иметь в виду, что за многими легендарными (а, вероятно, - и вполне историческими) именами собственными стоят целые века и эпохи. В этом нет ничего удивительного.
Во-первых, это были или просто боги (на первых сверху ступенях иерархии), время жизни которых вообще не регламентировано, или полубоги (вожди племен).
Во-вторых, в историческом аспекте, за каждым из этих имен стоят, вероятнее всего, целые правящие династии (аналогично династиям египетских правителей).

В таком понимании материалы приобретают вполне серьезное историческое содержание. Ниже представлено графическое обобщение (которое имеет шанс быть еще более подробно проработанным) исследований А.Асова, видного российского исследователя данного вопроса. Они, естественно требуют переосмысления и поправок, но общий ход его рассуждений, в целом, заслуживает внимания.



От Рода до Дажьбога

  Наверх

От Дажьбога до Рюрика (генеалогия, ч.2) .



От Дажьбога до Рюрика

Наличие большого количества вопросов на схеме свидетельствует о неполноте, неточности или противоречивости исходных данных.

  Наверх

Итоги.

Все вышеприведенное в какой-то мере иллюстрирует многотысячелетнюю историю развития славянства, историю его отдельных народов, культуры и верований, одномоментно отброшенную Владимиром "Великим" в угоду свои личным целям (а вслед за ним - и всем нашим народом). Серьезная и досадная ошибка всего славянского мира.

Подобным образом в свое время были отброшены также древнегреческая и древнеримская религии, но они хотя бы не преданы забвению, как это, по существу, случилось с древнеславянской верой.

Современное состояние (возрождение) праславянских верований затронуто в теме Религия.

 

.Делитесь темой в своих сетях!

 

  \  
. \
Наверх
  \  
  \  
Предыдущая тема
  Следующая тема 
\