. Жизнь и Разум |
_Предыдущая тема |
|
. Абстрактное мышление |
. Нетрадиционный подход. Для факультативного ознакомления |
|
||||||
Мысли
с отвлечением (абстрагированием) от сиюминутных, текущих обстоятельств,
являются абстрактными. Для четкого и однозначного понимания круга вопросов,
связанных с этой частью проявлений разума, автор вводит на сайте следующее
определение-постулат: |
Исходя из своего же собственного определения, автор далее условно разделяет абстрактное мышление на три типа, уровня, ступени (совершенно не настаивая на необходимости еще и такой классификации):
Возможно, эту классификацию стоило бы расписать более подробно, выделив каждый вариант в отдельную группу. Но это привело бы к чрезмерному увеличению объема статьи, а ничего дополнительного к замыслу автора не прибавило бы. Автор твердо убежден, что нет никаких оснований отказывать в возможности логических действий первой группы любому, даже самому примитивному животному. То есть, первая ступень абстрактного мышления (по классификации, принятой в данной статье) доступна любому живому существу, обладающему даже самым простым разумом.
Но простейшая логика, которой просто не всем хочется следовать, упряма и убедительна: памятью обладает любое живое существо, с любым мозгом. Без нее любое последующее действие животного всякий раз представляло бы собой первооткрывательский характер и давно бы уже погубило все живое. И еще более "страшная" мысль: абстрактное мышление любого рода доступно и компьютерам. По крайней мере, моделируется оно на них полностью. Более того, практически всегда только им они и занимаются. Ведь все логические действия компьютеров полностью моделируют те или иные мысли. Воображаемые объекты для них - файлы или их фрагменты. А абстрагирование от сиюминутных обстоятельств самого компьютера (где он установлен, кто им управляет, какая темпратура на улице и т.п.) - практически 100%-ное (за исключением задач самотестирования или экстремальных условий энергопитания или параметров микроклимата на рабочем месте). А то, что "мысли" компьютеров почти всегда созданы не ими самими - не имеет никакого значения. Каждый человек тоже когда-то кем-то обучен. Если компьютерам поставить задачу самообучения и самосовершенствования, то им, в отличие от человека, для этого не понадобятся миллионы лет. (См. также раздел Искусственный разум). С появлением необходимости совместных действий нескольких индивидуумов одного биологического вида возникает и необходимость передачи информации, что возможно только при введении единообразных для всех понятий и обозначающих их звуков - слов (или иных способов передачи информации, например, мимики, простых звуков, очевидных жестов и т.п.) Рано или поздно должны появиться речь и письменность. Развитие разума после этого происходит практически в геометрической прогрессии. Другой причиной возникновения понятий является активная деятельность мозга в те моменты, когда не решаются никакие текущие задачи (например, когда добыча уже поймана и съедена). Когда остается лишь предаваться воспоминаниям или пытаться строить планы на будущее. Если человек становится способным абстрагироваться не только от текущих обстоятельств, но и от текущих проблем (то есть, анализа ближайших задач и поиска способов их решения), то его абстрактное мышление переходит на новый, более высокий качественный уровень. В конце концов он придумывает дифференциальное и интегральное исчисление, квантовую теорию, терию относительности и прочие мудреные вещи, полезность которых другими осознается не сразу и не в полной мере, а многими - вообще никогда. Это уже зависит от уровня интеллекта (см. Определение разума). Принято
считать, что без членораздельной речи абстрактное мышление невозможно.
Автор разделяет эту точку зрения, но, в соответствии со своими определениями-постулатами,
- только применительно к абстрактному мышлению третьей ступени. |
_Предыдущая тема | |||||||||