.Жизнь и Разум | |||
. | |||
|
Праславянское язычество |
Главные праславянские божества | ||
. | ||
. |
||
Генеалогия славян (1-я часть) | ||
. | ||
Итоги | Резерв |
Более ранним стадиям развития того или иного человеческого сообщества обычно соответствует большее количество их богов и большее их разнообразие по своему существу и облику. В язычестве нередко божествами (в т.ч., главными) являются животные. Причем, наиболее характерные и важные для данного образа жизни и места жительства. Наиболее страшные боги, наоборот, представлялись древним людям в виде воображаемых тварей (огнедышащие драконы и т.п.) или фантастических уродин (Вий, Горгона, Циклоп и др.). Для многих язычников богами были (и остаются) Солнце, Луна, земля, океан, горы и другое. И все же, с развитием сознания все чаще таковыми становились либо человеко-звери (Кентавр), либо человекоподобные боги. Главными "провинностями" язычества с точки зрения современных религий являются присущие многим из них жертвоприношения (в т.ч. человеческие) и полигамность (как правило, многоженство). Первое объясняется ранними стадиями развития человечества, и значительно большим на тот период времени страхом людей перед всеми не управляемыми ими природными процессами и их последствиями. (Правда и то, что не все виды язычества требовали принесения человеческих жертв). Второе допускается (или, по меньшей мере, является вполне терпимым) и рядом современных религий. А современная сексология все более громко заявляет о естественности (а то и необходимости) полигамности. История развития каждого вида язычества насчитывает десятки (а то сотни) тысяч лет, минимум 1000 поколений людей. Уважение к памяти этих поколений предков требует уважения и к исповедовавшимся ими древним религиям. Для сравнения: Ветхий Завет имеет возраст примерно 3,5 тыс.лет (около 180 поколений), Новый Завет - около 2 тыс.лет (100 поколений), исламу - примерно 1,6 тыс.лет (80 поколений), христианству на Руси - 1000 лет (50 поколений). В данной главе рассматривается древняя религия наших предков - праславянское язычество.
|
Коренная религия славян содержит огромный набор богов, главными среди которых являются Всевышний или Вышень, Род, Крышень, Птица- Матерь Сва (возможно, она же - Правь), Сварог, Ярило, Стрибог, Перун, Дажьбог, Радогост, Слава и др. Все они прекрасно уживаются друг с другом, по-своему объясняют все природные феномены, решают все духовные потребности людей и логически завершают картину окружающего их мира. Первобоги праславян
|
Решена в славянской религии и проблема загробной жизни (в Нави, в отличие от жизни в настоящем - в Яви), регламентированы подходящие для данных народов и их условий жизни моральные принципы. (Недостойные люди после окончания земной жизни по решению загробного бога Радогоста отправлялись в Пекло, т.е., в Ад).
|
(Обзор самых общих вопросов этой темы ранее дан в разделе Человек) Считается (хотя и далеко не всеми), что надежным письменным источником сведений по истории славян есть "Повесть временных лет" (ПВЛ), летописный свод, составленный в Киеве в начале XII века монахом (черноризцем) Киево-Печерского монастыря (Федосьева монастыря Печерского) Нестором на основе еще более древних записей почти сплошь неизвестных составителей (примерно с IХ века, в частности Никона XI века) и других известных на тот момент источников. Продолжали записи монах того же монастыря Никон (тезка своего предшественника) и монахи Выдубицкого Владимирского монастыря Сильвестр и Моисей (в том же Киеве). По сути, с точки зрения сегодняшнего для, важнейшие исторические документы были выкрадены у прежних владельцев. Ведь они могли быть надежно спрятанными в Зверинецких пещерах Киева, находившихся между обоими главными киевскими монастырями, местоположение и входы в которые тщательно скрывались от посторонних. (Некоторые ученые даже предполагают, что где-то в их глубинах до настоящего времени прячется библиотека Ярослава Мудрого, или ее часть). Однако, есть и еще более радикальные подозрения относительно подлинности ВСЕХ экземпляров "Повести". Они сводятся к тому, что в устной форме все исторические сведения, вошедшие в ее состав, конечно, существовали, но на бумагу (в виде т.н. "Радзивилловской рукописи") они положены только в конце XVII века (или самом начале XVI) неким Яковом Брюсом (темный кардинал Петра I) и (или) его протеже - Василием Татищевым. Этот экземпляр Брюс "обнаружил" в Кенигсбергской библиотеке в 1711 году, то есть, в самое "нужное" время, как раз тогда, когда Петр задумал писать историю России. Аналогично мог действовать и Карамзин со своей группой из пяти помощников (Ипатьевский вариант написан 5-ю почерками), ему необходимо было просто найти на складе достаточно старую бумагу. Есть и другие поводы толковать "Повесть..." как историческую фальшивку (см. ту же ссылку выше). Так что же, этот источник не стоит даже брать в руки? Нет, главные исторические события во всех имеющихся экземплярах ("списках") "Повести временных лет" отталкиваются от одних и тех же, вполне правдоподобных фактов, описаны практически одинаково, одними и теми же словами, за исключением некоторых, но как раз самых критических моментов (процедура выбора новой религии Владимиром Великим, упоминание Новгорода и др.) Вот то, что касается самой начальной стадии исторически осознанного этапа развития славянства, в целом, и русичей, в частности. Прародиной славян в Повести объявляется средний и нижний Дунай. Оттуда они были постепенно вытеснены "валахами" (племенами, ставшими затем основой населения древнего Рима и современной Италии). После чего часть славян ушла на Вислу (ляхи, нынешние поляки), другая [через Карпаты - Авт.] - к Днепру и его главные притоки (древляне и поляне, позже образовавшие Киев), за Днепр (кривичи, основавшие Смоленск), к Двине (дреговичи), и к озеру Илмера (Ильмень; словене, со временем образовавшие Новгород).
А далее - уже по Википедии:
Аскольд и Дир изначально были вассалами, военачальниками и посланцами Рюрика. По его заданию они ехали из северных земель в Царьград (за добычей), и по пути обнаружили на берегу Днепра оставшийся на тот момент без княжеского правления Киев.
А вот сам Киев, понятное дело, был построен задолго до этого. Так что "первенство" Новгорода никак не складывается, если только для этого не привлечь сомнительное свидетельство Ипатьевского списка. Да и то ничего не доказвающее. Ведь Андрей Первозванный мог быть в Киеве, например, в районе будущего Выдубецкого урочища (территория современного ботанического сада НАНУ), на Печерских холмах или в районе центрального парка (возле здания парламента), а Киев уже тогда благополучно существовал и процветал, как минимум, на своем Подоле, в устье реки Почайна. А то и просто на месте своего исторического центра. Окруженный густым лесом, в котором даже медведи водились. Вот Андрей его и не заметил. Вернее, "не заметил", в трактовке ПВЛ. Вся современная историография славян, опирающаяся на "Повесть", практически полностью игнорирует морально-этическое состояние славян в дохристианский период и просто таки ничего не говорит о предыдущей религиозной жизни людей и их божествах. Сказано только, что поляне вели себя выдержано, были кроткими и тихими, соблюдали семейственность в отношениях с женщинами, а "древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, ... имели же по две и по три жены" (Последняя и предпоследняя информация не соответствет друг другу). Такая подача материала не может удовлетворить современного исследователя подлинной истории славянства. Кроме всего прочего, она никак не объясняет практически полное совпадение главных божеств древних славян и Древней Индии. По мнению некоторых других (немногочисленных) исследователей данного вопроса, какие-то древние люди (праславяне?) в доледниковый период жили на территории нынешнего Крайнего Севера Евразии и островах Ледовитого океана, в т.н. Беловодье, тогда - теплом и процветающем крае. В середине ледникового периода, около 20 тысяч лет до н.э., под напором льдов, под руководством первого князя Яра (бога солнца и весны Ярила) начался постепенный исход людей через Урал, Среднюю Азию и Алтай в Индию. Часть людей ушла в направлении европейской части России и дальше к югу, образовав там государство Киммерию (пока и оттуда ледник не вытеснил их на юг Европы, к тому самому Дунаю). Процесс продолжался 13 тысяч лет, пока не прекратилось наступление ледника. По мере отступления льдов часть людей вернулась в окрестности Арала и Южного Урала, другие оставались жить в Индии. Еще через 3 тысячи лет, примерно в 4-м тысячелетии до н.э. под руководством Ария (Яра II), начался исход ариев (в т.ч., праславян) из Индии через нынешний Иран и Кавказ на территорию от Хвалынского (Каспийского) моря до Дуная и Карпатских гор. Здесь произошло массовое разделение племен. Будущие германские племена ушли в Северную Центральную и Западную Европу. Оставшиеся так и не сумели образовать достаточно сильного единого государства. По данным россйских историков, во 2-м тысячелетии до н.э. народ, ранее вернувшийся на Арал и на Урал, под руководством Ария Оседня (Яра III) двумя потоками (с двух сторон Каспийского моря) пришел [? Зачем бы ему понадобилось опять куда-то идти, если и ТАМ ледник уже давно отступил! - Авт.] в земли северного Причерноморья [размечтались! - Авт.] и создал здесь государство Русколань (?) Его столица Киев-Антский предположительно находилась где-то в Приэльбрусье [Это уже просто смешное предположение - Авт.]. Немного позже (когда - точно не известно) потомком еще Яра II (Ария) Кием на Днепре был создан нынешний Киев. В общем индо-иранском потоке (только еще первом!) одновременно шли будущие иранцы, армяне, германцы, древляне, поляне, кривичи, северяне, русичи, словены, кимры, хазары, скифы, печенеги, турки и многие другие племена. Вначале они были равноправными покорителями новых просторов. Захватнических войн этот поток на территории нынешней Украины почти не вел, так как они были свободными после недавнего отступления ледника. Постепенно племена по разным причинам разделялись, стали вести междоусобные войны. В этот период из потока и выделился (в основном, по религиозным причинам) ряд племен - собственно славяне. Такая версия не имеет практически никаких письменных свидетельств (кроме созвучных ей мотивов в древнеиндийских записях), но очень хорошо объясняет нынешнюю картину расселения азиатских и европейских народов, а, главное, несомненное единство религиозных корней и этнических традиций древних славян и народов Индии. Поэтому безаппеляционно отбрасываться она никак не может. Развитие этих соображений - см. далее. Наименее надежным источником информации является т.н. "Велесова книга" - "Библия" славян, якобы составленная религиозными жрецами Русколани (земель, на которых позже возникла Киевская Русь) и древнего Новгорода. Записи делались резьбой на деревянных дощечках с использованием докириллической письменности. Происходило все это, возможно, в V-IX веках. В праславянской религии действительно имеется много общих богов с индуизмом: Вышень - Вишну, Крышень - Кришна, Барма - Брахма (или Брахман), Индрик - Индра, Сива - Шива. Конечно, это не простое совпадение. Причина этого заключается в том, что значительная (возможно, даже и основная) часть древнеславянских и других будущих европейских племен и народов более тысячи лет проживали на территории Индии, куда с насиженных мест их постепенно изгнал 25 - 10 тысяч лет назад ледниковый период. Ценными и подлинными историческими документами, глубоко и очень полно фиксирующими (в т.ч. и) историю древних славян, по вышеуказанной причине являются книги древней ведической религии Индии: Ригведа, Веда гимнов, Самаведа, Веда напевов, Рамаяма (о древнем царе и полубоге Раме). Такая очевидная связь культур могла, конечно, подвигнуть энтузиастов и на создание сфальсифицированной "Велесовой книги". Хотя более убедительными (и порядочными) были бы стандартные научные дискуссии.
|
По мнению автора, причинами этого явления являются: огромная территория проживания этих двух огромных человеческих популяций (практически - вся Евразия, за исключением юго-восточной оконечности Азии), значительная разбросанность поселений на этой территории, очень длительное время (многие тысячи лет) существования и сосуществования этих двух культур, передача познаний от старших поколений младшим преимущественно в устной форме. Все эти объективные факторы не могли не приводить к постепенному искажению информации, невольным перестановкам отдельных фрагментов одних историй и преданий в другие, как и их персонажей. (Это легко перепроверяется и подтверждается хотя бы тем, что и сегодня одни и те же сказки, предания и былины в различных регионах проживания славянских народов, даже, например, и в отдельно взятой России, рассказываются по-разному. Имеются похожие, но отличающиеся истории и у других европейских народов). В результате прежние герои (или похожие на них) возникают в новых обстоятельствах или под другими, хотя и похожими, именами. Возвращаясь через много лет на исходные места, эти истории создают впечатление повторного рождения персонажей, то есть, их перерождений.
|
Небезынтересны попытки некоторых исследователей вывести хронологию и генеалогию славянских и некоторых европейских народов, исходящих из изучения истории и верований праславян. Вероятно, они не лишены политических влияний сегодняшнего дня. Тем не менее, многие взаимосвязи между родами, этносами и народами, прослеживаются в таких исследованиях достаточно глубоко. При их анализе надо иметь в виду, что за многими легендарными (а, вероятно, - и вполне историческими) именами собственными стоят целые века и эпохи. В этом нет ничего удивительного. В таком понимании материалы приобретают вполне серьезное историческое содержание. Ниже представлено графическое обобщение (которое имеет шанс быть еще более подробно проработанным) исследований А.Асова, видного российского исследователя данного вопроса. Они, естественно требуют переосмысления и поправок, но общий ход его рассуждений, в целом, заслуживает внимания.
|
От Дажьбога до Рюрика Наличие большого количества вопросов на схеме свидетельствует о неполноте, неточности или противоречивости исходных данных.
|
Все вышеприведенное в какой-то мере иллюстрирует многотысячелетнюю историю развития славянства, историю его отдельных народов, культуры и верований, одномоментно отброшенную Владимиром "Великим" в угоду свои личным целям (а вслед за ним - и всем нашим народом). Серьезная и досадная ошибка всего славянского мира. Подобным образом в свое время были отброшены также древнегреческая и древнеримская религии, но они хотя бы не преданы забвению, как это, по существу, случилось с древнеславянской верой. Современное состояние (возрождение) праславянских верований затронуто в теме Религия.
|
\ | |||||||||
. | \ | ||||||||
\ | |||||||||
\ | |||||||||
Следующая тема | |||||||||
\ | |||||||||