. Жизнь и Разум
Содержание сайта (Интерактивная карта) .
. В начало сайта
Фотогалерея
Гостевая книга .
_Предыдущая тема  
Следующая тема .
   

"Для большинства людей абстрактно все, что не способно послужить удовлетворению одной из физиологических потребностей" Э.Севрус
 
. Абстрактное мышление
. Нетрадиционный подход. Для факультативного ознакомления
 
 

Мысли с отвлечением (абстрагированием) от сиюминутных, текущих обстоятельств, являются абстрактными. Для четкого и однозначного понимания круга вопросов, связанных с этой частью проявлений разума, автор вводит на сайте следующее определение-постулат:

Абстрактное мышление - вид разумной деятельности, использующий набор мыслей,
отстраненных (абстрагированных) от сиюмоментной текущей ситуации в окружающей обстановке; логические действия органа мышления с воображаемыми объектами и их возможными взаимодействиями

Исходя из своего же собственного определения, автор далее условно разделяет абстрактное мышление на три типа, уровня, ступени (совершенно не настаивая на необходимости еще и такой классификации):

  • (1) мысли о воображаемых образах объектов и взаимодействиях между ними, которые отсутствуют в настоящее время, но происходили в прошлом (воспоминания);
    (2) мысли о воображаемых образах объектов и взаимодействиях между ними, которые, возможно, происходят в настоящее время, но за пределами их прямого восприятия, или об объектах и взаимодействиях, которые могут случиться в будущем или вообще в воображаемой обстановке (сновидения, представления, фантазии);
  • (3) мысли о воображаемых объектах и понятиях в реальной или воображаемой обстановке, якобы происходящие в любой воображаемый момент времени (наставления, теории, научные изыскания).

Возможно, эту классификацию стоило бы расписать более подробно, выделив каждый вариант в отдельную группу. Но это привело бы к чрезмерному увеличению объема статьи, а ничего дополнительного к замыслу автора не прибавило бы.

Автор твердо убежден, что нет никаких оснований отказывать в возможности логических действий первой группы любому, даже самому примитивному животному. То есть, первая ступень абстрактного мышления (по классификации, принятой в данной статье) доступна любому живому существу, обладающему даже самым простым разумом.

Это совершенно вопиющая мысль с точки зрения любого профессионала и, возможно, абсолютная крамола и ересь с точки зрения церкви (хотя никто из ее представителей таким вопросом, скорее всего, даже не задавался).

Но простейшая логика, которой просто не всем хочется следовать, упряма и убедительна: памятью обладает любое живое существо, с любым мозгом. Без нее любое последующее действие животного всякий раз представляло бы собой первооткрывательский характер и давно бы уже погубило все живое.

И еще более "страшная" мысль: абстрактное мышление любого рода доступно и компьютерам. По крайней мере, моделируется оно на них полностью. Более того, практически всегда только им они и занимаются. Ведь все логические действия компьютеров полностью моделируют те или иные мысли. Воображаемые объекты для них - файлы или их фрагменты. А абстрагирование от сиюминутных обстоятельств самого компьютера (где он установлен, кто им управляет, какая темпратура на улице и т.п.) - практически 100%-ное (за исключением задач самотестирования или экстремальных условий энергопитания или параметров микроклимата на рабочем месте). А то, что "мысли" компьютеров почти всегда созданы не ими самими - не имеет никакого значения. Каждый человек тоже когда-то кем-то обучен. Если компьютерам поставить задачу самообучения и самосовершенствования, то им, в отличие от человека, для этого не понадобятся миллионы лет. (См. также раздел Искусственный разум).

С появлением необходимости совместных действий нескольких индивидуумов одного биологического вида возникает и необходимость передачи информации, что возможно только при введении единообразных для всех понятий и обозначающих их звуков - слов (или иных способов передачи информации, например, мимики, простых звуков, очевидных жестов и т.п.) Рано или поздно должны появиться речь и письменность. Развитие разума после этого происходит практически в геометрической прогрессии.

Другой причиной возникновения понятий является активная деятельность мозга в те моменты, когда не решаются никакие текущие задачи (например, когда добыча уже поймана и съедена). Когда остается лишь предаваться воспоминаниям или пытаться строить планы на будущее.

Если человек становится способным абстрагироваться не только от текущих обстоятельств, но и от текущих проблем (то есть, анализа ближайших задач и поиска способов их решения), то его абстрактное мышление переходит на новый, более высокий качественный уровень. В конце концов он придумывает дифференциальное и интегральное исчисление, квантовую теорию, терию относительности и прочие мудреные вещи, полезность которых другими осознается не сразу и не в полной мере, а многими - вообще никогда. Это уже зависит от уровня интеллекта (см. Определение разума).

Принято считать, что без членораздельной речи абстрактное мышление невозможно. Автор разделяет эту точку зрения, но, в соответствии со своими определениями-постулатами, - только применительно к абстрактному мышлению третьей ступени.
.

   
Наверх
     
_Предыдущая тема  
Следующая тема._