.Жизнь и Разум | |||
. | |||
"Истина имеет одно-единственное решение, и когда оно оглашено, |
"Тайная вечеря" Леонардо да Винчи |
Для обеспечения максимальной достоверности в передаче замысла автора и его воплощения, роспись рассматривается в виде, который она имела до последней реставрации, то есть, в сильно поврежденном временем состоянии. В основу работы положено фото размером 5052х2640 (13 МБт, при k = 100%), с выкадровкой главного содержания от декораций по периметру изображения. К сожалению, по мнению большинства экспертов, горе-реставраторы нанесли росписи Леонардо больший (и теперь уже непоправимый!) урон, чем все предыдущие факторы, вместе взятые, за все пять веков. Искажены не только соотношения цветов, но и индивидуальные черты лиц персонажей, а в некоторых случаях, даже пропорции между частями их тел. Видимо, пытались что-то "исправлять" и "улучшать". |
Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, родившийся 15 апреля 1452 в селе Анкиано, около городка Винчи, вблизи Флоренции — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор), ученый (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, музыкант, "универсальный" человек. Внебрачный сын местного нотариуса Пьеро и его возлюбленной, крестьянки Катерины. Бисексуал, никогда не бывший женатым. Человек, одинаково хорошо владеющий обеими руками (и способный работать ими одновременно). Таким образом, часть "да Винчи" полного имени Леонардо просто привязывает его к месту рождения. Использование только ее в качестве имени художника, как это делают многие (в т. ч., Дэн Браун, автор исторического детектива "Код да Винчи"), некомпетентно, и поэтому недопустимо. Оно просто демонстрирует безграмотность так говорящих или пишущих. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец женился на другой, богатой и знатной девушке, но их брак оказался бездетным, и Поэтому Пьеро забрал своего трёхлетнего сына у матери на воспитание. Впоследствии отец был еще трижды женат (всякий раз "почему-то" оказываясь вдовцом!) и имел 12 детей. Он пытался приобщить Леонардо к семейной профессии нотариуса, но сын этим не заинтересовался. Первой, еще юношеской, самостоятельной художественной работой Леонардо стала его роспись Щит Медузы (или Голова Медузы), которую он выполнил практически случайно (пока искали "настоящего" художника для выполнения заказа). До наших дней эта работа, к сожалению, не сохранилась.
После этого отец устроил Леонардо подмастерьем в художественную мастерскую Верроккьо во Флоренции, где он овладел многими знаниями в области естественных наук, ремесленными и художественными навыками. В возрасте 21 года он получил квалификацию мастера и стал членом Флорентийской Гильдии художников. Впоследствии Леонардо самостоятельно разрабатывал многочисленные технические и художе-ственные идеи, которые записывал своей персональной тайнописью в записных книжках. Главными средствами этой тайнописи было смешанное использование латинских и греческих букв и ведение всех записей в зеркальном отображении. Но были в ней и другие, как утверждают, до сих пор не раскрытые секреты.
Среди художественных новаций Леонардо да Винчи особое место занимают математические подходы в передаче пропорций человеческого тела, его анатомизм в этом вопросе, разработка строго геометрических подходов в построении перспектив на картинах, также применение им преимущественно широких мазков, не имеющих четких границ. Все это позволило Леонардо перевести всю живопись его времени на революционно новый художественный уровень. До Леонардо почти все художественные работы во многом напоминали современные нам картинки для детского раскрашивания, с четким обозначением всех контуров изображения. Как и другие художники того времени, Леонардо работал, в основном, по заказам богатых частных лиц или церковных учреждений. Основными работами Леонардо, признанные шедеврами еще при его жизни, стали Поклонение Волхвов, Благовещение, Иоанн Креститель, Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа), Мадонна Литта (его авторство этой работы только предполагаемое), Мадонна в скалах (в двух вариантах), Мона Лиза (Джоконда), Тайная вечеря.
Постепенно Леонардо был допущен в высшее общество, во дворцы королей и Римских пап, получал от некоторых из них регулярное жалование. Воспитал плеяду учеников. На старости лет переехал во Францию, где прожил около трех лет и умер 2 мая 1519 года. По своему мировоззрению Леонардо да Винчи был, по сути дела, атеистом, который по понятным причинам в XV веке не афишировался. Но опыт как основу знания, он возвел в абсолют, и тем самым фактически пришел (возможно, даже не осознавая этого) к полному отрицанию теологии. Вот его слова, подтверждающие сказанное:
А многие ли из религиозных "истин" могут быть доказаны опытным путем? (Это относится к любой вере и религии). Как показывают дальнейшие события, Леонардо или не слишком твердо знал некоторые нюансы Нового Завета, или просто игнорировал их в целом ряде случаев при создании своих работ, особенно, росписи "Тайная вечеря".
|
Известная теперь на весь мир роспись создана на стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делла-Грация в Милане Леонардо по заказу местного герцога в период 1495-1498 гг., то есть, в возрасте художника примерно 45 лет, в период наибольшего расцвета его мастерства. По разным данным работа над ней продолжалась от одного до трех лет. Из-за огромных размеров выделенного под роспись фрагмента стены, примерно 870х450 см, сама роспись проводилась по уже высохшей штукатурке. Точнее, по специальной грунтовке стены, увы, оказавшейся не достаточно прочной и долговечной. Быстро покрыть почти 40 квадратных метров сырой штукатурки (что предполагается при изготовлении фресок, рассчитанных на века) было бы затруднительно не только художнику, но и обычному маляру. Параллельно начался и чисто творческий процесс. Леонардо долго обдумывал и композицию картины, и, особенно, образы апостолов. Все они, конечно, были плодом его воображения, его личных представлений о том, какими они были. Ведь никто из его предшественников за полторы тысячи лет не смог (да и не мог!) обеспечить создание фотографически точных портретов учеников Иисуса. Практически все имевшиеся на ту пору их изображения были чисто условными, символическими образами (обычно, размещенными на иконах) в виде благоприличных (большей частью) мужчин с нимбами над головами (кроме Иуды). Несмотря на то, что некоторые наши современники вообще не считают Леонардо портретистом (!?!), он им, конечно, был, причем, видимо, лучшим в свое время. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на любое его изображение Мадонны. Светские портреты он писал непосредственно с натуры изображаемых (самый яркий пример - та же "Мона Лиза"), а произведения на библейские сюжеты - с тщательно подбираемых натурщиков. Совершенно очевидно, что использовал он их и при создании "Тайной вечери". И, как показывает современный анализ, число их было меньшим, чем число изображенных персонажей. Это и объяснимо, и вполне правомерно. Ведь несколько апостолов были братьями, значит, между ними было значительное портретное сходство. А поэтому можно было обойтись меньшим числом натурщиков. Часть персонажей Леонардо создал и просто силой своего гениального воображения. И именно поэтому фиксировал их в своих эскизах. Но возможно, конечно и то, что все эскизы были сделаны с натуры.
|
Ознакомимся с первоначальным замыслом Леонардо, имеющимся в виде эскиза. (Это поможет нам в некоторых местах предстоящего далее анализа). После перекомпоновки двух имеющихся его фрагментов в длину и расшифровки подписей персонажей (частично сделанной автором данного исследования самостоятельно), получим следующее изображение (коффициент размера относительно полного Кр=0,56): Имена персонажей (без знаков вопросов) здесь именно те, которые присвоил им Леонардо да Винчи. Остальные - вычислены путем исключения. Возможно, что Иаков Алфеев и Иуда Иаковлев должны поменяться местами (или именами). Подпись Леонардо есть только для одного из них, и точной расшифровке не поддается. Но в Библии всегда Иаков Алфеев упоминается первым, очевидно, как старший. (С другой стороны, по семейно-бытовым обстоятельствам возле Марии Клеоповой раньше мог оказаться Иаков, если этот Иаков - сын Иосифа (обручника) и его первой жены Соломии). В полном размере и большом разрешении файла этот эскиз раздобыть не удалось. При рассмотрении надо не забывать, что все надписи на эскизе сделаны в зеркально отраженном виде.
Поначалу образы апостолов в представлении художника были еще не вполне устойчивыми, свидетельством чему являются его собственноручные исправления имен персонажей. Утверждают, что особенно трудно Леонардо давались образы Иисуса и Иуды Искариота (в образе последнего это ощущается даже и сейчас). Пока не вполне понятно, почему значительная часть апостолов изображена Леонардо столь откровенными стариками, особенно, как раз на дошедших до нас его эскизах. Таким образом автор хотел подчеркнуть их авторитет и мудрость? Или только из-за того, что такими оказались попавшие в его распоряжение натурщики? Будь окружение Иисуса на самом деле таким возрастным, вряд ли они смогли бы осуществлять свои постоянные пешие переходы из селения в селение. И как же тогда должна была бы выглядеть мать братьев Заведеевых - Саломия, добивавшаяся от Иисуса особого положения для своих сыновей? Справедливости ради надо указать, что в итоге многие из персонажей перешли с эскизов на готовую роспись в сильно измененном виде, в большинстве - гораздо более молодыми. Итак, что же представлено на данном эскизе? Самое главное, что бросается в глаза, это пока еще традиционное представление Иуды Искариота, сидящего на противоположной от всех стороне стола. Второе существенное обстоятельство, это лежащий на столе (подвыпивший?) Иоанн, находящийся, к тому же, по левую руку Иисуса. Кстати говоря, в таком (или подобном) положении изображали Иоанна и другие художники, бравшиеся за данную тему. По правую руку Иисуса Христа находится Петр, самая важная фигура из всех апостолов. Нет в этом варианте ни Причастия как такового, ни шокирующего всех сообщения о предстоящем предательстве одного из апостолов. Почти все они инертны (по отношению к будущему объявлению Иисуса) и заняты своими делами и интересами: Филипп и Симон Кананит оживленно беседуют между собой, то же самое делают Фома и Иуда Иаковлев, Матфей занят своими мыслями, Петр беспричинно веселится, Иаков Заведев безрезультатно возмущается валяющимся на столе братом. И только трое (Варфоломей, Андрей и Иаков Алфеев) смотрят на общение Иисуса и Иуды Искариота. Даже в отвернутом от зрителя лице Иуды читается напряжение и выражение несчастья. Видимо, Иисус уже успел тихо проронить ему: "Что делаешь, делай скорее". Интересно, каким образом будущие евангелисты Иоанн и Матфей смогли бы впоследствии описать эту сцену? (Будь все так, как показано на этом рисунке) Они ведь, фактически, ничего не видели!
|
Так или иначе, в 1498 году роспись была завершена. Окончательный ее вид радикально отличается от первоначального эскиза и представлен в следующей подтеме. И уже очень скоро, из-за неудачной рецептуры грунтовки, начала осыпаться. Сначала потихоньку, потом сильнее. Пока лет через 50-60 картина стала трудно воспринимаемой, а персонажи - почти неузнаваемыми. (Самым сильным это впечатление было у тех, кто видел картину и в первоначальном виде, и потом). В 1652 году прямо через роспись, в нижней ее части, был проделан дверной проем(!!!), позже заложенный кирпичом. Спасать произведение Леонардо (через 150 лет после его смерти и осознания ценности работы) от воздействия внешних факторов сначала попытались с помощью штор, но даже при их эпизодическом открытии тяжелая ткань их материала только усугубляла повреждения поверхности. Наконец, в 1726 году (через 220 лет после создания) была проведена первая реставрация гениальной росписи, с заполнением недостающих мест изображения краской и сплошным покрытием его лаком. Еще через 44 года провели повторную реставрацию. Войска Наполеона использовали трапезную монастыря в качестве оружейного склада. При этом французские вандалы сознательно портили изображения, выцарапывая глаза апостолам. Точно так же вели они себя и в Египте, подвергнув артиллерийскому обстрелу лицо знаменитого Сфинкса в Гизе, тогда - пригороде Каира. Хотя сейчас это почти всеми мировыми историками дружно, как по сговору между ними, отрицается. Хотя оправдательных аргументов у них нет никаких (кроме международного авторитета Франции, которой Египет не может бросить в лицо соответствующего обвинения; а вот Италия - может). В отличие от аргументов противоположной стороны - обезображенного лица Сфинкса (при практически не тронутых других частях тела). Автор этого заявления видел результаты собственными глазами. Позже трапезная использовалась и как тюрьма. После освобождения Европы от Наполеона была предпринята очередная попытка реставрации, крайне неудачная, и брошенная в самом начале работы. В 1901-1908 и в 1924 году проводились расчистка остатков росписи (которой к этому времени исполнилось уже 400 лет) и их стабилизация. В 1943 году, во время Второй мировой войны, трапезная подверглась бомбардировке. К счастью, роспись была спасена от прямого попадания осколков, так как была заложена мешками с песком В 1951-1954 годах выполнена еще одна, послевоенная реставрация росписи. В результате она приобрела вид, подобный тому, который содержится в огромном файле, размером 5052х2640 pxl (13 МБт в формате *.jpg). Рассмотреть его в подробностях могут только обладателибыстродействующего Интернета, не отягощенные проблемами трафика. Все здесь исключительно наглядно и максимально достоверно. Его небольшие (но нужные для анализа) фрагменты будут не раз представляться в этой статье далее. Наконец, с 1978 по 1999 годы (к 500-летию росписи) был осуществлен самый масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление ее от вреда, причиненного загрязнением и неправильными(?) реставрациями XVIII и XIX веков. Однако, то, что получилось в итоге, вызвало возмущение общественности и специалистов. Последние утверждают, что изменились не только цвета на картине, но и пропорции некоторых лиц ее персонажей.
|
Известная теперь на весь мир роспись создана на стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делла-Грация в Милане Леонардо по заказу местного герцога в период 1495-1498 гг., то есть, в возрасте художника примерно 45 лет, в период наибольшего расцвета его мастерства. По разным данным работа над ней продолжалась от одного до трех лет. В самом общем виде картина представляет собой изображение Иисуса Христа и двенадцати его учеников (апостолов), сидящих вместе с ним по одну сторону стола, по шесть человек с каждой стороны от Иисуса, сгруппированных в четыре триады. Все участники застолья размещены лицами к зрителям картины (как минимум, в профиль). Главный сюжет росписи, относящийся к событиям одного вечера, в оценках разных комментаторов имеет две несколько отличающихся по значению составляющих. Одни усматривают в нем, в первую очередь, так называемое Причастие - приобщение апостолов к духу и самому телу Христа перед его распятием путем употребления хлеба и красного вина, которые он сам объявил его телом и кровью. Другие же считают главным в изображенном моменте извещение Иисуса о предстоящем предательстве одного из апостолов и их реакцию на это сообщение. (Этот нюанс является, пожалуй, более интересным для живописца). К сведению: нигде в Новом Завете, ни в евангелиях, ни в приложениях к ним, словосочетание "тайная вечеря" ни разу не употребляется. Так же, как и слово "причастие" (применительно к данной ситуации). Эта терминология является более поздними наработками христианства. Достаточно наглядным изображением "Тайной вечери" может, очевидно, считаться файл размером 2526х1320 (3,3 МБт при k = 100%) в масштабе 1:2 от исходного. Для ориентировки достаточно и представленного ниже изображения c kр=0,37, на котором нанесены и имена всех персонажей, в соответствии с принятой на сегодня официальной их трактовкой (ссылающейся, в частности, и на самого Леонардо; правильна ли она, увидим далее): А вот и сама рецензия, одна из самых распространенных стандартных трактовок содержания картины и распределения ее персонажей за столом, с вынужденными замечаниями автора данной работы, прямо по ходу рецензии, выделенными красным цветом: "Основной задачей, которую поставил себе Леонардо [знать бы, какой она была на самом деле! - Прим.А.] в "Тайной вечере", была реалистическая передача сложнейших психических реакций [?] на слова Христа: "Один из вас предаст меня". Давая в образах апостолов законченные человеческие характеры и темпераменты, Леонардо заставляет каждого из них по-своему реагировать на произнесенные Христом слова. Именно эта тонкая психологическая дифференциация, основанная на разнообразии лиц и жестов, и поражала более всего современников Леонардо, особенно при сопоставлении его росписи с более ранними флорентийскими изображениями на эту же тему кисти Тадео Гадди, Андреа дель Кастаньо, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо. У всех этих мастеров апостолы сидят спокойно, наподобие статистов, за столом, оставаясь совершенно безучастными ко всему происходящему. Не имея в своем арсенале достаточно сильных средств для психологической характеристики Иуды, предшественники Леонардо выделяли его из общей группы апостолов и располагали в виде совершенно изолированной фигуры перед столом. Тем самым Иуда искусственно противопоставлялся всему собранию как изгой и злодей. Леонардо смело ломает эту традицию. Его художественный язык достаточно богат, чтобы не прибегать к подобным, чисто внешним эффектам. Он объединяет Иуду в одну группу со всеми прочими апостолами, но придает ему такие черты, которые позволяют внимательному зрителю сразу же опознать его среди двенадцати учеников Христа. Каждого из учеников Леонардо трактует индивидуально. Подобно брошенному в воду камню, порождающему все более расходящиеся по поверхности круги, слова Христа, упавшие среди мертвой тишины, вызывают величайшее движение в собрании, за минуту до того пребывавшем в состоянии полного покоя. Особенно импульсивно откликаются на слова Христа те три апостола, которые сидят по его левую руку. Они образуют неразрывную группу, проникнутую единой волей и единым движением. Молодой Филипп [а откуда известно о его молодом возрасте? В Библии об этом нет ни слова!] вскочил с места, обращаясь с недоуменным вопросом к Христу, Иаков старший (Заведеев) в возмущении развел руками и откинулся несколько назад, Фома поднял руку вверх [не руку, а палец!], как бы стремясь отдать себе отчет [???] в происходящем. Группа, расположенная по другую сторону Христа, проникнута совершенно иным духом. Отделенная от центральной фигуры значительным интервалом, она отличается несравненно большей сдержанностью жестов. Представленный в резком повороте Иуда судорожно сжимает кошель со сребрениками [так тогда было принято изображать Иуду, и Леонардо, или один из последующих реставраторов, от этого, возможно, не смог оторваться; как и автор данной рецензии] и со страхом смотрит на Христа; его затененный, уродливый [???], грубый профиль контрастно противопоставлен ярко освещенному, прекрасному лицу Иоанна [?], безвольно [почему?] опустившего голову на плечо и спокойно сложившего руки на столе. Между Иудой и Иоанном вклинивается голова Петра; наклонившись к Иоанну и опершись левой рукой о его плечо, он что-то шепчет ему на ухо, в то время как его правая рука решительно схватилась за меч [или обычный кухонный нож], которым он хочет защитить своего учителя. Сидящие около Петра три других апостола [имена их в этом изложении не указаны] повернуты в профиль. Пристально смотря на Христа, они как бы вопрошают его о виновнике предательства. На противоположном конце стола представлена последняя группа из трех фигур. Вытянувший по направлению к Христу руки Матфей [с какой стати это именно он???] с возмущением обращается к пожилому Фаддею [откуда это вдруг он пожилой? Согласно Евангелиям, это тот же Иуда Иаковлев, значит, он, как сын Марии Клеоповой, моложе Иисуса!], как бы желая получить от него разъяснение всего происходящего. Однако недоуменный [?] жест последнего ясно показывает, что и тот остается в неведении. Далеко не случайно Леонардо изобразил обе крайние фигуры, сидящие по краям стола, в чистом профиле. Они замыкают [а зачем тогда профиль третьего справа человека, направленный в противоположную сторону?] с обеих сторон идущее от центра движение, выполняя здесь ту же роль [какую ???], которая принадлежала в "Поклонении волхвов" фигурам старика и юноши, поставленных у самых краев картины. Но если психологические средства выражения у Леонардо не поднимались в этом произведении ["Поклонении"] ранней флорентийской эпохи выше традиционного уровня, то в "Тайной вечере" они достигают такого совершенства и глубины, равных которым напрасно было бы искать во всем итальянском искусстве XV века. И это прекрасно понимали современники мастера, воспринявшие "Тайную вечерю" Леонардо как новое слово в искусстве. Она поражала и продолжает поражать не только правдивостью деталей, но и верностью в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах". = = = = = = = В общем, КАК БЫ описали и прокомментировали картину... К сожалению, едва ли не единственным бесспорным персонажем сюжета в этом комментарии оказывается сам Иисус Христос.
|
Как только что показано (в замечаниях автора данного сайта), определение персонажей в официальной версии трактовки сюжета является, мягко говоря, не совсем точным, так как не соответствует данным Библии (Нового Завета). А теперь посмотрим на все изображенное на росписи свежим, незаангажированным взглядом. И попытаемся разобраться в том, что же действительно на ней изображено. Сначала - в общем плане, в принципе.
И мы, конечно, увидим, что часть персонажей картины весьма похожи друг на друга (кто больше, кто меньше, но похожи): Степень этой схожести в каждом отдельном случае мы уточним далее, рассматривая фрагменты изображения в гораздо более крупном масштабе. При этом будем постоянно помнить, что Леонардо прекрасный портретист, способный передать похожесть двух (или более) людей. А также то, что среди близких Иисуса, в соответствии с евангелиями, находится сразу несколько пар братьев.
Попробуем разыскать их на картине, установить их соответствия, а потом и идентифицировать. А кое-где, возможно, и разобраться в причинах несоответствий (если таковые обнаружатся). В последнее время стало модным говорить о присутствии на этой картине Марии Магдалины. Неплохо было бы установить, возможно ли это в принципе, если известно, что на ней изображены все 12 апостолов. То есть, каким вопросом ни задайся, он требует тщательного изучения и анализа лиц персонажей. А его результат, очевидно, потребует и существенно измененной трактовки всего, что изображено на картине. Итак, независимо от того, что это все может кому-то (начиная от Папы Римского) не понравится, начнем (чуть ниже) поэлементное рассмотрение картины.
|
Симон и Андрей Ионины (сыновья Ионы) были призваны Иисусом в апостольский состав самыми первыми. С них начнем и мы. За тведость и последовательность (по крайней мере, в сравнении со своими будущими товарищами), Иисус позже присвоил Симону второе имя - Петр ("камень"), под которым он известен даже больше, чем под своим первым. То, что в поисках Петра и Андрея на росписи нам нужны именно старшие среди братьев, мы точно знаем из содержания евангелий. Пометки самого Леонардо на его первоначальных эскизах исключительно интересны и ценны. Но воспользоваться ими напрямую не всегда возможно, потому что на них:
К счастью, именно эти два персонажа на эскизах имеют почти разборчивые подписи Леонардо (правда, чтобы их хоть как-то прочесть, фрагменты эскизов пришлось рассматривать в зеркальном отображении; здесь так уже и оставлено):
Более того, даже официально призанные на росписи в качестве Андрея и Петра апостолы (3-й и 4-й слева) совершенно не похожи между собой. (Знак вопроса на верхней светло-зеленой линии). Продолжим поиск братьев, сыновей Иониных, используя только сходство двух пожилых людей. Поэтому, начиная с 3-го апостора, пока лишь условно принимаемого за Андрея (и соглашаясь в данном случае с официальным толкованием этого персонажа), пройдем по нижней зеленой линии к крайнему правому концу стола, где и обнаружим гораздо более похожего на него человека. Несомненно похожего.
Не нужно быть экспертом, чтобы понять что пара рисунков 2-3 гораздо более гармонична, чем пары 1-2 или 1-3. А так как других пожилых кандидатов в братья на росписи нет, принимаем, что это и есть Андрей и Петр.
Первое возражение частично снимается тем, что гораздо более важным является сравнение персонажей, изображенных на окончательном изображении, чем одного, взятого с готовой росписи, а другого - с эскиза.
Второе возражение насчет нового места Петра тоже может быть легко снято, и даже не одним способом. С этой позиции Петру было бы удобнее наблюдать сразу за всем, происходящим за столом. А попасть сюда он мог в порядке наказания, потому, что Иисус, зная все наперед, заранее знал и о трех предстоящих отречениях Петра от него. (Которые вскоре случились и на самом деле). "Симона Канонита", сводного брата Иисуса Христа через Иосифа-обручника (см. раздел Христианство), с этой позиции, безусловно, придется снять, так как для него, несомненно, найдется куда более почетное место за столом.
Кроме всего прочего, "Петр"(ОфВ) и "Иоанн"(ОфВ) не стали бы так доверительно наклоняться друг к другу (через выжимаего "Иуду", сидящего между ними), тем более, в присутствии Иисуса Христа. И тем более, после выяснения их истинных имен.
|
Перейдем далее от традиции рассматривать апостолов в порядке последовательности формирования их группы, и отдадим преимущество родственным связям самого Иисуса Христа. Его двоюродные братья Иаков Алфеев и Иуда Иаковлев (Фаддей), сыновья Марии Клеоповой (тети Иисуса, родной сестры его материи Марии), вошедшие в состав апостолов, безусловно, намного ближе Иисусу, чем любые другие, совершенно чужие ему люди. (Хотя публично он заявлял и обратное. Видимо, чтобы никто не осудил порядок набора в состав команды его учеников).
В связи с этим, обратим внимание на персонажей, объединенных на вышестоящем схематическом изображении красной линией (так как в их число попадает и сам Иисус).
Предыдущие исследователи давно обратили внимание на сходство левого из них (на росписи - 2-й слева) с Иисусом Христом. А вот второго персонажа, реально подходящего на роль еще одного его кузена, они все никак "не замечают", догматически зациклившись на образе и имени Филиппа, взятом из эскизов (можно сказать, с черновика, см.ниже). После чего роль второго брата Иисуса приписывают какому-то дедушке, расположенному на правой периферии изображения. Якобы, не понимая, что такие "кузены" Иисуса родными (между собой) братьями быть никак не могут.
Для объяснения ситуации еще раз обратим внимание на фрагменты первоначального эскиза, с изображением Филиппа (слева, зеркальное, потому что тогда легко читается его имя), и двух других (похожих между собой) персонажей (рис. 2 и 3), имена которых либо не читаются, либо отсутствуют:
Все три молодых человека на этих эскизах довольны похожи, так что путаница в планах художника, их реализации и нашем прочтении просто неизбежна. Все прежние исследователи картины, хотя бы один раз увидевшие этот эскиз (рис.1), из-за подписи самого Леонардо, не могли даже допустить мысли о том, что Филипп может выглядеть как-то иначе и в окончательном виде, на уже готовой росписи. И потому уверенно присваивают 9-му слева апостолу это имя.
Ни один из сыновей Марии Клеоповой на том же эскизе (имена которых вычислены методом исключения и по старшинству, см. правую часть предыдущего рисунка), никак не выглядят, как внук и дед! И не должны так выглядеть! (А в официальной трактовке росписи они выглядят именно так!) Ведь оба этих человека моложе Иисуса (потому что Клеопова на несколько лет моложе Богородицы, а даже Дева Мария родила ребенка довольно рано, не позже 16 лет). И эта доминирующая идея должна уверенно просматриваться и на готовой настенной росписи. Иначе искажаются историческая правда и содержание евангелий. А это гораздо хуже, чем "обидеть" Леонардо, изменив за него имя персонажа картины. Тем более, что у самого Леонардо не было никаких оснований изображать Филиппа молодым красавцем. Об этом в евангелиях вообще ничего не говориться (эта мысль прозвучит в данном анализе еще не раз). Сначала это было понятным только ему ходом его мыслей. Или предопределено имевшимися в распоряжении художника натурщиками.
Мы в нашем исследовании такую логическую ошибку искусствоведов не повторим, поэтому уверенно переименовываем бывшего Филиппа в Иуду Иаковлева (Фаддея). И тем самым, придвигаем его ближе к центру стола и восстанавливаем логику родственного сходства всех братьев (включая Иисуса). А куда же деваться "разжалованному" Филиппу? А хотя бы и на место (и в телесную оболочку) бывшего Петра (в стандартной трактовке), которого мы уже сместили на край стола.
Не нравится, что он при этом становится старым и некрасивым? А где сказано обратное? Судя по апокрифическим текстам, он был как раз вполне зрелым мужчиной, спокойно вступавшим в полемику с "самим" Петром. Молодым и красивым Филипп был лишь в воображении Леонардо, да и то, скорее всего, только на ранней стадии создания эскиза.
* * * * * * *
|
Иаков и Иоанн, сыновья Заведея (возможно, араба) и Саломии (сАломии!), хронологически стали 3-м и 4-м учениками Иисуса, бросившими рыболовлю и все свои домашние дела, и по первому призыву будущего Спасителя последовавшими за ним. (Подробности - в разделе Христианство данного сайта). Согласно официальному комментарию "Тайной вечери" Леонардо, братьями Заведеевыми (родными!) являются следующие персонажи: Они же, в более общем представлении (чтобы видны были не только лица): Полная пассивность и отстраненность одного и стремительная динамика, экспрессия другого... Ну, не издевательство ли это над здравым смыслом? Что общего у этих двух людей? Неужели гениальный художник Леонардо да Винчи мог изобразить двух родных братьев, важных персонажей Нового Завета, настолько не похожими друг на друга? Могли ли эти два персонажа быть в совсем недалеком прошлом рыбаками на Генисаретском (Тивериадском) озере? Постоянно заниматься тяжелым физическим трудом? Таскать лодки, сети, улов? Грести вдали от берега против ветра и волн? Мужчина справа, безусловно, да. А тот, что слева? Безусловно, нет. Да и мужчина ли это вообще? Женоподобность Иоанна общеизвестна, но источником сведений о ней является только молва. Нигде в Библии об этом не сказано ни слова. А сама молва возникла, скорее всего, именно из-за необходимости каким-то образом трактовать это изображение на стене монастырской трапезной. Причем, трактовать так, "как положено". И с упорством, достойным лучшего применения, так трактуют и толкуют об этом до сегодняшнего дня. Еще один вопрос. С какой радости Иисус посадил бы рядом с собой двух Заведеевых, абсолютно чужих ему людей, если здесь же присутствуют и его братья, и другие, более авторитетные для него люди? Иаков Заведеев, согласно евангелиям, - полностью индифферентный человек, абсолютно ничего не сделавший для того, чтобы хотя бы один раз быть выделенным в этих повествованиях. Кроме попытки его (и Иоанна) матери Саломии добиться для своих сыновей какого-то особого статуса, что тут же вызвало объяснимое возмущение всех других учеников и было пресечено Иисусом. Единственная его "заслуга" заключается в том, что он случайным образом попал в первую четверку учеников (сплошь состоявшую из рыбаков). А в конце своих даже не начавшихся деяний был убит (самым первым среди апостолов) мечом, попавшись под горячую руку царя Ирода. В качестве общеизвестной истины Иоанн считается "учеником, которого любил Иисус". Но позвольте спросить, КТО его таковым считал и ГДЕ об этом написано? Проверка показывает, что пишет об этом только сам Иоанн, в своем евангелии. Упоминает это 4 или 5 раз, применительно к трем эпизодам (рассматриваемый сейчас ужин, сцена распятия и события после воскресения Христа). Никто из других евангелистов ничего такого не подтверждает, ни разу. Но это не помешало столь сомнительной информации давно и прочно войти в число незыблемых догм христианства, не подлежащих никакому сомнению "истин". А вопрос ведь, по сути дела, совсем не принципиальный. Касается только личных амбиций Иоанна. "Сей ученик и свидетельствует о сем и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его" (Иоанн.21:24). Очень "убедительное" утверждение! Давайте подумаем вместе, возможно ли, чтобы сын (в сцене распятия) поручал будущую опеку над своей матерью какому-то "любимому ученику", при наличии у нее сестры и взрослых племянников? А, вдобавок, еще женщины, допущенной к семье чуть ли не на правах невестки? Да, согласно избранному христианством принципу ненужности (для него) никаких доказательств, оно имеет право так поступать. Но все иные люди совсем не лишаются этим принципом своего права подвергать сомнению что угодно из его содержания. Тем более, такую откровенно ненадежную и абсолютно субъективную информацию, как "особую любовь" Иисуса к Иоанну. Сам Леонардо, как уже отмечалось выше, в избранных страницах его биографии, считал, что абсолютно любое знание должно быть проверено опытом. И призывал ничего не воспринимать на веру. А тут - чисто голословные заявления, и только. Именно из-за нерешенности всех поставленных выше вопросов оба только что представленных портрета так и не получили подписей. Составитель и создатель данного сайта считает их официальную трактовку на росписи совершенно неправильной.
Итак, обоим рассмотренным выше (на росписи и на выбранных с нее фото) персонажам искусствоведы присвоили явно неправильне имена. Какими же были братья Заведеевы на самом деле, и где их следует искать на росписи "Тайная вечеря"?
Для сравнения можно привести фрагменты этой же сцены (с Иоанном), изображенные другими художниками (без указания их фамилий, почти ничего нам не говорящих): Очевидно, такое представление об Иоанне в те времена было устойчивым и едва ли не канонизированным. Но позже одолеваемый стремлением к истине Леонардо решил этот вопрос совершенно по-другому, более реалистично. И это было именно его решением, а не вопросом какой-либо (включая данную) последующей трактовки, что убедительно подтверждается наличием на росписи двух практически идентичных персонажей, отмеченных на схеме синей соединительной линией:
Их портретное сходство не оставляет никаких сомнений в том, что они братья, а их возраст, здоровье и сила позволяет смело утверждать, что такие люди могли всю предыдущую жизнь заниматься тяжелым физическим трудом на свежем воздухе, в том числе, и быть рыбаками. По любому из названных параметров это наиболее подходящая пара на роль братьев Заведеевых. (Тем более, что все другие братья нами уже определены и расставлены по своим новым местам). То, что они написаны, скорее всего, с одного и того де натурщика, не имеет ни малейшего значения. В отличие от того, что получилось в результате - сцены с участием двух (еще и таких) братьев. Иоанн (будущий евангелист) - тот, что стоит слева, так как он смотрит на всех и видит все происходящее за столом. Правый персонаж, наоборот, отвернут от центра событий, поэтому он не смог бы впоследствии точно описать этот момент (разве что переписать у других).
А как же при этом быть со статусом любимого ученика, выставленного вдруг на самый край стола? Во-первых, можно от души посочувствовать Иоанну, выдававшему желаемое за действительное. Во-вторых, одно другому не мешает, сидеть скраю в целом ряде случаев даже и удобнее. (Если потом еще и описывать события; с этой позиции - все на виду). Наконец, критикам можно опуститься на землю, отвернуться от картины и вообще не заниматься никакими трактовками росписи, считая ее только художественным произведением на тему евангелиев, а не иллюстрацией к ним. Пока же продолжим анализ в попытках найти разумное объяснение всему изображенному. Персонажи с прежними именами, находившиеся на месте только что разобранных ( в синих одеждах, якобы Варфоломей и якобы Матфей), со временем тоже найдут свои места.
|
Как уже отмечено выше, наиболее вероятной позицией Филиппа за столом является та, которая в традиционной трактовка приписывается Петру (со стороны зрителя - 4-я фигура слева; считая по головам - 5-я). То, что он при этом "стареет", не имеет абсолютно никакого значения, так как его истинный возраст нигде в евангелиях не указан.
Для целей данной работы самым главным является то, что Филипп дает письменные свидетельства любви и близких отношений между Иисусом Христом и Марией Магдалиной:
|
Интереснейший, хотя и скрытый, образ всей евангельской истории и очень важный персонаж картины. Как показывает анализ, проведенный на этом сайте в разделе Христианство, Симон, скорее всего, был вторым, нигде прямо не названным, сыном Иосифа, обручника Марии Богородицы (в первом его браке). А, значит, старшим сводным братом Иисуса Христа.
В частности, в "Истории Иакова о рождении Марии" имеется информация о втором сыне Иосифа, в момент похода всего его нового семейства (примерно через три года после обручения с Марией) на перепись в Вифлеем:
Понятное дело, что такой человек, сводный брат (если не отец!) на картине Леонардо (если тот давал себе отчет в обстоятельствах) должен был идентифицироваться в числе самых близких к Иисусу людей за столом. (Мы то оказались в состоянии это сделать!) Подходящее Симону место в нашем анализе освободилось после "пересадки" прежнего Иакова Заведеева на позицию прежнего Варфоломея. Энергичный, решительный, солидный, возрастной, но еще не старый персонаж, не имеющий "двойников" на росписи (и на рисунке справа), это, безусловно, именно Симон. С учетом изложенного, Симон Кананит (кананит - родившийся в Кане Галилейской), как и подобает, оказывается в непосредственной близости от самого Иисуса (который, кстати, тоже родился вдали от последующих мест своего проживания и деяний - Назарета и Галилеи, что, в данном случае, позволяло людям называть его назаретянином или назореем).
|
Традиционная трактовка приписывает апостолу, находящемуся на 11-й слева (2-й справа) позиции имя Фаддей, что, конечно же, совершенно ошибочно. Ведь на самом деле Фаддей (он же Иуда Иаковлев) - младший двоюродный брат Иисуса. И никак не может выглядеть, как его дед. А в стандартной трактовке получается именно так.
И все-таки, по сюжету, по связи с другими персонажами, их Имя Матфей к данному персонажу подходит только на первый (или второй) взгляд. Ведь рассматриваемый образ, в целом, не соответствует (и не учитывает) реальному социальному статусу настоящего Матфея. Знал ли его, и помнил ли сам Леонардо о нем, это еще вопрос. Хотел ли он его подчеркнуть или, наоборот, завуалировать? Скорее, второе, судя по его исправлению имени на эскизе. О чем тут вообще идет речь, и при чем тут социальный статус? - могут спросить читатели. А при том, что некоторые виды этого самого статуса отражаются даже на внешности человека (одежда, ухоженность, позы). И солидный пожилой человек, показанный только что, никак не может быть Матфеем. В русском издании Библии Матфей называется "мытарем", то есть, в трактовке наших отцов церкви (любой), - "сборщиком податей" у храма. В этом смысле было бы интересно (и крайне важно!) знать, как это переводилось с древнееврейского и в 1500-м году подавалось на латыни. (Чтобы понять возможный ход мыслей самого Леонардо). Из русского же варианта перевода вытекает (как это уже показано в разделе Христианство ), что на самом деле Матфей был просто нищим, собирающим у храма подаЯНИЕ (а не подать).
Так вот, только что подобранный нами (а по ходу создания росписи - и самим Леонардо!) новый "претендент" на имя Матфея слишком хорошо для этого выглядит. Аккуратно одет, за столом сидит спокойно и уверенно; убедительно, уверенно жестикулируя руками, что-то объясняет своим соседям. Нет, не похож он на еще совсем недавнего нищего! Так где же тогда Матфей? Давайте подумаем, не подходит ли для этой роли персонаж картины, традиционно и уверенно называемый всеми Иудой Искариотом? Прежде, чем возмущаться этим предположением, проанализируем факты. Сидит этот персонаж по одну сторону со всеми другими учениками, а не так, как "положено" Иуде, - с противоположной (и как это и намечалось автором на эскизе). Так почему же тогда этот персонаж не может быть Матфеем?
Автор публикации считает приведенную выше аргументацию вполне достаточной для трактовки этого персонажа именно в качестве Матфея. Тогда предыдущий, чуть выше рассмотренный персонаж, конечно же, должен считаться Фомой. Как это и задумывал Леонардо изначально (см.надписи на его эскизах). Но теперь, в связи с перемещениями, встает вопрос о самом Иуде Искариоте и о его месте на росписи. (На эскизе все было просто и понятно, а тут...) Все знают, что Иуда был казначеем апостолов, постоянно носил с собой денежный ящик. Но как только доходит до создания или комментирования живописи на тему причастия апостолов, все (или почти все) тут же впадают в какое-то загипнотизированное состояние, и догматически привязывают его (Иуду) к какому-то несчастному кошелю. Как будто сквозь него видно, что он набит именно серебрянниками. И именно тридцатью. Чтобы покончить, наконец, с детскими разговорами о кошеле с серебрянниками, уточним, что расчет священников с Иудой за предательство произошел ПОСЛЕ тайной вечери. Сразу, но после. До нее была только достигнута договоренность между ними об оплате предательства.
И куда бы, если не за этими деньгами, Ииус отослал Иуду к ближе к исходу вечери? То есть, пока лишь за обещанными монетами: "Что делаешь, делай скорее. ... Он, приняв кусок [хлеба], тотчас вышел; а была ночь. Когда он вышел" (Иоанн.13:27-30). То есть, в момент вечери этих сребренников еще не было ни у кого из присутствовавших. Вот вам и кошель!
А где, кстати, на картине ящик Иуды с деньгами, принадлежащими всем апостолам, и за которые он был ответственным, позвольте спросить? Главный атрибут Иуды в работе Леонардо не показан. (Как и у почти всех других художников). Почему? Начинаем предполагать, что Иуды на росписи нет вообще. Видимо, он как раз вышел с этим ящиком. По привычке. И, как бы, по делам. А куда деваться, ведь он получил прямую команду от Иисуса! Подробнее вариант отсутствия Иуды на росписи рассмотрен дальше.
И почему так напоминает Иуду, каким его изображали некоторые другие художники, сумевшие оторваться от догматического образа человека с кошелем монет (во всех нижеприведенных примерах - на заднем плане):
Не является ли эта сдержанная, приглушенная манера подачи данного образа ключом к разгадке нашего персонажа с поднятым пальцем? Нет, не является. Хотя и сам Леонардо мучился с воплощением образов учеников Христа, не раз меняя свое представление о них. И, не исключено, что первоначально именно так он и собирался представить зрителям Иуду. Но и в этот раз это не Иуда, причем, сразу по двум причинам. Во-первых, из-за самого этого пальца. Поднятый вверх указательный палец является указанием на всевидящего Господа бога. (У мусульман это прямое и конкретное указание на Аллаха). А сам этот палец является символом мудрости, потому что им было принято водить по строкам Торы (это первые пять книг Ветхого Завета, авторство которых приписывается самому Моисею) во время ее чтения. Та же символика (палец, Господь бог и мудрость) выдержана и в портрете Иоанна Крестителя, см. начало этой статьи. Стал бы Иуда (будь это он) публично подчеркивать мудрость Иисуса, прямо разоблачающего его будущее предательство? Скорее, упал бы на колени или сидел бы, насупившись. А вот заведомо невиновный человек вполне мог акцентировать внимание на этой мысли Учителя. Напомним официальную трактовку данного персонажа, в которой все это, самое существенное, вообще оставлено без внимания: "Фома поднял руку вверх, как бы стремясь отдать себе отчет в происходящем". Возможно, рука (этого псевдо-Фомы) с пальцем была дорисована на картине в последний момент. Именно для того, чтобы снять возможные предположения о соответствии изображения данного человека образу Иуды. Во-вторых, если этому персонажу присвоить имя Иуды Искариота, то не останется ни одного вакантного места для ранее "разжалованного" (еще в описании Петра и Андрея) Варфоломея. Нельзя же в качестве такового считать место персонажа, находящегося по правую руку от Иисуса (глядя от зрителя - слева от него). Тем более, не подойдет оно и для Иуды. Этого не допускает художественная правда. (Ни Варфоломей, ни Иуда не могли предстать в практически ангельском образе). Значит здесь, на заднем плане, практически рядом с Иисусом, на картине изображен именно Варфоломей (иногда именуемый Нафанаилом), символическим способом подчеркивающий мудрость Иисуса. Которому до этого никак не находилось места в новой трактовке.
|
Ответ сообщаем сразу: из всего вышеизложенного логически вытекает, что Иуды Искариота на картине Леонардо просто нет. Существующие родственные связи апостолов и портретные изображения персонажей гениальным художником приводят именно к такому выводу. Возможно ли это? Судя по тексту евангелий, - вполне. По Иоанну (о предстоящем предательстве одного из учеников): 23 Один же из учеников Его, ... ... ... , сказал Ему: Господи! кто это? И вот после этого наступила немая сцена, изображенная на росписи "Тайная вечеря". Шок от только что услышанного и увиденного. Спокойствие сохранили только несколько персонажей, отвлекшиеся на другие разговоры. * * * По Матфею, не уверенным в себе был каждый апостол. А кто таки сделал это (и сделал ли вообще), Матфей так и не сообщает! (Видимо, отвлекся на беседу с Марией). Очень жаль, что такое уточнение отсутствует. * * * Другие евангелисты, вообще не присутствовавшие при этой сцене, описывают этот эпизод расплывчато и неопределенно:
То есть, конкретика содержится только у Иоанна. Он был и участником событий. Понятное дело, его истории и должен был придерживаться Леонардо. (Либо собственного ее толкования). А что Иоанн пишет, смотри несколькими строками выше - не было там Иуды в изображенный момент времени. Вышел. * * * * * * * Но возможно ли, в принципе, изображение двенадцати апостолов без одного из них? Имеются ли тому прецеденты? Вполне возможно. И сколько угодно. И на картинах, и на иконах. В таких случаях в качестве двенадцатого (или первого) выступает обычно либо сам Иисус Христос, либо апостол Павел (реально ставший таковым только спустя многие годы деяний, в числе так называемых 70-ти апостолов второй волны). Желающие могут самостоятельно разыскать достаточное количество таких изображений в Интернете. Вот пара примеров этого: Четвертый слева в верхнем ряду - Иисус Христос. Об этом говорит венок на его голове и благословляющий жест правой руки. Понятное дело, никакого Иуды Искариота в таком составе нет. Аналогиный состав апостолов и на следующем левом рисунке. Иисус здесь без венка, но с тем же благословляющим жестом правой руки. Но бывают и куда более экзотические варианты, смотри верхний правый рисунок. С включением в состав двенадцати учеников и Павла, и всех четырех евангелистов (+1 +2 чел.) Менее значимых братьев Христа (Иакова Алфеева и Иуду Иаковлева) приходится с таких картин убирать. (Тем более - Иуду Искариота). Нарисовать, конечно, можно что угодно и кого угодно, но называть такие работы "Собором двенадцати апостолов" является грубой ошибкой. С чем представители православной церкви часто не считаются. Леонардо да Винчи поступил подобным образом. Но сделал при этом и следующий шаг.
|
О том, что любимым учеником Спасителя был Иоанн, свидетельствует только он сам. А вот о любви Иисуса к Марии Магдалине свидетельствует и Иоанн (в образе Марии из Вифании, что, как доказательно показано в разделе Христианство данного сайта, одно и то же), и сама Мария, и Филипп (в апокрифических евангелиях двух последних). Причем, ее он любил больше, чем всех апостолов, вместе взятых, что их откровенно злило, особенно, Петра. Напомним еще раз классичесую цитату, свидетельствующую об этом:
Они были нормальной любящей парой, о чем знали и мать Иисуса, и его тетка Мария Клеопова. (Иначе бы Магдалина не оказалась бы в кругу их семьи в момент распятия Христа и его погребения). Стоит ли тогда сомневаться, что за столом (когда им удавалось за него попадать; пусть даже и за условным) Мария всегда сидела рядом с самим Иисусам? Или кто-то предполагает, что она в такие моменты уходила на кухню и мыла посуду?
(Для слишком серьезных читателей вносим уточнение - это юмор!) Мария постоянно сопровождала Иисуса. Будучи одержимой так до сих пор и не установленным психическим расстройством, она постоянно нуждалась в его помощи, которую он ей и оказывал, "изгоняя бесов". Судя по более чем вразумительным текстам остатков ее евангелия, а также по многим фрагментам евангелия от Иоанна, в написании которого, как считается, она принимала самое активное участие, с головой у Марии все было в порядке. А вот ее сексуальная потребность, судя по всему, была постоянно не удовлетворенной. Именно это и сделало ее в свое время блудницей. В тот период она вела довольно роскошный образ жизни, что подтверждается ее благовониями, стоимость которых только в одном носимом ею сосуде была равной годовой заработной плате рабочего или наемного воина. Иисус находил управу на ее "бесов", но всегда только на некоторое время. (Почему? Где же его всесилие?) Это еще одно свидетельство именно сексуального характера "одержимости" Марии. Все это, безусловно, было известно и Леонардо да Винчи. И в своей росписи "Тайная вечеря" он смело располагает Марию Магдалину на самом почетном месте за столом - в центре, рядом с Иисусом, по правую руку от него. А чем мог добиться подобной чести Иоанн Заведеев? Этого и представить себе невозможно. Пожалуй, только слепой может не видеть, что у так называемого (официально) Иоанна - чисто женское, прекрасное и застенчивое лицо, в меру идеализированное художником:
Этот фрагмент росписи заслуживает отдельного разбора, но ввиду и без того затянувшегося анализа, здесь мы этим заниматься уже не станем. Краткие соображения о том, мимо чего просто нельзя пройти мимо. Непропорционально (если присмотреться) удлиненные руки Марии, наверное, объясняются тем, что нарисованы кем-то из учеников Леонардо (к тому же, возможно, считающим, что изображает руки молодого мужчины). Как уже отмечалось, в те времена ученики художников активно привлекались для выполнения вспомогательных работ. Явно обрезанное левое плечо Марии, видимо, приобрело такой вид после одной из предыдущих реставраций. Усаженные рядом с Марией (во второй триаде персонажей) Матфей и Филипп оказываются здесь, как нельзя более, кстати. Именно они впоследствии помогали Марии в ее противостоянии с некоторыми апостолами после распятия Христа и его вознесения на небо. В частности, Левий (это второе имя Матфея) обращается к Петру:
Для все еще сомневающихся в правомерности такой трактовки росписи Леонардо "Тайная вечеря", в которой одним из главных персонажей является Мария Магдалина, представляем фрагмент ее копии, выполненной выдающимся мастером начала XIX века Джакомо Рафаэли: Кажется, здесь уже все предельно ясно и бесспорно. Сопротивляться далее и отвергать очевидное могут только догматически зацикленные религиозные фанаты.
|
Теперь, просто пробежав глазами по всем названным в анализе персонажам, получает следующую их новую рассадку за столом, по триадам и по невидимым (да еще и отсутствовавшим на самом деле) табуретам (чтобы не писать "задницам"); это требуется в связи с наклоном Филиппа (в новой трактовке, или бывшего Петра) к Марии Магдалине (бывшему Иоанну) через Матфея (считавшегося до сих пор Иудой): Иоанн Заведеев, Иаков Алфеев, Андрей Филипп, Матфей (Левий), Мария Магдалина Иисус Варфоломей, Симон Кананит, Иуда Иаковлев (Фаддей, Леввей) Иаков Заведеев, Фома, Петр (Симон) В результате проведенного анализа все братья стали, наконец, похожими друг на друга и соответствовать своим возрастным данным. Иуда Искариот (в трактовке персонажа) с росписи убран. Мария Магдалина, наоборот, добавлена. Вот, кажется, и все "загадки" и "коды" Леонардо на этой росписи, если иметь ввиду ее персональное содержание. В событийном плане вся эта роспись, скорее всего, является синтетической картиной из нескольких, быстро сменяющих друг друга, эпизодов, позволившая художнику раскрыть психологические портреты персонажей в наибольшей полноте.
|
Не известно, был ли Леонардо первооткрывателем идеи о включении в сюжет "Тайной вечери" Марии Магдалины, но то, что он был не единственным - абсолютно точно: Поиски (в Интернете, в музеях, на выставках и в библиотеках) авторства и названий картин, фрагменты которых показаны выше, автор данной публикации оставляет любопытствующим читателям для их самостоятельной работы.
|
И, наконец, самое потрясающее "повторение" сцены тайной вечери, выполненное датским королевским художником второй половины XIX века Карлом Блохом (фрагмент), почти через 400 лет после Леонардо:
Здесь и Иоанн/Мария переданы чудесно (почти совершенно нейтрально), и отправленный Иисусом из-за стола Иуда показан совсем не злодеем, а, главное, сиденье-подставка, с которого встал Иуда, очень напоминает так давно разыскиваемый нами денежный ящик. Этот или иной, - Иуда не мог утащить его с собой. Зная, на что он идет. И, опять таки, никакого обозначающего кого-то кошеля...
|
Только
графика:
|
|
Поделиться темой в сетях: |
|
. | |||||||||
\ | |||||||||
\ | |||||||||
Следующая тема | |||||||||
\ | |||||||||