.Жизнь и Разум
Полная карта сайта.
.
. Пред.тема (70Д)
Сл.тема 1 (81Р)
Сл.тема 2 (84Н)
Сл.тема 3 (90 ОС).
 
 
"Ничто не пресыщает благородный и сильный дух
 больше и окончательнее, 
 чем пряная и горькая прелесть познания"
                                                           Т.Манн
"Любое познание выражает не только познанное,
 но одновременно содержит указание на непознанное"
                                                           С.Франк

Познание

Познание - элемент деятельности

.
Об отношении к сведениям древних
.
"Конец света" в календаре майя/ацтеков

Временные публикации:

.
Клеопатра
.
Происхождение семьи Ульяновых

Познание мира (кстати, не только человеком, но, в определенной мере, и другими животными) всегда идет параллельно с процессом удовлетворения насущных потребностей (см. схему в статье Деятельность). Идет этот процесс путем проб и ошибок, и при этом, к счастью, почти во всем главном удается учиться именно на чужих ошибках, на накопленном предшествующими поколениями жизненном опыте (несмотря на часто декларируемый пессимизм по данному поводу). Иначе выживание просто было бы невозможным. В критических ситуациях каждый повторял бы критические ошибки, которые просто приводили бы к гибели данного (каждого!) индивидуума.

Анализ всего предыдущего хода познания мира необходим каждому, кто пытается продвинуть это познание для себя лично хотя бы на один шаг. Во многом, именно для этого и создан весь данный сайт.

Познание оказывает свое решающее, хотя и постепенное влияние на все главные виды деятельности человека: религиозную, культурную, научную и даже чисто прикладную (условно называемую на данном сайте "ремеслом"). Каждый из этих видов деятельности далее представлен отдельной статьей (см. главное меню или карту).

Познание и духовность взаимосвязаны. При этом духовность является понятием подчиненным, она вытекает из познания, порождается им. (В качестве доказательства последнего можно принять животный мир: не обладая требуемым уровнем познания, животные не имеют и духовности).

Философская сторона познания на данном сайте не рассматривается.

  Наверх

Об отношении к сведениям древних цивилизаций

Общими для всех древних цивилизаций Земли фактами, безусловно, заслуживающими безмерного уважения, являются создание ими государственности, развитие высокого уровня производства и культуры (архитектура, строительство, земледелие, религиозные учения, основы математики и др.), а, главное, - создание ими собственной письменности того или иного вида, в той или иной форме. Именно благодаря архитектуре, строительству и письменности наши современники могут приобщаться к достижениям этих цивилизаций. И именно благодаря им мы вообще знаем о существовании этих древних высокоразвитых (по меркам тех времен и эпох) народов.

Суметь зафиксировать и сохранить память о себе в течение многих тысячелетий - главное достижение каждой из этих цивилизаций. Этим стоит восторгаться, этому стоит поклоняться.

Однако сами сведения, оставленные древними народами благодаря наличию у них письменности, не должны автоматически становиться объектом такого же поклонения современных нам людей. Ведь все они основываются на том уровне знаний и представлений о мире, который был доступен человеку в древние эпохи. А он был таким, что даже само слово наука к нему совершенно неприменимо.

Люди не знали даже основ физики, понятия не имели о существовании химии, владели только простейшими арифметическими операциями (хотя в некоторых случаях - и с довольно большими числами), ограничивались наблюдательной астрономией без каких-либо приборов, массово вымирали от элементарных болезней, не задумываясь, уничтожали друг друга целыми племенами и народами, занимались массовыми человеческими жертвоприношениями, а то и каннибализмом.

Многое ли они могли узнать об истинной картине мира в таких условиях?
Смогли бы они просто понять ее, если даже предположить фантастическую возможность получения сведений о ней от гипотетических инопланетных учителей?

Многому ли могут научить древние записи нас, людей, владеющих продвинутыми технологиями в областях энергетики, коммуникаций, вычислительной техники, транспорта, производства материалов, фармакологии, генной инженерии, прикладной астрономии и космонавтики?

Где реальные результаты былого могущества шумеров и им подобных, и где они сами?
Египетские пирамиды, руины некогда величественных городов и храмов, упрощенные их версии на территориях нынешних Мексики, Панамы и Перу - вот и все их очевидные на сегодняшний день достижения. Ну, и еще их древние записи, точнее, сам факт их наличия.

Содержание же этих записей, как правило, достаточно наивное. В основном, это отражение мифологических представлений о мире, существовавших тысячи лет назад.

Наибольшую фактическую ценность в древних записях представляют конкретные исторические и географические сведения. Все зафиксированные в них религиозные поучения имеют некоторую морально-этическую составляющую, а своим главным содержанием и предназначением имеют воспитание безусловной покорности рабов владельцам, правителям и жрецам. Поэтому даже исторические записи, которые пронизаны духом любого поклонения (например, перед богами или инопланетянами), должны восприниматься современными читателями с пониманием обстоятельств, в которых они делались. Реальная их ценность фактически является только культурологической (что тоже весьма немало).

Поэтому все современные толкователи и интерпретаторы древних сведений, воспринимающие их все и в полном объеме на безусловную и безоговорочную веру, в качестве истины в высшей инстанции, в глазах разумных людей выглядят, если называть вещи своими именами, едва ли не безумцами. И то, только в том случае, если они не преследуют при этом личных материальных целей (тогда они уже просто переходят в разряд негодяев).

К сожалению, среди представителей различных эзотерических течений представителей двух последних категорий более чем достаточно. (Обойдемся без конкретных имен и фамилий). Со всей очевидностью это проявляется тогда, когда современные "учителя" древности начинают валить в одну кучу все сведения, почерпнутые ими от всех древних цивилизаций сразу, припудривая их (и мозги своих читателей) терминологией, явно (и, зачастую, - невпопад) позаимствованную из современных наук, путаясь при этом в самых элементарных сведениях, не понимая значения используемых терминов и выдумывая "новые", невозможные в принципе.

Несмотря на сложившееся положение вещей, обычные (современные) читатели просто вынуждены обращаться к работам таких интерпретаторов, так как сами они, как правило, древними языками не владеют и доступа к самим древним текстам не имеют.

Единственным выходом в такой ситуации является сохранение читателями здравого смысла и обращение в каждом неясном или сомнительном случае к сведениям, полученным в общеобразовательной школе. Восприятие всех подобных исторических сведений и, особенно, их трактовок (как, впрочем, и всех других), должно быть достаточно осторожным и критическим.

Ярким примером необходимости этого являются "данные" шумеров о 12-й планете Солнечной системы. Интересно было бы узнать и об 11-ти остальных (при реальном их наличии в количестве 8-ми).

  Наверх

Несостоявшийся "конец света" в аспекте календаря ацтеков

Существует мнение, что свой календарь ацтеки позаимствовали у инков или майя. Для нас это не слишком принципиально. Более важно и интересно само содержание, устройство этого календаря.

Чтобы не слишком заморачивать читателей, специальные названия и терминология ацтеков в данной статье сведена к минимуму, едва ли не к нулю. Интересующиеся конкретными названиями понятий могут ознакомиться с ними, например, в Википедии. (Если не боятся запутаться в вопросе календаря ацтеков окончательно).

Главное внимание здесь будет уделено разбору структуры календаря ацтеков, в наиболее последовательном виде.

Все время, когда-либо измерявшееся ацтеками, разделено на 5 "эпох" (мы живем как раз в самом конце 5-й, имеющей название "Четыре землетрясения"). Их общая продолжительность составляет 26000 привычных нам лет.

Соответственно, каждая эпоха продолжается ровно 5200 лет.
Эпоха делится на 100 так называемых "веков", продолжительность каждого из которых составляет 52 обычных года.
Почему 52? Потому что это произведение чисел 13 и 4, являющихся более мелкими структурными понятиями данного календаря: 13 чисел и 4 символа (дом, кролик, тростник, кремень).

Это абсолютно полная аналогия уже более привычного нам 60-летнего цикла восточных календарей, который образуется комбинациями 12 животных и 5 стихий.

Комбинации понятий для лет внутри каждого "века" в календаре ацтеков являются и их названиями, и одновременно - единственно существующим видом их нумерации: год1Дом, г.2Дом, … , г.13Дом; г.1Кролик, … … , г.13Кролик; г.1Тростник, … … , г.13Тростник; г.1Кремень, … … , г.13Кремень (здесь их, с учетом многоточий, ровно 52).

Слова в этом перечислении специально записаны слитно, чтобы подчеркнуть их единство в названиях каждого конкретного года. Такая форма записи введена только на данном сайте.

Еще одной причиной продолжительности "века" ацтеков в 52 года, является то, что кроме обычного (гражданского) календаря, в котором год продолжается привычные нам 365 дней, у них параллельно существовал и еще ритуальный календарь, "год" которого состоял из 260 дней (это все комбинации из 13 дней и 20 понятий/знаков, то есть, каждый день в таком "году" имел индивидуальное название).

Чисто арифметически нетрудно посчитать, что периодические совпадения точек начала отсчета обоих циклов (гражданского года и ритуального "года") случаются через 18980 дней (это наименьшее общее кратное чисел 365 и 260, получаемое как произведение обоих чисел, сокращенное на общий для них множитель 5). А далее:
18980:365 = 52 обычных года (или 18980:260 = 73 ритуальных "года").

Вот откуда выплывают эти 52 года!

Последний год каждого "века" (то есть, год13Кремень) ацтеки считали очень опасным, способным уничтожить весь мир, поэтому начало каждого нового "века" очень бурно праздновали. Тем более, что оно совпадало с началом обоих циклов, гражданского и ритуального.

Нетрудно сосчитать, что таких "особо опасных" концов "века" в пяти "эпохах" имеется ровно 500 (26000:52). Как утверждают, в нынешней "эпохе" ацтеков их прошло уже 499, а мы все в 2012-м жили уже в юбилейном, 500-м (последнем и для "века", и для "эпохи").

Но как он связан с концом именно 2012 года по нашему календарю? Когда была начальная точка отсчета?

Для решения этого вопроса самостоятельно необходимо, как минимум, конкретизировать названия самих "веков" (лучший вариант - по порядковому номеру), а также знать точную дату какого-нибудь исторического события, надежно зарегистрированного в обоих календарях, желательно, случившегося не слишком давно (например, о прибытии испанцев).

Но можно и просто вспомнить, что календарь ацтеков - это не какие-то ископаемые доисторические сведения, а часть культуры современного народа Мексики, являющегося ассимиляцией племен майя (в меньшей степени), ацтеков и испанцев, и которой он, безусловно, прекрасно владеет. Подобно тому, как мы помним и почти всегда вовремя празднуем еще дохристианские праздники - Коляду, масленицу, Ивана Купала и другие (хотя и соединили их в целом ряде случаев с христианскими).

И если современные нам потомки ацтеков утверждают, что идет последний год последнего "века" нашей "эпохи", то им можно поверить и на слово. (Чтобы не заниматься утомительными расчетами, упомянутыми в предыдущем абзаце).

Дальнейшее деление года календаря ацтеков на месяцы, недели и дни, как и все их наименования, имеют значение только для тех, кто во что бы то ни стало хочет самостоятельно вычислить дату конца "эпохи" с точностью до одного дня.

Структурно (без наименований) год ацтеков (обычный) делится на 18 месяцев по 20 дней (четыре пятидневки), плюс одна пятидневка в конце года (без работы и ритуалов). В високосные годы последний день отмечался дважды, но 366-м не назывался (чтобы не нарушить все приведенные выше арифметические соответствия).

Что бывает по окончанию "эпохи" по календарю ацтеков? То же самое, что бывает по окончанию недели, месяца, года, века и любого иного цикла любого календаря, а именно - начнется отсчет времени нового цикла, новой "эпохи". Ни больше, ни меньше.

В наши дни делать какие-то выводы и прогнозы из факта завершения "эпохи" по календарю ацтеков, и даже просто упоминать ее в разговорах на разных "тусовках", стало просто данью моде следовать всему сенсационному, необычному и экзотическому.

Стоит ли делать это, опираясь именно на культуру ацтеков? Не хочется упускать столь удачный повод?

Пожалуй, следует напомнить всем, что ацтеки были весьма агрессивными завоевателями, прибывшими на земли племен майя откуда-то из прерий Северной Америки и практически полностью вытеснившими (чтобы не говорить - уничтожившими) прежнее население с их исконных земель. Ритуалы ацтеков, строго соблюдаемые едва ли не с хронометрической точностью, были крайне жестокими и просто нечеловеческими. По крайней мере, в 12 из 18 их месяцев они были связаны с человеческими жертвоприношениями. Разнообразие в этот нескончаемый процесс вносилось только чередованием их видов: сжигание жертв, ритуальное обдирание с них кожи, удушение, утопление детей, убиение девушек, ритуальный каннибализм…

Так стоит ли уделять излишнее внимание этой, с позволения сказать, культуре?

Об этом сам календарь ацтеков и его восторженные почитатели почему-то умалчивают.

  Наверх
  .
   

.Делитесь темой в своих сетях!

 


.

Точное местонахождение

100 USD,

которые никому не принадлежат:


Клеопатра

1 ноября 69 г.д.н.э. - день рождения Клеопатры (Клеопатры VII Филопатор), царицы Египта греческого происхождения из династии Птоломеев, ставшей последним фактическим фараоном древней страны.

Последующий текст временно позаимствован из источника: http://civility.ru/kleopatra/

Клеопатра уникальна, несмотря на то, что на свете правили и другие знаменитые царицы. Последняя из фараонов и первая из дам-политиков. А еще — дипломат, полиглот, математик, соблазнительница и чудовище в одном лице. Сохранились свидетельства современника, который пишет, что она назначала смерть ценой своей любви, и нашлись мужчины, которых такое условие не испугало. За ночь, проведенную с Клеопатрой, безумцы-обожатели платили своей жизнью, наутро их головы выставлялись перед дворцом соблазнительницы. В конечном счете, за любовь к легендарной египтянке заплатили своими жизнями и Цезарь, и Антоний.

Она родилась в 69 году до н. э. и происходила из замечательного греческого рода Птолемеев. Родители Клеопатры — фараон Птолемей XII Авлет и Клеопатра V. Кроме маленькой Клеопатры, в семье росли две старшие сестры — Клеопатра VI и Береника, младшая сестра — Арсиноя и два младших брата — Птолемеи. В июле 51 года до н. э. жестокий и ненавидимый всеми владыка Египта скончался, завещав престол 17-летней Клеопатре и 12-летнему Птолемею [по другим данным – 9-летнему]. Следуя обычаю египетских фараонов, брат и сестра поженились.

Клеопатра VII получила прекрасное образование — она изучала философию, математику, литературу, играла на разных музыкальных инструментах и свободно говорила на восьми языках. Царица была первой из фараонов династии Птолемеев, кто мог изъясняться по-египетски.

Достоверного описания ее внешности нет, и поэтому мнения современных авторов об облике египетской царицы разделились. Часть из них утверждает, что она была прекрасна, как троянская Елена. Другие исследователи ссылаются на ее портрет, отчеканенный на монетах: глубоко посаженные глаза, орлиный нос-клюв, выпирающий подбородок. Но все они сходятся в том, что Клеопатра была обольстительной женщиной и обладала сладострастной натурой. Для удовлетворения своих желаний владычица содержала множество красивых мужчин, что вовсе не считалось безнравственным.

Ни для кого не было секретом, что малолетний Птолемей XIII только назывался фараоном, правила же страной Клеопатра. Однако молодого Птолемея воспитывал евнух Пофин, ведавший заодно и финансами Египта и мечтавший о том, что с воцарением воспитанника он станет главным правителем страны.

В 48 году до н. э. воспитателю царя в сговоре с другими высшими сановниками удалось поднять против Клеопатры столицу Египта — Александрию. Возмутившийся народ угрожал жизни владычицы, и она бежала в соседнюю Сирию вместе с младшей сестрой Арсиноей, но побежденной себя не считала.
Скоро Клеопатра собрала войско и двинула его к египетской границе. Брат и сестра, муж и жена решили выяснить отношения в бою. Две армии встали лицом к лицу у Пелузия (около 30 миль к востоку от Порт-Саида) на морском берегу.

В Римской империи тоже шла борьба за власть между Юлием Цезарем и Помпеем. Проиграв битву при Фарсалосе, Помпей сбежал в Александрию. Но сановники Египта, желая выслужиться перед Цезарем, обезглавили Помпея прямо на глазах малолетнего фараона. Через три дня прибывшему в столицу Египта римскому императору преподнесли своеобразный «подарок» от Птолемея XIII — голову Помпея. Такое подношение ужаснуло даже сурового римлянина, и он приказал Птолемею и Клеопатре прекратить военные действия, распустить войска и явиться к нему для объяснений и примирения.

Птолемей, появившись в Александрии, горько жаловался на сестру. Но убедить Цезаря отдать предпочтение именно брату было нелегко: прежде чем окончательно разрешить возникший спор о египетском троне, Юлий решил выслушать и Клеопатру.

Опальная царица прекрасно понимала, что стоит ей открыто прибыть в Александрию, как ее тотчас же убьют противники. Поэтому она явилась в столицу ночью на рыбачьей лодке с преданным приверженцем Аполодором Сицилийским. Тот завернул свою госпожу в кусок пестрой ткани, взвалил тюк на спину и благополучно добрался до покоев Цезаря, где и возложил к его ногам драгоценную ношу. Это был и способ маскировки, и необычная шутка. Так произошло, пожалуй, самое романтическое знакомство всех времен и народов.

Женщин с такой смекалкой и чувством юмора у избалованного императора еще не было. Ее движения, речь, даже звук ее голоса зачаровывали. Юлий не устоял против любовных чар Клеопатры, и в эту же ночь они стали любовниками.

Римский император известен в истории, кроме всего прочего, как реформатор календаря (юлианский календарь), автор «Записок о галльской войне» и «Записок о гражданских войнах». Он родился в 100 или в 102 году до н. э., занимал должности военного трибуна (73 г. до н. э.), эдила (65 г.), претора (62 г.), консула (59 г.) и наместника Галли. В 58—51 годах до н. э. Юлий подчинил Риму всю заальпийскую Галлию. В 49—45-м он разгромил Помпея и его сторонников и, сосредоточив в своих руках ряд важнейших республиканских должностей (диктатора, консула и т. п.), стал фактически монархом.

На следующий день после разговора с Цезарем Птоле­мей XIII обнаружил, что старшая сестра перехитрила его и захватила трон. Он пытался штурмовать дворец, но Цезарь приказал арестовать бунтовщика, а также Пофина, который с младшей сестрой Клеопатры, Арсиноей, возглавил повстанческую армию.

Александрийская война, известная как «Война Клеопатры», поскольку Гай Юлий Цезарь сражался только из любви к царице, длилась восемь месяцев. За это время две трети Александрии сгорело (в том числе и знаменитая библиотека). Затем в одной из битв погиб Пофин, а Птолемей XIII утонул в Ниле, спасаясь от преследования. После этого войско бунтовщиков разбежалось, столица Египта присягнула Цезарю, Арсиноя была арестована и трон вернулся к Клеопатре. Она сразу же вышла замуж за единственного оставшегося в живых младшего брата Птолемея XIV, Неотероса. Брак этот был фиктивным. Царица оставалась любовницей Цезаря и самостоятельно правила государством, опираясь на римскую армию. (Две ее старшие сестры — Клеопатра VI и Береника — погибли еще при жизни отца в борьбе за трон.)

Хотя в Риме начались беспорядки и полилась кровь, Цезарь туда не спешил. В объятиях лукавой соблазнительницы он забыл и долг, и государственные обязанности. Чтобы удержать любовника возле себя, «александрийская куртизанка» каждый день удивляла и все больше заинтересовывала его, хотя искушенного в сексе римлянина до сих пор невозможно было надолго привязать к одной юбке Конечно, египтянка, как всякая восточная женщина, знала массу эротических приемов, но не они были главным магнитом.

Каждое утро она умела рассмешить Цезаря, как никто другой. И заинтриговать. Например, любовница увлекла его в долгое совместное путешествие по Нилу, загадывая ему загадки, на которые не было ответа (где находятся истоки великой реки, в чем «механизм» ее половодья и др.).

Их корабль мог служить образцом роскоши: длина — почти 100 м, ширина — 15, высота — 20. На палубе — настоящая двухэтажная вилла с колоннадами из кедра и кипариса. Зал для обедов украшен золотом и слоновой костью. Любовников сопровождали еще 400 кораблей и лодок: это чтобы римлянин видел, какие почести им оказывают, и убедился в историческом величии Египта.

Рим в это время переживал трудный переход от республики к империи, сопровождавшийся борьбой в сенате и между консулами. Этим и воспользовалась египетская царица, чтобы отвоевать независимость своей страны.

Через несколько месяцев Юлий трогательно попрощался со своей любовницей и отправился в Рим. Чуть позже Клеопатра родила сына, которого назвала Птолемеем-Цезарионом. Отныне в Александрии для защиты царицы находились три римских легиона, оставленные Цезарем.

В 46 году до н. э. она с сыном и мужем прибыла в Рим, где ей устроили настоящий триумф. (В храме Венеры даже установили золотую статую Клеопатры.) Жители ахнули, увидев кортеж чужеземной царицы. Колесницы, сверкающие золотом, черная река рабов-нубийцев, ручные газели, антилопы и гепарды. По римским улицам гнали также пленных, в том числе младшую сестру Арсиною. (Император сохранил ей жизнь, но несколько позже Марк Антоний по просьбе ее старшей сестры Клеопатры убил Арсиною как возможную претендентку на египетский престол.)

Два года египетская царица с сыном жила на правом берегу Тибра во дворце, окруженном садами. Юлий даже пытался изменить закон, чтобы иметь не одну жену, Кальпурнию, которая была бездетной, а столько, сколько ему захочется, чтобы затем официально жениться на Клеопатре и сделать Цезариона своим единственным наследником.

В Риме никто не обращал внимания на то, сколько тайных любовниц имел Цезарь, однако, признав египтянку своей возлюбленной публично, он нанес оскорбление всему народу империи. 15 марта 44 года до н. э. группа заговорщиков-республиканцев убила Цезаря, нанеся ему 23 но­жевых удара. Так трагически закончилась для него любовная история с александрийской обольстительницей.

Когда вскрыли завещание Цезаря, оказалось, что своим наследником он назначил племянника Октавиана, будущего Августа, а своего родного, официально признанного им сына от Клеопатры не упомянул ни единым словом.

Клеопатра как громом была поражена убийством своего возлюбленного и его завещанием. Ведь благодаря связи с всемогущим императором Египет находился в относительной безопасности, добился независимости и не стал провинцией империи, а теперь пришел конец ее надеждам на спокойное царствование и возможное восхождение на престол Рима. Опасаясь за свою жизнь и жизнь сына, ца­рица быстро покинула Вечный город и вернулась в Алек­сандрию.

Спустя некоторое время умер ее брат-супруг Птолемей XIV, скорее всего отравленный по приказу Клеопатры — никто не должен был стоять между властью и ее сыном — Цезарионом. Она осталась единоличной власти­тельницей Египта и тотчас объявила своим наследником четырехлетнего Цезариона.
В Римской империи после смерти Юлия Цезаря шла война между убийцами императора и жаждавшими мще­ния Октавианом, Антонием и Лепидом. Триумвират взял верх, Марк Антоний получил в управление восточные провинции. Когда Клеопатра покидала Рим, она, быть может сама того не желая, зажгла искру любви в сердце последнего.

Марк Антоний — знаменитый римский политический деятель и полководец, друг и доверенное лицо Цезаря — родился около 83 года до н. э. Отличившись в кавалерии, он стал одним из штабных офицеров Гая Юлия Цезаря в Галлии. В 51 году до н. э. Марк был избран квестором (должностным лицом, ведавшим финансами); срок своей магистратуры он также провел при Цезаре.

В 50 году до н. э., когда влиятельные группировки в сенате различными способами пытались отстранить императора от командования войсками, Антоний выступил в защиту интересов Цезаря против сената и Гнея Помпея. В это время Антоний был избран на должность народного трибуна. Он имел право накладывать вето на решения любых должностных лиц. Однако в январе 49 года до н. э. был вынужден бежать на север и искать убежища в лагере Цезаря. Император немедленно форсировал Рубикон, перейдя из Цизальпийской Галлии в собственно Италию «для защиты трибунов». В последовавшей затем гражданской войне Антоний играл значительную роль, участвуя в военных действиях Цезаря в Италии и Греции. А во время отсутствия императора в 49—47 годах до н. э. командовал его войсками в Италии. После некоторого охлаждения в отношениях Юлий и Антоний примирились и тесно взаимодействовали во время совместного консулата в 44 году до н. э. вплоть до смерти Цезаря.

В 42-м, после победы над Брутом, Антоний объезжал Грецию и Малую Азию, собирая контрибуцию, и его повсюду восторженно встречали. Только египетская царица не удостоила полководца и правителя своим вниманием. Тогда Марк приказал ей явиться в Тарсус.

Владычица прибыла на корабле, одетая в костюм Венеры. Ее окружали морские нимфы, фации и купидоны. Огромное судно из драгоценной древесины под алыми парусами, с позолоченной кормой, посеребренными веслами, источающее фантастическое благоухание, приплыло к Антонию в сумерках под звуки нежнейшей музыки. Когда сумерки сгустились, на корабле зажглась грандиозная иллюминация. Антоний — этот гуляка, храбрец, любимец солдат и женщин — был сражен великолепным спектаклем! Вместо гневных речей и угроз сделать Египет одной из провинций Римской империи от обомлевшего Антония последовало приглашение отобедать вдвоем. Клеопатра в ответ пригласила его на борт и устроила на корабле, засыпанном лепестками роз, четырехдневный пир. Затем последовало приглашение в ее столичную резиденцию.

В назначенный час храбрый римский воин прибыл во дворец в Александрии, украшенный с необыкновенной роскошью. Пир был великолепным. И римский сибарит, когда-то подаривший дом своему повару за хорошо приготовленное блюдо, готов был бросить к ногам обольстительницы весь мир.

Он отошел от государственных дел. Всю зиму в столице Египта продолжались оргии и сомнительные развлечения. «Александрийская куртизанка» не оставляла любовника без присмотра ни днем, ни ночью, превратившись в сладострастную вакханку и потворствуя его грубым инстинктам. Она пила наравне с ним, цинично выражалась, отвечала ему бранью и кулаками. Ничто не доставляло такого наслаждения грубому римлянину, как быть битым крошечной ручкой царицы. Кроме того, она с помощью близких друзей постаралась каждый день сделать неповторимым. Каждое утро и на весь день Клеопатра придумывала раз­влечения — настоящий театр удовольствий с ежечасно обновляемым репертуаром. Иногда любовники надевали одежду простолюдинов и бродили по улицам города, устраивая розыгрыши и потасовки.

Законная жена Антония, оставшаяся в Риме, уже потеряла надежду вырвать мужа из рук Клеопатры. И тогда она начала так называемую Перузинскую войну. Римскому полководцу пришлось уехать из Александрии. Полгода спустя египтянка родила близнецов — Клеопатру Селену и Александра Гелиоса.

В 39 году до н. э. войска Клеопатры подавили восстание на египетской границе, в Каменистой Аравии. Жена Антония, Фульвия, вскоре умерла, и в том же году Марк женился на Октавии, сестре Октавиана.

В 37 году до н. э. Марк Антоний начал очередную военную кампанию, на этот раз против Сирии. Но, вступив на азиатский берег, он сразу же послал за Клеопатрой, и вскоре любовники наслаждались в объятиях друг друга. Египетская царица по просьбе Антония заодно доставила припасы для его армии. В обмен на ее согласие выделить средства на парфянскую кампанию Марк Антоний отдал ей часть территории Финикии и северной Иудеи, а также узаконил брак и детей. В положенное время у них на свет появился еще один наследник — Птолемей Филадельфиус.

В 34 году до н. э. римлянин отправился воевать в Армению. Этот поход закончился спустя несколько недель победой Антония. Отпраздновать триумф, а заодно и реорганизацию Сирии полководец решил в Александрии, рядом с Клеопатрой, тем самым нанеся оскорбление всему римскому народу.

Полководец и правитель то впадал в уныние, то был несдержан. Когда он гневался, египетская царица исчеза­ла с его глаз, что мгновенно приводило его в чувство. А потом она возвращалась с редким вином или вдохновленная идеей грандиозного праздника. С помощью таких методов Клеопатра избегала скандалов и накрепко привязала к себе Марка. И он до конца жизни остался с египтянкой. Этот союз оказался выгодным и Антонию, и Клеопатре. Марку в его борьбе за власть в Вечном городе необходимы были египетские богатства, а для Клеопатры это был еще один шанс стать правительницей римского государства.

Неожиданно первая [уже вторая!] законная римская супруга, Октавия, отправилась к Антонию со снаряжением для его войска, а попутно желая навестить своего загулявшего мужа. Но в Афинах ее поджидало письмо, в котором Марк сообщал, что дальше ехать не нужно, он сам приедет в этот город. Узнав об этом, «александрийская блудница» пустила в ход все женские уловки, утроила свои ласки, чтобы не допустить встречи возлюбленного с его законной женой. И ей это удалось — Антоний отменил поездку, и Октавия вернулась домой, так и не увидев супруга.

Римлянин думал только о египетской владычице, раздаривал ее детям завоеванные области. Так Клеопатра и Цезарион, ее сын от Цезаря, получили в совместное правление, помимо Египта, Кипр, Ливию и Келесирию. Старшему сыну Антония и Клеопатры, Александру Гелиосу, были отданы Армения, Мидия и Парфянское царство, его сестра-близнец Клеопатра Селена получила Кирену, а их младший брат Птолемей Филадельфиус — Финикию, Сирию и Киликию. Цезариона объявили «царем царей», а Клеопатру — «царицей царей». Она официально приняла имя «Новой Изиды» и давала аудиенции, облаченная в костюм богини, в облегающем одеянии и короне с ястребиной головой, украшенной рогами коровы. Антоний, отрекшись от Рима, стал почти царем Египта. Он приказал чеканить монету с профилем Клеопатры, а на щитах легионеров выбивать ее имя.

Римляне были глубоко возмущены подобными действиями Марка. В 32 году до н. э. Октавиан выступил в сенате с обличительной речью, направленной против Антония. Он обнародовал завещание Марка, где римский гражданин и полководец просил похоронить себя в Египте, рядом с царицей, называл своим наследником сына Клеопатры от Юлия Цезаря и признавал за ней не только Египет, но и многие другие владения, которыми он ее наделил. Это завещание было подобно разорвавшейся бомбе. От имени сената Октавиан объявил войну Клеопатре. Антоний тогда находился в Мидии, и царица, узнав о войне, присоединилась к нему уже в Эфесе. Зиму 32—31 годов до н. э. они провели на Самосе в увеселениях. Антоний тогда же послал своей жене Октавии письмо с уведомлением об официальном разводе.

Армия Антония и Клеопатры имела огромное численное превосходство. Они слишком понадеялись на это и проиграли. Египетская царица, несмотря на отсутствие опыта, приняла на себя командование частью морского флота. В решающей морской битве 2 сентября 31 года до н. э. неподалеку от Актиума (Греция) она не поняла стратегии своего любовника и в самый решающий момент бросила Марка и приказала отступать. Римляне одержали полную победу, но еще почти год продвигались к Александрии.

Три дня после позорного поражения Антоний отказывался видеть Клеопатру и разговаривать с ней. Любовники возвратились в столицу Египта, и царица начала подумывать о собственной судьбе. Возможно, у нее в какой-то момент возникла мысль о самоубийстве, и владычица приказала построить для себя на берегу моря великолепную усыпальницу. Она проводила эксперименты на рабах, что­бы выявить яд, который убивает без конвульсий и боли. И такое средство было найдено — укус небольшой змейки аспида.

Затем «александрийская куртизанка» решилась бежать. При помощи рабов и вьючных животных она переправила свои корабли с сокровищами по сухому пути в Красное море, но арабы сожгли все суда. Тогда Клеопатра вооружила форты Пелузы и Александрии, раздала оружие простому народу, В чтобы поднять дух войск, записала своего сына Цезариона в солдаты. Но удача и здесь покинула любовников: остатки армии Антония присягнули Октавиану — после битвы при Актиуме никто не сомневался, что Марк Антоний потерял голову из-за женщины и не в состоянии мыслить самостоятельно и служить Римской империи.

В отчаянии Антоний и Клеопатра устроили прощальный пир. Такого нескончаемого разгула и оргий, бурлив­ших в царском дворце, Египет никогда не видел.

В 30 году до н. э. войско Октавиана находилось уже на подступах к Александрии. Надеясь смягчить нового римского полководца, Клеопатра тайно послала к нему гонца с очень щедрыми подарками. Она любила Антония, пока тот был героем, теперь же ее больше интересовал новый победитель. Хотя царице исполнилось уже 38 лет, она еще верила в силу собственной неотразимости и очарования. Клеопатра заперлась в роскошной усыпальнице и стала ждать.

В это время слуги сообщили Марку, что владычица покончила жизнь самоубийством. Услышав скорбную весть, любовник попытался заколоть себя кинжалом [или мечом]. Затем еще живого Антония принесли по приказу царицы в усыпальницу, и он несколько часов умирал у нее на руках.

Римляне между тем захватили Александрию. Похоронив Антония, Клеопатра перешла во дворец, где ее окру­жили царскими почестями. Попытка Клеопатры договориться с Октавианом, известным своими многочисленными амурными похождениями, не увенчалась успехом. На римлянина женские чары знаменитой египтянки никакого действия не возымели.

Царица не питала никаких иллюзий относительно своей дальнейшей участи – ей предстояло пройти в цепях по улицам Рима за колесницей победителя.

Египтянке все же удалось избежать позора: по легенде, верные ей слуги передали корзинку с фруктами, в которой спрятали маленькую ядовитую змею. Перед смертью Клеопатра написала письмо, в котором просила Октавиана похоронить ее рядом с Марком Антонием. Так в последний день августа 30 года до н. э. закончилась эта любовная история.

«Александрийскую куртизанку» похоронили с почестями, рядом с Антонием. Она была последним фараоном, после ее смерти Египет обрел статус одной из римских провинций. Если верить легенде, император Октавиан Август повелел уничтожить все изображения Клеопатры.

Ее сын от Гая Юлия Цезаря – Цезарион – был казнен как вероятный претендент на власть. Дочь, Клеопатра Селена, вышла замуж за короля Мавритании, о судьбах Александра Гелиоса и Птолемея Филадельфиуса ничего не известно.

А любовные истории Клеопатры с Юлием Цезарем и Марком Антонием до сих пор будоражат умы современников.

Источник: http://civility.ru/kleopatra/

  Наверх
.    
Происхождение семьи Ульяновых

Фрагменты генеалогического дерева

.    
.
Наверх
.    
  .  
. Пред.тема (70Д) 
Сл.тема 1 (81Р)
Сл.тема 2 (84Н)
Сл.тема 3 (90 ОС).
.