.Жизнь и Разум
Полная карта сайта.
.
.Предыдущая тема    
Следующая тема.
 
 
"Создать мир легче, чем понять его"
                          Анатоль Франс
"Вселенная - это мысль Бога"
                          Фридрих Шиллер

Вселенная


 
Наша галактика - Млечный Путь
 
Понятие о космологии и ее проблемах.
 
Космическая телескопия. "Хаббл" и др.

Бонус - познавательно-развлекательные материалы:
 
Сейчас (тема 1.1)
Раньше (тема 1.2)
Еще раньше (тема 1.3)

Вселенная - это все скопление всех существующих и доступных наблюдению (в т.ч., приборными методами) астрономических объектов (галактик, звезд, планет) и сколь угодно малых их фрагментов и составляющих (включая все формы жизни), объединенное общей расширяющейся пространственно-временной оболочкой. Другим названием Вселенной является космос.

В настоящее время установлено, что Вселенная состоит примерно из 1,8 миллиарда галактик, каждая из которых имеет в своем составе по несколько сот миллиардов звезд.

Галактики - звездные скопления, имеющие общие центры масс всех входящих в их состав звезд, перемещающиеся по общим для каждой из них траекториям во Вселенной.Типичными формами галактик являются спиралевидные диски и туманности.

Наверх


   
. Наша галактика - Млечный Путь

Галактика, в которой находится наша Солнечная система, в т.ч., планета Земля, имеет название Млечный Путь. Значительная часть ее звезд видна на безоблачном ночном небе даже невооруженным глазом человека. Но абсолютное их большинство видно только в самые мощные телескопы, а то и вовсе не поддаются визуальным наблюдениям.

Согласно представлениям современной астрономии, сформировавшимся после 2010 года, в нашей галактике насчитывается порядка 100 (или немного больше) миллиардов звезд. Из них примерно 75% составляют т.н. красные карлики - звезды, в несколько раз уступающие по размерам и светимости нашему Солнцу (но значительно превосходящими самую большую планету Солнечной системы - Юпитер). Из-за относительно низкой светимости и большой удаленности от Земли, ни один из красных карликов невооруженным глазом человека не наблюдается.

Для ориентировки: в так называемых ближайших "окрестностях" Солнца и Земли, радиус шара которых (окрестностей) принят в размере 5 парсек (специальная астрономическая единица) или 16,3 светового года, размещается всего 52 звездных системы, часть из которых (13 штук) являются двойными звездами. Не так уж и много.

По результатам наблюдений и измерения светимости звезд на сегодняшний день точно установлено, что не менее 20% их общего количества имеют планетные системы. В ближайшее время (в 2015-2020 годы) намечено прямое визуальное обнаружение и фотографирование таких планет (для отличия от планет нашей системы их принято называть экзо-планетами) с помощью специального телескопа, отправляемого с Земли в космическое пространство и работающего там под прикрытием т.н. звездного зонтика (чтобы не быть засвеченными лучами самих исследуемых звезд).

Считается, что среднестатистическая величина количества планет по отношению к количеству звезд в галактике (и, вероятно, во всей Вселенной) равна 1,5/1. (Это вытекает из результатов имеющихся наблюдений и механизма формирования звездно-планетных систем).

В свою очередь, многие планеты (а, значит, и экзо-планеты) имеют свои спутники - луны.

Примерно так же (по структуре) устроены и другие галактики. Для иного нет никаких причин.

Наверх

. Понятие о космологии и ее проблемах

Наука об истории развития и движущих силах эволюции Вселенной называется космологией. Главными (но, конечно, далеко не единственными) предметами дискуссий современной космологии являются конечность или бесконечность Вселенной, как по ее размерам, так и по времени ее образования и существования (в т.ч., в будущем).

Из-за огромных с точки зрения человека размеров галактик, мало отличимых в его восприятии от размеров всей Вселенной в целом, многие космологические проблемы часто (и вполне обоснованно) рассматриваются в аспекте происходящего внутри нашей галактики. Тем более, что по своему составу они практически не отличаются от проблем всей Вселенной.

Вопрос начала существования Вселенной имеет важнейшее мировоззренческое значение. Наличие этого начала сразу дает основу для дискуссий о создании или самопроизвольном возникновении всего существующего вокруг нас.

И, наоборот, если бы никакого начала не было (и если бы об этом было точно известно), то не было бы даже принципиальной возможности говорить, скажем, о создании мира.

В первой половине ХХ века в современной космологии появилась и сравнительно быстро заняла господствующее положение концепция конечности Вселенной во времени, и, что особо важно, - с ярко выраженным ее началом в виде т.н. Большого взрыва (см. следующую главу данной работы).

Эта теория было принята обществом не сразу, так как радикально отличалась от господствующей в те времена в науке концепции стационарной Вселенной, без начала и конца в пространстве и времени. Зато довольно скоро новый взгляд на историю мироздания был принят всеми сторонами, и чуть ли не в первую очередь - учеными-теологами. Новая физическая концепция дала им столь желанное научно обоснованное начало, после чего главным дискуссионным вопросом оставалась только причина этого начала. И очевидным ответом на этот вопрос, с точки зрения церкви, был Бог.

Именно поэтому гипотеза Большого взрыва была горячо поддержана Римским Папой Пием XII еще в 1951 году, довольно скоро после ее появления и окончательного физического оформления (примерно в 1948 году).

Главной причиной признания теории Большого взрыва астрономами-физиками является хорошее объяснение ею состояния подавляющего большинства объектов и процессов в наблюдаемой части Вселенной.

Наличие начала Вселенной совсем не является триумфом религиозной трактовки происхождения мира. С физической точки зрения возможны, как минимум, три варианта существования Вселенной, позволяющие иметь начало отсчета (или просто таки начало существования) нынешней Вселенной:

  • цикличность расширений и последующих сближений и слияний всех объектов в бесконечном ряду сменяющих друг друга Вселенных;
  • перекачивание всего содержимого космоса из видимой его части в невидимую через "черные дыры", с последующим их слиянием в одну гигантскую "супер-дыру", сжатие которой приводит к образованию очередной "исходной точки" (зоны т.н. сингулярного состояния) для очередного Большого взрыва;
  • возникновение самого времени в ходе первой фазы Большого взрыва, делающее невозможным реальное (а не абстрактно-умозрительное) обращение к любому "предшествующему" ему моменту.

Поэтому значительная часть человечества очень давно пришла к мысли, что Вселенная может благополучно возникать и существовать и без каких-либо богов, развиваясь по всеобщим законам природы (позже названным законами физики). Краткое изложение последовательности соответствующих физических процессов и их результатов рассматривается в следующих подразделах. В том числе, и строение Солнечной системы.

* * * * * * *

Никакие, самые смелые научные идеи, никогда бы не сделали астрономию столь захватывающей и волнующей, если бы человечество не пыталось сочетать теоретические рассуждения на космологическую тематику (жрецы Древнего Египта, древне-китайские философы, И.Ньютон, И.Кеплер, Н.Коперник, А.Эйнштейн) с попытками практического познания Вселенной (тот же И.Кеплер, Р.Годдард, В.ф.Браун, С.П.Королев и др.). Больше того, если бы в своих стремлениях человеческая цивилизация не мечтала бы покорить космическое пространство (К.Э.Циолковский, Г.Оберт, Ю.В.Кондратюк, опять С.П.Королев и др.), хотя бы в пределах Солнечной системы.

Рассмотрим некоторые практические примеры исследований нынешнего этапа.

Наверх


. Космическая телескопия. "Хаббл" и "Кеплер"

В 1990 году в США был выведен на орбиту первый космический телескоп «Хаббл» (Hubble), являвшийся совместной разработкой НАСА (NASA) и ЕКА (ESA). Однако полноценная его работа началась только 4 года спустя, после устранения прямо на орбите серьезной ошибки изготовителя зеркала. После этого телескоп стал работать примерно в 10 раз лучше, чем любой из установленных на Земле. Однако постоянные усовершенствования и ремонтные работы на нем проводились еще и в 2009 году. Телескоп-спутник, имеющий 2,5 метра в диаметре, по настоящще время находится на околоземной орбите.

Только за первые 15 лет работы "Хаббл" сделал более миллиона фотоизображений, больше, чем 20 тысяч космических объектов, как внутри Солнечной системы, так и далеко за ее пределами. За это время он накопил примерно 50 Тбт информации. С его помощью сделано много важных открытий, касающихся возраста Вселенной, существования "черных дыр" и многих других вопросов. С его помощью сделаны подробные карты поверхности планет нашей системы, зафиксированы некоторые свободно дрейфующие в межзвездном пространстве объекты (планеты), а также процессы образования ряда новых галактик.

В последующие годы "аппарат" был передан в свободное коммерческое использование всеми желающими. Может быть сориентирован в любом направлении. Минимальная длительность сеанса - 45 минут. Стоимость такого удовольствия автору данной публикации не известна. Но спрос постоянно превышает разрешенное время доступа (примерно 22 часа в сутки) в 6 - 9 раз. Поток информации, выдаваемой "Хабблом" в настоящее время, достигает почти 500 ГБт в месяц. Его ограниченность определяется необходимостью длинных выдержек для большинства снимков (от нескольких часов до нескольких суток).

"Хаббл"
"Кеплер"

В 2009-м запущен принципиально новый космический телескоп «Кеплер» (Kepler). Для исключения его периодических попаданий в зону тени Земли, он был сразу размещен на гелиоцентрической орбите (пролегающей вокруг Солнца), подобной орбите Земли, но с периодом обращения 372 дня (ежегодное несущественное отставание примерно на 5 дней). На рисунке внизу обозначена зеленым цветом.

_
На Земле
Орбиты: Земли (черная линия) и телескопа (зеленая)

Главной особенностью «Кеплера» является сверхчувствительный фотометр высокого разрешения, изображение на котором создается мощным оптическим телескопом-рефрактором (без каких либо особенностей). Фотометр состоит из 42 зарядовых матриц размером 50х25, разрешением 2200х1024 каждая. Данные с каждого пикселя каждой матрицы снимаются через каждые 6 секунд, после чего накапливаются и обобщаются через каждые 30 секунд (? - по сведениям Википедии) или каждые 30 минут (более правдоподобные данные НАСА, при которых возможна статистическая выборка из 300 замеров в каждом цикле). Это позволяет достоверно отделить хоть и слабые, но постоянно поступающие полезные сигналы от спонтанно возникающих и случайным образом распределяющихся по пикселям шумов (чисто статистически).
Угловые матрицы набора используются только для ориентации телескопа.

Такой большой суммарный размер матриц позволил без потери качества изображения перекрыть небывало большой размер исследуемого участка неба без переориентации телескопа.
Визуально, с Земли и без приборов, он примерно равен участку, перекрываемому ладонью вытянутой руки человека. Или квардату 100х100, расматриваемому с расстояния 1 метр. (Тогда диагональ такого квадрата будет видна под плоским углом величиной примерно 8 градусов).

Зарядовый накопительно-стоковый фотометр
Оптический путь лучей (подробности разработчиками скрыты)

Для исследований был выбран участок неба в районе созвездия Лебедя. Подавляющее большинство звезд в этом направлении по размерам сопоставимы с нашим Солнцем, что теоретически создает хорошие условия для наличия у них своих планетных систем, подобных нашей. Кроме того, при такой ориентации сразу исключается попадание в поле зрения телескопа любых объектов Солнечной системы (СС), имеющих чрезвычайно высокую яркость и способных помешать проведению исследований.

Наглядное представление о том, как происходит ориентация телескопа "Кеплер", дает видео по следующей ссылке (время цикла просмотра 50 секунд, объем файла 15 МБт).

Первоначальной целью запуса «Кеплера» в 2009 году как раз и был поиск таких экзо-планет (планет других звездных систем), предположительно (на тот момент) находящихся возле 100 тысяч («всего», в начале исследований) «ближайших» к нам звезд выбранного участка неба (находящихся в относительно более близком слое глубины космического простанства) .

Поскольку планеты весьма малы по размерам (по сравнению с материнскими звездами), а, главное, почти не излучают никакого света (а то, что излучается ими в инфракрасном участке спектра, пренебрежительно мало), непосредственное их обнаружение у далеко расположенных звезд практически невозможно. Поэтому теоретически экзо-планеты можно пытаться фиксировать только при видимом прохождении их по диску своей звезды (по их видимости на ее фоне). На практике почти невозможно и это. Слишком уж малы планеты!

Зато при современном уровне технологий можно зафиксировать некоторое, пусть даже самое ничтожное, изменение светимости звезды при перекрытии части ее лучей проходящей транзитом по ее диску планетой. Поэтому такой метод обнаружения экзо-планет называется транзитным. Фото, иллюстрирующее пооцесс:

"Облака" на этом небе представляют собой скопления газов (исключительно разреженные, но огромные!) по пути к зведе, а также (и это главное!) скопления гораздо более удаленных звезд, составляющих фон поля наблюдения.
Видео (цикл - 01:35, объем файла - 30 МБт), с которого выбрано это изображение, вместе с процессом наблюдения, представлено здесь. (Дождитесь двух оборотов планеты, сюжет будет иметь развитие. Возможные срывы изображения на малоподвижных фрагментах видео объясняются особеностями конвертации видео-файлов в изображения *.gif и никакого беспокойства пользователей вызывать не должны).

Для того, чтобы такое "звездное затмение" можно было увидеть (даже хотя бы теоретически!), находясь в пределах Солнечной системы, необходимо чтобы плоскость орбиты искомой экзо-планеты хотя бы приблизительно совпадала с местонахождением Солнца (и, следовательно, нас исследователей, со своими телескопами). Реально такому условию отвечает только крайне незначительная часть любых космических объектов, в том числе, и экзо-планет. Считается, что мы можем наблюдать только 1 - 2 %% от их общего количества.

Кстати, подобным образом, при помощи простых оптических телескопов, открыто большинство спутников планет нашей системы.

Возможности аппаратуры "Кеплера" можно проиллюстрировать следующим "земным" примером. Если в его поле зрения, ночью, включить автомобильную фару, находящуюся на расстоянии 1 км, то фотометр уверенно зарегистрирует муху, пролетевшую мимо этой фары, и даже размер этой мухи.

"Кеплер" блестяще справился с поставленной перед ним задачей в условиях реального космоса. Уже в первые два года он открыл большое количество весьма крупных (по сравнению с Землей) экзо-планет. (Что и не удивительно, ведь крупные планеты заметнее). Часть из них показана на следующем рисунке (цвета условные). Земля (Earth) и Юпитер (Jupiter) представлены для сравнения.

А за три года с помощью этого телескопа открыто более 1000 экзо-планет, в том числе, и гораздо меньших по размерам (а, значит, более трудно обнаруживаемых). И еще более 2000 – кандидатов в планеты. Именно поэтому данный телескоп и получил свое неофициальное прозвище «охотника за планетами».

Но очень скоро астрономы убедились, что сверхчувствительная аппаратура «Кеплера» способна видеть на расстояния, во много раз (на несколько порядков!) дальше, чем это предполагалось изначально. Поэтому постепенно акцент исследований был смещен в сторону очень далеких (размещенных на расстояниях в сотни миллионов св. лет!) звезд и галактик того же участка неба.

Всякие большие и удаленные скопления космических объектов (звезд и облаков рассеянных газов), не имеющих четкой формы, в последнее время принято называть «космическими бегемотами» (первоначально такое название относилось только к бесформенным облакам рассеянного в космосе водорода, которые были видны только в ультра-фиолетовой части спектра, и только с помощью специальных телескопов).
Вот как раз в зоне скопления таких звездных «бегемотов», находящихся за многие сотни миллионов световых лет, и начал исследования «Кеплер» на втором этапе своей деятельности (с 2013 года).

В выбранном ранее участке неба, на его глубине порядка одного-полутора миллиардов световых лет от Солнечной системы, находится уже около 500 галактик, по 100 млрд звезд в каждой (в среднем). Всего – около 50 триллионов звезд (т.е. 50, умноженное на 10 в 12-й степени). Вот все это хозяйство и пытается ревизовать «Кеплер», хотя бы в общих чертах.

Некоторое представление о видимой таким образом части Вселенной дает следующее фото (может быть увеличено в 3 раза по ссылке , объем файла 1,6 МБт):

Еще в ходе первых наблюдений космический телескоп "Кеплер" случайно (в том смысле, что помимо первоначальной программы) заметил в наблюдаемом регионе Космоса несколько вспышех т.н. сверхновых звезд (две - с интервалом в несколько месяцев, еще одну - примерно через три года). Из-за необходимости перепроверки полученной информации (или по другим, не известным мировой общественности причинам), эта информация долго не разглашалась (фактически - скрывалась). И доведена до всеобщего сведения только в марте 2016(!) А ведь такие исследования могут и на Нобелевскую премию претендовать! Подробнее об этом см. в специальном разделе данного сайта.

В настоящее время в космосе одновременно находится несколько десятков телескопов различного назначения (преимущественно – военного), принадлежащих космическим агентствам разных стран, среди которых до 10 предназначены для исследования различных регионов Космоса.

Фотографии, объясняющие работу космического телескопа "Кеплер", взяты с официального сайта http://kepler.nasa.gov/

* * * * * * *

Последние темы данного раздела ("Новый Большой взрыв" и, частично, "Новая физика") представляют принципиально иные физические подходы к анализу происхождения и устройства Вселенной. По крайней мере, к некоторым важным фрагментам этих вопросов, не объясненным классической физической теорией.

Наверх

.Делитесь темой в своих сетях!

 


.

Бонус (тема 1.1)
СЕЙЧАС

Бодаревский Николай Корнилиевич
(06.12.1850 - хх.хх.1921)

Выдающийся, талантливый и незаслуженно забытый
российский и украинский художник-портретист,
мастер бытового и всех других жанров живописи.
Академик. Один из художников-передвижников.

Родился, провел большую часть жизни и умер в Одессе. Происходил из дворянской семьи, корни которой находились в семействах молдавских господарей (царей).

Закончил рисовальную школу Одесского товарищества поощрения изящных искусств.

С 1869 по 1873 год учился в Императорской Академии художеств в классе исторической живописи. Считался одним из лучших учеников. За время учебы получил несколько поощрительных медалей – четыре серебрянные и две малые золотые.

В 1875 году Бодаревскому Академией присвоено звание классного художника 1-й степени за картину «Апостол Павел объясняет догматы веры перед царём Агриппой» (другое название «Суд над Павлом»).

С 1880 года по 1918 год экспонент Товарищества передвижных художественных выставок (почти 40 лет). С 1884 года член Товарищества.

В 1908 году художнику присвоено звание академика Императорской Академии художеств.

Некоторые биографы считают, что портретист Николай Бодаревский Корнильевич входил в Товарищество передвижников не вполне заслуженно. В молодости подававший надежды как живописец и отмеченный Крамским, он был избран членом Товарищества, но скоро свел свои работы к ремеслу, переведя все свои усилия на заработки.

Его портреты нравились буржуазному обществу, главным образом дамам. Он до иллюзии точно выписывал модные платья, прикрашивал и молодил лица, как куколкам, угождая вкусам заказчиков.

Строил Бодаревский из себя художника-барина какой-то высшей марки. Его отличали необычайно напыщенный тон, французская речь с дамами, целованье их ручек, обхаживание денежных особ и, несмотря на довольно значительный заработок, - постоянная задолженность.

Затевал нелепые инициативы: строил себе дом-виллу под Одессой какого-то бестолкового стиля, считая его за арабский, пробивал тоннель в скале к морю. В хозяйственных делах действовал сумбурно и с потерей художественного вкуса.

Выглядел действительно по-барски - высокий и довольно красивый, в золотом пенсне и с постоянно надменным выражением лица.

Передвижники якобы хотели исключить его из своей среды, но не могли. Никакого реального повода для этого он не давал. Только когда выставлял вещи, изображавшие обнаженную натуру, некоторые товарищи протестовали и убирали их с выставки. Говорят, что в таких случаях дело едва не доходило до драк.

Вышеизложенное мнение отражает, скорее всего, точку зрения противников (а то и завистников) Николая Корнильевича. Ведь он был удостоен даже чести придворного портретиста.

У Бодаревского был широкий творческий диапазон - он мог с равным успехом писать все, что угодно: полотна исторической и религиозной тематики, пейзажи, портреты, в том числе и салонные, жанровые сценки, пикантные "ню"...

Художник просто не замыкался в узких рамках, но его коллегам это казалось неразборчивостью и всеядностью, не позволяющей оттачивать мастерство в рамках определенного направления.

Еще один повод для претензий - тематика. Передвижники старались запечатлеть "подлинную жизнь", каковую зачастую видели в изображении бедных крестьян, нищих, пропойц, религиозных фанатиков на церковных праздниках... А у Бодаревского даже крестьяне выглядели вполне довольными жизнью, пели и плясали как на "Малороссийской свадьбе", вполне дружелюбно общались с помещиками и принимали от них поздравления.

Друзья-коллеги чаще всего критиковали Николая за отсутствие социальной остроты. А он все творил и творил, по-своему.

Родившийся в «Малороссии», художник большое внимание в своем творчестве уделил быту украинских крестьян.

"Свадьба в Малороссии":

"Яблочный спас в малороссийской деревне":

"Брод":

"Девочка с гусями":

"Крестьянская девочка из Малороссии":

Постепенно акценты в его творчестве сместились в сторону бытовых сцен, безотносительно к национальному колориту.

"У моря":

"Навстречу ветру":

"Портрет девочки":

"Прогулка в лесу":

"Семейная сцена":

"Увлекательные речи":

Но настоящим коньком художника в полном расцвете его мастерства, стало создание им женских портретов.

"Мадам Ликовская":

"Гопожа N"

Дерягина (Бодаревская) Елена Корнилиевна, сестра художника (и тоже художница):

"Дама в красном":

Даже сама Императрица Александра Федоровна (жена Николая 2-го) несколько раз позировала авторитетному портретисту.

А такие вот работы вменялись художнику в качестве «порнографии». (Правда были и немного более откровенные):

"Любимчик":

"С книгой":

"Натурщица":

"Солнечная ванна":

Бодаревский получил заказ на оформление большого зала Московской консерватории портретами выдающихся композиторов всех времен. И он блестяще справился с этой задачей.

Некоторые из 14 исходных портретов зала консерватории:

Со временем часть портретов, изображающих иностранных мастеров, была заменена на портреты новых русских композиторов (работ других художников).

Особое место в творчестве Бодаревского занимает религиозная тема. Дипломная работа Бодаревского «Суд над Павлом» ("Павел у царя"):

Вместе с другими художниками Бодаревский принимал участие в оформлении убранств храма Спаса на Крови (в С-Петербурге). Он создал более 10 эскизов, с перенесением их на стены и колонны храма, на которые потом мастера-декораторы нанесли замечательные мозаики. Покажем здесь только две из них.

«Мария Магдалина»:

«Иисус Христос на суде Понтия Пилата»:

Художник-универсал, каковым был Бодаревский, не создал только одного полотна – достойного автопортрета. Хотя, возможно, как раз таковым является портрет этого солидного мужчины:

Хотя это может быть портрет и кого-то другого, по одной из версий – композитора М.Мусоргского, но он здесь не похож на другие его портреты.

Зато точно известна фамилия изображенного на следующей картине – В.И.Сафонов - ректор Московской консерватории, главный дирижер Нью-Йоркского филармонического оркестра:

Своеобразным автопортретом Бодаревского может считаться эта картина:

Кроме представленных выше, художник написал еще не одну сотню других картин.

Умер Бодаревский в 1921 году и был похоронен на первом (старом) городском кладбище Одессы.

Могила художника не сохранилась. В 1934 году кладбище было закрыто, а в 1935, вместе с храмом «Во имя всех святых», было снесено. На месте кладбища был открыт парк культуры и отдыха имени Ильича (ныне парк «Преображенский»). Кладбище, на котором помимо Бодаревского были похоронены младший брат А.С.Пушкина - Лев Сергеевич, знаменитая актриса немого кино Вера Холодная и многие другие известные жители Одессы…

P.S. Кстати, в 2005 году полотно Бодаревского "Крестьянская девочка из Малороссии" (1892) было продано с аукциона в Лондоне за 86 тысяч фунтов стерлингов.

Наверх


.Делитесь подтемой в сетях!

Бонус (тема 1.2)
РАНЬШЕ


Михаил Врубель

(17.03.1856 – 14.04.1910)

Выдающийся российский и украинский художник,
живший и учившийся в Одессе,
оставивший заметный след в духовном наследии Киева.
Фактический основоположник тогда еще не открытых стилей кубизма
и импрессионизма.

Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 г. в  Омске, в семье потомственных военных и юристов, как по линии отца Александра, так и по линии матери Анны Басаргиной.

Фамилия Врубель – польская, означающая воробей. Первым известным (по отношению к будущему художнику) ее носителем был прадед Михаила Антон, работавший судьей в Белостоке (Польша).

Всего в семье было 4 детей, Михаил – второй по счету (первой была старшая его сестра, как и мать - Анна). Практически сразу после рождения четвертого ребенка их мать умерла от чахотки. Едва не последовал за ней и Михаил. Малолетние его брат и сестра пожили по несколько лет, но тоже умерли, еще детьми.

В дальнейшем заботу о детях взяла на себя новая жена отца (Елизавета Вессель) и ее брат Николай.

Семья военного была связана с частыми переездами, поэтому за короткое время, еще будучи ребенком, Михаил проживал в Астрахани, Харькове, Саратове и С-Петербурге.

Рисовать под руководством профессионалов он начал еще в Саратове.

В столице Михаил поступил в гимназию, но уже через три года, в связи с очередным назначением отца, вместе с семьей отца переехал в Одессу.

Михаил очень увлекался гуманитарными науками, но прекрасно справлялся и со всеми естественно-научными предметами. В результате, он закончил Одесскую Ришельевскую гимназию лучшим выпускником, получив золотую медаль.

О карьере художника он тогда даже не задумывался, и по семейной традиции поступил на учебу в качестве юриста, в Петербургский университет.

Но здесь на пути Михаила неожиданно возникли сложности, связанные с желанием охватить все стороны общественной жизни - литературу, историю, философию, театр, молодежные вечеринки, светские балы (оплачивал все это уже упоминавшийся дядя, хоть и неродной, брат мачехи), что пошло в ущерб университетской учебе по курсу юриспруденции. Второй курс он проходил дважды, а диплома так и не получил, так как не смог написать выпускную (дипломную) работу. Выпущен из университета в звании «действительного студента» (типа обучался, все прослушал).

В дальнейшем подрабатывал гувернёром в очень богатых семьях. Вместе с одним своим воспитанником провел лето во Франции, Швейцарии и Германии. (Позже побывал и в Италии). Был близко знаком со знаменитыми художниками и композиторами того времени.

Недолго прослужил в армии, в которой и произошел перелом в его сознании. Его праздная прежде жизнь стала серьезной и организованной.

И в 1880 году Михаил Врубель поступил в Академию художеств, сначала – вольным слушателем.

По времени так совпало, что он учился вместе с Васнецовым, Репиным, Суриковым и Серовым. Творческая атмосфера и здоровая конкуренция способствовала быстрому росту художественного мастерства каждого из них.

Пошли работы, конкурсы и заказы. Сюжеты работ были бытовыми, классическими и религиозными (портреты заказчиков, «Натурщица», «Гамлет и Офелия», «Обручение Марии с Иосифом» и др.)

Но и Академию художеств Врубель формально не закончил. Что ему помешало, теперь можно только догадываться. По одной из версий – страсть к вину, по другой – наметившийся своеобразный стиль художника, не вполне вписывавшийся в принятые каноны.

Тем не менее, по рекомендации одного из профессоров (Чистякова), в 1883/84 году Врубель был направлен в Киев для участия в реставрации Кирилловской церкви XII столетия.

Именно здесь Врубель и создал свои первые общепризнанные шедевры «Сошествие Святого Духа на апостолов» и «Богоматерь с младенцем». Лицам апостолов художник придал сходство со знаменитыми людьми Киева и Одессы.

В качестве модели для портрета Марии Михаил выбрал жену своего покровителя и заказчика Прахова – Эмилию, в которую он горячо и на долгие годы влюбился. Во избежание нарастания страстей Прахов отправил Врубеля в продолжительную творческую командировку в Италию.

После возвращения Врубель принял участие в росписях Софиевского и Владимирского соборов Киева, за которые заработал огромные по тем временам суммы денег. И как раз по этой причине, по мнению многих, он и не стал завершать свое обучение в Академии.

Здесь же, в Киеве, Врубель принимал заказы богатых людей на разные художественные работы. В частности, от знаменитого сахарозаводчика Терещенко.

И все чаще обращался к давно задумывавшемуся им образу Демона. Этот образ и эта мысль беспокили его все больше.

Написал художник и другие работы для оформления этой церкви («Вход Господен в Иерусалим», «Оплакивание»)

Тем временем тяжело заболел отец Михаила, незадолго перед этим переведенный в Казань. Напуганный сын поспешил проведать отца. Застал его живым и даже поправившимся.

Врубель-старший решил покончить со службой и переехать на постоянное место жительства в Киев, где так хорошо сложилась творческая и деловая судьба его сына.

А Михаил, тем временем, как говорят, увлекся цирковой наездницей, которая из Казани переезжала в Москву. И увязался за нею. И с 1890 года оказался в Москве. Как оказалось, навсегда.

Тут он нашел новую группу коллег-художников, с которыми и продолжил свою деятельность.

Стиль работ Врубеля становился все более зловещим. Не помогла его изменению и вторая в жизни творческая поездка в Италию.

Вскоре после нее Врубеля ожидал крах в художественной жизни России. Его работы не взяли ни на выставку передвижников, ни на оформление павильонов Нижегородской ярмарки 1896 года.

Зато в этом же году Врубель, оформлявший декорации в одном из частных театров Москвы, познакомился в закулисье с известной тогда певицей Надеждой Забелой. И сделал ей предложение едва ли не при первой встрече. Ему было ровно 40, ей 28.

Медовый месяц молодожены провели в Швейцарии.

С осени Надежда начала работать в оперном театре Харькова, а Михаил устроился оформлять декорации, там же.

С осени 1898 года незаметные ранее для окружающих головные боли Михаила Врубеля набрали небывалую силу и приняли форму сильнейшей мигрени. (На самом деле, скорее всего, в голове художника начала формироваться опухоль или гематома).

Тем не менее, в этот период Врубель успел еще создать свою «Царевну-лебедь» и «Пана» - изображение одного из мифологических существ.

С 1903 года кризис нарастал. Для его преодоления семья выехала на лето в Киевскую губернию. Но перед самым отъездом неожиданно прихворнул двухлетний сын Михаила и Надежды. Решили все равно ехать. И как только добрались до Киева, маленький Савва умер. (Похоронен на Байковом кладбище).

Произошло резкое ухудшение психологического (читай – психического) состояния здоровья Михаила. Пришлось везти его на лечение в Ригу, к одному из лучших психиатров того времени.

Тяжелейшее маниакально-депрессивное состояние и внутренние «голоса» больше не покидали Михаила ни на минуту.

И в этом состоянии он создал еще целый ряд картин, отражавших его внутренний мир.

С 1904 года супруги пееехали в Петербург, куда была приглашена на работу Н.Забела.

Врубель с чудовищной скоростью пишет одно полотно за другим, часто – сегодня новое поверх еще только вчера созданного, чем приводил друзей в недоумение и ужас.

Одни работы он выбрасывал, другие уничтожал, третьи раз за разом переписывал.

С 1905 года наступило время практически всеобщего признания гениальности художника. Он был удостоин звания академика живописи. Но сам в это время уже находился на стационаре в психиатрической больнице.

Обострения болезни чередовались с определенными просветления, после чего пациента, на время, отправляли домой.

Но уже в 1906 году на Михаила, 50-летнего художника, навалилась тяжелая, полная и бесповоротная слепота. Теперь ему требовались поводыри и сиделки. Зато обострения психического состояния почти прекратились.

Михаила переводили из одной клиники в другую, но его общее состояние все время только ухудшалось. Угасание, постоянно заполненное только галюционациями, растянулось на 4 года.

Перед самой смертью Врубель сказал ухаживающему за ним санитару: «Довольно мне уже лежать здесь, поедем в Академию». (По новому стилю - 14.04.1910).

На следующий день гроб с его телом действительно был выставлен в Академии художеств, для прощания.

  Наверх
  .

.Делитесь подтемой в сетях!

 

 


Бонус (тема 1.3)
ЕЩЕ РАНЬШЕ

Соломія Крушельницька

Видатна, знана в усьому світі українська співачка,
Заслужений діяч мистецтв, професор.

Сьогодні відзначається її день народжения (23.09.1872)

Соломія Крушельницька народилася 23 вересня 1872 року в селі Білявинці, тепер - Бучацького району Тернопільської області (в ті часи - в Королівстві Галичини та Володимирії, що входило до Австро-Угорщини), в сім'ї греко-католицького священика Амвросія Крушельницького та його дружини Теодори Марії Савчинської. Мала брата і 4-х сестер.

Батьки співачки

Сім'я Крушельницьких. Соломія стоїть, спираючись
на батьківське плече

За обставинами служби батька сім'я кілька разів змінювала місце проживання, але з 1878 року вона остаточно перебралася до села Біла (недалеко від Тернополя).

Соломія змолоду вечорами співала в гурті дівчат десь у садку чи на сільському майдані. Вже тоді голос її був сильний, гарний і дуже відрізнявся від інших. Майбутня співачка знала дуже багато народних пісень, які вона вивчала безпосередньо від селян.

Між іншим, сестри Соломії Ганна та Емілія згодом теж стали співачками.

Навчалася в Тернопільській школі товариства «Приятелі музики». Основи музичної підготовки отримала у Тернопільській класичній гімназії, в якій здавала іспити екстерном.

Перший прилюдний виступ Соломії відбувся у 1883 році на Шевченківському концерті в Тернополі. Вона співала у складі хору товариства «Руська бесіда».

У тому ж таки Тернополі Соломія Крушельницька вперше познайомилася з театром. Тут час від часу виступав Львівський театр товариства «Руська бесіда», в репертуарі якого були опери Семена Гулака-Артемовського та Миколи Лисенка.

1891 року Соломія вступила до Львівської консерваторії, де здібності молодої співачки одразу помітили і достойно оцінили. Свою першу оперну партію вона виконала ще студенткою.

Під час навчання Соломія опановувала паралельно фортепіано і вокал.

У 1893 році Соломія Крушельницька закінчила консерваторію з відзнакою - срібною медаллю та одразу отримала запрошення до Львівського оперного театру. Встигла заспівати у двох його оперних спектаклях. Проте, через обмеженість репертуару театру та повну відсутність у ньому українських спектаклів (театр був польський), вона одразу, того ж року, поїхала до Італії, щоб продовжити навчання там.

Опанувавши ряд оперних партій композиторів Італії (та інших), Соломія вже через рік повернулася до Львова і розпочала свої виступи тут, які тривали, з перервами, близько 10 років.

Так і жила вона в той час - між Львовом та Італією. Виступала в італійських театрах Кремони, Парми, Трієсту, Бергамо...

У 1898-1902 дуже часто виступала у Варшаві, гастролювала і в Петербурзі (Тетяна у "Євгені Онєгині").

В 1902 році Соломія тріумфально виступала у Парижі ("Лоенгрін"). В 1903 - в Неаполі ("Аіда").

У 1904 році у Мілані провалилася прем'єра опери Пуччіні "Батерфляй" (без участі С.Крушельницької). Через півроку, коли за виконання головної партії взялася Крушельницька, повторна прем'єра (з дещо переробленою музикою та структурою спектаклю) пройшла з грандіозним успіхом. (Правда, побоючись повторного провалу, режисер-постановник переніс нову прем'єру з La'Sсala до театру м. Бреші, 85 км від Мілану). Захопленню публіки не було меж!

Після цього успіху композитор подарував Соломії свій живописний портрет з написом: «Найпрекраснішій і найчарівнішій Баттерфляй».

В 1906 році Соломія була запрошена до складу міланської La'Scala, де виконала ряд головних партій ("Саломея" - 1906, "Глорія" - 1907, "Електра" - 1909, пізніше - "Федра" - 1915).

Поступово вичерпавши репертуар та майже весь глядацький потенціал Італії та Львова, Соломія наважилась на світове турне.

Хто був організатором її концертів у цей час, остаточно не відомо. Зате відомо, що на деяких гастролях були присутні і композитори опер, наприклад, Пуччіні.

Так само, як майже нічого не відомо і про її особисте життя в цей період, у яке вона сторонніх не допускала.
Соломія вела надзвичайно замкнений спосіб життя, майже ні з ким не спілкувалася, не переписувалася, не вела особистого щоденника. На схилі років відмовлялася від написання спогадів...

Проте це не завадило її тріумфальним виступам на сценах багатьох театрів світу в Італії, Іспанії, Франції, Португалії, Росії, Польщі, Австрії, Єгипті, Аргентині, Чилі...

Аж у 1910 році, у свої 38 років, Соломія вийшла заміж за аристократа, ерудита, витонченого цінителя оперної музики і, водночас, адвоката та мера італійського містечка В'яреджо - Чезаре Річчоні. І водночас, офіційно стала італійкою.

Побралися вони в Аргентині, у Буенос-Айресі, що дає привід припускати, що саме Чезаре і був менеджером Соломії, забувши на деякий час про свої обов'язки мера. А, можливо, він став мером уже пізніше, і не без підтримки тоді вже дуже відомої співачки Крушельницької.

Для зручного сімейного проживання чоловік збудував у своєму містечку віллу "Саломеа", де вони й жили, з від'їздами та наїздами.

Соломія в цей приймала участь в оперних театральних спектаклях у Неаполі та в Мілані.

У 1920 році, у розквіті сили та слави, Соломія покинула оперну сцену і сконцентрувалась на гастрольно-концертній діяльності, яка тривала ще майже 10 років. За цей час Соломія об'їхала усю Європу та Америку (з США включно). Давала концерти і в багатьох містах Західної України.

Останній гастрольний виступ Соломії відбувся у Римі в 1929 році.

Наступне десятиліття Крушельницька присвятила сім'ї.

Після смерті чоловіка (у 1938 році) Соломія вирішила відвідати своїх українських родичів. І зробила це у серпні 1939-го.
А 1 вересня почалася Друга світова війна...

Нова (радянська) влада націоналізувала будинок Соломії у Львові, в якому на той час вже проживала уся (майже) її сім'я, перевезена з села. З трьохповерхової будівлі, яка вся належала Крушельницькій, їм залишили тільки 4 кімнати на другому поверсі. Через це батьки знову виїхали до села Біла, а у квартирі залишилися жити тільки Соломія і її сестра Ганна.

Фасад будинку Соломії
(тепер - музею Крушельницької на вулиці Крушельницької!)
на фото висвітлений

Під час німецької окупації Крушельницька виживала за рахунок приватних уроків з вокалу.

Зрозуміло, що їх могла собі дозволити або сама окупаційна влада, або польсько-українське керівництво міста, поставлене нею (ця інформація потребує уточнення).

Чому вона не виїхала в той час до Італії (що була союзницею Німеччини), щоб жити там на своїй віллі та у доброму кліматі - велика загадка. Можливо, через любов до своєї батьківщини і до її людей. А, можливо, через те, що вона в цей час невдало зламала ногу, яку довго і важко лікувала у добре знайомих львівських лікарів.

У післявоєнний період С. Крушельницька почала працювати у Львівській державній консерваторії ім. М. В. Лисенка.

Однак її викладацька діяльність, ледь почавшись, мало не завершилася. Під час «чищення кадрів від націоналістичних елементів» їй інкримінували ще й відсутність консерваторського диплома, який пізніше знайшовся вже у фондах міського історичного музею (Соломія ж була всесвітньою знаменитістю!)

Мешкаючи й викладаючи в Радянській Україні, пані Соломія, незважаючи на численні звернення, довгий час не могла отримати радянського громадянства, залишаючись підданою Італії.
Нарешті, написавши заяву про передачу своєї італійської вілли й усього майна радянській державі, Крушельницька стала громадянкою СРСР. Віллу власті одразу продали, компенсувавши власниці мізерну частину від її вартості.

У 1951 році Соломії Крушельницькій присвоїли звання Заслуженого діяча мистецтв УРСР, а в жовтні 1952 року вона, нарешті, отримала звання професора, як виявилося - за місяць до її смерті. (Причому, буквально через кілька днів її знову принизили, перевівши на посаду виконуючого обов'язки професора).

Востаннє співала у Львівській філармонії 1949-го, у віці 77 років. Мало хто знав, що вже на той час співачка вже хворіла на рак горла.

Соломія Амвросіївна Крушельницька померла 16 листопада 1952 року. Її поховано у Львові на Личаківському кладовищі поруч з могилою друга і наставника — Івана Франка.

Сьогодні ім'я Соломії Крушельницької мають Львівський оперний театр, Львівська музична середня школа, Тернопільське музичне училище (де виходить газета «Соломія»), 8-річна школа в селі Біла, вулиці у Києві, Львові, Тернополі, Рівному, Бучачі.

У багатьох містах України та в міланському театрі La'Scala встановлені скульптурні зображення Соломії та меморіальні дошки.

На студії ім.О.Довженка знято фільм "Повернення Батерфляй", присвячений Крушельницькій.
Відзнято також чимало документальних фільмів про цю визначну особистість.

Національний банк України у 1997 році випустив памятну монету (2 грн), присвячену співачці (без прив'язки до т.з. ювілейних дат). Вартість цієї рідкісної монети у тисячі разів перевищує значення номіналу.

* * * * * * *

Українські фахівці намагаються обходити питання про етнічний статус Соломії, але вже з цього факту, як і з усього іншого (прізвищ батьків, адміністративно-політичного віднесення місця народження та проживання сім'ї Соломії у дитячі роки, мови навчання в учбових закладах) зрозуміло, що за ним вона полячка.

Але за своїм світоглядом, що формувався на землях стародавніх русів, під впливом поширених у цих землях народних пісень, традицій, національного (подільського) одягу, творчості великого Шевченка та спілкування з сучасною їй українською творчою інтелігенцією (і, в першу чергу, з Іваном Франком), Соломія, поза сумнівами, сформувалася як справжня, велика українка.

Ми захоплюємося незрівнянним рівнем досягнень нашої талановитої землячки. А от власне відношення великої Артистки до своєї творчості було дуже вимогливим: “Я сама є своїм найсуворішим критиком, і саме я найбільш не задоволена собою. Не думаю, що є хтось, хто судив мене суворіше ніж я сама...”.

Отак!

Особисте життя Соломії залишається великою загадкою для істориків. Шанувальників у неї була величезна купа, а от чоловік - тільки один.

Дітей у неї ніколи не було. Хоча її рідні сестри дітей мали. Очевидно, що й на це були якісь причини, яких ми ніколи не дізнаємося.

Цікаво, що в документах існує кілька версій щодо року та дати народження Крушельницької (з 1872 по 1876 рік). За думкою більшості оглядачів, це пояснюється не традиційним для акторів (в першу чергу - акторок!) кокетством, а міркуваннями працевлаштування, особливо, у похилому віці Соломії.

От вона й записувала собі хоча б трохи пізніші дати свого народження.

Перейдемо тепер до перегляду решти фотографій за темою.

Підпис на самому фото говорить сам за себе:

Панночка. Фото зроблене у Варшаві:

Фото, зроблене у Кракові:

Кілька фото Соломії у театральних ролях:

Папери, підготовлені Соломією для одруження в Італії:

Соломія у 20-х роках. Їй тут трохи за 50.
Фото зроблене у Нью-Йорку:

Сучасний Львів. Оперний театр ім. С.А.Крушельницької:

Могила Соломії Крушельницької у Львові, початковий вигляд:

Могила Крушельницької, сучасний вигляд.
Соломії завжди грає Орфей на арфі:

Пам'ятник Соломії на могилі її батьків
у селі Біла, поруч з Тернополем:

Пам'ятник у Тернополі, де пройшли молоді роки Соломії:

Узагальнюючі образи (з документальних фото!):

Ми пишаємося тобою, Соломіє!

* * * * * * *

P.S. Хотілося б послухати голос самої Соломії, а не тільки розповіді про нього, чи не так? На жаль, рівень звукозапису в першій половині 20-го сторіччя був таким, що цього, мабуть, краще й не робити. (Так само, як не варто слухати "записи" голосу Шаляпіна, наприклад).
Проте кожен бажаючий може самостійно знайти достатню кількість аудіозаписів Соломії на YouTube. Якусь уяву дають і вони. На жаль, далеко не повну.

  Наверх
.
.

.Делитесь подтемой в сетях!
/
/
.Делитесь темой Вселенная :

 

  /  
.    
В начало сайта Наверх
    .
.
Предыдущая тема   Следующая тема
/