. Жизнь и Разум
Содержание сайта (Интерактивная карта) .
. В начало сайта
Фотогалерея
Гостевая книга .
_Предыдущая тема  
Следующая тема .
   

"Человек - единственное животное, знающее, что его ожидает смерть, и единственное, которое сомневается в ее окончательности"
Уильям Эрнест Хокинг
.
"Откуда взяться гармонии между душой и телом, если душа всегда готова спасти себя ценой тела?"
Станислав Ежи Лец
 
. Душа и ее бессмертие
_
_
 
Переходы к вопросам:
Определение 
   
  Душа в Ветхом завете
   
  Душа в христианстве 
   
  Душа в других религиях
 
_
..Определение:
 
Душа - воображаемая основа и причина жизни человека и животных;
безтелесная субстанция и особая сила,
незримо находящаяся в теле и делающая его живым

Душа (по таким представлениям) покидает своего носителя в случае смерти, а по мнению некоторых - и во время сна. В теистических теориях душа человека - созданное богом духовное начало, во многих из них - бессмертное. Часть божественного Святого Духа. (Который, для такой постановки вопроса, сам должен быть практически неисчерпаем. В принципе, согласно воззрениям теологов, этому ничто не мешает).

Материалистический взгляд на причину жизни на данном сайте отражен в теме Жизнь.

Еще в древности существовали и другие идеи, например, о всеобщей одушевленности космоса, о всеобщей мировой душе. Во многих религиях присутствует идея переселения душ. В современном мире популярна идея всеобщего мирового разума как источника всего сущего, в т.ч., душ каждого животного. (См. статью Вселенский разум раздела Бог(и)).

В философии термин "душа" употребляется преимущественно для обозначения внутреннего мира человека. В поэзии - в качестве красивой метафоры.

..Душа в Ветхом завете


В Ветхом Завете душа преимущественно - синоним жизни или сама жизнь:

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] (Быт.1:20)

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. (Быт.1:24)

Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. (Быт.19:17)

И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином. (Быт.35:18).

Однако, там же душа очень часто упоминается просто как количественный параметр числа личностей, например:

Это сыны Лии, которых она родила Иакову в Месопотамии, и Дину, дочь его. Всех душ сынов его и дочерей его - тридцать три. (Быт.46:15)

Встречается душа в Ветхом Завете и в понятийном, образном и поэтических смыслах, например:

Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил. (Быт.27:25)

И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу и говорил по сердцу девицы. (Быт.34:3)

Но практически нигде в Ветхом Завете нет даже упоминания о бессмертии души, тем более - о воскрешении (как и о судном дне, хотя это и не по теме данной статьи).

..Душа в христианстве
   
 
"Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить,
  а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить
  в геенне" 
                                      Евангелие от Матфея, 10,28

В принципе, христианское понятие души имеет такие же виды, варианты и качества, как и ветхозаветные (жизненная сила, главное содержание жизни и т.п.). Однако, в нескольких местах Нового Завета особо выделяется исключительная ценность души как сердцевины личности человека, его главное богатство:

Посему говорю вам: не заботьтесь[? - Авт.] для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? (Матф.6:25)

Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Матф.16:26)

Очевидно, в этом и состоит новизна христианского понятия души.

Автору этих строк приходилось слышать в качестве контрольного для истинного христианина вопрос о вере в бессмертие души. Так вот, в Новом Завете (так же, как и во всем Священном Писании) такое словосочетание ни разу не встречается. Вариант биологической смерти и предполагаемого при этом (кем?) бессмертия души полностью остается вне внимания создателей Книги.

Само бессмертие упоминается в Библии в следующих местах:

  • В книге Премудрости Соломона (только в греческом, более позднем варианте Библии, хотя сам Соломон жил в древнеиудейском царстве, то есть, на тысячу лет раньше) - 8 раз, причем, 1 раз оно относится не к жизни, а к праведности, а дважды - к памяти.
  • В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова - только 1 раз, да и то с приставкой не ("не бессмертен сын человеческий")
  • В явно сфальсифицированной 3-й книге Ездры (которая не существует не только в еврейском, но даже и в греческом варианте Библии) - 5 раз;
  • В посланиях Нового Завета - 4 раза (но ни разу - из уст Иисуса Христа).

Иными словами, это ценнейшее качество приобрело реальное звучание только в более поздних трудах создателей христианства. К тому же, даже в христианстве идею бессмертия души разделяют не все его направления.

..Душа в других религиях

(Подтема требует дополнительного изучения и последующей разработки)
Подобные идеи намного раньше рассматривались и в религиозных учениях Востока.

Буддизм пришел к выводу не только о невозможности бессмертия души, но и о ее несуществовании вообще. Это утверждение реализовано в его теории, которая имеет название анатмавада. Тем самым еще раз показано, что учение Будды и его последователей скорее атеистическое, чем религиозное. Эти люди умеют и любят думать.

.
Наверх
    .
_Предыдущая тема
Следующая тема