Полезная графика:
Хронологическая таблица
Генеалогическое дерево
Генеалог. дерево (крупный план)
 
Исходная страница      
Предыдущая глава    
Следующая глава
 

 

 

 

Глава 07. Чубинка, Киев, Борисполь, Киев...

Предпосылки и история переезда (1958-1960)
Обустройство в Чубинке (1960)
Укрепление позиций в Киеве (1945-1962)
Покорение Борисполя (1958-1962)
Киевский институт народного хозяйства (1962-1968)
Конец учебы (1966-1968)
"Трудовые резервы". Артистка из народа (1960-1970)
Самый большой успех кинематографической Украины (1966-1980)

 

 

Предпосылки и история переезда (1958-1960)
 

В 1960 году Галя закончила школу, с неплохими оценками, но не дающими ей никакой уверенности в возможности поступления в институт.

Одновременно закончилось строительство служебных домиков для сотрудников совхоза "Бортничи" в селении, по-народному называемом Чубинкой (изредка, в прежние времена, еще и колонией). Особый статус Чубинки заключался в том, что в административном плане она относилась к сельсовету Великой Александровки, а в хозяйственном - была удаленным отделением совхоза "Бортничи".

 
.

Свое неофициальное (на то время) название местность (некогда - хутор) имела по фамилии родившегося и проживавшего здесь в своем имении П.П.Чубинского, украинского этнографа и автора текста слов для украинского гимна. Правда, слова эти были написаны на одной праздничной вечеринке, в подражание польскому гимну, и едва ли не в порядке шутки. Но даже с учетом этого, они сразу пришлись по душе почти всем, кто их услышал.

Но в 1960-м году о существовании этого текста мало кто даже подозревал. Ведь тогда вместо нынешней Украины была Украинская ССР, в любом отношении подчиненная Москве часть СССР, имеющая, правда, некоторые формальные признаки государственности, в том числе, и гимн УССР советской эпохи (поразительно похожий на гимн всего Союза).

Но имя Чубинского сохранялось в памяти населения прилегающих к бывшему хутору мест, что нашло даже официальное отражение в названии ближайшего железнодорожного разъезда Чубинский (станции тогда еще не было) и построенных конце 50-х годов в привязке к нему "коллективных садов" Минсельхоза УССР.

 
Так тогда именовались дачи горожан, которые хотели проводить часть своего времени за городом, копаясь в земле. Хотя дачами большинство жалких строений той эпохи действительно называть было нельзя. В качестве некоторых из них, причем, на постоянной основе, использовались примитивные постройки и даже обычные железнодорожные контейнеры.
 

Именно из-за этих "коллективных садов" прослышал о Чубинке и М.Е.Бублей, наш "дядя Миша", тогда - высокопоставленный чиновник министерства. Для осмотра территории и путей подъезда к будущим "садам" он выезжал на место. В целом, для работников министерства, он его одобрил, но для себя лично выбрал для строительства дачи какое-то другое место (возможно, на Нивках или Осокорках).

Зато во время этой поездки Михаил Евгеньевич приметил рядом с будущими "садами" ведущееся полным ходом строительство жилых домов для работников совхоза "Бортничи". И в самое ближайшее же время, осенью 1958 года, именно в этот совхоз (из совхоза "Совки") был переведен Александр Дубчак, племянник "дяди Миши".

Полтора года молодой агроном снимал комнату в частном доме в Малой Александровке, неподалеку от железнодорожного переезда.

А в 1960 году, ориентировочно - к 9 мая, совсем молодой тогда Александр (21 год) получил уже и ордер, и ключи от квартиры в Чубинке. И сразу же пригласил к себе на постоянное жительство родителей и сестер из Андрушек. Переезд состоялся сразу после выпускного вечера Галины в школе.

Новые обстоятельства и новые люди в окружении Александра постепенно привели к тому, что он, незаметно даже для самого себя, в кругу близких людей стал чаще называться Сашей (а не Шуриком).

 
  Наверх
Обустройство в Чубинке (1960)  
 

Главным хозяйственным объектом Чубинки была "засолка" - цех консервации овощей и фруктов совхоза. Сюда и устроились на работу родители Саши. Мама (в свои почти 46 лет) стала работником цеха засолки, одновременно - дворником, папа (49 лет) - начальником охраны (сторожевой и пожарной); временами ходил он и сторожить в смену. Уже в следующем, 1961 году, на 50-летний юбилей Феодосия Аврамовича, совхоз подарил ему настенные часы с боем, долгие годы остававшиеся семейной реликвией дома.

Привычная к труду "Катюшка" (как ее иногда называл папа) и здесь, на новом месте, вскоре купила корову, к ведению хозяйства с которой он привыкла еще на сахарном заводе. Тем более, что здесь открывалась прекрасная перспектива приобретения дешевых кормов в совхозе и почти круглогодичного сбыта молока дачникам.Преисполненный энтузиазма Саша работал совхозным агрономом. Шестиклассницу Люсю устроили в Великоалександровскую школу.

При переезде Дубчаки взяли вместе с собой любимую овчарку Барсу и выращенную Галей дома из птенца галку.

Однажды, при ремонте школы (еще в Андрушках) маляры сорвали из-под крыши, за водосточной трубой, гнездо с птенцами и выбросили его на землю. Один птенец случайно остался жив. Его подобрала Люся и притащила домой тяжело больной (с высокой температурой) в этот момент Гале, которая тут же приободрилась…

Галя редко спускала свою "тезку" с рук, так ручной она и выросла. Она жила в доме безо всякой клетки, свободно гуляла (летала) и на улице, но только при Гале, садилась на заборы, деревья, крыши домов, но тут же возвращалась к Гале по ее зову, или когда Галя уходила домой. Чужих людей боялась не очень, подпускала их примерно на расстояние одного метра, но тут же улетала при малейшей попытке приблизиться к ней еще ближе. В доме, на шкафу, хранила конфеты, которые любила воровать у Люси - главной сладкоежки семьи.

Барса жила в будке, содержалась на цепи (так как во двор часто приходили дачники за молоком), хорошо справлялась со своими сторожевыми функциями. Но, кроме того, она была обучена Галей к выполнению фокусов на "арифметический счет". Она невероятно чутко улавливала едва заметные сигналы, которые ей подавала Галя, и всякий раз лаяла требуемое количество раз. Публика была в восторге.

 
 

Лето 1960 ушло на обустройство семейства на новом месте. Это было одной из причин, из-за которой Галя даже не пыталась подавать документы для поступления в институт. Недоставало ей и уверенности в собственных силах. Аттестат у нее, как уже было сказано, был неплохой, но не отличный, знания - такие же. Кроме того, помимо высшего артиллерийского училища папы в семье не было опыта (тем более, традиции) стремления к высшему образованию. Наконец, в те годы в очень многих организациях (пользуясь штампом того времени - "в народном хозяйстве страны") руководящие посты занимали люди без высшего образования, и высшее руководство страны начинало понимать ненормальность такого положения. Поэтому правила поступления в вузы были изменены таким образом, что решающее преимущество при конкурсном отборе получали не отличники, пришедшие со школы, а производственники, имеющие стаж работы не менее двух лет (чтобы не писать в правилах совсем уж дикое "не менее десяти лет"). Производственников принимали вне конкурса, лишь бы они сдали экзамены хотя бы на тройки (при пятибалльной системе), а эти тройки им зачастую выставляли уже только за то, что они подали документы и явились на экзамены.

Поэтому осенью этого же года Галя спокойно поступила (по объявлению в газете) в торговую школу, располагавшуюся неподалеку от завода "Большевик". И полтора года почти ежедневно ездила на занятия из Чубинки в Киев, либо автобусом "Полет" до площади Победы, либо пригородным поездом (электрички в сторону Яготина тогда еще не ходили) до центрального Киевского вокзала, а далее - любым видом городского траспорта. Учебно-производственную практику она проходила в незадолго перед этим открытом универмаге Железнодорожного района по Воздухофлотскому проспекту.

Довольно часто Галя оставалась ночевать у родственников по Чеховскому переулку. Пока не стала жить там на постоянной основе (см. далее).

Как раз в 1960 году открылось и Киевское метро , но его первая очередь покрывала только расстояние от вокзала до Днепра. Вторая продлила первую до ст. "Большевик" (теперь - "Шулявская") в 1963 году. Но настоящим транспортным подспорьем для жителей левобережной части Киева и прилегающих окрестностей оно стало только в 1965 году, с открытием метромоста, станций "Гидропарк", "Левобережная" и "Дарница".

Ее домашняя галка, не выдержав внезапной разлуки с Галей, сначала привязалась к одной соседской девочке, а потом и вообще улетела в дикую природу, видимо, найдя там себе пару.

 
  Наверх
Укрепление позиций в Киеве (1945-1962)  
 

За послевоенные годы в Киеве, помимо описывавшихся ранее событий в семье Михаила Бублея, сложилась следующая ситуация с его родственниками.

Александра, младшая из сестер (и вообще из Бублеев этого поколения), вскоре после освобождения Киева сблизилась и сошлась с неким Яковом (евреем). Какое-то время они периодически встречались (или вообще жили в гражданском браке).Одновременно обнаружилось заметное ухудшение ее здоровья (а у кого оно в послевоенные годы было нормальным?) и первые признаки туберкулеза. Как говорила позже она сама, в связи с этим по рекомендации врачей она "решила забеременеть" (в 25 лет). Вследствие выполнения этой "рекомендации" в 1945 году у нее появилась дочь, названная при рождении Еленой. Так как ее биологический отец мужем Александры не был, при регистрации рождения она записала дочери свою фамилию, а отчество - таки его, Якова.

Позже, когда Елена немного повзрослела, она почему-то потребовала, чтобы все называли ее Люсей. (Возможно, в подражание Людмиле Гурченко, сыгравшей роль Леночки Крыловой в фильме "Карнавальная ночь"). Никто спорить не стал.

В тесной комнатушке коммунальной квартиры по Чеховскому переулку теперь снова было четверо жильцов. Люся как бы заменила выбывшую в начале войны из состава свою бабушку Анастасию. По-прежнему, оставались там и тетя Вера с Вовой.

Вера и Александра, каждая с ребенком, и каждая без мужа, с огромным трудом сводили концы с концами. 1947 год опять выдался неурожайным и голодным. Именно с этого времени Сашу стала поддерживать ее благополучная в то время офицерская жена Катя (жена Феодосия Дубчака). Для соблюдения семейного баланса Сеня поддерживал своего брата Ваню, как раз незадолго перед этим поступившим в военное училище.

Так и жили некоторое время сестры со своими детьми. Но в 1950 году Веру сломал какой-то недуг (болезни, накопившиеся за тяжелые довоенные и военные годы), и она умерла в возрасте 42 лет. Ее сын Вова с этого момента остался круглым сиротой. Хорошо еще, что рядом оказалась все еще молодая (33 года) тетя Саша. Она и заменила, как смогла, 12-летнему Володе и маму, и папу.

 
.

В 1956 году Володя Онуфриенко достиг совершеннолетия и был призван в армию. Сроки службы тогда были немаленькие (3 года на суше и 4 на море), но Володя, попавший на службу в Конотоп, ставший там водителем и возивший большого военачальника (предположительно, в чине генерала), не спешил на демобилизацию. Контрактной армии тогда, конечно, не было, но было некое ее подобие - практика сверхсрочной службы. Она неплохо оплачивалась, засчитывалась в военный стаж, давала и другие льготы. При всем этом Володя подчинялся только одному человеку (да иногда еще его жене), поэтому возвращаться в Киев не торопился.

Тем временем тетя Саша, жившая в квартире его отца с 1938 года, примерно в 1960 году получила, наконец, свою собственную квартиру в доме по ул.Ленина. Оставить в прежней квартире 15-летнюю дочь Люсю (одну) она, конечно, не отважилась, поэтому их комната (в квартире бывшей семьи Онуфриенко) с того времени стала совершенно свободной. Вместе с тем, Александра Евгеньевна продолжала платить за нее коммунальные платежи. Какими бы маленькими они тогда ни были, платить ни за что ей быстро надоело.

А тут, как раз концу 1961 года, закончила свое обучение на продавца Галя, которая с января 1962 года поступила на работу младшим продавцом в магазин косметики по ул.Ленина (теперь - ул. Б.Хмельницкого), совсем рядом с обеими квартирами.

Вот тогда тетя Саша и предложила Гале взять на себя оплату жилья Володи Онуфриенко и жить там. Соседи, хорошо знавшие Галю, которая часто приходила в гости к Люсе (Елене), не возражали против ее поселения. Так вот Галя и стала почти полноправной киевлянкой. Только, к сожалению, без прописки.

Ей было тогда уже 18 с "хвостиком", она была серьезной и ответственной девушкой, и все для нее складывалось наилучшим образом.

 
  Наверх
Покорение Борисполя (1958-1962)  
 

Уже в первый год своего пребывания в совхозе "Борничи" исключительно активный и инициативный Александр Дубчак радикально улучшил состояние дел в специализировавшемся на выращивании овощей совхозе. Закипела вокруг него и жизнь молодежи, как на центральной усадьбе совхоза (теперь - село Счастливое), так и в "колонии" специалистов-поселенцев (теперь - село Чубинское).

В поселок стали регулярно привозить кинопередвижку, в теплое время года, по вечерам, прямо на улице стали показывать кинофильмы. Саша устраивал музыкальные и танцевальные вечера для молодежи и прямо в Чубинке, но еще чаще организовывал походы на танцы в Борисполь, пешком (что там идти, каких-нибудь шесть километров в одну сторону!) или на велосипедах.

Бывала на некоторых из этих мероприятий и его сестра Галя. И сразу после переселения в Чубинку, и позже, уже по ходу ее учебы в торговой школе и даже после ее завершения.

Организовал Саша и совхозную культбригаду, которая предназначалась для поднятия энтузиазма работников совхоза. Этот художественный коллектив выступал на музыкальных вечерах, обычно, приуроченных к праздникам, и даже ездил на ВДНХ Украины. Участвовал в его выступлениях и сам Саша, иногда подключалась к нему на помощь и Галя.

 
 

На поляне в центре Чубинки (с некоторых пор ее стали именовать и Новой Александровкой) молодежь, организованная Сашей, обустроила футбольное поле, на котором в выходные проходили активные игры с мячом. Александр при этом всегда был вратарем.

Все это не оставалось незамеченным, сначала руководством совхоза, а затем и районным начальством. И уже в октябре 1960 года Александра пригласили на работу инструктором в Бориспольский районный комитет комсомола. В те времена работа в комсомоле обычно становилась прекрасной стартовой площадкой для будущего карьерного роста, и Саша, конечно, не упустил такой возможности.

Благодаря своей работоспособности и добросовестности он очень скоро превратился из инструктора в секретаря райкома. Агрономия в его жизни отошла на второй план, а деятельность среди районной молодежи закипела с еще большим размахом. Но лишь на какое-то время.

Совсем молоденькая в те годы Люся (Дубчак) после переезда из Андрушек сначала была устроена в 6-й класс одной из школ Дарницкого района Киева. Но ездить туда было очень далеко, а условия в школе оказались откровенно неважными. Поэтому прямо посреди первого учебного года (1960/61) ее перевели сначала в школу Великой Александровки (добираться до которой тоже было довольно далеко и крайне не удобно - приходилось ходить пешком, да еще и через железнодорожные пути), а затем и в одну из Бориспольских школ (Эта информация требует уточнения).

 
  Наверх
Киевский институт народного хозяйства (1962-1968)  
 

Постепенно работа в райкоме стала угнетать Александра, потому что вместо самой работы с молодежью на первый план здесь вышли формально-бюрократические стороны деятельности комсомола: совещания, собрания, конференции, мероприятия, планы, отчеты. Телефонные звонки, вызовы на инструктажи в райком партии или обком комсомола и тому подобные контакты с начальством были совсем не тем делом, которым он с энтузиазмом занимался в "Бортничах", на общественных началах. Кроме того, всколыхнуть молодежь каждого села района, в массе - инертную и давно разуверившуюся в искренности партийно-комсомольских лозунгов, было невозможно.

И спустя два с половиной года, в 1962 году, он с "высочайшего позволения" оставил работу в комсомоле и, заручившись рекомендациями райкома, поступил на учебу в Киевский институт народного хозяйства (КИНХ). У него к тому времени было больше 4 лет производственного стажа (в т.ч., и престижного - в комсомольских органах), так что поступить было не особенно сложно. Не обошлось это и без благотворного влияния дяди Миши.

В институте активность Саши приобрела второе дыхание, здесь он быстро завоевал всеобщую известность, популярность и уважение.

К началу этого учебного года трудовой стаж Галины Дубчак едва только начал накапливаться, поэтому о ее поступлении в вуз опять не было даже и речи.
Такой же ситуация оставалась и через год, поэтому Галя продолжала спокойно работать в торговле, постепенно обзаводясь постоянными покупателями и многочисленными знакомыми.

Зато в следующем, 1963 году, произошли заметные изменения.

Люся перешла в 9-й класс. На занятия ей теперь приходилось ездить на рейсовом автобусе Киев - Борисполь. (Закончила школу она в 1966 году, отучившись 11 классов).

Затем, по совету тети Александры Евгеньевны, работавшей к тому времени завхозом в школе-интернате № 3 (располагавшейся где-то в районе Львовской площади), на ту же работу перешла и Галя (в октябре 1963). Ее здесь приняли на должность кассира-счетовода.

А вот летом 1964 года, когда трудовой стаж Гали уже составлял 2,5 года, она пошла по стопам брата и подала документы на вступление в КИНХ.

Активное участие в подготовке Гали к вступительным экзаменам принимал Саша. Во-первых, он натаскивал ее по предметам, по которым проводились приемные экзамены, в частности, по географии(!). Во-вторых, косвенно помогал он ей и своим именем, к тому времени звучавшим в институте уже довольно весомо. (Он и здесь был активным комсомольцем и спортсменом).

 
.

Галя успешно сдала вступительные экзамены, в основном, на четверки (хотя хватило бы и троек). И 25 августа 1964 года получила студенческий билет и место в общежитии. Правда, в комнате казарменного типа, примерно на 30 человек. Но Галя с удовольствием поселилась именно здесь, чтобы поскорее обзавестись новыми подругами и выполнять домашние задания вместе с ними.

В институте Галя приобрела и свою лучшую, в итоге, подругу - Тому Дунайскую, "комсомолку, спортсменку и, наконец, просто красавицу". Она училась в параллельной группе, играла за сборную института по нескольким видам спортивных игр, была легкоатлеткой-разрядницей. Жила она (с родителями) по ул.Тампере (между метро "Левобережная" и Ленинградской площадью). А через десять лет стала подружкой-свидетельницей на свадьбе Гали.

.
 

Все лекции, практические занятия и семинары Галя посещала без каких-либо пропусков, всегда старалась садиться в первом ряду, рядом с отличниками, и тщательно конспектировала каждую фразу преподавателей. Довольно часто задавала вопросы по изучавшимся темам. Тем самым она запоминалась преподавателям с положительной стороны еще по ходу семестра. А если к этому добавить еще ее довольно приятную внешность и аккуратно-кокетливую форму поведения, то становится нетрудно понять, почему на экзаменах она почти всегда имела гарантированную оценку не ниже "хорошо" (это эквивалент 4 баллов при 5-бальной системе). Помогала учебе и память, натренированная в детские и юношеские годы изучением наизусть сотен стихов.

В дальнейшем учеба Гали в КИНХ'е примечательна двумя самыми заметными событиями: работой на полставки в библиотеке института (1965 - 1966) и переходом на вечернее отделение на последнем курсе.

 
  Наверх
Конец учебы (1966-1968)  
 

Саша окончил институт в октябре 1966 года. Интересной особенностью завершающего этапа его учебы стало заблаговременное поступление в институт заявки на экономистов от Министерства культуры Украины, причем, его кинематографического главка. Все выпускники этого потока были распределены по киностудиям Украины.

Как раз в год окончания учебы Саши в институте, Люся окончила школу (1966). И сразу встал вопрос о ее трудоустройстве.
По соседству с домом Дубчаков, на ближайшем к ним участку дач (коллективных садов Минсельхоза Украины), проживала одна женщина, которая покупала молоко у Екатерины Евгеньевны. Она и взялась решить вопрос устройства Люси на работу. Уверяла, что работа будет очень хорошей - интересной и выгодной.
В итоге Люся была взята продавцом в очень престижный тогда дегустационный магазин "Троянда Закарпатья", расположенный в самом центре Киева, на ул.Красноармейской, напротив кинотеатра "Киев", торгующий закарпатскими винами на розлив.

Однако иллюзии об удачном трудоустройстве Люси очень быстро испарились. Все работники магазина, начиная от уборщиц, бессовестным образом разбавляли вино в бочках, воруя из них исходный продукт прямо ведрами. И восполняли убыль остававшегося объема ведрами воды.
Когда покупатели начали высказывать претензии по качеству вина Люсе, разносившей его по дегустационному залу, она была крайне удивлена этим и обратилась к заведующей.
- Делай, как все и молчи. Или уходи, - ответила та.
Люся предпочла уволиться.

Новое трудоустройство произошло довольно скоро, и опять через одного из обитателей дач. Этот взялся устроить Люсю на работу в приличное место. И таки сдержал свое слово.
И вскоре Люся стала работать помощницей секретаря заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Украины. И прекрасно справлялась с новой и довольно ответственной работой. Узнала и дорогу в спецраспределитель. Но, конечно, оставалась девушкой на побегушках. (Примерно, до 1969 года).

Ее сестра Галя в 1967 году перевелась на вечернее отделение своего института, и по ходатайству того же соседа по даче, который устроил в МЖКХ Люсю, устроилась на работу старшим техником отдела экономики Киевского научно исследовательского и конструкторско-технологического института городского хозяйства (НИКТИ ГХ). Ее приняли на эту должность, потому что она перешла уже на последний курс учебы в институте. Это позволило ей приступить к работе по специальности экономиста и начать получать зарплату. А институт Галя окончила уже в следующем, 1968 году.

Их двоюродная сестра Люся Бублей ("бывшая" Елена), дочь Александры Евгеньевны, 1945 г.р., окончила школу в 1963 году (между Галей и Люсей Дубчак). Сходу в институт не поступила (хотя и пыталась), поэтому, чтобы заработать на жизнь, занялась перепродажей (на языке того времени - спекуляцией) дефицитных товаров, привозимых ею из Москвы, и фарцовкой (спекуляцией товаров, покупаемых у туристов-иностранцев). Все эти "деяния" тогда считались преступлениями и были чреваты уголовными наказаниями. Тем более, что Люся продвинула свою деятельность и за рубеж, куда тогда практически никого не выпускали. Но Люся умела решать вопросы, где-то деньгами, а где-то своим изрядным девичьим обаянием (а она одно время гремела на весь Крещатик и, называя вещи современными словами, управляла всей его "тусовкой"). Моталась за товарами в Чехословакию, Югославию, еще куда-то...

В следующем году она фиктивно устроилась на какую-то стройку грузчицей-такелажницей, за зарплату, которую и не думала получать. Не думала она тогда еще и о трудовом стаже. Ей просто нужна было справка с места работы. (Это позволяло работающей молодежи поступать на заочные отделения вузов).

 
.

И в следующем, 1964 году, Елена/Люся поступила таки на первый курс заочного отделения все того же КИНХ'а (синхронно с Галей). Поступлению и последующей учебе помогла и ее прекрасная спортивная форма - она потом играла в сборной команде института по волейболу. В 1968 году ее обучение в вузе тоже (как и Галино) закончилось.

Двоюродный брат всех вышеупомянутых, Александр Бублей, сын дяди Миши и тети Гали, 1947 г.р., закончил школу в 1965 году, после 11 классов. Учился он неплохо, но особого интереса к учебе не проявлял. И то ли не поступил сразу в институт, то ли вообще даже не пытался этого делать. И только когда из военкомата пришла повестка о его призыве в армию (а он ведь как раз достиг своего 18-летия), дяде Мише пришлось побегать по инстанциям и оборвать кучу телефонов.

.
 

В итоге Шурика приняли безо всяких вступительных экзаменов(!) во все тот же КИНХ (как будто в Киеве других институтов вообще не существовало!), в качестве вольного слушателя. Тем не менее, так как он стал учиться на стационаре (на один курс позже Гали), вопрос о его призыве в армию автоматически отпал.

Шурик, будучи на два года моложе Люси Бублей, все время тянулся в ее компанию и находился под сильным ее влиянием. Компания была шумной, не в меру веселой и беззаботной. По крайней мере, выглядела такой. Наркотиков тогда еще не было, поэтому мелкие проблемы "решались" через алкоголь.

В 1968 году, ранней осенью, в "бархатный" сезон, родители Шурика уехали отдыхать к морю, в Крым, и вся Люсина компания на несколько дней ввалилась в его квартиру. Веселились, слушали музыку, пели под гитару, танцевали, выпивали. Не веселилась только временно остававшаяся на правах хозяйки квартиры Валя, племянница дяди Миши из Узина, дочь Петра и Ксении, жившая некоторое время в семье Бублеев-киевлян. Она была на 5-8 лет старше по возрасту (примерно 1941 г.р.), чем любой в компании, собравшейся в то время для веселья.

 

Галя Дубчак была занята на работе, на которую только недавно устроилась, а в любое свободное от работы время моталась в Чубинку, помогать родителям (копаться в огороде, косить сено, пасти корову), поэтому в гуляниях участия не принимала.

К концу затянувшегося на пару недель веселья Шурику вдруг пришла в голову идея проведать свою возлюбленную, Свету, бывшую одноклассницу, в эти дни находившуюся (как и почти все другие студенты страны в сентябре) на "отработке" в подшефном совхозе, где-то под Переяславом-Хмельницким.

Помочь реализовать эту идею вызвался друг Шурика, живший в соседнем подъезде. Он был готов выехать в любую минуту, ведь у него был свой мотоцикл! Вывалились на улицу, завели мотор, с шиком сорвались с места…

.
 

Из поездки ребята живыми не вернулись. В случившемся на трассе ДТП друг погиб на месте, а за жизнь Шурика еще три дня боролись врачи реанимационного отделения Бориспольской больницы. Но он так ни разу и не пришел в сознание. Ему тогда был 21 год.

Глубоким расследованием обстоятельств этого ДТП Бублеи не занимались, так как было известно, что ребята были выпившими, и что к происшествию, якобы, имела отношение какая-то черная автомашина. Скорее всего, высокого начальства.

 
  Наверх
"Трудовые резервы". Артистка из народа (1960-1970)  
 

До поры, до времени Галя проявляла присущие ей с рождения артистические задатки, в основном, перед родными и близкими, а вместе с Сашей (позже) - еще и в составе культбригады, созданной им в совхозе. Саша играл на многих инструментах, с детства чудил в костюме клоуна (который ему пошила мама), показывал фокусы.

 
.

Но вот в начале 60-х годов Сашин друг Женя Прудченко (уже упоминавшийся ранее Галин "жених", на фото слева - в свои армейские годы), студент театрального института, показал Галю своему знакомому режиссеру Глебу Рудневу, который был тогда руководителем театральной студии при ДК "Трудовые резервы" (на бульваре Шевченко, возле площади Победы). Тот без излишней волокиты проверил Галю, оценил ее память (Галя читала на память сотни стихотворений и прозу самых разных авторов), поставленный голос, четкую дикцию с прекрасным русским произношением, умение непринужденно держаться перед публикой. И сразу взял ее в свой коллектив.

Спустя совсем недолгое время Галя была уже ведущей артисткой этого самодеятельного театра, играла главные роли почти во всех его спектаклях, к примеру, роль Прони Прокоповны в пьесе Старицкого "За двумя зайцами". (Частым гостем студии был и Саша Дубчак, хотя он так и не вошел в ее состав).

 

Глеб Николаевич протежировал Галю, благодаря чему она вскоре стала вести концерты, в которых принимали участие самые известные на тот момент украинские исполнители: Евгения Мирошниченко, Николай Ворвулев, Анатолий Соловьяненко и другие. (Последний вообще был едва ли не другом наших Дубчаков, так как его жена училась в институте в одной группе с Сашей).

Галя становилась довольно востребованной в мире искусств. В частности, она была ведущей концертов украинских деятелей искусств в Кремлевском Дворце съездов в Москве в 1967 году, продолжавшихся более недели.

 
 

Вместе с Сашей они были приглашены в качестве ведущих какой-то молодежной развлекательной программы на украинское телевидение (тогда в Киеве был еще только один телевизионный канал).

 

Одновременно Галя с огромной отдачей выкладывалась в хореографической студии при Киевском государственном университете. (Впоследствии это отразилось и на судьбе ее дочери Юлии).

Во время учебы в КИНХ'е Галина вместе со своей подругой-одногрупницей Людмилой Феськовой были самоотверженными театралками. Билеты они покупали самые дешевые, на самом верхнем балконе, по 50 копеек. Высматривали сверху свободные места в партере и в перерыве опускались в зал. Не было ни одного спектакля или концерта в ведущих театрах (оперы и балета, русской драмы, украинской драмы) и концертных залах Киева (консерватория, филармония, Октябрьский ДК), который они бы не посетили. (Это не преувеличение! Ведь спектакли во всех театрах многократно повторялись, а концертов тогда было совсем немного).

 

Трудно даже понять, каким образом в итоге Галя оказалась в экономике, а не в искусстве.

.
Людмила Феськова 
 
  Наверх
Самый большой успех кинематографической Украины (1966-1980)  
 

В 1966 году, сразу после окончания института, Александр Дубчак распределился на работу на Киевскую студию научно-популярных фильмов (КСНПФ).
Создание и становление этой студии происходило в течение 1941 - 1954 года, но только в 1966 - 1967 гг. ею был достигнут первый серьезный успех. Снятый здесь фильм "Гимнасты" получил сразу три первых премии на международных кинофестивалях спортивных фильмов (в Москве, Оберхаузене и Кортина д'Ампеццо).

Это и многие последующие достижения студии принято связывать с фамилией ее нового на тот момент директора Бориса Остахновича. Но давайте присмотримся к дальнейшему пути этого творческого коллектива.

Сразу после прихода Дубчака на студию он, как экономист и лицо, имеющее определенный опыт управленческой деятельности, был назначен на должность директора фильма (по сути - обычного организатора-администратора съемок) только задумывавшейся тогда работы "Язык животных". Сценаристом фильма был Юрий Аликов, режиссером-постановщиком Феликс Соболев. Снимали фильм Л.Прядкин и Э.Губский.

 
Съемочная группа
Творческие размышления
Подготовка эксперимента
Поиск общего языка

Александр Дубчак не только организовывал съемки многих видов животных в зоопарках и дикой природе (муравьи, пчелы, домашние птицы, шимпанзе), добивался (и добился) разрешения съемок засекреченных тогда ВМФ СССР опытов с дельфинами, но и активно вмешивался в постановочный процесс, сам придумал большое количество интересных сцен и зрелищных экспериментов.

Попутно он, конечно, занимался и своими прямыми обязанностями: всеми вопросами транспорта, снабжения, медицинского обеспечения и питания съемочной группы в Батилимане и закрытой тогда зоне моря и побережья в районе Севастополя - бухте Казачьей.

Довольно длительное время все жили в палатках, прямо на морском берегу. Саша прихватил на съемки и свою сестру Люсю, которую затем надолго сменила Галя. (Люся была связана работой, а Галя была на летних каникулах).

Съемки и монтаж были завершены в 1967 году. В итоге фильм получился небывало интересным и сенсационно удачным. О нем тогда говорили все, и, пожалуй, не было в стране человека, который бы его не видел. Ведь его показывали и по телевидению, и в специализированных кинотеатрах для хроникально-документальных фильмов, и на так называемых удлиненных сеансах при показе обычных художественных кинофильмов.

Фильм "Язык животных" в течение нескольких ближайших лет был представлен на 14 международных кинофестивалях, и на ВСЕХ их (без исключения!) он получал награды, в т.ч., занимая первые (четыре раза) или вторые (два раза) места.

 

Спустя три года, как бы в продолжение темы, тем же творческим коллективом был снят фильм "Думают ли животные?" Только теперь, за счет успеха первого фильма и авторитета съемочной группы, к съемкам "примазались" несколько московских НИИ Академии наук СССР, ВДНХ СССР, МГУ, КГУ, Берлинский университет, Московский и Берлинский зоопарки, немецкая киностудия DEFA.

Этот фильм получил награды "всего" на трех международных кинофестивалях (причем, две из них - первых).

Немного позже, в 1972 году, за оба этих фильма об интеллекте животных авторам была присуждена Государственная премия СССР. А престиж лауреатов такой премии тогда был гораздо выше, чем, к примеру, нынешних депутатов парламента.

Александр Дубчак к тому времени работал уже заместителем директора киностудии.

.
 

В 1970 году на студии был снят еще один нашумевший фильм - "Индийские йоги - кто они?" (режиссер А.Серебреников). Съемки проводились в Индии, Болгарии и многих научных учреждениях и клиниках СССР. Но этот фильм широкого международного признания не получил.

В последующие годы на студии снималось в среднем по 2-3 фильма, но такого успеха, как первые фильмы, к которым был причастен А.Дубчак, больше не было. Самые интересные среди них "Николай Амосов" (1971), "Компьютер и загадка Леонардо" (1974), "На прицеле ваш мозг" (1984). В одном из фильмов студии (об опасности заболевания детей корью) снималась четырехлетняя Юлия Великоиваненко (дочь Гали и автора данной семейной повести).

 

Стоит упомянуть и огромную работу анимационного отделения киностудии, самыми известными работами которого стали многосерийные приключения казаков и "Приключения капитана Врунгеля".

Примерно с 1969 года по 1980 (до рождения сына Жени) на студии работала и Люся, сестра Саши, сначала монтажницей, потом - монтажером-ассистентом режиссера. Устроил ее на работу, конечно, Саша. Люся была очень известной, яркой и популярной на студии личностью. Старательной и трудолюбивой.

В разные годы на студии работали (и были в подчинении Дубчака) Анатолий Борисюк (друг Саши и Люси Дубчак, теперь - известный тележурналист) и Александр Роднянский (нынешний украинский и российский медиамагнат).

Люся в образе кающейся Магдалины

.
 
  Наверх
   
Предыдущая глава
Следующая глава